ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 3.2 Определение методологической основы исследования
«Методологическая основа исследования»
Уровень методологии исследования | Методологическая основа для изучения проблемы исследования | Авторы | Ссылка на источник |
Подходы к изучению проблемы исследования | Деятельностный Личностно-ориентированный | | |
Теории | Теории об особенностях психического развития дошкольников | Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, М.И. Лисина, В.С.Мухина, А.А.Смирнова, Г.А. Урунтаевой. | |
Концепции | Концепции развития памяти | П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К. Клацки, К. Левина, А.Р. Лури, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Г. Эббингауз | |
Методы и технологии работы в рамках предмета исследования (вписать предмет исследования) | Теоретические методы: сбор, анализ и обобщение теоретических данных, психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта по теме исследования. Эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, методы исследования образной памяти детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: память младших школьников и возможности ееразвития средствами мнемических приемов запоминания. | | |
Методы сбора данных об изучаемом явлении (авторские методики) | Методика «Запомни и нарисуй», цель- диагностика зрительной памяти; Методика «Образная память», цель — диагностика наглядно — образной памяти; Методика 10 слов, цель -диагностика слуховой памяти Методика «Запомни рисунки», цель — определение объема кратковременной образной памяти. | Д. Векслера Л.Ф. Симоновой А.Н. Леонтьева Р.С. Немов | Тест Векслера/Детский вариант/Общие правила проведения тестирования Симонова, Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет / Л.Ф. Симонова. - Ярославль: Акад. развития, 2000. - 141 с.: ил. Леонтьев, А.Н. Лекции об общей психологии / А.Н. Леонтьев, 2019. – 352 с. |
Задание 3.3 Составление глоссария ключевых понятий исследования
Тема исследования: Мнемотехники как средство развития образной памяти дошкольников
Понятия исследования | Автор | Источник |
Дошкольный возраст – это период активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном мире, развитие познавательных способностей. | Козаренко В. А. | Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». Москва: Самиздат – 2007 350 c. |
Память - это психический процесс, который проявляется в способности человека сохранять свой прошлый опыт, а также позволяющий повторно применить его в своей жизни и деятельности. | Т.Д. Марцинковской. | Психология развития / Под ред.– М.: Академия, 2001. – 372 с. |
Запоминание - это процессы памяти, в результате которых происходит закрепление нового материала путем связывания его с приобретенным ранее | И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. | Возрастная и педагогическаяпсихология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 368 с. |
Мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. | Козаренко В.А. | Учебник «Мнемотехника» Москва-2007-17с. |
Мнемотехнические приемы запоминания – это такие специальные приемы, которые призваны облегчить процесс запоминания. | Козаренко В.А. | Учебник «Мнемотехника» Москва-2007-17с. |
Задание 3.4 Разработка системы критериев для оценки уровня развития ребенка по исследуемым параметрам
Тема исследования: Мнемотехники как средство развития образной памяти дошкольников
Критерии оценки и уровни развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Критерии оценки | Показатель /содержание задания | Показатели по уровням | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
Объем памяти | количество объектов для запоминания | 8-10 | 5-7 | 1-4 |
Зрительная память | количество правильно воспроизведенных геометрических фигур; отсутствие ошибок при воспроизведении. | 8-10 | 5-7 | 1-4 |
Слуховая память | количество правильно воспроизведенных на слух слов; отсутствие ошибок | 8-10 | 5-7 | 1-4 |
Словесно-логическая память | осмысленность запоминания; использование при воспроизведении смысловой связи между словами; количество правильных воспроизведенных слов. | 8-10 | 5-7 | 1-4 |
Задание 3.5 Составление таблицы компетенций педагогов для осуществления образовательной деятельности в исследуемой области со всеми субъектами образовательного процесса.
