ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 262
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В настоящее время существует много моделей самооценки по критериям СМК. Наиболее широко признаваемыми и применяемыми моделями являются модели национальных и региональных премий по качеству, считающиеся также Моделями совершенства организаций. Как и все управление документацией, содержание и порядок оценки зависит от самой организации.
Типовые этапы проведения самооценки: - Принятие стратегического решения о проведении самооценки; - Назначение руководителя проекта, ответственных лиц за отдельные разделы (критерии), модели, определение персонального состава рабочей группы, издание организационного приказа; - Проведение всеобщего обучения персонала; - Подготовка Отчета по самооценке членами рабочей группы и представление его руководителю организации на утверждение, а затем передача в экспертную группу для подготовки экспертного заключения; - Руководитель организации совместно с руководителем проекта и главным экспертом определяют приоритеты, определяют ответственных за разработку и реализацию мероприятий, формируют программу (план) соответствующих корректирующих работ; - Создание системы постоянного мониторинга за ходом выполнения плана мероприятий по результатам самооценки. |
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 дает рекомендации по самооценке, предлагая балльную оценку и вопросы для нее (см. Приложение А в ГОСТ Р ИСО 9004).
Отчет по проверкам включает:
- конкретные примеры по выявленному несоответствию с указанием причин; - предложения по корректирующим действиям; - оценку выполнения и эффективности (результативности) корректирующих мер по предшествующим проверкам и др. |
Отчет представляется руководителю для принятия необходимых мер.
4. Процедура Управление несоответствующей продукцией
Несоответствующей является продукция, не отвечающая установленным требованиям. При обнаружении такой продукции необходимо отделить ее от остальных и идентифицировать – четко определить вид несоответствий и причины. Доработка несоответствующей продукции проводится по действующей технологии или по карте отклонения от технологии. Составляется Акт об устранении дефектов, после чего продукция подвергается вторичной проверке с написанием соответствующего Акта. Если продукция является браком, не подлежит исправлению, ее утилизируют после составления Акта на брак с указанием вида дефекта, количества продукции и виновников. Несмотря на направленность работы на ноль дефектов,
дефектная продукция имеет место, и проблема выпуска «идеальной» продукции остается. Поэтому покупатели предъявляют Претензии и Рекламации (штрафы могут обусловливаться в договорах в виде определенных процентов к сумме поставленных дефектных товаров). Эти штрафы служат для возмещения недополученной организацией прибыли. Несоответствующая продукция может быть исправлена, реализована по соглашению с покупателем, уничтожена, переработана на другой вид продукции (простокваша на творог и т.п.) и др.
Управление такой продукцией заключается в следующем:
- проведение оценки, обозначение продукции (пониженный сорт), возможное исправление; - учет дефектных единиц и сообщение о ней внутри предприятия; - информирование заказчика о качестве продукции, поиск возможности Разрешения на расширенные допуски и продажи такой продукции |
5. Процедура Предупреждающие действия.
Организация должна определить предупреждающие действия, направленные на исключение причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления. Процедура реализуется в процессах проектирования, планирования, оценки планов и проектов. Для процесса проектирования, например, примерами могут служить методы структурирования функций качества ( QFD) и анализа видов и последствий отказов (FMEA). Для предупреждения нештатных ситуаций нужно иметь обученный квалифицированный персонал, уметь анализировать состояние дел, проводить экстраполяцию возможных несоответствий. Для этой процедуры ведется Журнал, в котором отмечаются процессы, имеющие риск, нестабильность. Если наблюдается повторение предусмотренных несоответствий, то рассматривается правильность предупреждающих и корректирующих действий.
В процессе управления процедурой должны быть определены требования относительно:
- выявления потенциально возможных несоответствий и их причин; - определения, оценки и осуществления необходимых действий по предотвращению возникновения несоответствий; - регистрации результатов предпринятых действий; - анализа результативности предупреждающих действий |
6. Процедура Корректирующие действия
В отличие от предыдущей процедуры, эти действия направлены на уже случившееся несоответствие. Источником информации об этих несоответствиях могут быть отчеты ОТК, жалобы потребителей, результаты самоаудитов, результаты статистического анализа и другая информация.
Корректирующие действия должны использоваться как средство улучшения. В процессе выполнения таких действий участвуют работники соответствующих служб. В этом процессе очень важен анализ первопричин – почему появилось несоответствие.
Для управления корректирующими действиями необходимо:
- систематически проводить анализ несоответствующей продукции; - определять меры по совершенствованию продукции и процессов; - проводить контроль результативности и эффективности корректирующих действий; - вносить изменения в инструкции с целью исключения несоответствий |
Оценка эффективности корректирующих мероприятий отражается в Протоколах, Планах мероприятий. Мероприятия считаются результативными, если отсутствуют повторные забраковки продукции.
