Файл: Великая Отечественная война и патриотическое воспитание молодёжи.pdf
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 197
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ
2.1. Применение Интернет - технологий в патриотическом воспитании
молодежи
Сетевая модель патриотического воспитания молодежи и подростков выделена в связи с формированием новых условий жизнедеятельности человека в постриндустриальном обществе – открытого информационного пространства, информационной «перегрузки» личности и т.д.
Данная модель является универсальной по области реализации и предназначена для работы в едином информационном социокультурном пространстве.
Выделяя информационные компоненты модели, отметим, что ее специфика – в огромной скорости изменений в открытом информационном пространстве.
Доступные сегодня базы данных завтра могут утратить свою актуальность, стать ненужными; стабильность в мире информации весьма относительна. Часто именно эта неустойчивость, динамичность системы информации в мире новых информационных технологий и привлекает молодежь и подростков. Тем важнее предложить модель, которая позволит подросткам и молодежи адаптироваться в открытом информационном пространстве, разработать стратегии информационного обмена, не противоречащие национально-культурным традициям, помочь осознать и освоить мир патриотических ценностей через собственный выбор – как источников информации, так и практической (творческой) деятельности.
В качестве субъектов патриотического воспитания в данной модели следует выделить четыре основных категории:
коллективы авторов сайтов – административных;
учреждений и организаций;
электронных СМИ;
индивидуальных пользователей (детей, подростков, молодежь).
Организационные компоненты модели (субъекты патриотического воспитания
– организации, коллективы культурно - досуговых центров; формы творческих/общественных объединений); предлагаемые организационные 12 формы работы – курсы, свободные дискуссии, форумы, патриотические игры, творческие форумы, литературные сетевые конкурсы на патриотические темы и т.п.
Важным свойством открытой информационной среды является ее интерактивность (наличие обратной связи, фактора «свободного выбора информационной траектории»), что зачастую создает у подростков и молодежи иллюзию
«объективности» информации, получаемой из различных информационных источников. Именно поэтому формирование информационной культуры, критического мышления, умения анализировать и интерпретировать получаемую информацию – первоочередная задача в реализации данной модели.
15
Весьма существенным является также и то, что данная модель, при всей своей значимости, лишь частично затрагивает собственно процесс патриотического воспитания и формирования ценностных ориентаций, который начинается задолго до «визита» в открытое информационное пространство и продолжается после него.
Однако пребывание в мире «электронного общения» чрезвычайно значимо для сегодняшнего молодого поколения. И здесь равно важно как предоставить информацию, восприятие которой должно помогать процессу патриотического воспитания (на официальных сайтах, в СМИ), так и дать повод для самостоятельного мышления, проверки неточной информации, отрицания любых форм агрессии, проявления нетерпимости по отношению к людям других национальностей и т.п
7
В настоящее время с внедрением проекта «Электронное правительство» наряду с предоставлением государственных услуг посредством сети Интернет появились и официальные ресурсы, посвященные вопросам патриотического воспитания. Для организаторов патриотического воспитания работает официальный сайт Российского государственного военного историко- культурного центра
Правительстве Российской Федерации (Росвоенцентра) (http://www.rosvoencentr- rf.ru/ ).
Интернет-сайт Росвоенцентра является методологическим, методическим и контент-ресурсным источником для 13 созданного нового тематического Интернет- сайта Росвоенцентра (www.gospatriotprogramma.ru или госпатриотпрограмма.рф ), где размещены официальные документы, регламентирующие программу и концепцию патриотического воспитания в стране.
Необходимо отметить факт перехода официальных государственных сайтов на программное обеспечение сайтов современными техническими средствами, позволяющими более ярко и динамично представлять информацию. В этой связи другой официальный Интернет-ресурс Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (http://rospatriotcentr.ru/ ) в настоящее время находится на реконструкции.
В работе нельзя обойти вниманием и информационный сайт
ПроПатриотизм.рф, размещающий официальные материалы государственных ведомств и учреждений, осуществляющих управление в сфере образования, молодежных и ветеранских общественных объединений в сфере патриотического воспитания граждан РФ.
