Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты косвенного налогообложения
1.1 Сущность и функции косвенных налогов
1.2 Характеристика видов косвенных налогов: НДС, акцизы
1.3 Зарубежный опыт в области взимания косвенных налогов
2 Анализ косвенного налогообложения в Российской Федерации
2.1 Сравнительный анализ поступлений прямых и косвенных налогов в бюджет
2.2 Анализ налоговых поступлений в бюджет за 2016-2018 годы
3 Повышение эффективности использования косвенных налогов в России
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22]
Данные в таблице 2 свидетельствуют о тенденции роста налоговых поступлений за период 2016 -2018 годы: общие налоговые поступления увеличились на 6845 млрд. руб или на 47,3%, поступления по налогу на добавленную стоимость выросли на 1103,8 млрд. руб. или на 41,5%, поступления по акцизам увеличились на 199,3 млрд. рублей или на 15,4%.
Динамика изменения поступлений НДС и акциз в консолидированный бюджет Российской Федерации выглядит следующим образом (рисунок 6).
Рисунок 8 — Динамика изменения поступлений НДС и акциз в консолидированный бюджет Российской Федерации
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22]
На рисунке 6 наблюдается устойчивая тенденция к росту поступлений НДС. Это свидетельствует об общем росте экономической активности в стране, повышения уровня цен производителей и планомерного увеличения оснований для освобождения от уплаты налога. Однако в 2018 году, по сравнению с 2017 г. году акцизные поступления уменьшились, что связано со снижением акцизов на топливо в 2018 году.
Поступления НДС и акциз в федеральный бюджет Российской Федерации представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Налоговые поступления в федеральный бюджет Российской Федерации за период 2016-2018 годы
2016 |
2017 |
2018 |
||||
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% |
|
Всего |
6929,6 |
100 |
9162,0 |
100 |
11926,6 |
100 |
из них: |
||||||
НДС |
2657,4 |
38,3 |
3236,3 |
35,3 |
3761,2 |
31,5 |
Акцизы |
632,2 |
9,1 |
909,6 |
9,9 |
860,7 |
7,2 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22]
Среди налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации в 2018 году преобладает налог на добавленную стоимость - 31,5%. Удельный вес акцизов в 2018 году составил 7,2%, и по сравнению с 2017 годом снизился на 2,7%.
Таким образом, из рассмотренных выше таблиц видно, что НДС является
основным бюджетообразующим налогом, так как его доля за 2018 год в налоговых доходах консолидированного бюджета составляет около 18 %, а в доходах федерального бюджета - более 30%.
3 Повышение эффективности использования косвенных налогов в России
Налог на добавленную стоимость признан основным федеральным налогом и ему отводят важную роль в косвенном налогообложении. Основное предназначение данного налога состоит в реализации фискальной функции налоговой системы. Согласно мировому опыту, за счет НДС формируется порядка 15 % бюджета тех государств, которые включили данный налог в национальную налоговую систему. Как показывает мировая практика, налог на добавленную стоимость широко применяется более чем в пятидесяти государствах. Его относят к важному регулятору перераспределения общественных благ. Благодаря его применению осуществляется перераспределение налогового бремени, что позволяет соблюдать экономическое и юридическое равенство налогоплательщиков в современных кризисных условиях.
Российскому законодательству по налогу на добавленную стоимость свойственны подвижность и изменчивость. Большой перечень нормативных документов, которые регламентируют порядок исчисления налога, приводит к ряду нарушений, связанных с порядком исчисления и уплаты налога.
Управление налогом на добавленную стоимость является острой проблемой, которая стоит перед налоговыми органами. Задолженность по налогу на добавленную стоимость в бюджет ежегодно растет. Это связано со сложным механизмом исчисления налога и наличием большого перечня нормативных документов по его расчету и взиманию. Базовыми нормативными актами можно назвать такие, как Налоговый кодекс часть I, часть II1, Постановление РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»2, приказ Минфина России от 29.10.2014 № MMB-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме»3, «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 № 44.
Налогоплательщики налога на добавленную стоимость изыскивают способы уклонения от уплаты налога, что приводит к большому количеству судебных разбирательств.
По положениям закона № 303-ФЗ ставка НДС с 2019 г. составит 20 %. Это повышение должно принести в бюджет свыше 600 млрд рублей в год. При этом отчисления от НДС в России ежегодно увеличиваются и в 2017 г. составили 5 137,6 млрд руб. (таблица 4). Также следует заметить, что есть налоги, которые имеют отрицательную тенденцию (ввозные пошлины).