Таким образом, в СМК работает самая различная документация, и она является организующей основой деятельности предприятия.
Вопросы для самопроверки:
1. Значение документации в работе СМК.
2. Виды документации, требования к ней.
3. Классификация документации.
4. Содержание Руководства по качеству.
5. Организационно-распорядительная документация, виды и характеристика.
6. Инженерно-конструкторская документация. Виды и характеристика.
7. Процедуры, их значение и виды.
8. Содержание отдельных процедур.
9. Записи, их роль и виды для СМК.
10. Характеристика процедуры «управление документацией».
Литература: [1, 2, 3, 5].
10. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СМК В ОРГАНИЗАЦИИ
10.1. Разработка СМК
Разработка СМК требует больших интеллектуальных, моральных, материальных, временных затрат. В зависимости от объема предприятия и тщательности разработки СМК эта работа может занимать до 1 года. Проблема внедрения СМК в РФ имеет многие аспекты: неподготовленность персонала; обучение проводят слабое, сложившийся менталитет формализации своей деятельности только ради отчета; нежелание тратить ресурсы на столь сложный процесс и т. д.
Весь процесс создания СМК состоит из основных направлений: разработка СМК, внедрение СМК, сертификация СМК.
Это наиболее длительный процесс. От его качества и тщательности зависит дальнейшая судьба СМК. Он состоит из нескольких этапов:
Высшее руководство принимает решение о разработке СМК и проводит совещание с высшим командным составом. Для этого руководитель должен иметь представление об СМК и определенный опыт других предприятий. На совещании принимается положительное или отрицательное решение. Результатом совещания служит Приказ о разработке СМК, в котором утверждается лицо, ответственное за СМК, оно называется представителем руководства по вопросам качества. Это может быть главный специалист или первый заместитель высшего руководителя. Он должен иметь достаточно большие права в работе с персоналом и в организации производства.
Решается вопрос, приглашать ли консалтинговую организацию. С одной стороны – это посторонние, не знающие конкретного производства люди, а с другой – они имеют лицензию и определенный опыт организации СМК. Но самая большая проблема – консультантам нужно платить немалые деньги. Консультанты работают по отраслевому признаку. Списки консалтинговых организаций и сертифицирующих органов печатаются в периодике «Стандарты и качество», отраслевых журналах. В организацию подается Заявка, в которой указываются основные особенности предприятия и продукции, обязательства оплатить услуги. Консультанты рассматривают Заявку и дают положительный или отрицательный ответ.
Р уководство проводит расширенное совещание, на котором консультанты вводят высший персонал в курс вопроса по поводу содержания направлений предстоящей работы. Работа консультантов начинается с того, что они проводят аудит состояния дел на предприятии по вопросам качества. СМК может разрабатываться на базе существующей системы качества, и реже – «на голом месте». Каждый член комиссии специализируется по определенным направлениям – технологические процессы, оборудование, виды документации. В результате аудита пишется Отчет, в котором фиксируются все положительные и отрицательные стороны фактического положения предприятия. Намечаются основные направления работы и ее объем. Определяется предполагаемый размер оплаты и ее форма. Руководство рассматривает отчет и принимает окончательное решение о продолжении работы с консультантами или без них.
Определяется структура СМК
в структурных или функциональных схемах, в таблицах-матрицах. Эти документы, так же как и Руководство по качеству, составляются по иерархии. В структурных схемах указываются должности и их подчинение или соподчинение, могут быть структурные схемы по подразделениям. В функциональных схемах для должностных лиц указываются виды работ и сроки проведения. Эти документы служат для того, чтобы определить соответствие и актуальность, неповторяемость конкретного документа (Инструкции, Методики). Применительно к каждому участнику схемы определяют виды необходимой ему документации. Таким образом, формируется команда СМК.
Обучение персонала. Его проводят обычно консультанты на разных уровнях: для руководства, для специалистов, для исполнителей. Ведется Журнал учета посещения занятий. От качества обучения и от серьезности отношения к нему зависит качество разработки СМК.
Разрабатываются графики с указанием видов работ и сроков исполнения – они служат для последующей проверки хода разработки СМК. Графики также имеют иерархию распределение по подразделениям.
П роцесс разработки документации. СМК может насчитывать до 10 тыс. листов документации, которые нужно разработать, согласовать, отредактировать, утвердить у руководства, у ответственных лиц. Главным документом является Руководство по качеству. Политика предприятия в области качества определяется на третьем этапе, когда привлекаются консультанты.
10.2. Внедрение СМК
Это процесс должен доказать, что разработанная документация работоспособна и внедрена в практическую деятельность.
Обучение персонала уже в условиях функционирования СМК – поверяются знания персонала по работе с документацией, по вопросам качества работы.
Апробация документации СМК по ее содержанию, согласованности и практическому значению. Это предполагает ответ на пять вопросов (5W):