Файл: Министерство науки и высшего образования российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 1407

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1.1.1. Информационные и коммуникационные технологии в научном
гуманитарном исследовании и образовании
Цель: получить представление о предметном поле дисциплины, а также понять
основные задачи и место учебного курса в подготовке по направлению «Педагогическое
образование» (направленность: «Информатика»), получить представление о современном
состоянии и структуре рынка научных информационных ресурсов и его анализа для
создания образовательных информационных ресурсов.
Перечень изучаемых элементов содержания
Определение понятий «компьютеризация», «автоматизация», «информатизация». Сущ- ность информатизации общества. Роль информатизации в развитии общества. Основные эта- пы информатизации. Основные принципы информатизации. Важнейшие направления ин- форматизации. Информатизация образования. Программы и проекты информатизации обра- зования. Создание информационного общества как результат процесса информатизации. Ры- нок научной информации как объект исследования. Структура рынка информации: секторы, основные участники, информационные продукты и услуги, формы и структуры собственно- сти.
Вопросы для самоподготовки:
1. Роль информатизации в развитии общества и системы образования.
2. Программы и проекты информатизации образования.
3. Информатизация образования как фактор интенсификации создания образова- тельного контента.
4. Научная информационная компонента образовательного контента
5. Информационные технологии в теоретических исследованиях
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат;
Темы рефератов:
1. Информатизация образования как фактор интенсификации создания образова- тельного контента
2. Информационный рынок: определение, становление, современное состояние.
3. Базы данных как информационный продукт и источник образовательного контен- та.
Тема 1.1.2. Педагогико-эргономические и дидактические требования к созданию и
использованию программных средств учебного назначения и информационных ресурсов
Цель: получение представления о современном состоянии и структуре рынка
информационных ресурсов и технологиях его анализа для создания образовательных
информационных ресурсов, получение представления об основах информационно-

13
аналитической работы по созданию учебных текстов, изучение видов педагогической
деятельности: сетевые публикации, конкурсы, консультации, комментарии к материалам,
дистанционное обучение, творческие лаборатории, проекты и т.д; изучение понятия
информационные технологии ibooks author для визуализация образовательного контента .
Перечень изучаемых элементов содержания
Информационный рынок: определение, становление, современное состояние. Рынок образовательной информации как объект исследования. Структура рынка информации: секторы, основные участники, информационные продукты и услуги, формы и структуры собственности. Новое поколение учебной литературы: аудиовизуальные, электронные, гипертекстовые, мультимедийные источники информации. Композиционно-смысловая структура образовательного контента и ее влияние на понимание и усвоение знаний в процессе обучения. Средства самоконтроля студента за самостоятельной работой: контрольные вопросы, терминологические словники, отражающие содержание дисциплины
(модуля), практические задания и упражнения, тесты и т. д.
Вопросы для самоподготовки:
1. Информационный рынок: определение, становление, современное состояние. Ры- нок образовательной информации.
2. Структура рынка информации: секторы, основные участники, информационные продукты и услуги, формы и структуры собственности.
3. Типы учебной литературы в зависимости от функции, выполняемой в процессе обучения.
4. Специфика учебной литературы в вузе, отличительные особенности учебно- методических комплексов литературы на различных факультетах, для различных специальностей и специализаций
5. Специфика заданий и задачных конструкций информационного контента образо- вательного Web-квеста по. информатике
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат;
Темы рефератов:
1. Роль библиотек в построении образования информационного общества.
2. Информатизация образования как фактор интенсификации создания образова- тельного контента.
3. Тенденции развития мирового рынка информации как источника образовательно- го контента.
4. Сегментация — важнейший метод изучения рынка информации.
5. Направления развития отечественного рынка образовательных информационных ресурсов.
6. Композиционно-смысловая структура образовательного контента и ее влияние на понимание и усвоение знаний в процессе обучения.
7. Средства самоконтроля студента за самостоятельной работой
8. Понятие и основные этапы информационно-аналитической работы по созданию образовательного контента
1. Новое поколение учебной литературы: аудиовизуальные, электронные, гипертекстовые, мультимедийные источники информации
РАЗДЕЛ 1.2. Цифровые информационные технологии
Тема 1.2.1. . Свойства информационных ресурсов. Электронные информационные
ресурсы
Цель: получение представления об электронных информационных ресурсах, уяснение
понятия и состава образовательных информационных ресурсов как формы представления
учебного контента для различных специальностей.