Повышение НДС распространяется на все операции с 1 января 2019 г., поэтому компаниям с 01.01.2019 придется по-новому составлять счета-фактуры и вносить правки в шаблоны договоров. При этом ни в новом законе, ни в Налоговом кодексе законодатели не закрепили переходные положения. Отсюда возможна неясность, какой процент НДС применять по операциям в рамках сделок, которые заключены до 1 января 2019 г. и продолжают осуществляться после этой даты. Однако Минфин уже выпустил разъяснения, как работать с новой ставкой НДС с 01.01.2019. Минфин отметил, что при реализации в 2019 г. товаров надо применять ставку 20%, даже если ранее налог с аванса считали по ставке 18/118 (письмо от 06.08.2018 № 03-07-05/55290). К вычету получится принять только фактически исчисленный налог. Это означает, что компаниям придется исходить из прежней ставки.
Таблица 4 – Динамика доходов консолидированного бюджета России в 2010–2017 гг..
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Доходы, всего |
16031,9 |
20855,4 |
23435,1 |
24442,7 |
26766,1 |
26 922,00 |
28 181,50 |
31046,7 |
Нефтегазовые доходы |
3 830,70 |
5 641,80 |
6 453,20 |
6 534,00 |
7 433,80 |
5 862,70 |
4 844,00 |
5 971,90 |
Не нефтегазовые доходы |
12 201,30 |
15 213,60 |
16 981,90 |
17 908,60 |
19 332,30 |
21 059,40 |
23 337,50 |
25 074,80 |
НДС |
2 498,30 |
3 250,40 |
3 545,80 |
3 539,00 |
3 931,70 |
4 234,00 |
4 571,30 |
5 137,60 |
Акцизы |
471,4 |
650,50 |
837 |
1 015,80 |
1 072,20 |
1 068,40 |
1 356,00 |
1 521,30 |
Налог на прибыль |
1 774,60 |
2 270,50 |
2 355,70 |
2 071,90 |
2 375,30 |
2 599,00 |
2 770,30 |
3 290,10 |
НДФЛ |
1 790,50 |
1 995,80 |
2 261,50 |
2 499,10 |
2 702,60 |
2 807,80 |
3 018,50 |
3 252,30 |
Ввозные пошлины |
587,5 |
692,9 |
732,8 |
683,80 |
652,50 |
565,2 |
563,9 |
588,5 |
Страховые взносы |
2 477,10 |
3 528,30 |
4 103,70 |
4 694,20 |
5 035,70 |
5 636,30 |
6 326,00 |
6 784,00 |
Прочие |
2 601,90 |
2 825,10 |
3 145,40 |
3 404,90 |
3 562,20 |
4 148,80 |
4 731,50 |
4 501,00 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22]
Второй момент – время приобретения товаров не повлияет на порядок расчета и размер НДС в 2018 г. Ставку по НДС 20 % с 2019 г. применяют в тех случаях, когда по приобретенным товарам входящий налог считали по 18 %. При реализации таких товаров начиная с 1 января 2019 г. нужно применять ставку с учетом изменений – по 20 % (письмо Минфина от 10.09.2018 № 03-07-11/64577).
Реформа негативно отразится на доходах бизнеса: это вынудит коммерческие структуры поднять цены, чтобы компенсировать снизившуюся норму прибыли. Выросшие цены неизбежно приведут к умеренному снижению спроса [23, с. 44].
Прежде всего, подорожают продукты первой необходимости. Предприятия, работающие на этом рынке, имеют высокие обороты и очень низкую маржинальность. У них нет возможности удержать два дополнительных процента НДС в себестоимости. Соответственно, предприятиям придется закладывать новые издержки в стоимость продукции, чтобы выдержать налоговую нагрузку [24]. Такую наценку осуществят все участники технологической цепочки. А это как минимум три-четыре контрагента даже для такого сравнительно несложного процесса, как изготовление хлеба. В результате для конечного потребителя повышение налога на два процента выльется в подорожание продуктов на 10–15 %.
Естественно, это приведет к инфляции и снижению покупательной способности населения. В Москве и Санкт-Петербурге, очевидно, этот эффект будет ощущаться не слишком сильно. В отличие от регионов, где стоимость потребительской корзины является весьма существенным элементом расходов потребителей.