Одним из примеров появления информационно–аналитических материалов патриотической направленности в электронном пространстве являются новостные сайты патриотической направленности. Например, новостной сайт патриотической направленности ВперёдРоссия.рф. При этом необходимо отметить, что подобные сайты, в первую очередь, опираются на понятия патриотизма как формы поддержки правящей политической структуры.
7
Бондаренко Е.А. Модели патриотического воспитания в современных условиях // Интернет и образование. – 2009.
- № 15. URL: http://www.openclass.ru/node/83656
16
К инновационным формам патриотического воспитания молодежи следует отнести проектную деятельность на базе социальных сервисов Веб 2.0. В рамках сетевого взаимодействия на данных ресурсах молодежь разрабатывает и реализует реальные и виртуальные социальные индивидуальные, коллективные, региональные, межрегиональные и международные проекты патриотической направленности. Большая часть из них позволяют лучше узнать родной край,
Россию и ее ближайших соседей, выявить сферу приложения своих интеллектуальных и физических усилий для ее развития.
Наиболее известным и популярным подобным ресурсом в молодежной среде является проект Летописи.ру (http://letopisi.ru ). Целью проекта является создание учебной цифровой карты России и других стран, на которой были бы отмечены и описаны мегаполисы, города, села и деревни так, как они видятся школьникам, студентам и учителям в настоящее время.
Также отметим активное использование студенческой молодежью сайтов, именуемых «социальными сетями». По данным последних исследований русскоязычного сегмента Интернета около 90% всех пользователей сети Интернет регулярно посещают социальные сети. При этом многие из них вполне комфортно пользуются не одной, а сразу несколькими социальными сетями. Правильное понимание того, какой контингент Интернет - пользователей сосредоточен на том или ином ресурсе, является главным залогом успешной информационной деятельности, направленной на формирование патриотизма.
Среди ряда социальных сетей в России популярны следующие (вкратце приведем результаты исследования для дальнейшего анализа эффективности использования в целях патриотического воспитания студенческой молодежи)
8
:
1. «Вконтакте» (vk.com) – средний возраст пользователей составляет 20-30 лет.
Люди приходят сюда, главным образом, для общения, активно делятся музыкой, фотографиями и различными ссылками. Для общения «по интересам» создаются группы самых различных тематик. Наиболее раскрученные из них насчитывают свыше 5 000 000 подписчиков, среди которых число постоянных посетителей достигает 200 000. Среднее время, проведенное пользователем на данном ресурсе, составляет 30 минут.
2. «Одноклассники» (odnoklassniki.ru) - аудитория в большей степени женская
(70 %), а средний возраст пользователей колеблется в районе 30-40 лет. Именно данную социальную сеть предпочитают наиболее возрастные пользователи сети, и у многих она ассоциируется с местом встречи домохозяек.
3. «Facebook» (facebook.com) – средний минимальный возраст посетителей составляет 25 лет. Как правило, это серьезные специалисты, охватывающие широкое поле профессиональной деятельности. С точки зрения географического расположения пользователей, здесь в большей степени представлены жители крупных городов. Основная аудитория сайта «Facebook» характеризуется социальным статусом и достатком не ниже среднего.
8
Соцсети под микроскопом, или В поисках целевой аудитории [Электронный ресурс] //
Режим доступа: http://ru.wix.com/blog/2015/03/демография-соцсетей/
17 4. «Twitter» (twitter.com) - отличается особенным форматом, который делает данный ресурс более динамичным. Среднестатистический пользователь социальной сети «Twitter» охватывает более широкий возрастной диапазон от 20 до 40 лет, при этом представительство мужской части незначительно преобладает над прекрасной половиной. Отличная интеграция социальной сети с мобильными устройствами привела к тому, что около 75% ее пользователей приходят сюда посредством своих гаджетов. Данную сеть посещает много деловых людей. Среднее время провождения в сети 4 минуты в сутки. Аккаунты в «Twitter» есть у многих известных людей, политиков, спортсменов, звезд шоу-бизнеса и общественный деятелей.
