ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 261
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Относительно данной дисциплины можно назвать утвержденные федеральные законы: «О техническом регулировании», «О защите прав потребителя». В данном разделе рассмотрены далеко не все термины и по этому вопросу следует обращаться к ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001.
Вопросы для самопроверки:
1. Значимость терминологии в современных условиях хозяйствования.
2. Основная терминология по управлению.
3. Назовите примеры объектов и субъектов управления.
4. Приведите примеры различных методов управления.
5. Чем отличаются понятия эффективности и результативности процессов?
6. Чем отличаются понятия верификации и валидации (процессов, продукции)?
7. Охарактеризуйте документ СМК, в котором определены цели предприятия.
8. Назовите принципы управления по Э. Демингу.
9. Назовите принципы управления по Тагучи.
10. Охарактеризуйте функции управления.
Литература: [1, 5, 6, 11].
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 указывает: «Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо осуществлять менеджмент систематически и открыто. Рекомендации руководству базируются на восьми принципах». Принципы руководства следующие.
3.1. Ориентация на потребителя
Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять требования потребителя и стремиться превзойти их ожидания. До 50-х г.г. в мире существовал рынок производителя. На этом рынке изготовитель считал, что он знает рынок, его потребности и производил товар на основе своих возможностей, интуиции и опыта. Особенно в СССР было очень много неходовых, залежалых товаров. А такой товар – это мертвый груз в хозяйственной деятельности. Он требует условий хранения, замораживает оборотные средства предприятия. В этих условиях банки не дают кредитов. Рынок покупателя в корне отличается от предыдущего. Потребитель голосует «ногами и деньгами», определяя конъюнктуру рынка, спрос на товар, конкурентоспособность. Для изготовителя в этих условиях работает лозунг – «нет потребителя, нет и нас». Потребитель по своей сути очень различный, и изготовитель сейчас не может производить товар вообще, только для среднего потребителя. Чтобы удовлетворить потребителя, некоторые изготовители, практикуя массовое производство, принимают индивидуальные заказы с тем, чтобы сохранить постоянных покупателей. Этим сохраняются постоянные покупатели, роль которых на рынке постоянно возрастает.
Организации зависят от их потребителей и поэтому должны:
-
понять текущие и будущие (предполагаемые) потребности Потребителя, -
стремиться превзойти ожидания Потребителя; -
выполнять требования потребителя по всем аспектам.
В документе Правительства «Концепция национальной политики РФ в области качества продукции и услуг» указывается, что потребители в связи с различными доходами делятся на три группы:
1. Потребители с низкими доходами. Они удовлетворяются низкокачественными продуктами и недорогими товарами.
2. Средний класс. Хочет иметь за доступную цену товар хорошего качества. В России уровень бедности около 2300 руб. в месяц. Платежеспособный спрос различен по регионам и по времени. Сейчас ученые изучают уровень качества жизни в зависимости от региона. Выяснено, что в крупных городах уровень жизни и платежеспособный спрос выше.
3. Покупатели с очень высокими доходами. Они хотят иметь престижные дорогие товары независимо от цены.
Поэтому перед производителем продукции ставится задача производить товары различного качества и цены. Производитель не должен работать на «среднего» потребителя.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПА №1 |
При определении политики и стратегии – потребности и ожидания Потребителей и других заинтересованных лиц будут поняты повсюду в организации |
При определении и развертывании целей – обеспечение того, что цели и задачи будут непосредственно связаны с потребностями и ожиданиями Потребителей |
Для оперативного менеджмента – лучшая эффективность управления по обеспечению выполнения потребностей и ожиданий Потребителей (через развертывание целей) |
Для менеджмента людскими ресурсами – гарантия, что люди будут иметь знания и навыки, требуемые, чтобы удовлетворить требования и ожидания Потребителей |
Возможные преимущества при соблюдении принципа №1 следующие:
-
понимание всего диапазона потребностей и ожиданий Потребителя относительно продукции, сроков поставки, цены, надежности и т.д.; -
обеспечение сбалансированного подхода к потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных лиц (владельцев процессов, сотрудников, поставщиков, местного сообщества и общества в целом); -
доведение потребностей и ожиданий потребителей до всего персонала в организации; -
измерение степени удовлетворенности потребителя и корректирующие действия сообразно результатам измерения; -
управление отношениями с потребителем.
3.2. Лидерство руководителя
Р уководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Разработка СК начинается с инициативы руководителя. На нем лежит ответственность за затраты на работу СК. В современных условиях особенно требуется, чтобы руководитель был лидером, а не просто должностным лицом. Для того, чтобы быть лидером, нужно обладать инициативой, предприимчивостью, опытом, квалификацией, а также уметь вести за собой коллектив, ставить перед ним задачи и контролировать их выполнение. С другой стороны, лидер должен иметь определенные полномочия для решения вопросов. Считается, что нововведениям особенно противостоит средний персонал, но задача лидера – убедить исполнителей в целесообразности принятых решений.
Руководитель должен иметь ясное видение перспектив предприятия в различных аспектах деятельности, создавать благоприятный для персонала микроклимат организации.
