Файл: Великая Отечественная война и патриотическое воспитание молодёжи.pdf
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25 по патриотическому воспитанию молодежи, при- званной играть ключевую роль в судьбе страны.
В Государственной программе патриотического воспитания граждан подчеркивается, что патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.
Студенчество является одной из самых активных социальных групп населения, обладающей высоким интеллектуальным потенциалом. Однако, неопределенность в будущем, обусловленная трудностями в нахождении последующего места работы по приобретенной специальности, падение престижа многих профессий, предстоящая служба в армии, подталкивают молодых людей к мысли о возможности легкого заработка, о поиске вариантов избежать службы в армии и т. д.
В ходе исследования было бы недостаточно только изучить литературу по формированию чувства патриотизма у подростков. Для выявления форм и методов патриотического воспитания необходимо было так же получение практических данных. С этой целью было проведено исследование патриотических воззрений студентов, в результате опрошено 100 респондентов очного отделения
Краснотурьинского индустриального колледжа, в подавляющем большинстве 1 и 2 курсов.
Цель исследования – анализ особенностей становления и развития культуры патриотизма у современной студенческой молодежи. Эта цель реализуется на основе решения ряда исследовательских задач:
выявление факторов, проблем и противоречий становления и изменения культуры патриотизма современных студентов;
анализ содержания ориентаций и установок студентов на освоение культуры патриотизма, ее проявлений в их повседневных практиках.
Сегодня важно понять, что патриотическое воспитание является необходимым условием существования страны и основой укрепления государства. Чувство личного вклада в торжество справедливости и улучшение человеческой жизни, уважения к великим достижениям и героическим страницам прошлого, ощущение собственного влияния на ход истории является основой воспитания патриотизма молодежи.
Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
Нравственность один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса.
Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересами достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом.
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и
26 настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Основа воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – это любовь к своей малой и большой родине, готовность к ее защите, формирование активной жизненной позиции, осознание своего места в обществе, толерантность, ценностное отношение к самому себе и к окружающему миру.
На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма – культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к
Родине, служение Отечеству – является важным условием возрождения России как великой державы. Патриотизм является фундаментом общества и государства, опорой их жизнеспособности и необходимым условием эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.
Развитие гражданственности и патриотизма российской молодежи является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики.
Система патриотического воспитания в образовательных учреждений призвана возродить в сознании подрастающего поколения патриотизм, духовно- нравственные ценности, развить в каждом обучающемся качества гражданина и патриота. К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско - патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.
1 2 3 4
Первый блок вопросов был посвящен вопросам гражданственности.
В результате исследование были заданы вопросы:
1. Каким образом вы понимаете гражданственность как свойство
человека?
Подавляющее большинство опрошенных ответили, что это чувство личной ответственности перед государством и народом, семьёй (50%), чувство принадлежности к государству и непреемлемость жизни без него (38%), защита государственных прав человека, представленных Конституцией (16%), гарантия внешней и внутренней защиты граждан (10%).
2. Вы как гражданин России как считаете, в чем заключается ваша
гражданственность?
Большинство студентов ответили, что в моей позиции по отношении к событиям в стране, городе, группе (42%). Таким образом, чувство личной ответственности за происходящее является предпосылкой гражданской культуры и культуры патриотизма, по мнению наших респондентов. По мнению ряда исследователей, в современном обществе происходит увеличение патриотических настроений – совокупности устойчивых когнитивных, аффективных и поведенческих ценностных ориентаций. Компоненты «социального самочувствия»
(надежды и страхи), связанны, прежде всего, с оценками макросоциального контекста жизни в стране. Отметим, что в восприятии молодежи роль государственной власти в формировании гражданской позиции – минимальна – так ответили, что гражданственность – это «гарантия защиты государством внутреннего и внешнего суверенитета» лишь 10% респондентов.
В результате исследование были заданы вопросы:
1. Каким образом вы понимаете гражданственность как свойство
человека?
Подавляющее большинство опрошенных ответили, что это чувство личной ответственности перед государством и народом, семьёй (50%), чувство принадлежности к государству и непреемлемость жизни без него (38%), защита государственных прав человека, представленных Конституцией (16%), гарантия внешней и внутренней защиты граждан (10%).