5. «Instagram» (Instagram.com) и «Pinterest» (printerest.com) - данные фотосервисы смогли завоевать высокую популярность у нас не так недавно. В то время, как в «Instagram» более широко открыты возможности по использованию мобильных гаджетов, «Pinterest» более ориентирован на пользователя стационарного компьютера. Несмотря на это, аудитория этих социальных сетей достаточно близка. Характерный пользователь – это молодой человек (девушка) в возрасте до 24 лет. Как правило – это наиболее продвинутые пользователи, преимущественно представляющие крупные города.
Другие социальные сети не популярны в России и в этой связи в данной работе не упоминаются. Таким образом, исходя из целевой аудитории (студенческая молодежь от 16 до 24 лет) наиболее предпочтительными являются социальные сети
«Вконтакте», «Twitter», «Instagram» и «Pinterest».
Для успешной деятельности в сети «Вконтакте» очень важен постоянный контакт со своей аудиторией. Создавая тематическую группу (сообщество для общения пользователей) или публичную страницу необходимо предоставлять актуальную информацию, проводить акции, своевременно отвечать на вопросы и реагировать на критику.
При этом необходимо отметить особенности использования социальной сети
«Twitter». Она эффективна для привлечения новых посетителей на тематический блог, новостной портал или сообщество в другой социальной сети. Ограничение сообщений в количестве символов до 140 позволяет только заинтересовывать пользователей новостью, темой для обсуждения или акцией. В этой связи нам представляется возможным использовать эту социальную сеть для размещения
Интернет - ссылок на актуальные темы и новости, размещенные на других сайтах.
Преимуществом данной социальной сети является возможность использования специальных ярлыков («хештегов»), которые позволяют всем пользователям этой социальной сети быстро находить тематические новости и сообщения.
По аналогии с «Twitter», «Instagram» предлагает удобные возможности по эффективному использованию «хештегов». Преимуществом социальной сети
«Instagram» является возможность пользователей визуально воспринимать события
(по принципу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). «Instagram» и
«Pinterest» дают большие возможности для продвижения проектов, акций или событий, которые легко визуализировать. Профессиональные фотографы и организаторы мероприятий легко найдут свою аудиторию в данных социальных
18 сетях. Достоинством таких форм патриотического воспитания молодежи, в отличие от традиционных, является большая заинтересованность, активность молодых людей и самостоятельность в реализации идей.
19
2.2. Применение Интернет-технологий на примере изучения истории
Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война воспринимается студенчеством как важнейшее событие XX века. На восприятие студенческой молодежью истории Великой
Отечественной войны сказывается воздействие искажения исторических событий
(особенно в оценке характера войны, факторов Победы, начального этапа и т.д.).
Среди положительных тенденций современных студентов, отмечаемых в работе
9
, является потребность молодежи в нравственных ориентирах и примерах для подражания. В среде современного студенчества утверждается равнодушие к своей
Родине, бездуховность и агрессивность. Для значительной части студенческой молодежи стали присущи цинизм, нигилизм, жестокость, безразличие, неуважительное отношение к историческому прошлому, героическим и трудовым подвигам народа, безответственность, безнравственность и потеря духовно- нравственных ориентиров.
В этой связи Федеральное агентство по делам молодежи совместно с
Министерством образования и науки Российской Федерации, Российским государственным историко-культурным центром при Правительстве Российской
Федерации, Российской академией наук, Российским комитетом ветеранов войны и военной службы, рядом других органов государственной власти и общественных организаций реализует с 2010 года Всероссийский проект «Наша общая Победа»
(http://41-45.su и http://vk.com/ourvictory ).
Цель проекта - формирование в сети Интернет силами добровольцев видеоархив воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, который впоследствии будет передан в Государственный архив Российской Федерации
10
Основные участники проекта – учащиеся и студенты, снимающие воспоминания ветеранов на камеру. Проект является одним из самых 18 масштабных проектов Росмолодежи и представлен абсолютно в каждом регионе
России. Свои представительства есть и в других странах.
Для изучения истории Великой Отечественной войны создан интерактивный сайт проекта «Победители» (http://www.pobediteli.ru/ ). Проект «Победители» был создан к 60-летию Победы. История войны представлена в виде мультимедийной карты военных действий, события отражены по дням войны. Также на сайте собраны списки более миллиона ветеранов. Сайт позволяет обмениваться данными о ветеранах и о тех, кто числится пропавшим без вести. Особенностью сайта является возможность просмотра через мобильные приложения.
