Файл: Тема Развитие системы знаний о государственном управлении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 1144

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип гуманизма — признание человека в качестве высшей ценности для государства, его ориентированность на защиту достоинства человека и его прав на свободное развитие. Хорошо этот принцип звучит в лозунге недавнего нашего прошлого: «Все во имя человека, все для блага человека!».

Принцип демократизма понимается как народовластие в государственном управлении. Предполагает приоритет прав, свобод, интересов граждан во всех сферах государственного управления.

Принцип законности государственного управления – установление в государственном управлении режима повсеместного и полного исполнения правовых актов, вся деятельность органов государственной власти подзаконна.

Принцип разделения власти в государственном управлении подразумевает разделение на исполнительную, законодательную и судебную ветви

Принцип федерализма раскрывается в следующих положениях

  • 1. Единство в многообразии. Смысл этого принципа передают, например, строки преамбулы Швейцарской конституции: "Швейцарский народ и кантоны, ...проявляя волю жить, взаимно учитывая и уважая их многообразие в единстве, в осознании совместных достижений и ответственности перед будущими поколениями, будучи уверены, что свободен лишь тот, кто использует свою свободу, и что сила народа измеряется благом слабых..."

  • 2. Разделенный суверенитет. Провозглашение его делимости означает, что "политическая власть может (и в демократической политической системе должна) осуществляться не единственным, а несколькими различными институтами, каждый из которых относительно автономен". При разделенном суверенитете она "территориально распределена между разными уровнями, по при этом между ними существуют явные сферы пересечения. Государство же в целом сохраняет суверенитет4 по отношению к внешнему миру.

  • 4 Суверенитет — это 1) "полная независимость государства, республики... от других государств, республик... в их внутренних делах и внешних отношениях...": 2) "...право верховной власти"

Принцип объективности государственного управления - обуславливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям общественных сил.

Принцип системности. В процессе решения управленческих задач следует учитывать взаимосвязь, взаимовлияние различных факторов общественной жизни: социально-экономических, политических, духовных. Абсолютизация одного из них, при игнорировании других, может привести к нежелательным результатам. Например, так называемый технологический детерминизм исходит из того, что развитие науки и общества является панацеей от всех проблем. Однако опыт последних десятилетий выявил односторонность такого подхода. Следует отметить, что в обществе главное все: производство, распределение, обмен и потребление, социальная сфера, наука, литература и искусство, право и мораль, архитектура и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей, и многое другое. Но все это может тогда создать благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную, динамичную, гармоничную систему и «работать» на человека. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность и экономичность общественной жизни придает управление.


Принцип информационной достаточности. В условиях небывалого роста объемов информации огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов. Автоматизация актов управления с помощью электронно-вычислительной техники, способной с огромной скоростью производить сложнейшие расчеты, находить нужные сведения, позволяет оптимизировать управление, решать задачи политического руководства с наименьшими затратами труда, времени и с наибольшей точностью. Современные ЭВМ и информационные системы освобождают человека от многих рутинных умственных операций.

Специальные принципы государственного управления

Внутриорганизационным принципом является принцип единоначалия. Сочетание единоначалия и коллегиальности выражается в решении важнейших вопросов государственного управления коллегиальными органами. Вопросы текущего (оперативного) характера решаются единолично компетентным должностным лицом. Это обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителя, повышает его персональную ответственность.

Сочетание централизации и децентрализации имеет особое значение в государствах с федеративным устройством. Разграничение предметов ведения между федеральными органами государственного управления и органами власти субъектов РФ осуществляется на основе Конституции (ст. 71 и 72), Федеративного договора и иных актов о разграничении компетенции между указанными субъектами.

Иерархичный принцип управления . Иерархия в самом общем смысле — линейное расположение частей целого по отношению друг к другу, основанное на простом критерии: от высшего к низшему, от старшего к младшему, от сложного к простому, от сильного к слабому и т.д. В государственном управлении иерархия рассматривается как многозвенная система распоряжения — подчинения. Элементами системы могут выступать любые части (элементы) государственного управления: органы управления, правовые акты, должностные лица.