На основе осознания восьми принципов менеджмента качества руководители принимают на себя роль, состоящую в том, чтобы: |
-
разработать Политику и цели в области качества для организации; -
обеспечить внедрение соответствующих процессов, дающих возможность
выполнять требования потребителей и достигать внутренние цели;
-
гарантировать, что разработана, внедрена и поддерживается рабочем
состоянии эффективная QMS (СМК) для достижения этих целей;
-
обеспечить наличие необходимых ресурсов; -
сравнивать достигнутые результаты с провозглашенными целями и
принимать решения по необходимым действиям;
-
принимать решения по мерам, направленным на улучшение.
Предполагаемые действия руководителя:
-
При определении политики стратегии – будет установлена, сформулирована VISION будущего организации. -
При определении показателей – установленное видение организации трансформируется в измеримые цели и показатели. -
Для оперативного менеджмента – уполномоченные и вовлеченные люди, действуют для достижения целей организации. -
Для менеджмента людскими ресурсами – обеспечение уполномоченных, активных, хорошо информированных и целеустремленных сотрудников.
Семь рекомендаций лидеру:
-
Делайте все для того, чтобы удерживать позицию лидера, но при этом обязательно обеспечивайте двухсторонний обмен мнениями. -
Не горячитесь, и не позволяйте, горячиться другим при обсуждении сложных вопросов. Руководствуйтесь восточной мудростью: «Разногласия уладятся, если их обсудить пять раз». -
Уважайте мнения других. Умейте в каждом, даже, на первый взгляд, абсурдном мнении находить рациональное зерно. -
Имейте четкое представление о деятельности группы, верьте в ее возможности, передавайте свою уверенность другим членам группы. -
Старайтесь привлечь всех к активному участию в работе группы, поощряйте членов группы высказывать свое собственное мнение, не давайте ни кому отмалчиваться при обсуждении темы. -
Возложите на каждого члена группы определенные обязанности, чтобы он постоянно ощущал свою активность. -
Относитесь с уважением к независимому мнению каждого члена группы.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ПРИНЦИПА № 2
-
постоянная активность и собственный пример; -
способность чувствовать перемены во внешней среде и реагировать на них; -
учет потребностей всех заинтересованных лиц, включая потребителей, владельцев процессов, сотрудников, поставщиков, местное сообщество и общество в целом; -
ясное видение будущего организации; -
создание разделяемых всеми ценностей и моделей этических ролей на всех уровнях в организации; -
создание атмосферы взаимного доверия и изгнание страха; -
обеспечение людей необходимыми ресурсами и предоставление им свободы действий с ответственностью и отчетностью; -
побуждение сотрудников к проявлению энтузиазма и признание их вклада в деятельность организации; -
ведение открытого и честного обмена информацией; -
обучение, тренировка и поддержка членов коллектива; -
установление амбициозных целей и показателей; -
внедрение стратегии для достижения этих целей и показателей.
3.3. Вовлечение персонала
Р аботники всех уровней составляют основу организации. Полное вовлечение всех работников в проблемы деятельности организации дает возможность с выгодой использовать их способности. Стандарты СМК относят персонал предприятия к его основным ресурсам, рекомендуют работу с персоналом через его обучение, воспитание и мотивацию хорошей работы. Персонал должен иметь удовлетворяющую его зарплату, возможность карьерного роста. Но самое главное, в образе мышления персонала должно быть место ответственности за качество работы – только знающий значимость качества работник будет ответственным. Персонал также вовлекается в деятельность предприятия через различные материальные стимулы. В этом отношении акционерные общества дают большую перспективу вовлеченности через продажу акций работникам. Несмотря на механизацию и автоматизацию производства, остается актуальным лозунг: «Кадры решают все».
Принцип вовлеченности претворяется в таких действиях как принятие на себя ответственности, активный поиск возможных улучшений работы и продукции, добровольная передача своих знаний и умений, энтузиазм и гордость работников от сознания того, что они являются частью организации.
Э. Деминг рассматривал «человеческий фактор» как основной для решения проблемы обеспечения и повышения качества.
ПРИМЕНЕНИЕ ЭТОГО ПРИНЦИПА ВЕДЕТ К СЛЕДУЮЩИМ ДЕЙСТВИЯМ:
При определении политики и стратегии – работники активно способствуют улучшению политики и стратегии.
При определении и развертывании целей – работники, разделяющие цели организации и связывающие их со своими целями.
Для оперативного менеджмента – работники, вовлечены в решение проблем и улучшение процессов.
Для менеджмента людскими ресурсами – удовлетворенные своей работой люди, активно вовлечены в повышение своего профессионального роста и способствующие достижению целей фирмы.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ПРИНЦИПА №3
-
Самостоятельность и ответственность в решении проблем. -
Активность при писке возможностей улучшения. -
Инициативность в расширении своей компетентности, знаний, навыков. -
Свободный обмен знаниями и опытом в группах. -
Фокусировка на сознание ценностей для Потребителей. -
Творческое содействие целям организации. -
Улучшение имиджа организации в глазах Потребителей и общества. -
Получение удовлетворения от своей работы. -
Гордость за свою принадлежность к фирме.
Потребности являются движущей силой, и в отношении персонала главными являются: потребность в самовыражении, в признании коллективом, в улучшении своего социального положения.
3.4. Процессный подход
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Стандарты ИСО рекомендуют к любому виду деятельности применять цикл Шухарта-Деминга РДСА. Каждое действие должно идти в определенном порядке:
- (plan) - планируй действие и продукт, учитывая требования рынка, возможности предприятия;
- делай (do), осуществляй процесс ( то, что запланировано);
- контролируй (check) действия и продукт;
-