Файл: Тема Развитие системы знаний о государственном управлении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 1145

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Президенту принадлежит право определять во внутренней и внешней политике основные направления. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (статья 91 Конституции РФ), отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 Конституции. 

Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент определяет основные направления внутренней политики.

Президент определяет основные направления внешней политики.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами.

Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.

Президент избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кандидатом на должность Президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Избрание на третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва. Тем самым устанавливается периодическая сменяемость главы государства, обеспечивающая приток свежих идей и новых государственных деятелей .

Право избирать Президента предоставляется гражданам, достигшим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос.

В нормах Конституции определяются функции и полномочия главы государства. 

Функции Президента РФ определены в ст. 83 Конституции РФ. К функциям Президента РФ относятся:

1. назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

2. право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

3. принятия решения об отставке Правительства РФ;

4. представление Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Государственного банка РФ и постановка вопроса об освобождении его от должности;


5. представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, генерального прокурора, внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности генерального прокурора,назначение судей других федеральных судов, формирование администрации Президента РФ;

6. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Правительства РФ, его заместителя, федеральных министров;

7. назначение на должность и освобождение от должности полномочных представителей Президента РФ;

8. назначение на должность и освобождение от должности высшего командования вооруженными силами РФ;

9. утверждение военной доктрины РФ;

10. назначение и отзыв после консультации с Федеральным Собранием дипломатических представителей России в международных организациях и иностранных государствах 

На основании ст. 83 и 84 Конституции РФ Президент осуществляет следующие полномочия:

назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;

распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;

назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

вносит законопроекты в Государственную Думу;

подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию;

обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Виды форм деятельности Президента РФ:

1. Издание правовых актов.

Виды актов:

- указ – как правило носят нормативный характер

- распоряжения

- приказы Верховного главнокомандующего ВС РФ

2. Создание органов

Виды органов:

- конституционные органы (Администрация Президента РФ, Совет безопасности РФ)


- органы, создаваемые в силу закона (Специальная комиссия по даче заключения на ввоз в РФ облеченных тепловыделяющих сборок ядерного реактора, Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, Комиссия по экспортному контролю РФ, Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ)

- органы, учрежденные Президентом РФ (Государственный совет РФ, Управление делами Президента РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ, Национальны совет при Президенте РФ по пенсионной реформе, Комиссия при Президенте РФ по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, Государственная комиссия по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках РФ, Совет при Президенте по культуре и искусству)

3. Назначение своих полномочных представителей

Полномочные представители Президента РФ:

- Полпред в ГД

- полпред в Совете Федерации

- полпред в Конституционном Суде РФ

4. Обращение с посланиями

Президент РФ ежегодно направляет ФС. Послание о положении в стране, внутренней и внешней политики.


Федеральное собрание- парламент РФ:

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статус Федерального собрания определен в главе 5 Конституции Российской Федерации. Статус. ФС явл. представительным и законодательным органом РФ. Порядок формирования СФ и всенародные выборы депутатов ГД обуславливают представительный характер ФС. ФС явл. единственным фед-ым органом законод-ой власти и обладает полной компетенцией в сфере законотворчества в пределах предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. ФС в установленном Конституцией РФ порядке принимает законы о поправках к Констит. РФ, ФКЗ. Как законодательный орган, ФС (точнее его палаты) имеет некоторые контрольные и кадровые полномочия

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы Российской Федерации (нижней палаты) и Совета Федерации РФ (верхней палаты).

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

  1. для заслушивания посланий президента Российской Федерации;

  2. для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

  3. для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Статья 102 ПОЛНОМОЧИЯ

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103 ПОЛНОМОЧИЯ

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Основными функциями парламента являются:1) представительство;2) законотворчество;3) контроль

Порядок формирования:

  • 1) в Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, в настоящее время 83 субъекта, один член от субъекта избирается законодательным органом субъекта, а другой назначается высшим должностным лицом субъекта РФ.

  • 2)Гос. Дума - 450 депутатов, избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

Современная российская законотворческая практика складывается таким образом, что основная составляющая законодательной работы в ее содержательном плане выполняется Государственной Думой ФС РФ, соответственно ей принадлежит ключевая роль в законотворческой деятельности. Объясняется это тем, что Конституция РФ именно к компетенции этой палаты относит первоначальное рассмотрение законопроекта и принятие по нему законодательного решения, обеспечивая в то же время участие в законодательном процессе и верхней палаты. Обязательным признается: передача Совету Федерации принятого Государственной Думой закона, от рассмотрения которого Совет Федерации не вправе отказаться; получение согласия верхней палаты на принятие закона; преодоление в необходимых случаях ее отлагательного вето. При некотором разнообразии в правилах, определяющих принципы взаимоотношений палат парламентов регионального уровня, общим является то, что, по существу, эти парламенты, как и Федеральное Собрание РФ, принадлежат к парламентам с неравным статусом палат. Законопроект может быть внесен только в нижнюю палату, она и принимает закон. Функции верхней палаты состоят в рассмотрении принятых нижней палатой законов, их одобрении или отклонении. Однако любое несогласие верхней палаты с принятым нижней палатой законом нижняя палата вправе преодолеть, приняв закон повторно. В такой ситуации возможности влияния верхней палаты на содержание принимаемого закона весьма ограничены. Фактически ее роль сводится к одобрению или неодобрению уже готового законодательного решения.

С целью оптимизации взаимодействия палат в процессе принятия федеральных законов Регламент нижней палаты федерального парламента несколько расширил полномочия верхней палаты, установив процедуры согласования с ней законопроектов на этапе их обсуждения Государственной Думой. Регламентом предусмотрено направление в Совет Федерации законопроекта, подготовленного к рассмотрению в первом, а затем во втором чтении. Этим обеспечена возможность верхней палаты вносить текстуальные изменения непосредственно в законопроект.

