Файл: Великая Отечественная война и патриотическое воспитание молодёжи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проект «Непридуманные рассказы о войне» (http://www.world-war.ru/ ) создан с целью непредвзятого освещения героических и трагических событий
Второй Мировой и Великой Отечественной войн. Задачами проекта являются показать роль советского народа в Победе над фашизмом и соотнести ее с вкладом
9
Ружа В. А. Становление и развитие культуры патриотизма современного студенчества:социологический анализ : автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.06 / В. А. Ружа ; Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н.
Ельцина. — Екатеринбург : [б. и.], 2013. — 8 с.
10
Всероссийский проект «Наша общая Победа» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://41-45.su

20 союзников, противодействие манипуляциям современных последователей нацизма.
Также одной из своих задач данный сайт имеет освещение деятельности Русской
Православной Церкви в годы войны. Сайт функционирует на трех языках: русском, английском и немецком.
Заслуживает внимания и проект создания в сети Интернет всенародной электронной Книги памяти через проведение ежегодного Международного
интернет-конкурса «Страница семейной славы» (http://pobeda.vif2.ru ), собирающего разножанровые творческие работы о подвиге советского народа.
В последнее десятилетие Министерство обороны РФ рассекречивает документы военных лет, а развитие информационных систем сети Интернет позволяет сделать эти архивы общедоступными. Сама по себе поисковая работа обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на сознание молодых людей. Собирая в поисковых экспедициях материалы и отыскивая останки пропавших без вести солдат, студенты на конкретных примерах знакомятся с историческими событиями, фактами, учатся самостоятельно анализировать информацию и делать собственные выводы. Отечественная история, преломленная через исторические события, через судьбы их участников и очевидцев, становится более зримой и понятной. Привлекая студентов в данную добровольческую деятельность, решается не только проблема нравственного и патриотического воспитания, вопрос досуга молодежи, но и выполняется одна из важных задач любого общества – восстановление пробелов в истории нашей страны.
Государственные архивы РФ с фотодокументами о Второй мировой войне представлены на сайте «Победа. 1941-1945» (http://victory.rusarchives.ru/index.php ).
Сайт включает экспозицию наиболее ярких архивных фотодокументов, раскрывающих величие и историческую значимость подвига советского народа в
Великой Отечественной войне, и информацию о составе и объемах фотодокументов военного периода, хранящихся в государственных архивах Российской Федерации.
Министерство обороны опубликовало на своем сайте серию документов из фондов
Центрального архива военного ведомства о деятельности бандеровцев во времена
ВОВ (http://mil.ru/files/files/una.html).
Развитие информационных технологий позволяет осуществлять поисковую работу не только непосредственно на месте гибели человека, но и через Интернет посредством взаимодействия с обобщенным электронным банком данных
«Мемориал», общедоступным электронным банком документов «Подвиг
Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (http://podvignaroda.mil.ru
), а также обменом данными на тематических форумах поисковых движений страны
(http://forum.patriotcenter.ru , http://soldat.ru , http://polk.ru).
Обобщенный компьютерный банк данных «Мемориал» (http://www.obd- memorial.ru/html/ ) создан Министерством обороны Российской Федерации и содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период. На сайте выложены отсканированные копии всех обработанных документов- первоисточников, содержащих информацию о 20 персоналиях. Эти документы позволяют с большой точностью идентифицировать павших, поскольку в них часто


