Файл: Тема Развитие системы знаний о государственном управлении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 1142

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
)

Бюрократия- система управления, осуществляемая с помощью аппарата, стоящего над обществом. Бюрократия подразумевает под собой систематизацию и порядок получения услуг (справок, документов и т.п.) от государственных или иных организаций. Как правило бюрократия помогает государству или организации правильно функционировать, но так же стоит отметить, что чересчур раздутый бюрократический аппарат мешает не только жизни людей, но и функционированию организации или даже целого государства.

Государственное управление-  деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного плана во благо общества и укреплению государства.

Демократическое государственное управление- это такой тип, в котором, субъект управления представлен иерархической структурой политических институтов и руководящих должностных лиц, избранных народом и сменяемых им.

Качество обозначает степень соответствиядеятельности государственных служащих ключевым ценностям государственного управления. Понятие«ключевых ценностей» принимает разное значение в зависимости от того, какой подход к государственномууправлению (правовой, политический или менеджеристский) используется для оценки деятельностигосударственных служащих.

Управление качеством- методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству, а также ориентированные на устранение причин неудовлетворительного функционирования. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах петли качества для достижения экономической эффективности. 


Тема 2. Функции и принципы государственного управления

Функция прогнозирования. Необходимость в прогнозировании вытекает из самой природы государственного управления, ибо оно должно решать повседневные задачи, так и перспективные проблемы. Прогнозирование - это научное предвидение, систематическое исследование состояния, структуры, динами и перспектив управленческих явлений и процессов, присущих объекту и субъекту управления. Прогнозирование обусловлено также характером объекта управления, который отличается значительной динамичностью. Государственное управление призвано решать долгосрочные, перспективные задачи. Если органы исполнительной власти не будут иметь прогнозов, решение этих задач будет осуществляться в условиях соответствующей неопределенности. В управленческом процессе прогнозирование используется и как функция, и как принцип, и как метод управления. Поэтому органы исполнительной власти должны разрабатывать прогнозы, управлять ими, решать на их основании свои задачи.

Функция планирования приветствует на всех уровнях иерархии управления. Она состоит в определении цели, направлений, задач, способов реализации тех или иных процессов (социальных, экономических, политических, культурных и др.), разработке программ, с помощью которых должна быть достигнута цель. Путь реализации функции планирования имеет такой схематический вид: необходимость - задачи - функция - решение (цель). Методика планирования основывается на принципах научности, комплексности, многовариантности решений, выборе оптимального варианта, нормативности и др.

Функция организации связана с созданием организационного механизма. Цель этой функции - сформировать управляющие и управляемые системы, а также связи и отношения между ними. Особенность функции организации относительно иных самостоятельных функций состоит в том, что единая функция, которая обеспечивает взаимосвязь и эффективность всех иных функций управления. Содержание функции организации включает создание органов управления, построение структуры аппарата управления, формирование управленческих подразделений, звеньев, разработку положений об органах управления, установление взаимосвязей между управленческими структурами, подбор и расстановку кадров и др. Организация означает также

реорганизацию и ликвидацию органов управления, предприятий, учреждений.

Функция регулирования. Регулирование охватывает главным образом текущее мероприятия по любым отклонениям от задач и заданных программ. С помощью регулирования осуществляется непосредственное руководство, поведение управляемых объектов. Под влиянием регулирования управленческие процессы происходят в заданном направлении и в соответствии с установленной программой. Необходимость оперативного регулирования обусловлена исключительно мобильностью самого управления. Способность управленческой системы самостоятельно сохранять равновесие относительно возбуждающих влияний (отклонений) является результатом осуществления функции регулирования.

Целеполагание как функция управления определяет основное содержание всего процесса управления, всех основных и конкретных функций управления. Функция целепола- гания обеспечивает реализацию основного принципа управления - системности управления, когда каждая подсистема управления имеет особенную главную цель, которая, в свою очередь, опосредуется целью вышестоящей подсистемы управления и главной целью общества.

Функция координации обеспечивает согласование деятельности систем управления. Благодаря координированию согласовываются действия не только руководителей внутри управленческого звена, но и действия руководителей иных управленческих структур.

