Файл: Тема Развитие системы знаний о государственном управлении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 1148
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Система государственного управления и ее механизм
Система – это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов и явлений, а так же знаний о природе и обществе.
Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного плана во благо общества и укреплению государства. Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.
Система государственного управления – это организация государственного управления путем применения различных методов и способов, обеспечивающая выполнение государством своих функций.
Анализ основных структурных элементов механизма государственного управления федерального уровня начнем с важнейших элементов института президентства. Этот институт в России стал складываться после всенародного референдума 17 марта 1991 года, когда впервые в своей истории граждане высказались за введение президентского правления.
Президент Российской Федерации. Статус, порядок избрания, компетенция и порядок прекращения его полномочий прописаны в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 1-ФЗ. Президент избирается на четыре года путем всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидатом на пост главы государства может быть только гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее десяти лет.
По своему статусу Президент РФ является «главой государства» - высшим выборным должностным лицом государства, официально занимающим высшую ступень в иерархии институтов государственной власти. Этим и определяется место и роль президентской власти в системе государственного управления. Конституция РФ поставила институт президентства на ведущее место среди федеральных государственных органов. Президент РФ наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно и юридически независимо от других государственных органов. Он не подчинен и не подотчетен никакому другому органу власти, его полномочия основаны исключительно на Конституции РФ и российском законодательстве.
Администрация Президента Российской Федерации - государственный орган, формируемый в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения деятельности Президента Российской Федерации и осуществления контроля исполнения его решений. Администрация является юридическим лицом. Правовую основу ее деятельности составляют Конституция РФ, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, а также Положение об Администрации Президента Российской Федерации, которым определены компетенция, структура, порядок деятельности. Формируется в составе руководителя, его заместителей, иных должностных лиц, а также самостоятельных подразделений - управлений, департаментов и отделов.
Государственный совет Российской Федерации. Создан Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Формируется в составе председателя Государственного совета и членов Государственного совета. Председателем Совета является Президент РФ, членами - высшие должностные лица государства (по должности) и руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
Правительство Российской Федерации (англ. government - руководство, управление). Правовой статус, полномочия, порядок формирования и отставки Правительства закреплены Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ, целым рядом специальных законов, указов, постановлений и регламентов.
Федеральное министерство (от лат. ministerium) - это орган исполнительной власти, который проводит государственную политику и осуществляет управление в определенной сфере экономической, социально-культурной или административно-политической деятельности. Министерства отличаются большим многообразием как по своим целям, задачам и функциям, так и по формам управленческой деятельности. Разнообразна и их внутренняя структура. Статус каждого министерства закрепляется соответствующим положением. Кроме того, в каждом министерстве имеется административный регламент - своего рода внутренний распорядок его повседневной деятельности.
Регламент предусматривает схемы распределения функций, основные процедуры и распорядок работы структурных подразделений и коллегий, определяет порядок визирования и подписания документов, правила обращения в аппарат министерства сторонних организаций и частных лиц, порядок ведения законопроектной деятельности.
Государственный комитет - Государственный комитет является федеральным органом исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.
Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью. Служба не вправе в установленной сфере деятельности осуществлять нормативно-правовое регулирование, а также осуществлять управление государственным имуществом и оказывать платные услуги.
Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и реализации иных правоприменительных функций, за исключением функций по контролю и надзору.
О́рганы госуда́рственной вла́сти — организации (учреждения) госуда́рственной вла́сти.
В Российской Федерации принято разделять органы власти на:
К основным федеральным органам власти относятся:
На уровне субъектов России существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов России.
Институты государственного управления регламентируют деятельность и взаимоотношение субъектов государственного управления. К субъектам государственного управления относят Президента РФ, Правительство РФ, законодательные органы, различные государственные учреждения исполнительной власти. Институты государственного управления регламентируют воздействие на управляемых субъектов с целью реализации государственной политики.
Деятельность по государственному управлению содержит в себе два аспекта. Первый аспект государственного управления состоит в разработке законодательных актов, подзаконных нормативных актов (указов, распоряжений, положений, инструкций, приказов), программ, проектов для непосредственного исполнения управляемыми субъектами, в создании возможностей и условий для того, чтобы государственные решения претворялись в жизнь, а не носили лишь декларативный характер. Второй аспект государственного управления заключается в выработке норм и правил, касающихся действий и взаимоотношений власти, политических деятелей и государственных служащих.
В качестве управляемых субъектов государственного управления выступают граждане государства, субъекты Федерации, муниципальные образования, социальные общности.
Для осуществления государственного управления создаются как институты, обеспечивающие взаимодействие управляемых субъектов и субъектов управления, воздействие последних на объект управления, так и институты, организующие деятельность самих субъектов управления.
Принятие правильных законов, разработка хороших программ развития различных сфер общества и отсутствие в деятельности позитивных сдвигов - это реалии российской жизни.
Механизм (аппарат) современного правового государства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти - на законодательную, исполнительную и судебную власти.
Долгое время теория разделения властей рассматривалась советской наукой исключительно как буржуазная (реакционная), как «нелепость вроде квадратуры круга» и по этой причине отрицалась.
Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства, как частей единой власти, через систему сдержек и противовесов
Основоположниками классического варианта теории разделения властей называют Дж. Локка и Ш. Монтескье.
Таким образом, главное требование принципа разделения властей, сформулированное Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой либо социальной группы или отдельного лица, необходимо разделить государственную власть на законодательную - избранную народом, призванную вырабатывать стратегию развития общества и регулировать общественные отношения, исполнительную - назначаемую законодательным органом и занимающуюся реализацией принятых законов, судебную - выступающую гарантом восстановления нарушенных прав.
Президент РФ
Статус Президента России определён главой четвёртой Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства. Президент первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (п.3,4 ст.80). Особое положение Президента определяется тем, что он как глава государства определяет состав Правительства РФ, назначает и освобождает от должности членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства, может председательствовать на заседаниях Правительства, в особых случаях, определенных Конституцией, распустить Государственную Думу .
Конституция РФ провозглашает Президента гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В этом качестве Президент может обратиться в Конституционный Суд РФ с ходатайством о признании неконституционными актов федеральных органов и субъектов РФ, как гарант прав и свобод личности Президент вправе использовать помилование граждан, осужденных судом за совершенные особо тяжких преступлений.
На Президента возложена охрана суверенитета России, независимости и государственной целостности РФ .
Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, т. е. выполняет координирующую функцию, обладая юридическими средствами воздействия на каждую из ветвей власти: на деятельность законодательной власти – осуществлением права законодательной инициативы, правом вето, правом роспуска Государственной Думы; на исполнительную власть – посредством назначения председателя Правительства, назначения и освобождения от должности заместителей председателя Правительства, федеральных министров путем принятия решения об отставке Правительства, посредством отмены актов Правительства.
Система – это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов и явлений, а так же знаний о природе и обществе.
Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного плана во благо общества и укреплению государства. Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.
Система государственного управления – это организация государственного управления путем применения различных методов и способов, обеспечивающая выполнение государством своих функций.
Анализ основных структурных элементов механизма государственного управления федерального уровня начнем с важнейших элементов института президентства. Этот институт в России стал складываться после всенародного референдума 17 марта 1991 года, когда впервые в своей истории граждане высказались за введение президентского правления.
Президент Российской Федерации. Статус, порядок избрания, компетенция и порядок прекращения его полномочий прописаны в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 1-ФЗ. Президент избирается на четыре года путем всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидатом на пост главы государства может быть только гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее десяти лет.
По своему статусу Президент РФ является «главой государства» - высшим выборным должностным лицом государства, официально занимающим высшую ступень в иерархии институтов государственной власти. Этим и определяется место и роль президентской власти в системе государственного управления. Конституция РФ поставила институт президентства на ведущее место среди федеральных государственных органов. Президент РФ наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно и юридически независимо от других государственных органов. Он не подчинен и не подотчетен никакому другому органу власти, его полномочия основаны исключительно на Конституции РФ и российском законодательстве.
Администрация Президента Российской Федерации - государственный орган, формируемый в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения деятельности Президента Российской Федерации и осуществления контроля исполнения его решений. Администрация является юридическим лицом. Правовую основу ее деятельности составляют Конституция РФ, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, а также Положение об Администрации Президента Российской Федерации, которым определены компетенция, структура, порядок деятельности. Формируется в составе руководителя, его заместителей, иных должностных лиц, а также самостоятельных подразделений - управлений, департаментов и отделов.
Государственный совет Российской Федерации. Создан Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Формируется в составе председателя Государственного совета и членов Государственного совета. Председателем Совета является Президент РФ, членами - высшие должностные лица государства (по должности) и руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
Правительство Российской Федерации (англ. government - руководство, управление). Правовой статус, полномочия, порядок формирования и отставки Правительства закреплены Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ, целым рядом специальных законов, указов, постановлений и регламентов.
Федеральное министерство (от лат. ministerium) - это орган исполнительной власти, который проводит государственную политику и осуществляет управление в определенной сфере экономической, социально-культурной или административно-политической деятельности. Министерства отличаются большим многообразием как по своим целям, задачам и функциям, так и по формам управленческой деятельности. Разнообразна и их внутренняя структура. Статус каждого министерства закрепляется соответствующим положением. Кроме того, в каждом министерстве имеется административный регламент - своего рода внутренний распорядок его повседневной деятельности.
