ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 260
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
What, Why, When, Who, Where – соответственно Кто, Что, Где, Когда, Почему - должна
Проведение опросов персонала по проблемам работы и нахождения путей решения этих проблем. Большое значение имеет самоаудит и проведение корректировки по результатам аудита. Если документация отработана, решены многие проблемы и это подтверждается отчетами, докладными записками, то СМК считается внедренной. При анализе СМК особое внимание уделяют наличию эффективности этой системы – увеличена ли прибыль, улучшено качество, повышена стабильность работы и др. Издается Приказ, что СМК можно считать внедренной на данном предприятии. Но эта система не подтверждена юридически, она должна быть сертифицирована. Только тогда предприятие может заявить о наличии СМК, и только тогда партнеры могут быть уверены в наличии СМК.
Пять уровней зрелости системы качества
10.3. Сертификация СМК
Сертификация СМК только добровольная. Только внедренная СМК и незарегистрированная юридически не имеет силы и признания на рынке, поэтому получается, что, как и вся СМК, ее сертификация производится в добровольно-принудительном порядке.
Прежде всего, выбирается Орган по сертификации, имеющий лицензию на работу с СК. Они утверждаются Федеральным агентством по метрологии и техническому регулированию (Росстандартом) и работают по отраслевому признаку. Эти органы разбросаны по городам России. Сведения о них печатаются в журналах «Стандарты и качество», многих специализированных журналах. Кроме того, в России представлены основные международные регистраторы:
- Bureau Veritas;
- BSI (British standard Institute);
- Lloyd Register;
- TUV;
- Интерсертифика.
Подается Заявка в Орган, от него присылается список необходимой для предприятия документации. Предприятие готовит документацию для первого этапа сертификации.
Комиссия (3-7 человек) на первом этапе знакомится с представленной документацией, делает замечания и устанавливает срок коррекции работы.
После исправления документов на основе замечаний на втором этапе комиссия работает непосредственно с вопросами практического внедрения СМК – насколько она эффективна, насколько персонал знает свои функции и четко их выполняет. Результатом работы второго этапа могут быть замечания или Разрешение на сертификацию СМК (Проект разрешения).
Проект поступает в организацию – Технический регистр при Всероссийском научно-исследовательском институте сертификации (ВНИИС). Технический регистр утверждает (или не утверждает) СМК, выдает сертификат и Свидетельство на право маркировки Знаком соответствия. Этот знак предприятие использует в маркировке продукции, в документации, в рекламе. С ним легче выходить на международный рынок. В Национальной политике РФ по вопросам качества подчеркивается, что государство должно всячески поддерживать инновационные предприятия с СМК, давая им льготные субсидии на решение отдельных проблем, давая льготные заказы для государства – они стабильно оплачиваются, имеют большой объем и др.
Предприятия, сертифицировавшие СМК в международных органах, имеют больший «вес», лучший имидж. Долгое время сертификацией занимались Органы Госстандарта, они и консультировали, и утверждали СК, поэтому российским сертификатам перестали доверять на международном рынке, Россия была вынуждена ввести закон «О техническом регулировании». Согласно этому закону органы по сертификации были «разведены» с консалтинговыми органами, вышли из под руководства Росстандарта – это самостоятельные лицензированные, вплоть до частных, органы по сертификации.
Отличия традиционного подхода к управлению и СМК:
Традиционный подход к управлению | Система Менеджмента Качества |
1. Политика реагирования на события | 1. Политика в предупреждении событий |
2. Первая задача – выполнение графика поставок (плана) | 2. Качество – в первую очередь |
3. Установленный уровень качества | 3. Нулевой уровень качества |
4.Политика: или качество, или экономия | 4. И качество, и экономия |
5. Конвейер не должен останавливаться | 5. При проблемах качества работник должен остановить конвейер |
6. Стремление укрыть несоответствия | 6.Открытый менеджмент, общие обсуждения проблем |
Для большинства российских производителей создание СК ассоциируется с ее сертификацией по стандартам ИСО. Непосредственные мотивы сертификации могут быть разными:
- заказчики (потребители) имеют право требовать наличия СМК у производителя; - стремление повысить конкурентоспособность продукции и фирмы; - необходимость соответствовать условиям участия в тендерах (публичных торгах), конкурсах и прочих подобных мероприятиях, которые могут закончиться контрактом и служат рекламой предприятию; - предпочтения при получении государственного заказа, льготного кредитования и страхования; - обеспечение возможности выхода на международный рынок. |
Если говорить об опыте создания различных зарубежных СК, то нужно учесть, что регулярный менеджмент для зарубежных компаний – естественный элемент их зарубежной культуры. Отечественный опыт создания СМК очень небольшой по времени и по накопленному опыту, тем более, что большинство сведений по СМК предприятия считают конфиденциальными. Организация, решившая начать работу по внедрению современной СМК, должна целенаправленно заниматься управлением постоянными изменениями, что в российских условиях не может не вызвать сопротивления. Проблем создания СМК в РФ очень много. В результате можно обозначить следующие четыре причины, препятствующие получению осязаемого результата от работы по внедрению СМК:
1. Непонимание высшим руководством, что такое качество, и как улучшение качества влияет на эффективность работы организации в целом; ориентация руководителей исключительно на финансовый результат. Для преодоления этого барьера нужно время для повышения уровня знаний и воспитания соответствующего менталитета. Поэтому при условии стабильности в стране можно предсказать переход «количества» знаний, которые имеет высший менеджмент, в их «качество».
