Файл: Великая Отечественная война и патриотическое воспитание молодёжи.pdf
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9 одежды, культуре взаимоотношений в процессе труда, в отношениях к государственным материальным и духовным ценностям и т.д.
4. В процессе патриотического воспитания важно учитывать и целенаправленно использовать личностные ценности, то есть качественные характеристики человека, по которым определяется уровень развития патриотизма.
По их реальному проявлению, по конкретным действиям и поступкам, взглядам, убеждениям, жизненным позициям, эмоциональным проявлениям оценивается патриотизм гражданина и воина России. В данном случае речь идет о таких личностных ценностях, как осознание человеком своего места в жизни, патриотического долга служения
Отечеству, выполнения гражданских, конституционных, профессиональных обязанностей, любви к своей Родине, к своему народу, готовность выступить на защиту интересов России, обеспечить безопасность личности, общества и государства, проявлять высокую ответственность за результаты труда, быть носителем культурных ценностей своего народа, и других.
1.2. Государственное регулирование патриотического воспитания
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота России и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время
2
Цель патриотического воспитания — развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития
3
Особенности студенческой молодежи и ее образа жизни определяют особенности формирования ее культуры патриотизма. Она может проявляться в опосредованной форме – отношение к учебе как подготовка к будущему активному участию в развитии страны, в повышении ее международного авторитета, в усилении обороноспособности государства. Это требует – в ходе освоения профессиональных знаний – переживания гордости за вклад соотечественников в прошлом и в наше время в развитие конкретной профессии. Нужна и высокая заинтересованность в приобретении глубоких профессиональных знаний, что является – элементом культуры патриотизма студента
4 2
Шарафеева, А. Ф. Концептуальные идеи и актуальные задачи программы гражданско-патриотического воспитания [Электронный ресурс] / А. Ф. Шарафеева // Режим доступа: http://www.fannauka.narod.ru/2009.html.
3
Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы / М-во образования и науки Российской
Федерации, ООО «Соврем. образоват. концепции»; авт.-сост.: Бондаренко Е.А., Петрова О.Г. — М.: АС-Траст,
2009. — 14 с.
4
Ружа В. А. Становление и развитие культуры патриотизма современного студенчества:социологический анализ : автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.06 / В. А. Ружа ; Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н.
Ельцина. — Екатеринбург : [б. и.], 2013. — 12 с.
10
Воспитание патриотизма студенчества – это уважение к достижениям прошлых поколений, к ветеранам войны, труда, к традициям и обычаям народа, которые не потеряли своей значимости и в наше время. Патриотизм как традиция повседневности максимально приближена к базисным потребностям человека.
Важно, чтобы приобщение молодых к патриотическим традициям шло не на основе слепого следования давно устоявшимся, привычным ритуалам, а через внесение нового, соответствующего изменениям в отношении прошлого.
С патриотической традицией тесно связана историческая память как фактор культуры патриотизма. Она проявляется в сохранении и воспроизводстве прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания. Значима и «транслируемость» исторического сознания, охватывающего совокупность передаваемых от поколения к поколению знаний и представлений, ценностей и символов, идей и убеждений, верований и обычаев, традиций, норм и правил поведения. Немаловажно отметить, что на оценку событий XX века влияет краткосрочная историческая память (многие ее реальные участники еще живы, события истории – часть их личной жизни, индивидуального восприятия).
Современные методологические подходы к организации патриотического воспитания студенческой молодежи в образовательных учреждениях различной ведомственной принадлежности представлены в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Концепция призвана способствовать значительной активизации важнейшего для общества и государства направления внутренней политики — воспитания граждан Российской Федерации, как сознательных и достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей и традиций в единстве национально- самобытных и обще-цивилизованных начал, а также повышению социальной активности в этом процессе граждан России.
Социальный и государственный заказ на совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания молодежи, механизмы и средства его реализации представлены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». В настоящее время опубликован проект данной программы на 2016-2020 годы. В отличие от действующей в настоящее время программы на 2011-2015 годы, в проекте новой программы детально описаны направления работы и принимаемая система мер.