21 содержится дополнительная информация, в частности имена и адреса родственников, которым отсылались похоронки. В рамках проекта отсканировано и предоставлено в Интернет- доступ более 13 миллионов листов архивных документов и свыше 30 тысяч паспортов воинских захоронений.
В 2015 г. открылся еще один сайт «Память народа» (https://pamyatnaroda.ru/
), где собраны подлинные оцифрованные военные документы Первой и Второй мировой войны. В рамках проекта будет оцифровано и выложено в Интернет более
70 тысяч дел архивных документов, включающих карты боевых действий, приказы, донесения и описания боев полков, дивизий, армий и фронтов – это лишь небольшая часть перечня документов, которые теперь станут доступны в Интернет.
Студенты могут ознакомиться с реальными документами, самостоятельно провести поиск и исследование.
Взаимодействуя с поисковыми группами из других регионов через Интернет и работая в обобщенном компьютерном банке данных «Мемориал», студенты находят погибших земляков. В электронном банке документов «Подвиг Народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945 гг.» можно посмотреть документы о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой
Отечественной. Дальнейшая работа идет по поиску родственников солдат, встречи и общения с ними. Для выполнения этой задачи используются средства информации, начиная с местных СМИ и заканчивая Интернет-ресурсами (включая социальные сети, где информация подхватывается и распространяется самой молодежью с большой скоростью).
Таким образом, весь процесс поиска погибших солдат охватывает огромное количество молодежи, прямо или косвенно принимающих участие в данной деятельности.
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Роспатриотцентром был создан
Интернет-проект
«Волонтерский
корпус
70-летия
Победы»
(http://волонтеры70.рф ). На сайте зарегистрировано 142809 человек. Одной из основных задач Волонтерского корпуса является «формирование у молодых людей чувства сопричастности к Великой Победе нашего народа путем вовлечения их в волонтерскую практику» .Основные направления работы данного проекта: поисковая работа; благоустройство памятных мест и воинских захоронений; помощь ветеранам; помощь волонтеров при организации и проведении событий, запланированных в рамках празднования 70-летия Победы, в том числе парада
Победы на Красной площади и военно-морского парада в Севастополе; дни единых действий.
Отдельного внимания заслуживает музейная работа, представленная также в
Интернете. Сайт Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945
гг. (http://cmvov.ru/ ) позволяющую пройти виртуальную экскурсию по залам музея, ознакомиться с экспозициями. Гостелерадиофонд представил новый раздел мультимедийного портала «Героическая история России в проектах
Гостелерадиофонда», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (http://war.gtrf.info/). В Интернете есть и Виртуальный


22
музей Победы «Навечно в памяти», посвященный событиям Великой
Отечественной войны.
Особо отмечается роль социальных сетей в патриотическом воспитании.
Применительно к предмету исследования можно отметить несколько форм деятельности, подразумевающие как пассивные, так и активные формы вовлечения молодежи:
1. Информационная работа в социальных сетях путем создания тематических сообществ и страниц. Наиболее популярные среди молодежи сообщества:
«Памяти нашей Победы» (https://vk.com/club68489 ) - число пользователей более 130 тысяч человек. По сообщению администраторов сообщества,
«группа объединяет всех, кому дорога память своей семьи в эпоху Великой
Отечественной войны». В сообществе представлены фото и видео-22 материалы, есть возможность для обмена сообщениями по поиску солдат, публикации тематических сочинений. Сообщество содержит 100 ссылок на другие Интернет-ресурсы, посвященные теме Великой Отечественной войны.
«Великая Отечественная война» (https://vk.com/voyna1941 ) - более 71 тысячи читателей. В рамках данного сообщества публикуются исторические события, фото военных лет, памятников войне в разных городах, а также проводятся акции, например, «Проведай ветерана ВОВ».
2. Проведение акций и использование специальных ярлыков («хештегов»).
Наиболее широко эта форма воспитания патриотизма стала использоваться в 2015 г. по случаю 70-летия Победы. Обусловлено это ростом популяризации в молодежной среде социальных сетей на мобильных телефонах и планшетах с функциями доступа к Интернету:
 для празднования 70-летия Победы был предложен официальный хештег
#Победа70. По нему в социальных сетях «ВКонтакте», «Twitter» и
«Facebook» транслируются актуальные новости о проводимых памятных мероприятиях (хештег актуален и в настоящее время). Другой хештег
#СДнемПобеды, поддерживаемый российскими пользователями, около двух часов продержался в мировых трендах «Twitter» . Кроме хэштега
#СДнемПобеды в российские лидеры хештегов сети «Twitter»
11
также попали метки
#АстраханьПобеда,
#Махачкала9мая,
#9мая,
#СпасибоДедуЗаПобеду. Подобное лидерство хештегов привлекает внимание молодежи, способствуя вовлечению в процесс формирования патриотизма;
поэтическая эстафета «Стихи Победы» – участникам предлагалось выразить в стихах «благодарность героям за жизнь, за мир, за тишину в ночном небе, за отвагу и непоколебимую веру в людей, в Победу, в наше будущее». Стихи публиковались в социальных сетях с хештегом
#СтихиПобеды;
11
Хэштег #С Днем Победы вышел на первое место в мировых трендах Twitter [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://svpressa.ru/society/news/67862/