Принцип сочетания федерального, регионального государствен­ного управления и местного самоуправления. Это достаточно слож­ный принцип, и его специфика для каждой страны (не обязатель­но федерации) уникальна. Он является как бы оборотной сторо­ной принципа федерализма и разграничения предметов ведения, обеспечивая единство управления при его децентрализации.

Принцип персональной ответственности включает в себя все виды личной ответственности (юридической, морально-нравст­венной, политической) и реализуется с помощью соответствующих мер принуждения, а в случае необходимости - наказания за неис­полнение или некачественное исполнение принятого решения.



Конкретность. Объективные закономерности в повседневной, конкретной жизни проявляются через действия людей, которые своим поведением стремятся достичь определенной цели. Следовательно, к числу принципов управления относится принцип конкретности. Суть этого принципа состоит в осуществлении управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учетом разнообразных форм проявления объективных законов, на основе достоверной информации как о внутреннем состоянии объекта управления, так и о внешних условиях, в которых он находится. При этом речь идет не о разрозненных конкретных фактах, а об обобщенной систематизированной и объективной информации. Информация, ее объем, количество, направленность, необходимость и достаточность должны соответствовать функциям, которые осуществляют конкретный субъект управления.

Делегирование — представляет собой процесс передачи руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия. Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

Единство распорядительства– служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.

Частные принципы

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина предусматривает их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. При функционировании института государственной службы права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. Недопустима дискриминация граждан со стороны государственных служащих и самих государственных служащих по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности.

Государственная служба, несмотря на разделение на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Российской Федерации, является единым целостным механизмом, призванным реализовывать функции государства. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации выражается в установлении единого правового статуса государственного служащего, установлении приоритета федерального законодательства в закреплении правовых основ государственной службы.


Принцип равного доступа граждан к государственной службе означает, что каждый гражданин РФ должен без какой бы то ни было дискриминации и без неоправданных ограничений допускаться на общих условиях равенства к государственной службе. Равный доступ граждан к государственной службе осуществляется в соответствии с установленными применительно к должностям государственной службы квалификационными требованиями.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих предполагает:

профессионализм государственных служащих, то есть исполнение ими своей должности в качестве основного занятия;

компетентность, то есть знание порученной службы, опыт работы;

квалифицированность, то есть соответствие государственного служащего замещаемой им должности по уровню образования, стажу, знаниям и навыкам работы;

эффективное и добросовестное исполнение должности;

ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения и надлежащее исполнение служебных обязанностей.

Принцип стабильности гражданской службы означает постоянство государственно-служебных отношений, которое проявляется в несменяемости гражданских служащих ("принцип пожизненного найма") и преемственности в проведении государственной кадровой политики, в формировании основ государственного аппарата. Этот принцип основывается на стремлении государства к своему постоянству, что возможно лишь при сформировавшемся гражданском обществе.

Принцип доступности информации о гражданской службе является частным проявлением конституционной нормы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ), в соответствии с которой "органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом"

Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами. Государственная гражданская служба тесно взаимодействует с гражданским обществом. Следует отметить, что государственные гражданские служащие должны быть независимы от политических партий, движений и иных общественных объединений и организаций. При исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями каких-либо партий, политических общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Данный принцип отражает обязанность государственных гражданских
служащих исполнять поручения своих руководителей, данные в пределах их полномочий. Государственный гражданский служащий имеет право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей. В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на виды, под которыми понимается её специализация, их цели, уровень и функции определённых, и производных от них государственных органов.

Основные термины:

Функции- внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений

Функции госуправления - это основные направления деятельности государства, обеспечивающие его социальное благосостояние, гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление государством и обществом.

Принципы- постулат, утверждение, на основе которого создают научные теории и законы, юридические документы, выбирают нормы поведения в обществе.

Принципы госуправления - это основополагающие, базовые начала, большинство которых закреплено законодательно и подлежит теоретическому и практическому применению в сфере государственного управления.