2. Вы как гражданин России как считаете, в чем заключается ваша
гражданственность?
Большинство студентов ответили, что в моей позиции по отношении к событиям в стране, городе, группе (42%). Таким образом, чувство личной ответственности за происходящее является предпосылкой гражданской культуры и культуры патриотизма, по мнению наших респондентов. По мнению ряда исследователей, в современном обществе происходит увеличение патриотических настроений – совокупности устойчивых когнитивных, аффективных и поведенческих ценностных ориентаций. Компоненты «социального самочувствия»
(надежды и страхи), связанны, прежде всего, с оценками макросоциального контекста жизни в стране. Отметим, что в восприятии молодежи роль государственной власти в формировании гражданской позиции – минимальна – так ответили, что гражданственность – это «гарантия защиты государством внутреннего и внешнего суверенитета» лишь 10% респондентов.
27
3. Как вы считаете, в какой период истории нашей страны более всего
проявлена гражданственность народа?
72% опрошенных ответили, что в Великой Отечественной войне с фашизмом,
18% - в строительстве социализма, 10% - в борьбе с наполеоновской Францией в
1812 г.
4. Как вы считаете, в чем выражается на деле ваша гражданственность?
Более половины опрошенных ответили, что в соблюдении своих гражданских прав и не нарушением прав других (52%), во включенности в жизнь страны, региона, института – 26%, в желании помочь нуждающимся – 18%, в способности не замалчивать, а противостоять безнравственным знаниям – 12%.
5. Что более всего влияет на формирование вашего гражданского
самосознания?
80% студентов ответили, что история страны, её правдивое освещение, восприятие её в семье, образовательная система, по мнению студентов, влияет лишь на 10%, СМИ – на 20%.
Второй блок вопросов был посвящен ценностным ориентациям современной молодежи.
1. Как вы оцениваете исторический опыт старших поколений нашей
страны?
Большинство студентов ответили, что гордятся ими, отстояли отечество во многих войнах (80%), 14% респондентов заявили, что не принимают опыта старших и не хотят на него опираться.
2. Что вы считаете для себя важными ценностными ориентациями?
Половина опрошенных считают, что нравственность, справедливость, порядочность в семье, группе, обществе, 32% - получение профессии, специальности, 26% - мир в стране и между народами, 12% - наличие свободной и правдивой информации.
3. Как вы считаете, что сегодня самое главное в воспитании молодого
поколения?
42% опрошенных ответили, что сформирование способных, грамотных, смелых, деловых и стойких людей, примерно столько же (40%) – умение любить семью, страну, народ и их защита, привитие молодежи честности, организованности и трудолюбия в качестве главной ценности видят 30% опрошенных и умение планировать жизнь, пополняя знания отметили 24% респондентов. Как мы видим, преобладают личностные ориентации – 96%, альтруистические ценности, общественные ориентации составляют лишь 40%.
4. то вы предпочитаете в сфере духовной жизни? Большая часть студентов ответили, что любят все развлекательное: литературу, кино, музыку, фантастику
(70%), познавательные телепередачи смотрят 24% респондентов, классической литературой, кинематографом, музыкой увлечены 20% студентов.
5. Как вы считаете, что нужно предпринимать в обществе сегодня, чтобы
повысить нравственность и чувство гражданина?
52% студентов ответили, что прививать уважение к семье, старшему поколению, стране, 42% - воспитывать с детства стремление к правде, любви к
28 людям, уверенности, оптимизма, терпения, чувства национального духа и народной культуры, 24% - оценивать труд людей в социальной жизни.
Третий блок вопросов был посвящен диагностике патриотических настроений современной молодежи.