Одним из направлений программы является формирование патриотических ценностей, приобщающих граждан Российской Федерации к отечественной истории и культуре. В этом направлении госпрограммы представлена система мер по формированию патриотического мировоззрения, ориентированная на изучение истории Великой Отечественной войны, а именно:
активизация интереса к изучению истории Отечества и формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей страны, сохранение памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;
углубление знаний о событиях, ставших основой государственных праздников
России;
11
повышение интереса российских граждан к военной истории Отечества в ходе подготовки и празднования 75-летия Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов
5
В то же время хотелось бы отметить, что отдельное внимание в реализации государственной программы патриотического воспитания будет уделено информационной работе, в том числе в сети Интернет. Так, системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается «обновление баз данных, мониторинг интернет-сайтов и блогосферы, информационно–аналитических материалов патриотической направленности в электронном пространстве, а также развитие электронных и печатных средств массовой информации, специализирующейся на патриотической тематике». Кроме того, использование современных информационных технологий обозначено и в другом направлении госпрограммы, ориентированной на формирование у молодёжи положительной мотивации к прохождению военной службы, а именно – «создание военно- патриотических игровых и медиа–программ, активное использование возможностей «Интернета» для работы с молодёжной аудиторией».
1.3. Методы и формы патриотического воспитания
Разработка эффективных направлений повышения качества патриотического воспитания молодежи будет способствовать повышению эффективности патриотического воспитания. Выделяют несколько методов патриотического воспитания: метод убеждения, метод положительного примера, метод упражнений
6
Так, метод убеждения включает ряд форм гражданско-патриотической направленности: информационные часы, единые дни информирования, тематические кураторские часы, беседы, семинары, лекции. Для наглядности используют видео-лектории, обзор прессы и основных событий в мире, организуют подписку на периодические издания средств массовой информации, оформляют информационные стенды, освещающие важные события и памятные даты нашей страны, историю возникновения и развития учебного заведения. Популярны тематические вечера и концерты, посвященные Дню воина - интернационалиста,
Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню независимости.
5
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
(проект) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gospatriotprogramma.ru/programma%202016-
2020/proekt/proekt.php
6
Воронина И. К. Значение, методы и формы гражданско- патриотического воспитания студенческой молодёжи / И.
К. Воронина // Молодой ученый. — 2015. — №7.3. —4 с.
12
Метод положительного примера подразумевает проведение краеведческой и поисковой работы, создание музея, экскурсии по историческим и памятным местам родного края, походы по местам боевой славы. Организация встреч, круглые столы, пресс-конференции с ветеранами войны и труда, шефство над ветеранами войны и труда - дают возможность напрямую пообщаться с людьми, являющимися героями нашего времени.
Наиболее обширным является метод упражнений. Он заключается в проведении следующих форм патриотической направленности: трудовые, экологические и благотворительные акции, тематические вечера по изучению национальной символики и геральдики, уроки мужества, «Вахта памяти».
Мероприятия по патриотическому воспитанию осуществляются по
следующим основным направлениям:
1. Историческая и музейная работа:
музеи, которые во многих образовательных учреждениях являются методическим центром гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Основной целью музея является воспитание гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию народа.
Задачами данного направления патриотического воспитания являются:
активизация краеведческой деятельности учащихся; привлечение их к работе по возрождению, сохранению, приумножению культурных и духовно- нравственных ценностей своей Родины.
организация патриотической, научно-просветительской работы среди учащихся, изучение исторического прошлого;
формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Родины;
формирование нравственной позиции.
Существует несколько основных направлений работы музея образовательной организации по формированию гражданско-патриотического сознания:
экскурсионная деятельность;
поисковая деятельность;
пропагандистско-просветительская деятельность.
2. Организация работы клубов военно-патриотической работы, спортивных,
военно-технических секций, военно-спортивных лагерей, кадетских классов,
кружков по интересам.
Именно на базе музеев в образовательных организациях создаются патриотические клубы, которые постепенно становятся центрами патриотического воспитания в школе.
3. Воспитанию патриотизма учащихся способствуют такие формы
гражданско-патриотического воспитания, как:
историко-краеведческие мероприятия: всероссийские и областные конкурсы исследовательских работ;
фестивальное движение, музыкальное и литературное творчество, изобразительное и монументальное искусство;
13
организация торжественных церемоний и встреч, памятных вечеров, дней открытых дверей, уроков мужества;
работа по увековечению памяти погибших при исполнении служебного долга;
организация празднования дней воинской славы, памятных дней в истории
России;
работа с Героями Отечества, ветеранами Великой Отечественной войны 1941-
1945 годов, ветеранами органов внутренних дел, внутренних войск, боевых действий;
популяризация государственных символов Российской Федерации;
спортивная и культурно-массовая работа.
Немаловажную роль играет информационно-пропагандистское обеспечение патриотического воспитания, взаимодействие со СМИ. Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества студентов, оказывают помощь и поддержку на этапе формированию патриотизма.
Очень важно отметить развитие проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности студенческой молодежи, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально- значимых качеств. Работая над различными проектами (историческими, краеведческими, благотворительными, информационными, студенты получают необходимые знания, умения и опыт, которые способствуют формированию полноценного гражданина общества, патриота страны.
14