При этом стремительного взлета цен на товары высоких ценовых категорий ждать не стоит. В сегменте автомобилей, крупной бытовой техники и недвижимости маржинальность выше [25, с. 43], поэтому такие компании попробуют удержать цены в попытке отыграть долю рынка.
В связи с повышением НДС, вероятно, начнется новая волна выхода международных компаний с российского рынка. В зависимости от сектора для многих транснациональных корпораций критичным может быть повышение ставки налога даже на полпроцента. Двухпроцентный барьер может стать непреодолимым препятствием. Те, кто не сможет встроиться в обновленную финансовую модель и удержать постоянных заказчиков, закроют бизнес, чтобы не работать себе в убыток.
В отличие от международных игроков, российские фирмы не имеют пространства для маневра. Возможно, кто-то видит спасение в переводе компании в офшоры, но в действительности это крайне рискованный путь. Во-первых, российское законодательство не позволяет быстро организовать такую операцию. А, во-вторых, налоговая служба тщательным образом проверяет бенефициаров и распорядителей подобных компаний. Если кто-то на российском рынке ведет деятельность от иностранного юридического лица, то такой компании обеспечены постоянные скрупулезные проверки, в том числе с привлечением правоохранительных органов [26, с. 53].
Впрочем, есть и те, кто, по всей видимости, доволен реформой. Это компании, аффилированные с государством и извлекающие большую часть прибыли из госзаказов. Они уже находятся в ожидании сверхприбылей, поскольку сборы с НДС будут направлены в том числе в этом направлении. Примером могут служить локальные организации, которые отвечают за техническое или инфраструктурное обслуживание нужд РЖД.
Как ни парадоксально, но из-за повышения НДС в выигрыше останутся некоторые предприятия малого бизнеса, по крайней мере, те, что трудятся в сфере розничной торговли. Дело в том, что подавляющее большинство таких компаний работает по упрощенной системе налогообложения, что позволяет разными путями обходить уплату НДС. Соответственно, резко повышать цены им не придется, и потребители все чаще будут предпочитать небольшие частные точки супермаркетам.
Это лишний раз подчеркивает важность того, на каком уровне будет обеспечена собираемость налога. Просто поднять ставку – это только первый шаг, нужно еще и собрать налоговые платежи. Поэтому за самим законопроектом стоит еще целый ряд актов, ужесточающих контроль. И чем хуже будет выполняться план (600 млрд рублей), тем активнее будут вести себя налоговые службы.
Параллельно с увеличением НДС в России должны снизить взносы на обязательное пенсионное страхование до 22 %. Но, по большому счету, эта мера даже близко не компенсирует образовавшуюся дополнительную нагрузку на предпринимателей. Сотни тысяч сотрудников, занятых в частном бизнесе, формально получают зарплату значительно ниже рыночной. Большая часть дохода достается им в скрытой форме, в «конверте». Уменьшение пенсионных взносов никак эту ситуацию не изменит.
Деньги, изъятые из доходов фирм, планируется реинвестировать в экономику. При грамотном управлении в среднесрочной перспективе россияне могли бы почувствовать существенные улучшения: рост зарплат бюджетников, увеличение покупательной способности, по-настоящему качественное обслуживание ЖКХ.
Бизнесмены обратили внимание на то, что малые предприятия, работающие по упрощенной системе, у которых НДС обнуляется, не могут работать в качестве поставщиков или с поставщиками. Таким образом, предприниматели предложили вывести НДС из списка обнуляемых налогов в УСН, чтобы сама компания могла выбирать: платить НДС или нет, или же решить проблему другим способом. В случае если компания предоставляет товары и услуги для других предприятий, НДС ей необходим, но если фирма работает непосредственно с конечным потребителем, то вопрос о необходимости принять к зачету НДС не стоит, ведь это дополнительные расходы, которые выливаются в повышение цены. После введения возможности уплаты НДС перед малыми компаниями встанет дилемма: сотрудничать с бизнесом, уплачивая НДС, и потерять часть дохода с розничных покупателей, либо полностью переориентироваться на В2С сегмент («бизнес для потребителя»), так как поставщики предпочтут работу с НДС. За счет упрощенной системы, которая не предполагает уплату НДС, малое предприятие сможет предоставлять конкурентно низкую стоимость услуги или продукта на рынке в отличие от средних и крупных компаний, которые в ценообразовании учитывают НДС. Это может вызвать недовольство крупного бизнеса и привести к прямому или косвенному давлению на малых предпринимателей.