Файл: Содержание вопросы качества продукции, их эволюция.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 260

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

What, Why, When, Who, Where соответственно Кто, Что, Где, Когда, Почему - должна

Проведение опросов персонала по проблемам работы и нахождения путей решения этих проблем. Большое значение имеет самоаудит и проведение корректировки по результатам аудита. Если документация отработана, решены многие проблемы и это подтверждается отчетами, докладными записками, то СМК считается внедренной. При анализе СМК особое внимание уделяют наличию эффективности этой системы – увеличена ли прибыль, улучшено качество, повышена стабильность работы и др. Издается Приказ, что СМК можно считать внедренной на данном предприятии. Но эта система не подтверждена юридически, она должна быть сертифицирована. Только тогда предприятие может заявить о наличии СМК, и только тогда партнеры могут быть уверены в наличии СМК.

Пять уровней зрелости системы качества




10.3. Сертификация СМК
Сертификация СМК только добровольная. Только внедренная СМК и незарегистрированная юридически не имеет силы и признания на рынке, поэтому получается, что, как и вся СМК, ее сертификация производится в добровольно-принудительном порядке.

Прежде всего, выбирается Орган по сертификации, имеющий лицензию на работу с СК. Они утверждаются Федеральным агентством по метрологии и техническому регулированию (Росстандартом) и работают по отраслевому признаку. Эти органы разбросаны по городам России. Сведения о них печатаются в журналах «Стандарты и качество», многих специализированных журналах. Кроме того, в России представлены основные международные регистраторы:

- Bureau Veritas;

- BSI (British standard Institute);

- Lloyd Register;

- TUV;

- Интерсертифика.

Подается Заявка в Орган, от него присылается список необходимой для предприятия документации. Предприятие готовит документацию для первого этапа сертификации.

Комиссия (3-7 человек) на первом этапе знакомится с представленной документацией, делает замечания и устанавливает срок коррекции работы.

После исправления документов на основе замечаний на втором этапе комиссия работает непосредственно с вопросами практического внедрения СМК – насколько она эффективна, насколько персонал знает свои функции и четко их выполняет. Результатом работы второго этапа могут быть замечания или Разрешение на сертификацию СМК (Проект разрешения).


Проект поступает в организацию – Технический регистр при Всероссийском научно-исследовательском институте сертификации (ВНИИС). Технический регистр утверждает (или не утверждает) СМК, выдает сертификат и Свидетельство на право маркировки Знаком соответствия. Этот знак предприятие использует в маркировке продукции, в документации, в рекламе. С ним легче выходить на международный рынок. В Национальной политике РФ по вопросам качества подчеркивается, что государство должно всячески поддерживать инновационные предприятия с СМК, давая им льготные субсидии на решение отдельных проблем, давая льготные заказы для государства – они стабильно оплачиваются, имеют большой объем и др.

Предприятия, сертифицировавшие СМК в международных органах, имеют больший «вес», лучший имидж. Долгое время сертификацией занимались Органы Госстандарта, они и консультировали, и утверждали СК, поэтому российским сертификатам перестали доверять на международном рынке, Россия была вынуждена ввести закон «О техническом регулировании». Согласно этому закону органы по сертификации были «разведены» с консалтинговыми органами, вышли из под руководства Росстандарта – это самостоятельные лицензированные, вплоть до частных, органы по сертификации.

Отличия традиционного подхода к управлению и СМК:


Традиционный подход
к управлению


Система Менеджмента Качества

1. Политика реагирования на события

1. Политика в предупреждении событий

2. Первая задача – выполнение графика поставок (плана)

2. Качество – в первую очередь

3. Установленный уровень качества

3. Нулевой уровень качества

4.Политика: или качество, или экономия

4. И качество, и экономия

5. Конвейер не должен останавливаться

5. При проблемах качества работник должен остановить конвейер

6. Стремление укрыть несоответствия

6.Открытый менеджмент, общие обсуждения проблем




Для большинства российских производителей создание СК ассоциируется с ее сертификацией по стандартам ИСО. Непосредственные мотивы сертификации могут быть разными:

- заказчики (потребители) имеют право требовать наличия СМК у производителя;

- стремление повысить конкурентоспособность продукции и фирмы;

- необходимость соответствовать условиям участия в тендерах (публичных торгах), конкурсах и прочих подобных мероприятиях, которые могут закончиться контрактом и служат рекламой предприятию;

- предпочтения при получении государственного заказа, льготного кредитования и страхования;

- обеспечение возможности выхода на международный рынок.


Если говорить об опыте создания различных зарубежных СК, то нужно учесть, что регулярный менеджмент для зарубежных компаний – естественный элемент их зарубежной культуры. Отечественный опыт создания СМК очень небольшой по времени и по накопленному опыту, тем более, что большинство сведений по СМК предприятия считают конфиденциальными. Организация, решившая начать работу по внедрению современной СМК, должна целенаправленно заниматься управлением постоянными изменениями, что в российских условиях не может не вызвать сопротивления. Проблем создания СМК в РФ очень много. В результате можно обозначить следующие четыре причины, препятствующие получению осязаемого результата от работы по внедрению СМК:

1. Непонимание высшим руководством, что такое качество, и как улучшение качества влияет на эффективность работы организации в целом; ориентация руководителей исключительно на финансовый результат. Для преодоления этого барьера нужно время для повышения уровня знаний и воспитания соответствующего менталитета. Поэтому при условии стабильности в стране можно предсказать переход «количества» знаний, которые имеет высший менеджмент, в их «качество».

