Файл: Материалы учебной практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Задание 3.2 Определение методологической основы исследования

«Методологическая основа исследования»


Уровень методологии исследования

Методологическая основа для изучения проблемы исследования

Авторы

Ссылка на источник

Подходы к изучению проблемы исследования

Деятельностный

Личностно-ориентированный








Теории

Теории об особенностях психического развития дошкольников


Л.С. Выготский,

Л.А. Венгер,

А.В.Запорожец,

М.И. Лисина,

В.С.Мухина,

А.А.Смирнова, Г.А. Урунтаевой.




Концепции

Концепции развития памяти


П.П. Блонский,

Л.С. Выготский,

К. Клацки,

К. Левина,

А.Р. Лури,

С.Л. Рубинштейн,

Д.Б. Эльконин,

Г. Эббингауз




Методы и технологии работы в рамках предмета исследования (вписать предмет исследования)

Теоретические методы: сбор, анализ и обобщение теоретических данных, психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта по теме исследования.

Эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, методы исследования образной памяти детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: память младших школьников и возможности ееразвития средствами мнемических приемов запоминания.







Методы сбора данных об изучаемом явлении (авторские методики)

Методика «Запомни и нарисуй», цель- диагностика зрительной памяти;

Методика «Образная память», цель — диагностика наглядно — образной памяти;

Методика 10 слов, цель -диагностика слуховой памяти

Методика «Запомни рисунки», цель — определение объема кратковременной образной памяти.

Д. Векслера


Л.Ф. Симоновой

А.Н. Леонтьева

Р.С. Немов

Тест Векслера/Детский вариант/Общие

правила проведения тестирования

Симонова, Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет / Л.Ф. Симонова. - Ярославль: Акад. развития, 2000. - 141 с.: ил.

Леонтьев, А.Н. Лекции об общей психологии / А.Н. Леонтьев, 2019. – 352 с.



Задание 3.3 Составление глоссария ключевых понятий исследования

Тема исследования: Мнемотехники как средство развития образной памяти дошкольников


Понятия исследования

Автор

Источник

Дошкольный возраст – это период активного познания окружающего

мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и

социальном мире, развитие познавательных способностей.

Козаренко В. А.

Учебник мнемотехники. Система запоминания

«Джордано». Москва: Самиздат – 2007  350 c.

Память - это психический процесс, который проявляется в способности человека сохранять свой прошлый опыт, а также позволяющий повторно применить его в своей жизни и деятельности.

Т.Д. Марцинковской.

Психология развития / Под ред.– М.: Академия, 2001. – 372 с.


Запоминание - это процессы памяти, в результате которых происходит закрепление нового материала путем связывания его с приобретенным ранее

И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин.

Возрастная и педагогическаяпсихология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 368 с.


Мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Козаренко В.А.


Учебник «Мнемотехника» Москва-2007-17с.

Мнемотехнические приемы запоминания – это такие специальные приемы, которые призваны облегчить процесс запоминания.

Козаренко В.А.


Учебник «Мнемотехника» Москва-2007-17с.

Задание 3.4 Разработка системы критериев для оценки уровня развития ребенка по исследуемым параметрам

Тема исследования: Мнемотехники как средство развития образной памяти дошкольников

Критерии оценки и уровни развития памяти у детей старшего дошкольного возраста


Критерии оценки

Показатель /содержание задания

Показатели по уровням

Высокий

Средний

Низкий

Объем памяти

количество объектов для запоминания

8-10

5-7

1-4

Зрительная память

количество правильно воспроизведенных геометрических фигур;

отсутствие ошибок при воспроизведении.

8-10

5-7

1-4

Слуховая память

количество правильно воспроизведенных на слух слов;

отсутствие ошибок

8-10

5-7

1-4

Словесно-логическая память

осмысленность запоминания;

использование при воспроизведении смысловой связи между словами;

количество правильных воспроизведенных слов.

8-10

5-7

1-4


Задание 3.5 Составление таблицы компетенций педагогов для осуществления образовательной деятельности в исследуемой области со всеми субъектами образовательного процесса.


Индикаторы компетенций

Содержание компетенции

Когнитивный компонент компетентности в области развития /формирования изучаемого явления у детей

Знает:

  • знание общих принципов изучения педагогических явлений воспитания и обучения, закономерностей социализации воспитания и обучения (методологические знания);

  • знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста (теоретические знания);

  • знание методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста (методические знания);

  • знание способов и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста (технологические знания).