Как показывают результаты опросов, неоднократно реализованных за прошедшие пять лет по репрезентативной студенческой выборке Социологической лабораторией Российского университета дружбы народов, практически каждый второй студент в целом солидарен с российским правительством, поскольку уверен, что патриотизм следует целенаправленно воспитывать; мнения остальных распределились примерно поровну – каждый четвёртый убеждён, что патриотизм должен складываться стихийно, чтобы не стать принудительно навязанной псевдоценностью, каждый третий затрудняется с выбором какой-то одной модели формирования чувства патриотизма, считая, что следует сочетать стихийный и целенаправленный векторы его формирования. Однако, оценивая нынешнюю российскую ситуацию, студенты утверждают, что правительство и президент скорее больше говорят об упрочении патриотического настроя населения, чем предпринимают грамотные и действенные шаги в этом направлении.
1. Что вы вкладываете в понятие патриотизм как социальную ценность?
Большинство студентов ответили, что иметь в себе уважение и любовь к семье, к своей стране, к нашей российской земле (56%), 32% респондентов считают патриотизм – народным духом, направленным на создание, сбережение нации, защиты страны.
2. Как вы считаете, что более всего воспитывает чувство патриотизма?
Подавляющие большинство опрошенных (70%) ответили, что семья, атмосфера семьи, отношения семьи к стране, её истории. Также респондентам был задан вопрос о том, какая личность в отечественной политике, культуре являет в большей степени для них образ патриота, были получены довольно интересные ответы:
3. Как вы считаете, кем проявлен больший патриотизм?
68% опрошенных студентов основным образом патриота считают Президента
В.В. Путина.
4. Как вы считаете, кто из руководителей страны наиболее являлся и
является патриотом?
52% студентов ответили, что действующий глава государства Президент В.В.
Путин.
И.В. Сталин – 26%, Петр Первый (24%).
5. «Кто на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование
Ваших патриотических чувств?»
55,9 % участников опроса выбрали вариант ответа «Школа, колледж»; 23,3 %
– «Родители»; 9,8 % – «Окружающие люди, друзья»; 4,8 % – «СМИ»; 3,6 % –
«Органы власти»; 2,6 % – «Другие» (рисунок 2). Исходя из опроса, мы можем сделать вывод, что наибольшее влияние на формирование патриотических чувств оказывают школа, колледж и родители, меньшее влияние – окружающие люди,
СМИ, органы власти, действуя чаще всего не согласованно, не координируя свою работу по становлению базовых ценностей культуры патриотизма.
29
6. «Достаточно ли внимания уделяется патриотическому воспитанию
студентов?
89,8 % из них считают, что патриотическому воспитанию надо уделять больше внимания, и только лишь 10,2 % удовлетворены его сегодняшним уровнем.
На основании проведенного исследования, можно выделить следующие черты гражданственности и патриотизма современной студенческой молодежи:
происходит увеличение патриотических настроений;
роль государственной власти в формировании гражданской позиции минимальна;
в качестве наиболее значимого социального института у молодежи выступает семья;
большая часть студентов считают, патриотизм следует целенаправленно воспитывать.
Таким образом, формирование патриотизма как ценности возможно при условии создания среды, где молодой человек чувствует свою приобщенность к определенным референтным группам, которые становятся для него значимыми, где происходит гармоничная самоидентификация на всех уровнях через вовлечение его в социально значимую теоретико-прикладную деятельность, наполненную историческим и патриотическим содержанием.
Государство в настоящее время уделяет большое внимание вопросам воспитания гражданственности и патриотизма как приоритетным в области воспитания, подтверждением чему служат основные документы в области образования последних полутора десятилетий.
Определено, что согласно нормативным документам система гражданско- патриотического воспитания в России должна предусматривать формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в образовательных учреждениях всех уровней.
Особое внимание должно быть обращено на формирование гражданских и патриотических качеств студенческой молодежи, на которой лежит ответственность за будущее развитие благополучие страны как суверенного, экономически сильного, демократического государства.
Создание такой системы предполагает объединение деятельности органов государственных структур, средств массовой информации, направленной на рассмотрение и освещение проблем воспитания, формирование и развитие гражданских и патриотических качеств личности: любви к родине, уважения отечественной истории и культуры, почитание общегражданских идеалов и ценностей, стремление к производительному труду, уважение культуры своего народа и народов, населяющих многонациональную Россию, осознанную законопослушность, чувство долга каждого гражданина перед обществом и государством.