2. Сопротивление работников любым изменениям, происходящим в организации. Но руководству следует осознавать, что это сопротивление работников вполне закономерно. Персонал рассматривает работу по СМК как навязанную сверху. Поэтому следует применять все методы работы с персоналом.

3. Рассмотрение членами коллектива процесса совершенствования управления качеством как очередной программы, имеющей свое начало и конец. Как правило, это обусловлено тем, что первые результаты приходят далеко не сразу
, а при неэффективной организации работы могут и вообще провалиться. Поэтому роль лидера, имеющего четкое видение ситуации и обладающего талантом увлекать за собой сотрудников.

4. Ориентация исключительно на технические улучшения, когда превалирует мнение, что только производственный процесс действительно решает проблемы качества. Участники СМК должны осознавать целостность организации и проблемы качества, свою ответственность.

В результате актуальны следующие организационные барьеры:


Барьер осведомленности: Только 25% менеджеров связаны со стратегией

Барьер коммуникации: Только 5% персонала знает стратегию

Барьер менеджмента: 85% руководителей тратят менее 1 час/месяц на

обсуждение стратегии;

Барьер ресурсный: 60% компаний не связывают бюджеты со стратегией.

7 - 9 из 10 компаний не реализуют стратегию


Вопросы для самопроверки:

1. Роль консалтинга в разработке СМК.

2. Основные этапы разработки СМК.

3. Характеристика процесса внедрения СМК.

4. Особенности сертификации систем качества.

5. Проблемы внедрения СМК в нашей стране.

6. Преимущества организаций, внедривших СМК.

7. Отличие процессов СМК от традиционных принципов управления.

8. Роль и работа персонала при создании СМК.

9. Значение самоаудита при создании и работе СМК.
Литература: [1, 2, 3, 14].

11. СИСТЕМА ХАССП, ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКА

Английский: HACCP – Hazard Analysis Critical Control Points (HACCP).

Русский перевод: Анализ рисков и критических контрольных точек (в русской версии ХАССП). Критическая контрольная точка – это место про­ведения контроля для идентификации опасного фактора и/или управления рис­ком. Риск – это сочетание вероятности реализации опасного фактора и степени тяжести его последствий.

Эта система затрагивает вопросы безопасности продуктов питания, про­изводимых предприятиями перерабатывающей промышленности. Официально требования к системам ХАССП были установлены Директивой Совета ЕЭС (93/43), которая потребовала от предприятий пищевой промышленности прове­дения анализа рисков, выявления в технологии параметров, являющихся крити­ческими для обеспечения безопасности продукции.

ХАССП как таковая начала работать в России с 2001 года, когда был раз­работан ГОСТ Р 51705.1-2001 «СК. Управление качеством пищевой продук­цией на основе принципов HACCP. Общие требования». Этот стандарт разра­ботан на основе Директивы ЕС, которая поставила обязательным условием внедрение таких систем в странах – членах ЕС.


ХАССП может работать самостоятельно, а может разрабатываться в рам­ках СМК. Она также должна быть сертифицирована или одобрена государст­венным контролирующим органом.

Целями ХАССП являются:

- обеспечение безопасности продукции здорового питания;

- возможности выхода на международный рынок;

- выявление критических точек и возможных рисков по безопасности продукции в определенных процессах

Так как система тесно связана с пищевыми продуктами, то основное внимание в ней уделяют именно выявлению точек рисков и видов рисков. Стандарт классифицирует риски на три группы:

  • микробиологические, реализуемые через неправильное хранение, через плохую промывку технологического оборудование, через применение некачественного сырья;

  • химические: соединения тяжелых металлов, пестициды, гербициды, удобрения;

  • механические: в продукцию попадает песок, битое стекло, остатки вещей, мелкие камни, сор и др.

Весь недостаток определения вида риска состоит в том, что они выявля­ются экспертным методом. Результаты такой работы зависят от персонала – его добросовестности, квалификации, опыта. При формировании рабочей группы проблемой является качественный состав ее участников.

Принципы разработки системы ХАССП следующие:

- идентификация потенциального риска на всех этапах ЖЦП;

- выявление критических контрольных точек;

- установление предельных параметров для критических точек;

- разработка системы мониторинга за критическими точками;

- разработка корректирующих действий и их применение;

- разработка регулярных процедур проверки функционирования системы ХАССП;

- документирование всех процедур системы, форм и способов регистрации данных


Прежде всего, при создании ХАССП анализируют имеющуюся информацию, ее состав в сильной мере зависит от вида выпускаемой продукции, технологических методов, размера и планировки предприятия, существующих санитарных правил и др.

На этапе анализа действующих процедур должно быть обеспечено нали­чие на предприятии стандартов, методик и инструкций, регламентирующих действия по предотвращению попадания загрязнений в изготовляемую продук­цию, и не только по непосредственным технологическим процесса, но и по са­нитарно-гигиеническим мероприятиям. Должна быть полная информация о продукции, о технологии производства, инструкции санитарно-технического характера о мойке и дезинфекции оборудования (помещений) и др.