Файл: Содержание вопросы качества продукции, их эволюция.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существующие ныне идеологии управления производством базируются на четырех основных моделях построения систем управления:

1. Традиционная (тейлоровская), ориентированная на технологические процессы и ответственность исполнителей;

2. Европейская модель по ИСО основана на соответствии организации работы требованиям стандартов системы 9000;

3. Японская модель и модель TQM, являющаяся адаптацией японского опыта к условиям США и Западной Европы;

4. Модель делового совершенства, призванная способствовать гармоничному развитию предприятия. Эта модель последняя в менеджменте, она основана на принципах TQM, она еще имеет название интегрированной системы качества. Модель учитывает все аспекты деятельности организации, в том числе технологические (оборудование, помещения, технологии и др.), финансовые (бухгалтерские, инвестиционные, инновационные показатели), социальные (условия работы персонала, климат в коллективе, потенциал руководителей, отношение к организации и обществу). В этой модели не допустимо, чтобы успехов добивались только отдельные подразделения.

Можно отметить, что к вопросам качества в разных странах подходят несколько по-разному:

Качество для американца- «Чтобы работало»;

Качество для немца- «Соответствие требованиям»;

Качество для француза - «Люкс или роскошь»;

Качество для итальянца- «Стиль»;

Качество для японца - «Совершенство»;

Качество для русского- Как вариант «Чтобы не убило».
Вопросы для самопроверки:

1. Особенности японского подхода к управлению качеством.

2. Особенности американского подхода к управлению качеством.

3. Особенности европейского подхода к управлению качеством.

4. Основные принципы TQM.

5. Основные модели построения СУК.

6. Основное содержание стандартов ИСО серии 9000.

7. Значение ГОСТ Р ИСО 9001-2001 для создания СМК.
Литература: [ 1, 2, 3, 12, 14 ].
6. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА

Каждое предприятие, чтобы быть конкурентоспособным, должно идти вперед, внедрять что-то новое. Новинки умственного труда называются инновациями, их внедрение требует больших материальных, интеллектуальных, временных и других затрат. Предприятие с внедренной системой СМК просто обязано быть инновационным.

Виды инноваций, являющихся интеллектуальной собственностью:

1. Изобретение касается обычно решения крупных и значимых для производства проблем (продукции, технологий или устройств). Оно отображает очевидную новизну и утверждается Роспатентом. Для того, чтобы новинка была признана изобретением, она должна отвечать следующим условиям: - в ней должны быть заложены новые идеи, неизвестные ранее – новизна должна быть определенного уровня, радикально изменяющая существующее положение; новинка должна иметь возможность промышленного внедрения. Но доказательство новизны ложится главным образом на изобретателя. Это трудоемкая работа. Не всякий изобретатель решается на получение патента. Патент – открытая грамота, дающая право изобретателю на владение изобретением. Патент – это небольшой документ, состоящий из титульного листа и краткого описания сущности изобретения. Описание изобретения должно быть составлено таким образом, чтобы была ясна идея, но не ясна технология изобретения – что и как сделать. Патент выдается на 20 лет, после чего он теряет силу как собственность. Патентовладелец и его потенциальный продавец – чаще называется лицензиаром, а покупает лицензию – лицензиат. Условия покупки лицензий могут быть различными: использование лицензии на определенный
срок или на выпуск определенной продукции, после чего предприятие не имеет право выпускать продукцию. Плата может быть единовременной, с прибыли или другого вида. Но патентовладелец обязан поддерживать патент и начиная с третьего года он платит пошлину.

2. Полезная модель – это малое изобретение, не требующее высокого уровня новизны, малое усовершенствование, но и она должна обладать определенной новизной, возможностью промышленного применения. Автору выдается Авторское свидетельство на полезную модель. В отличие от патента оно выдается в явочном порядке, по заявке изобретателя сроком на 5лет и является собственностью автора.

