Файл: Тема Развитие системы знаний о государственном управлении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 1150

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В Конституции Российской Федерации (ст. 122) указывается, что судьи неприкосновенны.

Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах явля­ется открытым, заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизвод­ство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три «ветви»:

1) конституционное правосудие;

2) общее правосудие;

3) арбитражное правосудие.

Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конститу­ции Российской Федерации:

а) федеральных законов; нормативных актов Президента РФ, Со­вета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик; уставов, законов субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и орга­нами государственной власти субъектов РФ, договоров между субъек­тами РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный суд разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами госу­дарственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный суд решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд РФ является судебным орга­ном конституционного контроля.

Функции (основные направления деятельности) Кон­ституционного Суда РФ (ст. 125 Конституции РФ).

1. Разрешение дел о соответствии Конституции РФ феде­ральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, а также за­конов и иных нормативных актов субъектов РФ, из­данных по вопросам исключительного ведения РФ и вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешение споров о компетенции между органами го­сударственной власти (органы власти РФ между со­бой, РФ и субъектов РФ, субъектов РФ между собой).

3. Проверка конституционности закона, примененного либо подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и сво­бод граждан и по запросам судов.


4. Официальное толкование Конституции РФ (только по запросам Президента РФ, палат Федерального Собра­ния РФ, Правительства РФ, законодательных (пред­ставительных) органов государственной власти субъ­ектов РФ).

5. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государствен­ной измене либо совершении иного тяжкого преступ­ления (только по запросу Совета Федерации).

6. Реализация права законодательной инициативы (по вопросам ведения Конституционного Суда РФ) — ст. 104 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей (ч. 1 ст. 125 Конституции РФ). Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, приводятся к присяге Председателем Совета Федерации. Судьи делятся на 2 палаты (10 и 9 судей, Председатель и заместитель Пред­седателя — в разных палатах), персональный состав палат определяется жеребьевкой (ст. 20 Федерального консти­туционного закона «О Конституционном Суде РФ»).

Из своего состава на пленарном заседании Конститу­ционного Суда РФ судьи Конституционного Суда РФ вы­бирают Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителя, а также судью-секретаря. Ряд вопросов (в частности, разрешение дел о соответствии Конститу­ции РФ конституций (уставов) субъектов РФ, официаль­ное толкование Конституции РФ, решение вопроса о вы­ступлении с законодательной инициативой) решаются только на пленарном заседании Конституционного Суда РФ. Остальные вопросы могут быть рассмотрены за засе­дании палаты Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ финансируется на основа­нии отдельной статьи федерального бюджета, сам зани­мается своим организационно-техническим и иным обес­печением.

Иные федеральные органы государственной власти с особым статусом и компетенцией

Счётная палата Российской Федерации— высший постоянно действующий орган внешнего государственного контроля (аудита) Российской Федерации.

Действует на основе Федерального закона 41-ФЗ[1], который содержит общие положения о данном органе, его составе и структуре, описывает содержание деятельности, функции, полномочия, обеспечение, а также организацию работы Счетной палаты.

Статус и основные правовые основы деятельности Счётной палаты Российской Федерации определяется:



  1. Конституцией Российской Федерации[3];

  2. Федеральным закон № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013[1]

  3. Бюджетным кодексом Российской Федерации[4].

В своей деятельности Счётная палата Российской Федерации руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы.

В рамках своих задач Счётная палата Российской Федерации обладает организационной и функциональной независимостью. Наделена правовым статусом юридического лица. Аудиторы имеют статус федеральных министров.

Счётная палата является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

Счётная палата Российской Федерации осуществляет оперативный контроль:

  • за исполнением федерального бюджета,

  • за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга,

  • за использованием кредитных ресурсов,

  • за внебюджетными фондами,

  • за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью,

  • за банковской системой (включая Банк России),

  • проводит ревизии и проверки,

  • проводит экспертизу и даёт заключения,

  • информирует палаты Федерального Собрания.

Счётная палата Российской Федерации обладает некоторыми государственно-властными полномочиями:

  1. имеет право направлять представления и предписания объектам контроля;

  2. по согласованию с Государственной Думой принять решение о применении бюджетных мер принуждения, при невыполнении или ненадлежащем выполнении её предписаний Коллегия Счетной палаты.

ЦИК РФ

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России, разг. также Центризбирком) — федеральный государственный орган Российской Федерации, формируемый в соответствии с избирательным законодательством, организующий проведение выборов и референдумов в стране. Действует независимо от других органов государственной власти в пределах своей компетенции.

ЦИК России осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ, обеспечивает подготовку и проведение выборов и референдумов, организует их финансирование и контролирует распределение бюджетных средств, осуществляет иные полномочия.


Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:

- осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

- организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;

- обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

- оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

- осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;

- заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации и тд

Прокуратура РФ

Прокурату́ра Росси́йской Федера́ции — единая федеральная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»[1]. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие
[2]. В прокуратуре Российской Федерации предусмотрена федеральная военная, правоохранительная и гражданская государственная служба. Прокуратура должна осуществлять свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти.

Обладает правом законодательной инициативы на основании статьи 9 Федерального закона ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации»

Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, в которую входят[5]:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации

  • Научные и учебные организации прокуратуры (в частности. Университет прокуратуры Российской Федерации)

  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации

  • Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)

  • Военная прокуратура

  • Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах)

  • Редакции печатных изданий прокуратуры

Следственный комитет РФ

Сле́дственный комите́т Росси́йской Федера́ции (СК России) — федеральный государственный орган в Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Образован на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Начал свою деятельность 15 января2011 года[2]. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие[3]. Наделен правом производства предварительного расследования в форме предварительного следствия. В СК России, как в Прокуратуре Российской Федерации и МЧС России, предусмотрена военнаяправоохранительная и федеральная гражданская госслужба. Руководителем является Александр Иванович Бастрыкин, который возглавляет комитет с 2011 года.

В единую централизованную систему СК России входят:

  • центральный аппарат;

  • территориальные следственные органы (включая военные);

  • образовательные учреждения системы Следственного комитета Российской Федерации;

  • научные организации системы;

  • организации и подразделения, созданные для выполнения задач, возложенных на СК России.