Функция учета связана со сбором, передачей, хранением и обработкой данных, регистрацией и группированием сведений о деятельности системы управления, наличии и затратах ресурсов и т.п. Учет является предпосылкой контроля.

Функция контроля имеет свои особенности относительно всех иных функций. Так, если планирование ставит задачу, организация приводит систему управления в состояние возможности выполнения этой задачи, то контроль характеризуется универсальностью относительно управленческой системы. Контроль призван постоянно представлять информацию о действительном состоянии дела относительно выполнения задач. Контроль начинается с получения информации о действительном состояния управляемого объекта и заканчивается принятием решений, которые предусматривают соответствующую коррекцию в системе управления для достижения запланированной цели. Контроль основывается на принципе обратных связей, которые существуют при любом взаимодействии субъекта и объекта в системе управления. Каждая общая функция управления взаимосвязана с другими.


Кадровое обеспечение- одна из общих функций государственного управления. Кадровое обеспечение органов государственного управления направлено на решение ряда задач. Основное значение заключается в опережающем наращивании числа специалистов для своевременного обновления состава государственных служащих с учетом динамично возрастающих требований к их квалификации. Кадровое обеспечение органов государственного управления реализуется через государственную кадровую политику, цель которой  создание целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала органов государственного управления и самоуправления, различных отраслей экономики и сфер деятельности.

Мотивация — это важнейшая функция управления, благодаря ее успешному осуществлению организация достигает свои цели. Из-за того, что многие организации не умеют качественно и рационально осуществлять этот процесс, из-за того, что на многих предприятиях отсутствует механизм его осуществления, страдают многие фирмы и предприятия, государственные учреждения и органы России. В следствие отсутствия разработанной системы управления мотивацией снижается конкурентоспособность фирмы, что оказывает негативное влияние на заработную плату и социальную атмосферу в коллективе .

Одной из специфических функции государственного управления является участие в разрешении конфликтных ситуаций. Поиску путей урегулирования конфликтов в государственно-административной сфере всегда придавалось особое значение, поскольку государство является символом стабильности и гарантом порядка. И этот поиск всегда находился в рамках универсальных стратегий компромисса и сотрудничества. В последнее время в государственном управлении значительные усилия направлены на технологии контроля и предупреждения конфликтов, когда упор делается на превентивные меры, связанные с выявлением конфликтогенных факторов, их анализом и попытками не допустить развития конфликтной ситуации до открытого противостояния.

Создание организационно-правовых предпосылок упорядоченной и эффективной экономической деятельности общества- это экономическая функция государства, состоящая в развертывании факторов развития производительных сил страны.


Одной из вспомогательных функции государственного управления является функция документационного обеспечения. Основная цель документационного обеспечения управления : упорядочение документооборота организации, сокращение количества и повышение качества документов, создание наиболее благоприятных условий для применения технических средств и современных технологий сбора, обработки, анализа информации, совершенствование работы аппарата управления.

Организационная функция — обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, совершение организационных действий и материально-технических операций (проведение различного рода совещаний, оперативок, конференций, заседаний, экспертиз, проверок и т. д.);

Функция информационного обеспечения: Под информационным обеспечением следует понимать определенную (целенаправленную) деятельность по разработке, организации функционирования и совершенствованию информационных систем, направленную на организацию обеспечения субъекта совокупностью сведений в виде систематизированной информации, необходимой ему как субъекту управления для осуществления возложенных на него задач и функций управления.

Важнейшими функциями государства по отношению к финансовой системе являются:

  • образование и планомерный сбор денежных средств;

  • распределение и перераспределение национального дохода;

  • целевое использование денежных средств;

  • стимулирование;

  • контроль за движением денежных средств, а также за законным и целесообразным их использованием.

Общие принципы государственного управления

Принцип соииальности — ориентация государственно-управленческой деятельности на создание необходимых и достаточных условий для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого потенциала каждой личности. Основными критериями социальности управления являются: соблюдение прав и свобод человека; проведение активной и сильной социальной политики; обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан; адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности; гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления; соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства; права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.