Файл: Тема Развитие системы знаний о государственном управлении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 1151
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следственный комитет Российской Федерации осуществляет следующие функции:
Осуществление доследственной проверки по сообщениям о преступлениях, поступившим в СК России
Осуществление предварительного следствия по уголовным делам в соответствии с законодательством
Осуществление криминалистического сопровождения расследования преступлений
Осуществление судебно-экспертной деятельности
Осуществление процессуального контроля и проверок деятельности следственных органов
Другие функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Центральный Банк РФ
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — особый публично-правовой институт России, главный банк первого уровня. Главный эмиссионный и денежно-кредитный регулятор страны, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.
Основными целями деятельности Банка России являются:
-
защита и обеспечение устойчивости рубля (его покупательной способности; тем не менее о курсе по отношению к инвалютамникакой специальной задачи не ставится); -
развитие и укрепление банковской системы России; -
обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы; -
развитие финансового рынка России; -
обеспечение стабильности финансового рынка России.
Специально оговорено, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля, независимо от других органов государственной власти (часть 2). Эти функции, как указал
Конституционный суд Российской Федерации, «по своей природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения». Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с:
-
Конституцией Российской Федерации; -
Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; -
и иными федеральными законами.
Уполномоченный по правам человека в РФ
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное рассматривать жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом «е» ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:
-
восстановлению нарушенных прав, -
совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, -
развитию международного сотрудничества в области прав человека, -
правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся Гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.
Основные термины:
Система – это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов и явлений, а так же знаний о природе и обществе.
Система государственного управления- это организация государственного управления путем применения различных методов и способов, обеспечивающая выполнение государством своих функций.
Государственный орган- то организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, издающую правовые акты от своего имени, выполняющую функции, образование, структура и деятельность которой регламентированы правом.
Разделение властей- политико-правовая практика и теория, согласно которым правительственная власть должна быть распределена между независимыми друг от друга ветвями.
Глава государства- лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях.
Парламент- высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.
Исполнительно-распорядительный орган- органы, призванные обеспечивать реализацию политики государства и исполнение законов, принятых его представительными учреждениями. Их деятельность, как правило, осуществляется под контролем представительных органов.
Суд- орган государственной власти, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.
Иные федеральные органы государственной власти- к иным федеральным органам государственной власти относятся те органы, которые не входят ни в одну из ветвей власти.
Тема 4. Ресурсное обеспечение государственного управления
Основу государственного управления составляет наличие у государства определенных ресурсов, обеспечивающих его существование и развитие.
Под ресурсами с точки зрения государственного управления понимают совокупность реальных и потенциальных средств, ценностей, благ, резервов, имеющихся в наличии государства и используемых им для достижения целей развития страны.
Наличие ресурсов проявляется в материальных, интеллектуальных, организационных и духовно-нравственных возможностях государства, которыми оно располагает и может при необходимости воспользоваться.
Политические ресурсы государственного управления проявляются в совокупности таких составляющих как: во-первых, политические отношения; во-вторых, политическое сознание населения; в-третьих, политического сознание правящих кругов; в-четвертых, политические полномочия государственных органов; в-пятых, функции, выполняемые политическими партиями; в-шестых, иные гражданские институты. Совокупность указанных составляющих формирует политическую жизнь государства, оказывающую непосредственное влияние на государственное управление, в том числе при разработке программ целевого назначения, защите свобод и прав личности, а также надзоре за деятельностью органов государственного управления. Принудительно-силовые ресурсы представляют собой ресурсы вспомогательного характера. Однако их наличие обязательно в том случае, когда действие других ресурсов ослабевает. Принудительно-силовые ресурсы предназначены для проведения в жизнь решений, непопулярных среди населения или его отдельных слоев, но требуемых для обеспечения нормального развития государства и общества. Такие решения могут быть направлены на борьбу с преступностью, коррупционной деятельностью, бюрократией или злоупотреблениями властными полномочиями.
Социально-демографические ресурсы – это ресурсы высокого уровня уникальности, то есть население государства. Основу всего ресурсного обеспечения государственного управления составляет именно человеческий ресурс, посредством и силами которого формируются все остальные виды ресурсов, кроме природных, преобразование которых, впрочем, также находится в руках человека. С точки зрения государства огромное значение имеют человеческие ресурсы
, как в широком смысле, то есть в виде населения страны, так и в узком смысле, в виде совокупности государственных служащих, призванных реализовывать государственное управление. Социально-демографический ресурс России характеризуется большим количеством проблем, к числу которых можно отнести следующие: во-первых, сокращение численности населения, в том числе трудоспособного; во-вторых, рост удельного веса престарелого населения; в-третьих, увеличение численности безработных; в-четвертых, высокий уровень смертности; в-пятых, снижение уровня образованности и профессионализма и так далее. Результатом существующих проблем являются негативные последствия, выражающиеся в росте численности людей, вовлекаемых в мир криминала, ухудшении нравственно-физического здоровья населения и прочем.
В качестве приоритетных задач оптимизации человеческого ресурса выступают следующие: снижение уровня смертности; повышение уровня рождаемости; повышение эффективности миграционной политики; борьба с алкоголизмом, преступностью и наркоманией; формирование бережного отношения к семейным ценностям, материнству и детству и так далее. Интеллектуально-кадровые ресурсы государственного управления представляют собой интеллектуально-кадровый потенциал общества, выражающийся: с одной стороны, в формировании трудовых ресурсов массовых профессий (учителя, врачи, инженеры и прочее); с другой стороны, в формировании совокупности государственных и муниципальных служащих, призванных реализовывать процесс государственного управления. Кадровое обеспечение характеризуется высоким уровнем динамизма по разнообразным характеристикам, начиная от половозрастных требований и заканчивая профессиональной подготовкой.
Информационно-коммуникационный ресурс представляет собой субъективно обеспечительный ресурс, включающий в свой состав такие элементы как: во-первых, информация; во-вторых, средств получение информации; в-третьих, средства распространения информации; в-четвертых, средства обмена информацией.
Ресурсы - ведущий фактор эффективного государственного управления. Это реальные и потенциальные средства, резервы, ценности и блага, которыми располагает и использует государство для реализации своих управленческих целей и задач. Это те возможности материального, интеллектуального, организационного и духовно-нравственного характера, которыми располагает государство и может воспользоваться ими как в настоящее время, так и в будущем. Если объективные условия и субъективный фактор определяют характер государственного управления, то ресурсы обеспечивают успех и эффективность этого управления. Ресурсы - это и социальная среда управления, и необходимое условие, и своего рода гарант успеха этого управления.