Деятельностный компонент компетентности в области развития /формирования изучаемого явления у детей

Умеет:

  • поставить цель и осуществить результативное действие. Соответственно и право реализации собственных целей самостоятельно выбранными способами в самостоятельно выбранных партнёрствах и с собственными результатами;

  • поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими людьми.

Поведенческий компонент компетентности в области развития /формирования изучаемого явления у детей

Применяет в деятельности:

  • сбор информации о ребенке; наблюдает; беседует с детым, родителями и специалистами; анализирует продукты детской деятельности, проводит диагностические процедуры в соответствии с рекомендациями реализуемых программ ДОУ определенною вида. Регистрирует полученную информацию в дневнике или в карте развития ребенка;

  • принимает участие в деятельности коллектива, делится опытом и информацией с членами педагогического коллектива, обобщает и представляет на различных уровнях профессионально-педагогический опыт. Реализует проекты ДОУ, направленные на развитие его приоритета;

  • разрабатывает и реализует программу профессионального развития с учетом вида ДОУ. Использует потенциал коллег, консультантов, экспертов, преподавателей курсов повышенияквалификации.

Когнитивный компонент компетентности в области взаимодействия с родителями воспитанников для развития /формирования изучаемого явления у детей

Знает:

  • о семье

  • об особенностях семейного воспитания

  • о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания

  • о методах изучения семьи

  • о современных формах организации общения

  • о методах активизации родителей.

Деятельностный компонент компетентности в области взаимодействия с родителями воспитанников для развития /формирования изучаемого явления у детей

Умеет:

  • преодолевать психологические барьеры общения;

  • владеть методами изучения семьи;

  • прогнозировать результаты развития ребенка в семье;

  • ориентироваться в информации;

  • конструировать программу деятельности с родителями;

  • организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями.

Поведенческий компонент компетентности в области взаимодействия с родителями воспитанников для развития /формирования изучаемого явления у детей

Применяет в деятельности:

  • всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении;

  • стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей;

  • находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе;

  • давать родителям возможность высказаться, не перебивая их;

  • быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта;

  • в сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Когнитивный компонент компетентности в области создания РППС для развития /формирования изучаемого явления у детей

Знает:

  • нормативно-правовые документы, научно-методической литературы, интернет ресурсов;

  • РППС групп.

Деятельностный компонент компетентности в области создания РППС для развития /формирования изучаемого явления у детей

Умеет:

  • определять уровень методического взаимодействия с воспитателем;

  • составлять план методических мероприятий с воспитателями для формирования.

Поведенческий компонент компетентности в области создания РППС для развития /формирования изучаемого явления у детей

Применяет в деятельности:

  • анкетирование воспитателей;

  • реализацию плана работы с родителями;

  • разработку моделей построения РППС групп с учетом ООП воспитанников;

  • пополнение информационно-методической базы методического кабинета;

  • внесение изменений в РППС групп с учетом психофизических и индивидуальных особенностей воспитанников.



Задание 3.6 Разработка экспертного листа для оценки развивающей предметно-пространственной среды ДОО в области исследуемой проблемы
Представьте перечень материалов, оборудования необходимых для оптимальных условий развития/формирования изучаемого явления из обязательного Перечня и вариативного оборудования и материалов, рекомендованных в изученной вами литературе по теме курсовой работы.


Требование к РППС

Объект оценки

Критерий оценки

1.Насыщен­ность и полифункциональность среды

Наличие в группе не менее 5 модулей пространства рабочего сектора, обеспечивающих познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами в соответствии с ООП ДОО.

2 балла

Наличие в группе 4 модулей пространства рабочего сектора, частично обеспечивающих познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами в соответствии с ООП ДОУ.


1 балл

Минимальное зонирование (менее 4 модулей пространства рабочего сектора), слабо обеспечивающих познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование в соответствии с ООП ДОУ.

0 баллов

Наблюдение за игровым пространством не затруднено.

- Пространство организовано так, что достаточно места для осуществления одновременно нескольких форм активности различными группами воспитанников (центры не «конкурируют» по территории)

- В оформлении модулей присутствуют детские работы.

- Количество книг достаточно для воспитанников (списочная численность/2).

- Книги разнообразны по тематике и жанру, художественной форме (проза/поэзия/комикс) и соответствуют уровню развития и интересам воспитанников.

- Книги и наглядные материалы отражают и поддерживают текущую деятельность группы.

- Наглядные/раздаточные/дидактические материалы разнообразны и соответствуют уровню развития и интересам воспитанников.