Правительство – высший исполнительный орган государственной власти РФ

Статус правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года.

Председатель правительства назначается президентом России с согласия ГД. Если 3 раза ГД отклонила - президент назначает председателя правительства, распускает ГД и назначает новые выборы. Президент России не имеет права распускать ГД на этом основании в течение последних 6 месяцев действия его полномочий, военного или чрезвычайного положения, в случае инициирования ГД процедуры отрешения президента от должности.

Заместители председателя правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности президентом Российской Федерации по предложению председателя правительства.

Структура ФОИВ утверждается указом президента по предложению председателя правительства в течение недели после назначения.

   В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

 Правительство - это коллегиальный орган государственной власти общей компетенции, возглавляющий единую систему и осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (то есть административной) деятельностью в стране. Но существует несколько иное определение.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти РФ

Органы исполнительной власти– это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе руководства экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Два уровня органов исполнительной власти:

- федеральные органы исполнительной власти

- органы исполнительной власти субъектов РФ (соответствующие органы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

По организации:

Исполнительные органы, формирование которых в соответствии с п. «г» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению РФ. Имеются в виду федеральные органы исполнительной власти.

На федеральном уровне решаются вопросы образования федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в субъектах Федерации территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц (ст. 78 Конституции РФ).

Исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 73 Конституции РФ и соответствующих статей республиканских конституций, уставов краев, областей и т.п. отнесено к ведению субъектов РФ.

По характеру и объему компетенции:

- Органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ, краев, республик)

- Органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые осуществляют функции в отношении определенной сферы деятельности (федеральные и республиканские министерства)

- Органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые координируют деятельность других исполнительных органов по порученной им сфере деятельности (государственные комитеты, федеральные комиссии, а также аналогичные органы в субъектах Федерации).

- Органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют различного рода регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные надзоры).

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются:

- Правительство РФ;

- федеральные министерства;

- государственные комитеты РФ;

- федеральные комиссии России;

- федеральные службы РФ;

- российские агентства;

- федеральные надзоры России;

- иные федеральные органы исполнительной власти:

- Главное управление специальных программ Президента,

- Гос. техническая комиссия при Президенте,

- Управление делами Президента.

Организационно-правовыми формами органов исполнительной власти субъектов Федерации могут быть:

- правительства (советы министров, мэрии, администрации);

- министерства;

- комитеты;

- департаменты;

- главные управления,

- управления,

- отделы и иные органы.

По порядку разрешения подведомственных вопросов:

- коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, государственная комиссия и др.);

- единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерства, большинство администраций субъектов Федерации).

Классификация органов исполнительной власти может проводиться также по другим признакам:

- по порядку образования (избираемые, назначаемые);

- по источникам финансирования (видам бюджета).

В системе всего аппарата исполнительной власти можно выделить 4 фундаментальных укрупненных звена:

- федеральный центральный аппарат ИВ (центральных органов государственного управления и их территориальных органов);

- аппарат ИВ субъектов Федерации; местный аппарат исполнительной власти муниц. образований (местные органы исполнительной муниципальной власти) и администрация предприятий, социально-культурных учреждений и их объединений, являющаяся органом исполнительной власти этих организаций.

Структурными элементамисистемы федеральных государственных органов исполнительной власти являются: Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, а также создаваемые ими территориальные органы исполнительной власти.

Правительство РФ– высший исполнительный орган государственной власти РФ; коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» структура системы федеральных органов исполнительной власти включает в себя 3 группы:

- Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

- Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

- Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Правительства РФ: федеральная антимонопольная служба и федеральная служба по финансовым рынкам.

Судебная власть РФ

Понятие судебной власти. Конституция, опираясь на принцип разделения властей, наряду с законодательной и исполнительной властью, выделяет также судебную власть.

Судебная власть - это особый вид гос. власти, связанный с отправлением правосудия.

Принципы судебной власти - это основополагающие начала, идеи, закрепленные в нормах права (прежде всего, конституционного права) на

базируется и функционирует судебная власть. Принципы определяют сущность и назначение судебной власти.


В Конституции сформулированы след. принципы:

1) Правосудие в РФ осуществляется только судом (ст. 118).

2) Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118).

3) Судьи (и суды) независимы и подчиняются только Конституции, и ФЗ (ст. 120).

4) Разбирательство дел во всех судах открытое, слушания в закрытом заседании - в случаях, предусмотренных ФЗ (ст. 123).

5) Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных ФЗ (123).

6) Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123).

7) В случаях, предусмотренных ФЗ, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (ст. 123).

8) Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с ФЗ.

Судебная власть осущ. посредством Конституционного, гражданского, административного, уголовного, а также арбитражного судопроизводства.

Одной из разновидностей государственной власти является судеб­ная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие являет­ся видом государственной деятельности, направленной на рассмотре­ние и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Право­судие отличается рядом специфических признаков, состоящих в том, то оно осуществляется от имени государства, специальными госу­дарственными органами — судами, посредством рассмотрения в су­дебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установ­ленной законом процессуальной форме.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 119) судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имею­щие высшее юридическое образование и стаж работы по. юридиче­ской профессии не менее пяти лет.

Согласно Конституции (ст. 120) судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Принцип подчинения судей только Конституции и закону нераз­рывно связан с предусмотренным Конституцией Российской Феде­рации (ст. 120) положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 121) судьи несменяемы. Несменяемость служит одной из существенных гарантий независимости судьи.