2. Сопротивление работников любым изменениям, происходящим в организации. Но руководству следует осознавать, что это сопротивление работников вполне закономерно. Персонал рассматривает работу по СМК как навязанную сверху. Поэтому следует применять все методы работы с персоналом.
3. Рассмотрение членами коллектива процесса совершенствования управления качеством как очередной программы, имеющей свое начало и конец. Как правило, это обусловлено тем, что первые результаты приходят далеко не сразу
, а при неэффективной организации работы могут и вообще провалиться. Поэтому роль лидера, имеющего четкое видение ситуации и обладающего талантом увлекать за собой сотрудников.
4. Ориентация исключительно на технические улучшения, когда превалирует мнение, что только производственный процесс действительно решает проблемы качества. Участники СМК должны осознавать целостность организации и проблемы качества, свою ответственность.
В результате актуальны следующие организационные барьеры:
Барьер осведомленности: Только 25% менеджеров связаны со стратегией Барьер коммуникации: Только 5% персонала знает стратегию Барьер менеджмента: 85% руководителей тратят менее 1 час/месяц на обсуждение стратегии; Барьер ресурсный: 60% компаний не связывают бюджеты со стратегией. 7 - 9 из 10 компаний не реализуют стратегию |
Вопросы для самопроверки:
1. Роль консалтинга в разработке СМК.
2. Основные этапы разработки СМК.
3. Характеристика процесса внедрения СМК.
4. Особенности сертификации систем качества.
5. Проблемы внедрения СМК в нашей стране.
6. Преимущества организаций, внедривших СМК.
7. Отличие процессов СМК от традиционных принципов управления.
8. Роль и работа персонала при создании СМК.
9. Значение самоаудита при создании и работе СМК.
Литература: [1, 2, 3, 14].
11. СИСТЕМА ХАССП, ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКА
Английский: HACCP – Hazard Analysis Critical Control Points (HACCP).
Русский перевод: Анализ рисков и критических контрольных точек (в русской версии ХАССП). Критическая контрольная точка – это место проведения контроля для идентификации опасного фактора и/или управления риском. Риск – это сочетание вероятности реализации опасного фактора и степени тяжести его последствий.
Эта система затрагивает вопросы безопасности продуктов питания, производимых предприятиями перерабатывающей промышленности. Официально требования к системам ХАССП были установлены Директивой Совета ЕЭС (93/43), которая потребовала от предприятий пищевой промышленности проведения анализа рисков, выявления в технологии параметров, являющихся критическими для обеспечения безопасности продукции.
ХАССП как таковая начала работать в России с 2001 года, когда был разработан ГОСТ Р 51705.1-2001 «СК. Управление качеством пищевой продукцией на основе принципов HACCP. Общие требования». Этот стандарт разработан на основе Директивы ЕС, которая поставила обязательным условием внедрение таких систем в странах – членах ЕС.
ХАССП может работать самостоятельно, а может разрабатываться в рамках СМК. Она также должна быть сертифицирована или одобрена государственным контролирующим органом.
Целями ХАССП являются:
- обеспечение безопасности продукции здорового питания; - возможности выхода на международный рынок; - выявление критических точек и возможных рисков по безопасности продукции в определенных процессах |
Так как система тесно связана с пищевыми продуктами, то основное внимание в ней уделяют именно выявлению точек рисков и видов рисков. Стандарт классифицирует риски на три группы:
-
микробиологические, реализуемые через неправильное хранение, через плохую промывку технологического оборудование, через применение некачественного сырья; -
химические: соединения тяжелых металлов, пестициды, гербициды, удобрения; -
механические: в продукцию попадает песок, битое стекло, остатки вещей, мелкие камни, сор и др.
Весь недостаток определения вида риска состоит в том, что они выявляются экспертным методом. Результаты такой работы зависят от персонала – его добросовестности, квалификации, опыта. При формировании рабочей группы проблемой является качественный состав ее участников.
Принципы разработки системы ХАССП следующие:
- идентификация потенциального риска на всех этапах ЖЦП; - выявление критических контрольных точек; - установление предельных параметров для критических точек; - разработка системы мониторинга за критическими точками; - разработка корректирующих действий и их применение; - разработка регулярных процедур проверки функционирования системы ХАССП; - документирование всех процедур системы, форм и способов регистрации данных |
Прежде всего, при создании ХАССП анализируют имеющуюся информацию, ее состав в сильной мере зависит от вида выпускаемой продукции, технологических методов, размера и планировки предприятия, существующих санитарных правил и др.
На этапе анализа действующих процедур должно быть обеспечено наличие на предприятии стандартов, методик и инструкций, регламентирующих действия по предотвращению попадания загрязнений в изготовляемую продукцию, и не только по непосредственным технологическим процесса, но и по санитарно-гигиеническим мероприятиям. Должна быть полная информация о продукции, о технологии производства, инструкции санитарно-технического характера о мойке и дезинфекции оборудования (помещений) и др.