- В среде отражены записи речи воспитанников («цитатники» дня, записи диалогов и монологов, в рукописном и машинописном вариантах, записки воспитанников родителям).

- Доступно много различных материалов по математике, соответствующих уровню развития детей (напр., материалы для счета, измерения, изучения формы и т.д.).

- Доступны крупные кубики, в том числе изготовленные вместе с воспитанниками.

- Доступны коллекции разнообразных материалов для конструирования (с разными механизмами скрепления, из разных материалов и др.) и развития мелкой моторики (бусы, колышки, пазлы…)

- Обеспечены возможности для безопасных игр с песком и водой (расположение центров, наличие песка и воды в них).

- Доступны разнообразные игрушки для этих игр (совки, воронки, формочки, лейки, плавучие и тонущие предметы и др.).

- В модулях, обеспечивающих наблюдение за живой/неживой природой, экспериментирование, представлены коллекции природных объектов, живых существ (комнатных растений), книги/игры/игрушки, связанные с природой, экспериментированием (магниты, увеличительные стекла, предметы с различными сенсорными свойствами и др.).

- Материалы среды позитивно демонстрируют разнообразие (напр., людей разных этнических групп, культур, возрастов, полов, способностей).

- В оформлении пространства модулей используются фотографии (иные изображения) активностей воспитанников, связанных с познавательной деятельностью и экспериментированием, в том числе и на улице.

- В оформлении пространства модулей используются фотографии (иные изображения) активностей воспитанников, в которых принимали участие родители.

Соответствие:

13-17 характеристикам – 2 балла

8-11 характеристикам 1 балл
менее 8 характеристик – 0 баллов

Наличие 3 центров деятельности активного сектора, обеспечивающих двигательную, игровую (ролевой игры) и музыкально-театрализованную деятельность, в соответствии с ООП ДОУ и возрастом воспитанников.

2 балла


Наличие 2 центров деятельности активного сектора, обеспечивающих двигательную, игровую (ролевой игры) и музыкально-театрализованную деятельность, в соответствии с ООП ДОУ и возрастом воспитанников.

1 балл


Менее 2 центров деятельности активного сектора, обеспечивающих двигательную, игровую (ролевой игры) и музыкально-театрализованную деятельность, в соответствии с ООП ДОУ и возрастом воспитанников.

0 баллов

Демонстрируемое оборудование способствует развитию разнообразных умений (лазание, баланс, бег, прыжки, вращение обруча, игра в мяч, метание предметов и др.).

- Использующееся оборудование соответствует способностям воспитанников и возможностям пространства (не представлено оборудование, на использование которого может быть наложен запрет в помещении группы).

- Для ролевых игр отведена четко ограниченная часть помещения с пространством для игры и для упорядоченного хранения реквизита.

- В зоне ролевых игр представлено не менее 2 тематических пространств, наполненных атрибутами, соответствующими теме (например, посуда, игрушечная мебель, куклы, домашняя одежда для темы «Дом»).

- В реквизите представлены атрибуты, позволяющие формировать половую идентичность (одежда и реквизит для традиционно женских и мужских занятий).

- В ролевых играх употребляется некоторый реквизит, характерный для разных культур (например, куклы различных этнических групп, этническая одежда и т.д.).

-Детям доступно много материалов для занятий музыкой, которыми они могут пользоваться в соответствии с возрастом (например, музыкальный уголок с инструментами, проигрыватель, реквизит для танцев).

- В среде представлены музыкальные инструменты (предметы, способные к звукоизвлечению), изготовленные воспитанниками.

-Наличие атрибутов театрализованной деятельности (ширма-занавес, куклы-перчатки, театральные костюмы и др.), в том числе изготовленных вместе с воспитанниками.

- В оформлении пространства модулей используются фотографии (иные изображения) активностей воспитанников, связанных с физкультурой и спортом/музыкой/театрализацией/ ролевыми играми, в том числе и на улице.

- В оформлении пространства модулей используются фотографии (иные изображения) активностей воспитанников, в которых принимали участие родители и /или представители профессий/ деятели искусства (музыканты, актеры и пр.)

Соответствие:

8 - 11 характеристикам – 2 балла
5-7 характеристикам1 балл
менее 5 характеристик – 0 баллов

Наличие Центров (мест) отдыха и уединения и центра продуктивной творческой деятельности

2 балла

Наличие одного центра спокойного сектора

1 балл

Отсутствие центров продуктивной деятельности детей, отдыха и уединения.

0 баллов

Центр (место) для уединения не соседствует с активным сектором.

- Наличие в месте отдыха и уединения мягкой среды (подушки, ковры, мягкие игрушки и т.д.)