2.1. Применение Интернет - технологий в патриотическом воспитании
молодежи
Сетевая модель патриотического воспитания молодежи и подростков выделена в связи с формированием новых условий жизнедеятельности человека в постриндустриальном обществе – открытого информационного пространства, информационной «перегрузки» личности и т.д.
Данная модель является универсальной по области реализации и предназначена для работы в едином информационном социокультурном пространстве.
Выделяя информационные компоненты модели, отметим, что ее специфика – в огромной скорости изменений в открытом информационном пространстве.
Доступные сегодня базы данных завтра могут утратить свою актуальность, стать ненужными; стабильность в мире информации весьма относительна. Часто именно эта неустойчивость, динамичность системы информации в мире новых информационных технологий и привлекает молодежь и подростков. Тем важнее предложить модель, которая позволит подросткам и молодежи адаптироваться в открытом информационном пространстве, разработать стратегии информационного обмена, не противоречащие национально-культурным традициям, помочь осознать и освоить мир патриотических ценностей через собственный выбор – как источников информации, так и практической (творческой) деятельности.
В качестве субъектов патриотического воспитания в данной модели следует выделить четыре основных категории:
коллективы авторов сайтов – административных;
учреждений и организаций;
электронных СМИ;
индивидуальных пользователей (детей, подростков, молодежь).
Организационные компоненты модели (субъекты патриотического воспитания
– организации, коллективы культурно - досуговых центров; формы творческих/общественных объединений); предлагаемые организационные 12 формы работы – курсы, свободные дискуссии, форумы, патриотические игры, творческие форумы, литературные сетевые конкурсы на патриотические темы и т.п.
Важным свойством открытой информационной среды является ее интерактивность (наличие обратной связи, фактора «свободного выбора информационной траектории»), что зачастую создает у подростков и молодежи иллюзию
«объективности» информации, получаемой из различных информационных источников. Именно поэтому формирование информационной культуры, критического мышления, умения анализировать и интерпретировать получаемую информацию – первоочередная задача в реализации данной модели.
15
Весьма существенным является также и то, что данная модель, при всей своей значимости, лишь частично затрагивает собственно процесс патриотического воспитания и формирования ценностных ориентаций, который начинается задолго до «визита» в открытое информационное пространство и продолжается после него.
Однако пребывание в мире «электронного общения» чрезвычайно значимо для сегодняшнего молодого поколения. И здесь равно важно как предоставить информацию, восприятие которой должно помогать процессу патриотического воспитания (на официальных сайтах, в СМИ), так и дать повод для самостоятельного мышления, проверки неточной информации, отрицания любых форм агрессии, проявления нетерпимости по отношению к людям других национальностей и т.п
7
В настоящее время с внедрением проекта «Электронное правительство» наряду с предоставлением государственных услуг посредством сети Интернет появились и официальные ресурсы, посвященные вопросам патриотического воспитания. Для организаторов патриотического воспитания работает официальный сайт Российского государственного военного историко- культурного центра
Правительстве Российской Федерации (Росвоенцентра) (http://www.rosvoencentr- rf.ru/ ).
Интернет-сайт Росвоенцентра является методологическим, методическим и контент-ресурсным источником для 13 созданного нового тематического Интернет- сайта Росвоенцентра (www.gospatriotprogramma.ru или госпатриотпрограмма.рф ), где размещены официальные документы, регламентирующие программу и концепцию патриотического воспитания в стране.
Необходимо отметить факт перехода официальных государственных сайтов на программное обеспечение сайтов современными техническими средствами, позволяющими более ярко и динамично представлять информацию. В этой связи другой официальный Интернет-ресурс Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (http://rospatriotcentr.ru/ ) в настоящее время находится на реконструкции.
В работе нельзя обойти вниманием и информационный сайт
ПроПатриотизм.рф, размещающий официальные материалы государственных ведомств и учреждений, осуществляющих управление в сфере образования, молодежных и ветеранских общественных объединений в сфере патриотического воспитания граждан РФ.