Регламент предусматривает схемы распределения функций, основные процедуры и распорядок работы структурных подразделений и коллегий, определяет порядок визирования и подписания документов, правила обращения в аппарат министерства сторонних организаций и частных лиц, порядок ведения законопроектной деятельности.
Государственный комитет - Государственный комитет является федеральным органом исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.
Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью. Служба не вправе в установленной сфере деятельности осуществлять нормативно-правовое регулирование, а также осуществлять управление государственным имуществом и оказывать платные услуги.
Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и реализации иных правоприменительных функций, за исключением функций по контролю и надзору.
О́рганы госуда́рственной вла́сти — организации (учреждения) госуда́рственной вла́сти.
В Российской Федерации принято разделять органы власти на:
-
федеральные (органы власти федерации) -
региональные (органы власти субъектов федерации).
К основным федеральным органам власти относятся:
-
Федеральный законодательный орган — Федеральное Собрание России; -
Правительство — Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства; -
Федеральные органы исполнительной власти: Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России -
Судебные органы — Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд.
На уровне субъектов России существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов России.
Институты государственного управления регламентируют деятельность и взаимоотношение субъектов государственного управления. К субъектам государственного управления относят Президента РФ, Правительство РФ, законодательные органы, различные государственные учреждения исполнительной власти. Институты государственного управления регламентируют воздействие на управляемых субъектов с целью реализации государственной политики.
Деятельность по государственному управлению содержит в себе два аспекта. Первый аспект государственного управления состоит в разработке законодательных актов, подзаконных нормативных актов (указов, распоряжений, положений, инструкций, приказов), программ, проектов для непосредственного исполнения управляемыми субъектами, в создании возможностей и условий для того, чтобы государственные решения претворялись в жизнь, а не носили лишь декларативный характер. Второй аспект государственного управления заключается в выработке норм и правил, касающихся действий и взаимоотношений власти, политических деятелей и государственных служащих.
В качестве управляемых субъектов государственного управления выступают граждане государства, субъекты Федерации, муниципальные образования, социальные общности.
Для осуществления государственного управления создаются как институты, обеспечивающие взаимодействие управляемых субъектов и субъектов управления, воздействие последних на объект управления, так и институты, организующие деятельность самих субъектов управления.
Принятие правильных законов, разработка хороших программ развития различных сфер общества и отсутствие в деятельности позитивных сдвигов - это реалии российской жизни.
Механизм (аппарат) современного правового государства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти - на законодательную, исполнительную и судебную власти.
Долгое время теория разделения властей рассматривалась советской наукой исключительно как буржуазная (реакционная), как «нелепость вроде квадратуры круга» и по этой причине отрицалась.
Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства, как частей единой власти, через систему сдержек и противовесов
Основоположниками классического варианта теории разделения властей называют Дж. Локка и Ш. Монтескье.
Таким образом, главное требование принципа разделения властей, сформулированное Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой либо социальной группы или отдельного лица, необходимо разделить государственную власть на законодательную - избранную народом, призванную вырабатывать стратегию развития общества и регулировать общественные отношения, исполнительную - назначаемую законодательным органом и занимающуюся реализацией принятых законов, судебную - выступающую гарантом восстановления нарушенных прав.
Президент РФ
Статус Президента России определён главой четвёртой Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства. Президент первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (п.3,4 ст.80). Особое положение Президента определяется тем, что он как глава государства определяет состав Правительства РФ, назначает и освобождает от должности членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства, может председательствовать на заседаниях Правительства, в особых случаях, определенных Конституцией, распустить Государственную Думу .
Конституция РФ провозглашает Президента гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В этом качестве Президент может обратиться в Конституционный Суд РФ с ходатайством о признании неконституционными актов федеральных органов и субъектов РФ, как гарант прав и свобод личности Президент вправе использовать помилование граждан, осужденных судом за совершенные особо тяжких преступлений.
На Президента возложена охрана суверенитета России, независимости и государственной целостности РФ .
Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, т. е. выполняет координирующую функцию, обладая юридическими средствами воздействия на каждую из ветвей власти: на деятельность законодательной власти – осуществлением права законодательной инициативы, правом вето, правом роспуска Государственной Думы; на исполнительную власть – посредством назначения председателя Правительства, назначения и освобождения от должности заместителей председателя Правительства, федеральных министров путем принятия решения об отставке Правительства, посредством отмены актов Правительства.