Индикаторы компетенций | Содержание компетенции |
Когнитивный компонент компетентности в области развития /формирования изучаемого явления у детей | Знает:
|
Деятельностный компонент компетентности в области развития /формирования изучаемого явления у детей | Умеет:
|
Поведенческий компонент компетентности в области развития /формирования изучаемого явления у детей | Применяет в деятельности:
|
Когнитивный компонент компетентности в области взаимодействия с родителями воспитанников для развития /формирования изучаемого явления у детей | Знает:
|
Деятельностный компонент компетентности в области взаимодействия с родителями воспитанников для развития /формирования изучаемого явления у детей | Умеет:
|
Поведенческий компонент компетентности в области взаимодействия с родителями воспитанников для развития /формирования изучаемого явления у детей | Применяет в деятельности:
|
Когнитивный компонент компетентности в области создания РППС для развития /формирования изучаемого явления у детей | Знает:
|
Деятельностный компонент компетентности в области создания РППС для развития /формирования изучаемого явления у детей | Умеет:
|
Поведенческий компонент компетентности в области создания РППС для развития /формирования изучаемого явления у детей | Применяет в деятельности:
|
Задание 3.6 Разработка экспертного листа для оценки развивающей предметно-пространственной среды ДОО в области исследуемой проблемы
Представьте перечень материалов, оборудования необходимых для оптимальных условий развития/формирования изучаемого явления из обязательного Перечня и вариативного оборудования и материалов, рекомендованных в изученной вами литературе по теме курсовой работы.
Требование к РППС | Объект оценки | Критерий оценки |
1.Насыщенность и полифункциональность среды | Наличие в группе не менее 5 модулей пространства рабочего сектора, обеспечивающих познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами в соответствии с ООП ДОО. | 2 балла |
Наличие в группе 4 модулей пространства рабочего сектора, частично обеспечивающих познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами в соответствии с ООП ДОУ. | 1 балл | |
Минимальное зонирование (менее 4 модулей пространства рабочего сектора), слабо обеспечивающих познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование в соответствии с ООП ДОУ. | 0 баллов | |
Наблюдение за игровым пространством не затруднено. - Пространство организовано так, что достаточно места для осуществления одновременно нескольких форм активности различными группами воспитанников (центры не «конкурируют» по территории) - В оформлении модулей присутствуют детские работы. - Количество книг достаточно для воспитанников (списочная численность/2). - Книги разнообразны по тематике и жанру, художественной форме (проза/поэзия/комикс) и соответствуют уровню развития и интересам воспитанников. - Книги и наглядные материалы отражают и поддерживают текущую деятельность группы. - Наглядные/раздаточные/дидактические материалы разнообразны и соответствуют уровню развития и интересам воспитанников. - В среде отражены записи речи воспитанников («цитатники» дня, записи диалогов и монологов, в рукописном и машинописном вариантах, записки воспитанников родителям). - Доступно много различных материалов по математике, соответствующих уровню развития детей (напр., материалы для счета, измерения, изучения формы и т.д.). - Доступны крупные кубики, в том числе изготовленные вместе с воспитанниками. - Доступны коллекции разнообразных материалов для конструирования (с разными механизмами скрепления, из разных материалов и др.) и развития мелкой моторики (бусы, колышки, пазлы…) - Обеспечены возможности для безопасных игр с песком и водой (расположение центров, наличие песка и воды в них). - Доступны разнообразные игрушки для этих игр (совки, воронки, формочки, лейки, плавучие и тонущие предметы и др.). - В модулях, обеспечивающих наблюдение за живой/неживой природой, экспериментирование, представлены коллекции природных объектов, живых существ (комнатных растений), книги/игры/игрушки, связанные с природой, экспериментированием (магниты, увеличительные стекла, предметы с различными сенсорными свойствами и др.). - Материалы среды позитивно демонстрируют разнообразие (напр., людей разных этнических групп, культур, возрастов, полов, способностей). - В оформлении пространства модулей используются фотографии (иные изображения) активностей воспитанников, связанных с познавательной деятельностью и экспериментированием, в том числе и на улице. - В оформлении пространства модулей используются фотографии (иные изображения) активностей воспитанников, в которых принимали участие родители. | Соответствие: 13-17 характеристикам – 2 балла 8-11 характеристикам – 1 балл менее 8 характеристик – 0 баллов | |
Наличие 3 центров деятельности активного сектора, обеспечивающих двигательную, игровую (ролевой игры) и музыкально-театрализованную деятельность, в соответствии с ООП ДОУ и возрастом воспитанников. | 2 балла | |
Наличие 2 центров деятельности активного сектора, обеспечивающих двигательную, игровую (ролевой игры) и музыкально-театрализованную деятельность, в соответствии с ООП ДОУ и возрастом воспитанников. | 1 балл | |
Менее 2 центров деятельности активного сектора, обеспечивающих двигательную, игровую (ролевой игры) и музыкально-театрализованную деятельность, в соответствии с ООП ДОУ и возрастом воспитанников. | 0 баллов | |
Демонстрируемое оборудование способствует развитию разнообразных умений (лазание, баланс, бег, прыжки, вращение обруча, игра в мяч, метание предметов и др.). - Использующееся оборудование соответствует способностям воспитанников и возможностям пространства (не представлено оборудование, на использование которого может быть наложен запрет в помещении группы). - Для ролевых игр отведена четко ограниченная часть помещения с пространством для игры и для упорядоченного хранения реквизита. - В зоне ролевых игр представлено не менее 2 тематических пространств, наполненных атрибутами, соответствующими теме (например, посуда, игрушечная мебель, куклы, домашняя одежда для темы «Дом»). - В реквизите представлены атрибуты, позволяющие формировать половую идентичность (одежда и реквизит для традиционно женских и мужских занятий). - В ролевых играх употребляется некоторый реквизит, характерный для разных культур (например, куклы различных этнических групп, этническая одежда и т.д.). -Детям доступно много материалов для занятий музыкой, которыми они могут пользоваться в соответствии с возрастом (например, музыкальный уголок с инструментами, проигрыватель, реквизит для танцев). - В среде представлены музыкальные инструменты (предметы, способные к звукоизвлечению), изготовленные воспитанниками. -Наличие атрибутов театрализованной деятельности (ширма-занавес, куклы-перчатки, театральные костюмы и др.), в том числе изготовленных вместе с воспитанниками. - В оформлении пространства модулей используются фотографии (иные изображения) активностей воспитанников, связанных с физкультурой и спортом/музыкой/театрализацией/ ролевыми играми, в том числе и на улице. - В оформлении пространства модулей используются фотографии (иные изображения) активностей воспитанников, в которых принимали участие родители и /или представители профессий/ деятели искусства (музыканты, актеры и пр.) | Соответствие: 8 - 11 характеристикам – 2 балла 5-7 характеристикам – 1 балл менее 5 характеристик – 0 баллов | |
Наличие Центров (мест) отдыха и уединения и центра продуктивной творческой деятельности | 2 балла | |
Наличие одного центра спокойного сектора | 1 балл | |
Отсутствие центров продуктивной деятельности детей, отдыха и уединения. | 0 баллов | |