14
Перечень изучаемых элементов содержания
Естествознание, техника, медицина: характеристика предметной области. Особенности объектов и предметов исследований в данных областях. Типы проводимых научных иссле- дований и разработок, фундаментальные, поисковые, прикладные НИР, опытно- конструкторские и технологические разработки. Особенности образовательного контента в сфере естествознания, техники, медицины, педагогики и его влияние на состав и структуру электронных образовательных информационных ресурсов.
Вопросы для самоподготовки:
1. Естествознание, техника, медицина: характеристика предметной области.
2. Особенности объектов и предметов исследований в образовательной области.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат;
Темы рефератов:
1. Образовательные информационные ресурсы органов НТИ, федеральных НТБ
(ГЦНМБ, ЦНСХБ), Росинформресурса.
2. Общенаучные, общетехнические и отраслевые библиографические БД (Science
Citation Index, Engineering Index, Pascal Current Contents, Medline и др.)
3. .Зарубежные электронные информационные ресурсы по естествознанию и техни- ке.
4. Классификация образовательных информационных ресурсов.
5. Специфика подготовки образовательного контента для школьного курса «Основы информатики»
6. Опубликованные и неопубликованные документы в составе образовательных ин- формационных ресурсов.
7. Базы и банки данных: определение и их использование в формировании образо- вательного контента.
Тема 1.2.2. Создание электронных библиотек как средства аккумуляции
информационных ресурсов
Цель:
Изучить
технологии
создания,
использования
и
актуализации
образовательного контента электронных библиотек, обсуждение и усвоение основных
технологий оцифровки информации как способа создания образовательного контента.
Перечень изучаемых элементов содержания
Определение понятий «электронная библиотека», «цифровая библиотека», «виртуаль- ная библиотека», «медиатека». Объективные предпосылки создания и этапы развития элек- тронных библиотек. Преимущества электронных библиотек. Структура и технология элек- тронных библиотек в образовательном учреждении. Информационная база электронных библиотек вуза. Цели и задачи межведомственной программы «Электронные библиотеки
России». Перспективы развития электронных библиотек.
Конверсия учебных документов на традиционных носителях в электронные как важнейшая задача современного образования.
Технологии оцифровки информации. Особенности оцифровки текстов, изображений, микро- фильмов. Технические средства создания электронных документов. Сканирование как ос- новной способ создания электронных документов. Технологии сканирования печатных мате- риалов. Технологии распознавания текста и обработки файлов. Области применения техно- логий сканирования в автоматизированных библиотечно-информационных системах и обра- зовании в целом. Российские и международные проекты и программы оцифровки культурно- го наследия.
Вопросы для самоподготовки:
1. Определение понятий «электронная библиотека», «цифровая библиотека», «вир- туальная библиотека», «медиатека».
2. Объективные предпосылки создания и этапы развития электронных библиотек.


15 3. Технологии оцифровки информации.
4. Особенности оцифровки текстов, изображений, микрофильмов.
5. Технические средства создания электронных документов.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат;
Темы рефератов:
1. Структура и технология электронных библиотек в образовательном учреждении.
2. Конверсия учебных документов на традиционных носителях в электронные как важнейшая задача современного образования.
3. Особенности оцифровки текстов, изображений, микрофильмов.
4. Технические средства создания электронных документов.
5. Технологии распознавания текста и обработки файлов.
6. Области применения технологий сканирования в автоматизированных библио- течно-информационных системах и образовании в целом.
7. Цели и задачи межведомственной программы «Электронные библиотеки Рос- сии».
8. Информационная база электронной библиотеки вуза.
9. Перспективы развития электронных библиотек.
РАЗДЕЛ 1.3. Мировой информационный рынок и генерация создания
информационных ресурсов
Тема 1.3.1. Мировой информационный рынок. Информационных образовательных
ресурсов
Цель: получение представления об основах информационно-аналитической работы
по созданию учебных текстов.
Перечень изучаемых элементов содержания
Новое поколение учебной литературы: аудиовизуальные, электронные, гипертекстовые, мультимедийные источники информации. Композиционно-смысловая структура образовательного контента и ее влияние на понимание и усвоение знаний в процессе обучения. Средства самоконтроля студента за самостоятельной работой: контрольные вопросы, терминологические словники, отражающие содержание дисциплины
(модуля), практические задания и упражнения, тесты и т. д.
Вопросы для самоподготовки:
1. Типы учебной литературы в зависимости от функции, выполняемой в процессе обучения.
2. Специфика учебной литературы в вузе, отличительные особенности учебно- методических комплексов литературы на различных факультетах, для различных специальностей и специализаций.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат;
Темы докладов/рефератов:
1. Композиционно-смысловая структура образовательного контента и ее влияние на понимание и усвоение знаний в процессе обучения.
2. Средства самоконтроля студента за самостоятельной работой
3. Понятие и основные этапы информационно-аналитической работы по созданию образовательного контента
4.
Новое поколение учебной литературы: аудиовизуальные, электронные, гипертекстовые, мультимедийные источники информации
Тема 1.3.2. Дистанционное обучение и открытое образование на базе единой
образовательной информационной среды


