Файл: Тема Развитие системы знаний о государственном управлении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 1150
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В Конституции Российской Федерации (ст. 122) указывается, что судьи неприкосновенны.
Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах является открытым, заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три «ветви»:
1) конституционное правосудие;
2) общее правосудие;
3) арбитражное правосудие.
Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов; нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик; уставов, законов субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между субъектами РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный суд разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный суд решает исключительно вопросы права.
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля.
Функции (основные направления деятельности) Конституционного Суда РФ (ст. 125 Конституции РФ).
1. Разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам исключительного ведения РФ и вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ.
2. Разрешение споров о компетенции между органами государственной власти (органы власти РФ между собой, РФ и субъектов РФ, субъектов РФ между собой).
3. Проверка конституционности закона, примененного либо подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.
4. Официальное толкование Конституции РФ (только по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ).
5. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене либо совершении иного тяжкого преступления (только по запросу Совета Федерации).
6. Реализация права законодательной инициативы (по вопросам ведения Конституционного Суда РФ) — ст. 104 Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей (ч. 1 ст. 125 Конституции РФ). Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, приводятся к присяге Председателем Совета Федерации. Судьи делятся на 2 палаты (10 и 9 судей, Председатель и заместитель Председателя — в разных палатах), персональный состав палат определяется жеребьевкой (ст. 20 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»).
Из своего состава на пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи Конституционного Суда РФ выбирают Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителя, а также судью-секретаря. Ряд вопросов (в частности, разрешение дел о соответствии Конституции РФ конституций (уставов) субъектов РФ, официальное толкование Конституции РФ, решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой) решаются только на пленарном заседании Конституционного Суда РФ. Остальные вопросы могут быть рассмотрены за заседании палаты Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ финансируется на основании отдельной статьи федерального бюджета, сам занимается своим организационно-техническим и иным обеспечением.
Иные федеральные органы государственной власти с особым статусом и компетенцией
Счётная палата Российской Федерации— высший постоянно действующий орган внешнего государственного контроля (аудита) Российской Федерации.
Действует на основе Федерального закона 41-ФЗ[1], который содержит общие положения о данном органе, его составе и структуре, описывает содержание деятельности, функции, полномочия, обеспечение, а также организацию работы Счетной палаты.
Статус и основные правовые основы деятельности Счётной палаты Российской Федерации определяется:
-
Конституцией Российской Федерации[3]; -
Федеральным закон № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013[1] -
Бюджетным кодексом Российской Федерации[4].
В своей деятельности Счётная палата Российской Федерации руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы.
В рамках своих задач Счётная палата Российской Федерации обладает организационной и функциональной независимостью. Наделена правовым статусом юридического лица. Аудиторы имеют статус федеральных министров.
Счётная палата является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.
Счётная палата Российской Федерации осуществляет оперативный контроль:
-
за исполнением федерального бюджета, -
за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, -
за использованием кредитных ресурсов, -
за внебюджетными фондами, -
за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, -
за банковской системой (включая Банк России), -
проводит ревизии и проверки, -
проводит экспертизу и даёт заключения, -
информирует палаты Федерального Собрания.
Счётная палата Российской Федерации обладает некоторыми государственно-властными полномочиями:
-
имеет право направлять представления и предписания объектам контроля; -
по согласованию с Государственной Думой принять решение о применении бюджетных мер принуждения, при невыполнении или ненадлежащем выполнении её предписаний Коллегия Счетной палаты.
ЦИК РФ
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России, разг. также Центризбирком) — федеральный государственный орган Российской Федерации, формируемый в соответствии с избирательным законодательством, организующий проведение выборов и референдумов в стране. Действует независимо от других органов государственной власти в пределах своей компетенции.
ЦИК России осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ, обеспечивает подготовку и проведение выборов и референдумов, организует их финансирование и контролирует распределение бюджетных средств, осуществляет иные полномочия.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:
- осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
- организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;
- обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
- оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;
- осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;
- заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации и тд
Прокуратура РФ
Прокурату́ра Росси́йской Федера́ции — единая федеральная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»[1]. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие
[2]. В прокуратуре Российской Федерации предусмотрена федеральная военная, правоохранительная и гражданская государственная служба. Прокуратура должна осуществлять свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти.
Обладает правом законодательной инициативы на основании статьи 9 Федерального закона ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации»
Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, в которую входят[5]:
-
Генеральная прокуратура Российской Федерации -
Научные и учебные организации прокуратуры (в частности. Университет прокуратуры Российской Федерации) -
Прокуратуры субъектов Российской Федерации -
Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры) -
Военная прокуратура -
Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах) -
Редакции печатных изданий прокуратуры
Следственный комитет РФ
Сле́дственный комите́т Росси́йской Федера́ции (СК России) — федеральный государственный орган в Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Образован на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Начал свою деятельность 15 января2011 года[2]. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие[3]. Наделен правом производства предварительного расследования в форме предварительного следствия. В СК России, как в Прокуратуре Российской Федерации и МЧС России, предусмотрена военная, правоохранительная и федеральная гражданская госслужба. Руководителем является Александр Иванович Бастрыкин, который возглавляет комитет с 2011 года.
В единую централизованную систему СК России входят:
-
центральный аппарат; -
территориальные следственные органы (включая военные); -
образовательные учреждения системы Следственного комитета Российской Федерации; -
научные организации системы; -
организации и подразделения, созданные для выполнения задач, возложенных на СК России.