- Места для уединения легко просматриваются персоналом (или существует социальное правило, которое описано в комментарии к слайду).

- В Центре (месте) уединения предусмотрены атрибуты для спокойной деятельности (игры/ игрушки/журналы/фотоальбомы и пр.).

- Воспитанникам доступны материалы для рисования, живописи, объемных изображений и иных видов творчества (аппликации, коллажи, оригами, квиллинг, вертикальное макетирование и др.)

- Демонстрируемые продукты деятельности связаны с текущей деятельностью группы.

- Некоторые продукты имеют характер групповой работы (по типу вклада в общий проект), некоторые – характер самостоятельной работы.

- Большинство демонстрируемых работ имеют характер индивидуального самовыражения (в выборе средства, манеры изображения и пр.)

- Созданы места экспонирования как плоскостных (изображения), так и объемных работ (поделок, моделей, конструкций).

Соответствие:

7 - 9 характеристикам – 2 балла

5-7 характеристикам – 1 балл
менее 5 характеристик – 0 баллов

  1. 2.1 Трансформируемость пространства РППС детьми

Наличие следов продуктивной деятельности данной группы детей с применением трансформируемых элементов (столы, стулья, мягкие игровые модули, коврики, ширмы и т.п.)

1 балл

Использование подручных материалов в символической (не свойственной им) роли

- Связь трансформации среды с тематикой текущей деятельности группы

Соответствие:

2-м характеристикам – 2 балла;

1-ой характеристике – 1 балл

2.2 Трансформируемость пространства РППС педагогом

Стеллажи с материалами для текущей деятельности не переполнены.
- Оформление пространства поддерживает текущую деятельность группы.

- Наглядность и «привязывающие» ко времени материалы (перекидные календари, календари природы, календари дежурств) обновлены.

- Педагогом организовано упорядоченное место хранения сменяемых материалов (без доступа к ним воспитанников).

Соответствие:

4-м характеристикам – 2 балла

2-м характеристикам – 1 балл

менее 2-х характеристик – 0 баллов

3.Доступ­ность

Центры для спокойных и активных игр размещены так, чтобы не мешать друг другу (например, пространство для чтения отделено от уголков для игры в кубики).

- Большинство демонстрируемых материалов находится на уровне глаз детей.

- Все материалы для свободной игры воспитанник может получить без помощи взрослого (не под замком, не на верхней полке, не в другом помещении).

- Стеллажи/контейнеры для хранения маркированы с применением не только терминов дидактики, но и «на детском языке» (маркировка позволяет воспитаннику понять, какой материал какого вида находится на хранении).

- Большинство демонстрируемых материалов представлено в количестве, равном не менее половины от числа воспитанников

- Обеспечена доступность к материалам-компаньонам (краски – баночки для воды – вода-кисточки - бумага и т.д.)

Соответствие:
5-6 характеристикам – 3 балла,
4-м характеристикам - 2 балла,
менее 4-х характеристик – 0 баллов.

4. Организация среды для диалога с родителями

Наличие информационного, консультационного и практического блоков

2 балла

Отсутствие одного или более блоков

0 баллов

Информационный блок:

- Наличие информации о текущей деятельности группы.

- Наличие информации-анонса о возможностях участия родителей в планируемой деятельности группы.

Консультационный блок:

– Предусмотрена возможность осуществления обратной связи (почта тревоги, сундучок вопросов, конверт «Нужен совет профессионала»).

- Наличие в пространстве, для организации обратной связи, выраженной установки на взаимодействие со всем персоналом ДОО, в том числе с администрацией (наличие отдельного почтового ящика и т.д. на каждого специалиста, наличие объявления о приеме вопросов всеми специалистами в одном почтовом ящике), информации об осуществлении обратной связи на сайте ДОО (обязательная ссылка на практику обратной связи и страницы группы на сайте ДОО предоставляется в критерии …)

- Представлены ответы на персональные вопросы родителей (в том числе, анонимные).

Практический блок:

- Организация пространства успеха и достижений воспитанников (заполняется воспитателями и родителями).

- Доступность этой информации для ребенка (находится на уровне глаз детей).

- Наличие организованного пространства для демонстрации продуктов детской деятельности в ДОО (для трансляции плоскостных и объемных работ);

- Организация пространства для трансляций семейных событий.

- Организация пространства для трансляции совместных активностей группы и родителей воспитанников.

Соответствие:

9-10 характеристикам – 2 балла;
7-8 характеристикам - 1 балл;

менее 7 характеристик – 0 баллов