16
Цель: Изучить современные технологии педагогического контроля, его структура и
содержание, виды контроля в учебном процессе.
Перечень изучаемых элементов содержания
Программное обеспечение мультимедиа для тестирования. Рынок мультимедийных информационных ресурсов для тестирования. Области применения тестирования в образовании. Технологии подготовки тестов.
Вопросы для самоподготовки:
1. Педагогический тестирование, его структура и содержание.
2. Педагогический контроль как единая дидактическая и методическая система
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат;
Темы рефератов:
1. Диагностическое тестирование.
2. Достоинства и недостатки традиционных средств оценки результатов обучения.
3. ЕГЭ как одно из средств повышения качества общего и педагогического образо- вания
4. Балльно-рейтинговая система.
5. Взаимосвязь ЗУНов, компетенций, образованности и компетентности..
РАЗДЕЛ 2.1. Совершенствование процесса образования на основе средств
информатизации
Тема 2.1.1. Технологии передачи информации в Интернет и их использование в
образовательном процессе
Цель: Изучить современные технологии передачи электронной информации в
Интернет, а также получить представлении о возможностях использования данных
технологий
в
процессе
удаленной
актуализации
образовательного
контента,
дистанционное обучение и открытое образование на базе единой образовательной
информационной среды.
Перечень изучаемых элементов содержания
Состав технологии передачи информации в Интернет: электронная почта, сетевые телеконференции, технология передачи файлов и др. Технология электронной почты. Состав технологических операций при передаче и получении электронных сообщений.
Программное обеспечение технологии электронной почты. Назначение и сущность технологии FTP. Последовательность технологических операций работы с FTP-сервером и поиска файлов. Программное обеспечение технологии FTP. Назначение и сущность технологии телеконференций. Вебинар. Состав технологических операций при проведении телеконференции в режимах on-line и off-line. Технология проведения видеоконференций и их реализация в образовательном процессе. Технологии Интернет-телефонииДистанционное обучение и открытое образование на базе единой образовательной информационной среды.
Вопросы для самоподготовки:
1. Состав технологии передачи информации в Интернет: электронная почта, сетевые телеконференции, технология передачи файлов и др.
2. Назначение и сущность технологии FTP. Последовательность технологических операций работы с FTP-сервером и поиска файлов.
3. Изучение технологии учебной работы в сети. Проведение вебинаров
4. Дистанционное обучение и открытое образование на базе единой образователь- ной информационной среды.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат;
Темы рефератов:


17 1. Программное обеспечение технологии FTP.
2. Назначение и сущность технологии телеконференций. Вебинар.
3. Технология проведения видеоконференций и их реализация в образовательном процессе.
4. Программные и аппаратные технологии Интернет-телефонии.
Тема 2.1.2. Гипертекстовые, мультимедийные и презентационные информационные
технологии
Цель:
Изучить
гипертекстовые,
мультимедийные
и
презентационные
информационные технологии визуализации образовательного контента.
Перечень изучаемых элементов содержания
Гипертекст как специфическая форма нелинейного представления информации.
Свойства гипертекста и их реализации в процессе создания электронных документов образовательного назначения. Роль семантического анализа в технологии подготовки гипертекста. Сущность и преимущества представления информации в форме мультимедиа.
Компоненты мультимедиа. Требования к системе мультимедиа. Технологии подготовки мультимедийных образовательных продуктов. Программное обеспечение мультимедиа.
Рынок мультимедийных информационных ресурсов.
Вопросы для самоподготовки:
1. Гипертекст как специфическая форма нелинейного представления информации
2. Роль семантического анализа в технологии подготовки гипертекста.
3. Сущность и преимущества представления информации в форме мультимедиа.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат
Темы рефератов:
1. Технологии и принципы подготовки контента мультимедийных образовательных продуктов.
2. Рынок мультимедийных информационных ресурсов.
3. Области применения гипертекстов, мультимедиа и гипермедиа в образовании.
4. Программные и технические средства презентационных технологий.
5. Режимы работы в сети: поиск нужной информации, общение с преподавателем и между учащимися.
6. Обсуждение сетевых гипертекстовых моделей фрагментов курса
7. Балльно-рейтинговая система.
РАЗДЕЛ 2.2. Информационные и коммуникационные технологии для оценки
образовательных результатов обучающихся
Тема 2.2.1. Государственные системы тестирования. Тестология: основные понятия и
методы
Цель: Изучить развитие системы тестирования в России и за рубежом. Изучить
современные технологии педагогического контроля, его структуру и содержание, виды
контроля в учебном процессе.
Перечень изучаемых элементов содержания
. Психолого-педагогические аспекты тестирования. История тестологии как науки. Тест как способ оценивания уровня обученности. Классификация и виды тестов. Характеристики теста: надежность, валидность, стандартизация и норма теста. Психолого-педагогические аспекты тестирования и требования к тестам, сопровождающим учебный процесс.
Недостатки и достоинства теста как метода психолого-педагогической диагностики.
Вопросы для самоподготовки: