Файл: Содержание вопросы качества продукции, их эволюция.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 263

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


9. ДОКУМЕНТАЦИЯ СМК
9.1. Требования к документации
Документация в СМК – это основа, которую анализируют и проверяют все заинтересованные стороны: руководство, контрагенты, контролирующие органы, общественность.

Основное правило СМК: «Скажи, что ты хочешь сделать. Сделай, что сказал. Запиши, что сделал».

Сам процесс разработки документации сложный и ему предшествует анализ потребности в документации, при определении ее влияют следующие факторы: вид деятельности и объем предприятия, что служит входом и выходом каждого вида документа, взаимосвязанность документации и многие другие, вплоть до степени ответственности самих исполнителей.

Определяют также виды носителей документации – аудио-, видеоматериалы, компьютерные программы и бумажные носители.

Документация может быть представлена в виде схем, диаграмм, таблиц. Документы могут иметь следующие основные разделы:

- титульный лист;

- цель документа;

- область применения документа;

- терминология;

- действия и их алгоритм;

- подписи ответственных лиц.

Управление документацией связано с ее разработкой, утверждением, внесением изменений, хранением, переизданием и эффективным использованием.

Основное требование к документации – она должна быть доступной для заинтересованных лиц, поиск документации не должен занимать много времени, она должна быть понятной исполнителю, четкой по содержанию и актуальной для организации.

Организация должна документально оформлять все процессы, в том числе мониторинг (прослеживаемость) и идентификацию продукции. Все это дает возможность продемонстрировать четкость организации деятельности предприятия во всех его подразделениях.
9.2. Классификация документации
Документацию по значимости и уровню применения можно разделить на четыре градации:

Первый уровень. Сюда входят два документа Политика предприятия в области качества и Руководство по качеству.

Трудность работы СМК в России к организации этой системы часто состоит в том, что руководители подходят формально, разработав документацию СМК, утвердив и сертифицировав ее. При этом исполнители иногда попросту переводят ГОСТ Р ИСО 9001 в текстовый документ. ГОСТ Р ИСО 9001 рекомендует определенные процессы, но предприятие может отступать, не включать некоторые рекомендации ГОСТа, но обусловив это исключение. Руководство по качеству – это «Лицо предприятия», и от тщательности его исполнения и разработки может составляться мнение об имидже этого предприятия. Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии
Руководство по качеству, содержащее:

- область применения СМК, включая подробное описание и объяснение любых исключений, рекомендуемых ГОСТ;

- характеристику предприятия по видам продукции и объему, контрагентов предприятия, возможные успехи на рынке и т.п.;

- документированные процедуры и их описание;

- описание взаимодействия процессов СМК;

- функциональные и структурные схемы;

- перечень документации и ее взаимодействие и др.


Руководство по качеству может иметь свою иерархию - по цеху, по ком­плексу и в целом по предприятию. Распечатывают этот документ в 4-5 экземп­лярах.

Как пример отдельных листов Руководства приведена Матрица ответст­венности (см. Приложение 3).

Второй уровень. Инженерно-конструкторская документация. Ее пользователи – специалисты. Сюда входят Техническое задание (ТЗ), Технические паспорта на изделие, чертежи, Стандарты предприятия (СТП), методики выработки изделия, Технологические карты и пр.

СТП утверждаются руководством предприятия и в условиях рыночной экономики и СМК касаются отличия (эксклюзивности) конкретного предприятия, затрагивают показатели качества продукции, имеют организационно-функциональный характер – организация работы с контрагентами, организация работы по контролю качества, работу с персоналом. Предприятие имеет комплекс стандартов по всем элементам СК.

Карты процессов – документ, предназначенный для описания процессов, определенных предприятием.

Технологический регламент на производство продукции - устанавливает требования к технологическому процессу изготовления продукции, применяемому сырью, материалам, оборудованию, режимам изготовления, средствам измерения, технике безопасности и др. как приложение к регламенту действуют технологические карты.

Чертеж – конструкторский документ, который устанавливает требования к конструкции детали, ее размерам, материалам и др.

Третий уровень. Организационно-распорядительная документация. Ее издают субъекты управления, она направлена на объекты управления. Это Приказы, Распоряжения, Отчетная документация, Инструкции. Рабочие Инструкции разрабатываются для исполнителей, а Должностные – для руководящего персонала. В них указываются, кто может заниматься данной работой, права объекта, обязанности, ответственность. В СМК каждое рабочее место должно быть пронумеровано и снабжено Инструкцией по безопасности рабочего места. Должностные инструкции создаются в соответствии с планом подготовки кадров и должны способствовать всестороннему ознакомлению работников с правами, обязанностями и ответственностью. Для исполнителей-рабочих обычно составляют Рабочие инструкции, где указывают разряд квалификации и характер выполняемых работ.



Для каждого подразделения разрабатывается Положение о цехе, об отделе, где указывается его структура, функции субъектов и объектов управления и специалист какой квалификации может занимать руководящие должности в рассматриваемом подразделении.

Четвёртый уровень. Внешняя документация. Это законодательные акты (РФ, местные), Постановления Правительства, ГОСТы, ОСТы, юридические и технические документы. Неисполнение требований этой документации может привлечь за собой административную и уголовную ответственность.

9.3. Процедуры и записи
Т ретья версия стандартов ИСО требует обязательного исполнения шести процедур. Процедура – документация и действия, которые подтверждают наличие СМК на предприятии. Контроль СМК начинают с проверки наличия документации и действий по этим процедурам, которые являются обязательными. Записи служат для подтверждения того, что СМК работает, проводится мониторинг работы, ее анализ.

Шесть обязательных по стандартам ИСО процедур следующие:

1. Управление документацией.

Документация несет основную информацию о работе СМК в организации. В Руководстве и при разработке СМК должны быть перечислены все виды документации, ответственные лица за разработку, внесение изменений, хранение, которые могут быть собраны в таблицы или список.

Процедура предусматривает:

- разработку и согласование документов;

- проверку документов на адекватность названия и содержания;

- обеспечение идентификации и актуальности изменений документов;

- обеспечение сохранения и учета документов;

- обеспечение рассылки документов и контроля за их исполнением и др.;

- переиздание документов после определенного числа внесенных изменений; документ следует переиздать, когда его чтение со всеми изменениями становится затруднительным.


На каждый документ заводится дело подлинника, куда подшивается вся информация по данному документу от момента разработки до отмены документа и изъятия из обращения. Одновременно имеются копии, которые регистрируются в Журнале учета копий и выдаются под роспись.

Степень документированности может отличаться в разных организациях.

2. Процедура Управление записями

Документированная процедура должна содержать средства управления, требуемые при идентификации, хранении, защите, восстановлении, определении сроков хранения и изъятия записей. Записи делаются по процессам, выбранным для данного предприятия, в которые входят различные виды деятельности, основные из которых – работа с поставщиками, покупателями, их претензиями, работа по контролю качества, по организации технологических процессов. Виды записей стандартом не регламентируются и не определяются формы отчетности по записям.


Виды записей:

- анализ со стороны руководства может быть записан в виде актов, протоколов совещаний, где должен быть план проверок, результат проверок и указания;

- работа с персоналом. Ее результат может быть записан в Личные дела сотрудников, в Карточки учета отдела кадров;

- работа с поставщиками – это договоры поставки, договоры по исполнению контрактов, методика оценки поставщиков и др.


Стандарт ИСО 9001 требует, чтобы записи велись и поддерживались в рабочем состоянии как свидетельство соответствия требованиям ИСО и результативности функционирования СМК.

3. Процедура по проведению внутренних проверок (самоаудитов).

Аудиты применяются для определения степени выполнения требований к СМК. Результаты аудита используются для оценки результативности системы и определения возможностей для улучшения. При процессном подходе акцент на внутренний аудит рассматривается как средство измерения соответствия процессов и СМК в целом.

Основная цель самооценки – улучшение деятельности организации и соответствующих результатов. Самооценка – это лишь «моментальный сни­мок» этой деятельности совмещенный с определенной методикой (метрикой) измерения. Если результаты самооценки не будут служить основой для плани­рования улучшений, если она проводится формально, она не даст соответст­вующего эффекта.

В работе комиссий аудиторов принимает участие персонал предприятия, главным требованием к нему является независимость от контролируемого подразделения, опыт, добросовестность. Аудиты могут быть плановыми или внеплановыми. Сейчас роль самоаудита очень высока – без его результата невозможна, не проводится внешняя проверка, они позволяют проводить мониторинг деятельности предприятия, и без вмешательства внешних контролеров работать по улучшению деятельности. Выходы процесса самооценки (отчеты) дают необходимую информацию для разработки и реализации Плана деятельности по улучшению.

Комиссия ответственна за результаты Отчета, но с другой стороны, ей должны быть предоставлены все необходимые права, доказательства и документы. Для процесса самооценки можно выделить свои положительные и отрицательные стороны:

Плюсы :

полная картина результатов (+ и – организации);

полный список сильных сторон и областей для улучшения;

визиты в отделы/подразделения активизируются, исчезают

определенные барьеры;

опора на документы модели делового совершенства EFQM

Минусы :

ресурсоемкая работа;

менеджеры и исполнители меньше вовлечены, чем комиссия;

отношение к отчетам - «бумага все выдержит» не подходит для первого

шага в самооценке