23
акция «Родной герой», позволяющая всем желающим рассказать о своих близких и знакомых, принимавших участие в Великой Отечественной войне, собрала более 5 тысяч участников. Для участия в акции необходимо было на своей странице в социальных сетях – «ВКонтакте», «Twitter» или
23 «Instagram» – опубликовать свою историю, воспользовавшись хештегом
#РоднойГерой. По итогам акции была создана электронная книга «Родной герой»
12
;
акция «Селфи с ветераном»
13
. Акция заключалась в фотографировании с ветераном войны, публикацией фотографий в социальных сетях (на сайте
«Вконтакте»,
«Instagram»,
«Twitter») с обязательным хештегом
#МойВетеран. Подпись к фотографии содержала сведения о ветеране, его военных подвигах;
3. Использование мобильных приложений также стало возможным благодаря развитию технических возможностей мобильных телефонов и появлению планшетов с высокоскоростным выходом в Интернет. Это наиболее активно используемая и набирающая популярность среди молодежи сфера Интернет- технологий. Нами для примера выбраны несколько приложений 2015 г., работающих на операционных системах мобильных телефонов Android и iOs:
«70 лет Победы!» - официальное мобильное приложение, посвященное 70- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Это единственное мультиплатформенное приложение. В приложении имеются несколько вкладок: «Фронтовой фотоальбом», «Новости», «Медиабанк»,
«Песни Победы», «Фотокарточка» (фоторедактор), «Установить заставку» и др. Особенностью приложения является отображение всех сообщений из социальных сетей с хештегом #Победа70. На сегодняшний день мы отмечаем, что приложение скачало более 100 тысяч пользователей мобильных устройств на базе Android;
«Истории войны» - приложение представляет собой краткий справочник, содержащий иллюстрированные статьи о ключевых событиях, местах и людях, причастных к Победе. Материал излагается в увлекательной форме, сопровождается качественными фотографиями. На сегодняшний день приложение скачало более 50 тысяч пользователей мобильных устройств на базе Android;
«Твоя Победа» - приложение-викторина, посвященная Великой
Отечественной войне. Приложение позволяет узнать или вспомнить ключевые моменты этой войны. Количество установивших пользователей –
10 тысяч человек;
«Улица Героев» - приложение, помогающее узнать, в честь какого героя войны названы улицы города и изучить его биографию. Также приложение позволяет наминать пользователю, когда он будет проходить мимо той или
12
Наша Победа [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.may9.ru/victory
13
Селфи с ветераном — будем использовать героев ВОВ по максимуму! [Электронный ресурс] //
Режим доступа: http://ufa-room.ru/selfi-s-veteranom-budem-ispolzovat-geroev-vov-po-maksimumu-54640/


24 иной улицы, названной в честь героя. Приложение скачало 5 тысяч пользователей мобильных устройств на базе Android;
«Победители» - приложение для планшетов от одноименного сайта, посвященного истории Великой Отечественной войне, о котором мы указывали выше. Приложение скачало 5 тысяч пользователей мобильных устройств на базе Android;
«9 мая – карта Памяти Блокадного Ленинграда». С помощью приложения, можно увидеть, где именно проходили памятные события, узнать о них больше. Количество скачиваний – 1 тысяча пользователей мобильных устройств на базе Android;
 приложения, позволяющие оформить мобильный телефон или планшет соответственно тематике праздника Победы в Великой Отечественной войне.
Таким образом, наблюдается тенденция большего внедрения новых форм информационных технологий с развитием средств связи по сети Интернет в патриотическое воспитание молодежи на примере изучения истории Великой
Отечественной войны. Видится дальнейшая интеграция мобильных устройств
(телефонов, планшетов) с информационными ресурсами (сайты, социальные сети, программы) как один из наиболее эффективных способов воздействия на сознания студенческой молодежи.
2.3. Патриотизм современного студента
Изменения, происходящие в российском социокультурном пространстве в последние десятилетия, отразились на всех сферах жизнедеятельности. Переход к гражданскому обществу обозначил ряд наиболее актуальных стратегических задач, в том числе и касающихся проблем воспитания гражданственности и патриотизма в современных условиях.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации сохранение и укрепление традиций патриотизма названо одной из составляющих национальных интересов государства в информационной сфере.
В Указе Президента от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» вместе
«Положением об Управлении Президента Российской Федерации по общественным проектам» отмечается необходимость укрепления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствования работы по патриотическому воспитанию молодежи.
Патриотическому воспитанию молодых граждан России уделяется особое внимание и в готовящемся документе «Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации до 2025 года». Социальная ответственность граждан России за обеспечение ее безопасности является основой консолидации общества, укрепления государства и напрямую зависит от целенаправленной работы