Центр (место) для уединения не соседствует с активным сектором. - Наличие в месте отдыха и уединения мягкой среды (подушки, ковры, мягкие игрушки и т.д.) - Места для уединения легко просматриваются персоналом (или существует социальное правило, которое описано в комментарии к слайду). - В Центре (месте) уединения предусмотрены атрибуты для спокойной деятельности (игры/ игрушки/журналы/фотоальбомы и пр.). - Воспитанникам доступны материалы для рисования, живописи, объемных изображений и иных видов творчества (аппликации, коллажи, оригами, квиллинг, вертикальное макетирование и др.) - Демонстрируемые продукты деятельности связаны с текущей деятельностью группы. - Некоторые продукты имеют характер групповой работы (по типу вклада в общий проект), некоторые – характер самостоятельной работы. - Большинство демонстрируемых работ имеют характер индивидуального самовыражения (в выборе средства, манеры изображения и пр.) - Созданы места экспонирования как плоскостных (изображения), так и объемных работ (поделок, моделей, конструкций). | Соответствие: 7 - 9 характеристикам – 2 балла 5-7 характеристикам – 1 балл менее 5 характеристик – 0 баллов | |
| Наличие следов продуктивной деятельности данной группы детей с применением трансформируемых элементов (столы, стулья, мягкие игровые модули, коврики, ширмы и т.п.) | 1 балл |
Использование подручных материалов в символической (не свойственной им) роли - Связь трансформации среды с тематикой текущей деятельности группы | Соответствие: 2-м характеристикам – 2 балла; 1-ой характеристике – 1 балл | |
2.2 Трансформируемость пространства РППС педагогом | Стеллажи с материалами для текущей деятельности не переполнены. - Оформление пространства поддерживает текущую деятельность группы. - Наглядность и «привязывающие» ко времени материалы (перекидные календари, календари природы, календари дежурств) обновлены. - Педагогом организовано упорядоченное место хранения сменяемых материалов (без доступа к ним воспитанников). | Соответствие: 4-м характеристикам – 2 балла 2-м характеристикам – 1 балл менее 2-х характеристик – 0 баллов |
3.Доступность | Центры для спокойных и активных игр размещены так, чтобы не мешать друг другу (например, пространство для чтения отделено от уголков для игры в кубики). - Большинство демонстрируемых материалов находится на уровне глаз детей. - Все материалы для свободной игры воспитанник может получить без помощи взрослого (не под замком, не на верхней полке, не в другом помещении). - Стеллажи/контейнеры для хранения маркированы с применением не только терминов дидактики, но и «на детском языке» (маркировка позволяет воспитаннику понять, какой материал какого вида находится на хранении). - Большинство демонстрируемых материалов представлено в количестве, равном не менее половины от числа воспитанников - Обеспечена доступность к материалам-компаньонам (краски – баночки для воды – вода-кисточки - бумага и т.д.) | Соответствие: 5-6 характеристикам – 3 балла, 4-м характеристикам - 2 балла, менее 4-х характеристик – 0 баллов. |
4. Организация среды для диалога с родителями | Наличие информационного, консультационного и практического блоков | 2 балла |
Отсутствие одного или более блоков | 0 баллов | |
Информационный блок: - Наличие информации о текущей деятельности группы. - Наличие информации-анонса о возможностях участия родителей в планируемой деятельности группы. Консультационный блок: – Предусмотрена возможность осуществления обратной связи (почта тревоги, сундучок вопросов, конверт «Нужен совет профессионала»). - Наличие в пространстве, для организации обратной связи, выраженной установки на взаимодействие со всем персоналом ДОО, в том числе с администрацией (наличие отдельного почтового ящика и т.д. на каждого специалиста, наличие объявления о приеме вопросов всеми специалистами в одном почтовом ящике), информации об осуществлении обратной связи на сайте ДОО (обязательная ссылка на практику обратной связи и страницы группы на сайте ДОО предоставляется в критерии …) - Представлены ответы на персональные вопросы родителей (в том числе, анонимные). Практический блок: - Организация пространства успеха и достижений воспитанников (заполняется воспитателями и родителями). - Доступность этой информации для ребенка (находится на уровне глаз детей). - Наличие организованного пространства для демонстрации продуктов детской деятельности в ДОО (для трансляции плоскостных и объемных работ); - Организация пространства для трансляций семейных событий. - Организация пространства для трансляции совместных активностей группы и родителей воспитанников. | Соответствие: 9-10 характеристикам – 2 балла; 7-8 характеристикам - 1 балл; менее 7 характеристик – 0 баллов |