Одним из примеров появления информационно–аналитических материалов патриотической направленности в электронном пространстве являются новостные сайты патриотической направленности. Например, новостной сайт патриотической направленности ВперёдРоссия.рф. При этом необходимо отметить, что подобные сайты, в первую очередь, опираются на понятия патриотизма как формы поддержки правящей политической структуры.
7
Бондаренко Е.А. Модели патриотического воспитания в современных условиях // Интернет и образование. – 2009.
- № 15. URL: http://www.openclass.ru/node/83656
16
К инновационным формам патриотического воспитания молодежи следует отнести проектную деятельность на базе социальных сервисов Веб 2.0. В рамках сетевого взаимодействия на данных ресурсах молодежь разрабатывает и реализует реальные и виртуальные социальные индивидуальные, коллективные, региональные, межрегиональные и международные проекты патриотической направленности. Большая часть из них позволяют лучше узнать родной край,
Россию и ее ближайших соседей, выявить сферу приложения своих интеллектуальных и физических усилий для ее развития.
Наиболее известным и популярным подобным ресурсом в молодежной среде является проект Летописи.ру (http://letopisi.ru ). Целью проекта является создание учебной цифровой карты России и других стран, на которой были бы отмечены и описаны мегаполисы, города, села и деревни так, как они видятся школьникам, студентам и учителям в настоящее время.
Также отметим активное использование студенческой молодежью сайтов, именуемых «социальными сетями». По данным последних исследований русскоязычного сегмента Интернета около 90% всех пользователей сети Интернет регулярно посещают социальные сети. При этом многие из них вполне комфортно пользуются не одной, а сразу несколькими социальными сетями. Правильное понимание того, какой контингент Интернет - пользователей сосредоточен на том или ином ресурсе, является главным залогом успешной информационной деятельности, направленной на формирование патриотизма.
Среди ряда социальных сетей в России популярны следующие (вкратце приведем результаты исследования для дальнейшего анализа эффективности использования в целях патриотического воспитания студенческой молодежи)
8
:
1. «Вконтакте» (vk.com) – средний возраст пользователей составляет 20-30 лет.
Люди приходят сюда, главным образом, для общения, активно делятся музыкой, фотографиями и различными ссылками. Для общения «по интересам» создаются группы самых различных тематик. Наиболее раскрученные из них насчитывают свыше 5 000 000 подписчиков, среди которых число постоянных посетителей достигает 200 000. Среднее время, проведенное пользователем на данном ресурсе, составляет 30 минут.
2. «Одноклассники» (odnoklassniki.ru) - аудитория в большей степени женская
(70 %), а средний возраст пользователей колеблется в районе 30-40 лет. Именно данную социальную сеть предпочитают наиболее возрастные пользователи сети, и у многих она ассоциируется с местом встречи домохозяек.
3. «Facebook» (facebook.com) – средний минимальный возраст посетителей составляет 25 лет. Как правило, это серьезные специалисты, охватывающие широкое поле профессиональной деятельности. С точки зрения географического расположения пользователей, здесь в большей степени представлены жители крупных городов. Основная аудитория сайта «Facebook» характеризуется социальным статусом и достатком не ниже среднего.
8
Соцсети под микроскопом, или В поисках целевой аудитории [Электронный ресурс] //
Режим доступа: http://ru.wix.com/blog/2015/03/демография-соцсетей/
17 4. «Twitter» (twitter.com) - отличается особенным форматом, который делает данный ресурс более динамичным. Среднестатистический пользователь социальной сети «Twitter» охватывает более широкий возрастной диапазон от 20 до 40 лет, при этом представительство мужской части незначительно преобладает над прекрасной половиной. Отличная интеграция социальной сети с мобильными устройствами привела к тому, что около 75% ее пользователей приходят сюда посредством своих гаджетов. Данную сеть посещает много деловых людей. Среднее время провождения в сети 4 минуты в сутки. Аккаунты в «Twitter» есть у многих известных людей, политиков, спортсменов, звезд шоу-бизнеса и общественный деятелей.
5. «Instagram» (Instagram.com) и «Pinterest» (printerest.com) - данные фотосервисы смогли завоевать высокую популярность у нас не так недавно. В то время, как в «Instagram» более широко открыты возможности по использованию мобильных гаджетов, «Pinterest» более ориентирован на пользователя стационарного компьютера. Несмотря на это, аудитория этих социальных сетей достаточно близка. Характерный пользователь – это молодой человек (девушка) в возрасте до 24 лет. Как правило – это наиболее продвинутые пользователи, преимущественно представляющие крупные города.