3. Промышленный образец. В отличие от двух предыдущих, он касается только художественно-конструкторского решения, внешнего оформления изделия. Он должен отвечать следующим условиям:

- новизна в цвете, фактуре, рецептуре;

- оригинальность оформления – своеобразное отличие, эксклюзивность внешнего оформления без затрагивания технического содержания;

- возможность промышленного применения. На промышленный образец выдается патент на 20 лет с правами собственности. К ним относят товарные знаки ТЗ изготовителей. Торговые знаки характерны для крупных торговых предприятий. Он только тогда имеет юридическую силу, когда зарегистрирован Роспатентом в специальном сборнике товарных знаков.

Товарная марка (ТМ). Это не зарегистрированный юридически Товарный знак (ТЗ), по содержанию она аналогична торговому знаку. Как и товарный знак, товарная марка состоит из: - марочного названия – произносимой части марки, марочного знака – то, из чего состоит непроизносимая часть ТЗ. ТЗ и ТМ означают, что производитель гарантирует качество, и покупатель вполне может полагаться на производимый товар. Товарный знак как собственность фирмы может стоить дорого, и цена товарного знака зависит от его известности. Регистрация ТЗ, их разработка требует также определенных усилий, т. к. комитет по патентам очень тщательно следит за тем, чтобы ТЗ не повторял уже имеющихся знаков в каких-то своих элементах. Предприятие-инициатор часто получает отказ в регистрации ТЗ. Или даже разбираются судебные дела по поводу содержания ТЗ. Основные требования к ТЗ – оригинальность стиля, эксклюзивность элементов – тогда ТЗ легко отличается покупателем.

Известные сильные ТЗ носят название – бренд

, что в переводе означает фабричная марка, сорт, качество. Сейчас очень важно для отечественных предприятий продвигать свои ТЗ на всех видах рынков. Процесс раскрутки ТЗ носит название – брендинг – продвижение марки, которые могут также покупаться и продаваться. Процесс носит название – франчайзинг, когда владелец ТЗ разрешает производить и реализовывать продукцию под своей маркой. При этом владелец ТЗ называется – франчайзер, а покупатель – франчайзи. Здесь ставится основное условие – реализуемый товар у франчайзи не должен иметь худшего качества. Сильный бренд позволяет устанавливать более высокие цены, расширять с меньшими усилиями сегменты рынка, более дешево закупать сырье, снижать риски неполучения причитающихся сумм – дебиторской задолженности, в арбитражном суде более легко выигрывать дела. С товарным знаком связан процесс бенчмаркинга, когда изготовители стараются производить изделия с известными ТЗ конкурентов, вплоть до промышленного шпионажа. Бенчмаркинг имеет место и в торговле, когда «заимствуются» идеи в области организации торговли, продвижения товара, методов стимулирования. Этот процесс позволяет не изобретать велосипед, а продвигаться дальше, используя опыт конкурентов.

4. Ноу-хау (знаю как) – это сведения по различным видам деятельности, которые находятся в секрете у владельца, чаще всего это фирма. Сведения не публикуются и являются конфиденциальными. С течением времени сведения устаревают и переходят в раздел рядовых. Но «ноу хау» позволяют фирме держать первенство, быть конкурентоспособным.

Другие виды результатов интеллектуальной деятельности не являются собственностью разработчика: компьютерные программы, стандарты и другая нормативная документация, законы.

Вопросы для самопроверки:
1. Особенности изобретения для инноваций.

2. Особенности промышленных образцов для инноваций.

3. Особенности полезной модели для инноваций.

4. Значение ТЗ для успешной деятельности организации.

5. Способы изображения и представления ТЗ.

6. Значение бенчмаркинга для деятельности организации.

7. Охарактеризуйте процесс франчайзинга.

8. Охарактеризуйте процесс брендинга.
Литература: [12, 14].