Другие социальные сети не популярны в России и в этой связи в данной работе не упоминаются. Таким образом, исходя из целевой аудитории (студенческая молодежь от 16 до 24 лет) наиболее предпочтительными являются социальные сети
«Вконтакте», «Twitter», «Instagram» и «Pinterest».
Для успешной деятельности в сети «Вконтакте» очень важен постоянный контакт со своей аудиторией. Создавая тематическую группу (сообщество для общения пользователей) или публичную страницу необходимо предоставлять актуальную информацию, проводить акции, своевременно отвечать на вопросы и реагировать на критику.
При этом необходимо отметить особенности использования социальной сети
«Twitter». Она эффективна для привлечения новых посетителей на тематический блог, новостной портал или сообщество в другой социальной сети. Ограничение сообщений в количестве символов до 140 позволяет только заинтересовывать пользователей новостью, темой для обсуждения или акцией. В этой связи нам представляется возможным использовать эту социальную сеть для размещения
Интернет - ссылок на актуальные темы и новости, размещенные на других сайтах.
Преимуществом данной социальной сети является возможность использования специальных ярлыков («хештегов»), которые позволяют всем пользователям этой социальной сети быстро находить тематические новости и сообщения.
По аналогии с «Twitter», «Instagram» предлагает удобные возможности по эффективному использованию «хештегов». Преимуществом социальной сети
«Instagram» является возможность пользователей визуально воспринимать события
(по принципу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). «Instagram» и
«Pinterest» дают большие возможности для продвижения проектов, акций или событий, которые легко визуализировать. Профессиональные фотографы и организаторы мероприятий легко найдут свою аудиторию в данных социальных
18 сетях. Достоинством таких форм патриотического воспитания молодежи, в отличие от традиционных, является большая заинтересованность, активность молодых людей и самостоятельность в реализации идей.
19
2.2. Применение Интернет-технологий на примере изучения истории
Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война воспринимается студенчеством как важнейшее событие XX века. На восприятие студенческой молодежью истории Великой
Отечественной войны сказывается воздействие искажения исторических событий
(особенно в оценке характера войны, факторов Победы, начального этапа и т.д.).
Среди положительных тенденций современных студентов, отмечаемых в работе
9
, является потребность молодежи в нравственных ориентирах и примерах для подражания. В среде современного студенчества утверждается равнодушие к своей
Родине, бездуховность и агрессивность. Для значительной части студенческой молодежи стали присущи цинизм, нигилизм, жестокость, безразличие, неуважительное отношение к историческому прошлому, героическим и трудовым подвигам народа, безответственность, безнравственность и потеря духовно- нравственных ориентиров.
В этой связи Федеральное агентство по делам молодежи совместно с
Министерством образования и науки Российской Федерации, Российским государственным историко-культурным центром при Правительстве Российской
Федерации, Российской академией наук, Российским комитетом ветеранов войны и военной службы, рядом других органов государственной власти и общественных организаций реализует с 2010 года Всероссийский проект «Наша общая Победа»
(http://41-45.su и http://vk.com/ourvictory ).
Цель проекта - формирование в сети Интернет силами добровольцев видеоархив воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, который впоследствии будет передан в Государственный архив Российской Федерации
10
Основные участники проекта – учащиеся и студенты, снимающие воспоминания ветеранов на камеру. Проект является одним из самых 18 масштабных проектов Росмолодежи и представлен абсолютно в каждом регионе
России. Свои представительства есть и в других странах.
Для изучения истории Великой Отечественной войны создан интерактивный сайт проекта «Победители» (http://www.pobediteli.ru/ ). Проект «Победители» был создан к 60-летию Победы. История войны представлена в виде мультимедийной карты военных действий, события отражены по дням войны. Также на сайте собраны списки более миллиона ветеранов. Сайт позволяет обмениваться данными о ветеранах и о тех, кто числится пропавшим без вести. Особенностью сайта является возможность просмотра через мобильные приложения.
1 2 3 4