7. МОДЕЛЬ СМК, ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД
В се стандарты ИСО рекомендуют Модель, структуру СМК, основанную на основных процессах:



Ответственность


руководства

Управление Измерение

ресурсами и анализ


ЖЦП
Постоянное улучшение

Рисунок 7.1. Модель СМК, основанная на процессном подходе
7.1. Учет требований заказчика
Заказчик (потребитель) – это самое важное лицо предприятия, так как нет заказчика – нет и деятельности. Этот процесс должен проходить по многим аспектам (видам деятельности). Прежде всего, учитываются требования к продукции, ее качеству, количеству. Основой для разработки требований служат маркетинговые исследования, где определяются основные направления в конъюнктуре рынка данной группы товаров. Инженеры и технологи переводят требования (надежность, удобство) в конкретные показатели качества (мощность, надежность, эргономика и др.) и фиксируют их в документации: НД, чертежи, технические задания ТЗ, Техническое описание модели ТО. Кроме того, учитываются требования по срокам и объемам поставки. Все эти данные должны фигурировать в Договорах поставки (международный договор поставки – Контракт), в НД, в Соглашениях и других документах. Должны быть четко определены для заказчика его требования к оформлению документации: она должна содержать все необходимые сведения в сопроводительной документации вплоть до Технического паспорта (на сложно-технические товары) и Инструкций по эксплуатации. Процесс проверки продукции на соответствие установленным требованиям называется верификацией.

В этом вопросе большое значение имеет также учет внут­ренних потребностей отдельных подразделений. В процессе дея­тельности они тесно взаимодей­ствуют, зависят друг от друга. Поэтому учет требований своих коллег ведет к гарантии выпуска качественной продукции в обусловленные сроки.

В СМК организация должна запланировать и внедрить процесс, направленный на то, чтобы эффективно и результативно слушать «голос потребителя».
7.2. Учет удовлетворенности потребителя
Измерение удовлетворенности потребителей следует рассматривать как жизненно важный инструмент управления качеством. Слово «удовлетворять» может быть определено как такой процесс, при котором нужды, потребности и ожидания потребителя насыщаются независимо от того, были ли они при этом высказаны или нет. Требования потребителя – это не только качество продукции, но и своевременность поставок, качество исполнения документации, наличие дополнительных услуг и т.п. Удовлетворенность очень трудно прослеживать, так как потребители не проявляют инициативы в положительных отзывах. Показателем удовлетворенности могут служить отсутствие рекламаций на качество продукции и количество положительных отзывов потребителей; результаты статистической обработки, характеризующие стабильность процессов на предприятии. Хорошим показателем считается повтор покупки или заказа, когда покупатель голосует «ногами и деньгами».


Степень удовлетворенности потребителя зависит от того, как
сознательно или бессознательно он воспринимает и оценивает:


1. Показатели уровня качества (надежность, ремонтопригодность, безопасность в эксплуатации и потреблении, простота в обращении и обслуживании, внешний вид и т.д.).

2. Соответствие товара его функциональному назначению (функций может быть несколько, но всегда есть основная).

3. Соответствие цены качеству и уровень эксплуатационных расходов (по интегральному уровню качества, по цене балла качества).

4. Характер и наличие средств информации о товаре (привлекательность упаковки, наличие информационных этикеток, достоверность рекламы и т.д.).

5. Качество послепродажного обслуживания (быстрота и четкость обслуживания, помощь покупателю, наличие гарантийных обязательств, обучение правилами эксплуатации и потребления и т.д.).

6. Возможность выбора товара (широта и полнота ассортимента).
7.3. Ответственность руководства
С МК начинают разрабатывать по инициативе руководства. Основные документы (Политика предприятия, Руководство по качеству и др.) разрабатываются при участии высшего руководства и им же подписываются. Руководство определяет структуру и функции СМК, оно ответственно за всю организацию СМК: выделяет ресурсы, получает информацию о деятельности, анализирует ее и предпринимает основные корректирующие и предупреждающие действия. Основная проблема во внедрении СМК – это недостаточное знание науки УК, устаревший менталитет по нежеланию рисковать; организация деятельности предприятий формально, на основе отчетной документации; нежелание иметь затраты на предприятии по УК и многие другие.

Новое отношение к качеству должно начинаться сверху, с высших адми­нистративных лиц организации, и подобно водопаду распространяться на каж­дый уровень руководства, вплоть до рядовых работников. Ответственность ру­ководства устанавливается в организационной структуре управления путем распределения функций по обеспечению качества. Службу качества обычно возглавляет Представитель руководства по качеству, подчиняющийся непо­средственно генеральному директору (президенту, председателю и т.п.).