Файл: Содержание вопросы качества продукции, их эволюция.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Структура КС УКП обеспечивала сочетание элементов ранее существовавших систем. Это была первая система, в которой организационно-технической основой УК продукции стали стандарты предприятия (СТП).

Цели КС УКП достигались по разным направлениям:

- разработкой новой продукции, было введено понятие новинка с индексом маркировки Н;

- своевременным снятием с производства устаревшей продукции;

- стимулирование повышения качества продукции;

- государственным надзором за соблюдением требований стандартов;

- информационным и методическим обеспечением системы;

- специальной подготовкой и обучением кадров и др.

В целом все системы качества советского периода имели общие недостатки:

- малая заинтересованность производителей, руководства и исполнителей;

- низкая техническая оснащенность предприятия – оборудование не менялось десятки лет, руководство неохотно шло на реорганизацию производства, т.к. это снижало производительность труда и невыполнение плана;

- недостаточно уделялось внимания воспитанию и обучению персонала;

- вопросы качества решались сверху и мало затрагивали исполнителей;

- деятельность СК не была направлена на удовлетворение потребителя, все усилия были направлены на соблюдение требований НД и на выполнение плана – это основной недостаток советских систем качества.


Вопросы для самопроверки:

1. Особенности системы БИП.

2. Особенности системы СБТ.

3. Особенности системы КАНАРСПИ.

4. Особенности системы КС УКП.

5. Роль госприемки и аттестации продукции в улучшении ее качества.

6. Основные экономические недостатки систем качества.

7. Основные социальные недостатки систем качества.
Литература: [6, 11, 12, 16].

5. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Японский опыт
В 50-х годах, после Второй мировой войны, хозяйство Японии было разрушено, и это - при отсутствии полноценных ресурсов. В 1951г. японцы пригласили американского ученого в области качества Э. Деминга, который предложил им свои принципы УК. Его идеи попали на благодатную почву. Но не последним фактором было то, что альтернативы у японских менеджеров просто не было – денег у японских промышленников было мало, а внедрение программы Э. Деминга не требовало больших затрат. Основными особенностями японского опыта являлось:


- направленность на человеческий фактор – его воспитание, стимулирование, обучение;

- большая господдержка предприятий, работающих по улучшению качества продукции, особенно для экспортных товаров;

- внедрение принципов ТОМ – эту систему приняли во всем мире;

- большое внимание уделялось технической оснащенности – оборудование могло меняться через 3-5-7лет;

- составление краткосрочных и долгосрочных планов до 7 лет, контроль за их выполнением;

- организация «кружков качества» на разных уровнях производства: для рабочих, для специалистов, для руководителей. Они организовывались на добровольно-принудительной основе, на них решались текущие проблемы, каждый мог высказаться за свою идею, и за ценные идеи участники могли получить вознаграждение;

- прослеживание качества работы выпускаемой продукции у потребителей, этот процесс получил название процесса валидации;

- японцы следуют лозунгу: «Подумай об этой идее и, прежде чем принять инициативу, оцени альтернативу». Тем самым подчеркивалось, что к улучшению японцы подходят, предварительно просчитав варианты.

Японские принципы управления:

- Эта система зародилась не в эпоху феодализма, а в начале прошлого века (в 20 – 30 годах):

- «пожизненный» найм;

- «зарплаты по старшинству», т.е. она на 70% зависит от возраста и стажа работы;

- ротация кадров;

- «статусное продвижение» (планирование карьеры);

- обучение на рабочем месте.


Управление качеством в США.
В 80-х годах американцы обнаружили, что американские товары во мно­гом уступают японским. Промышленность начала переживать определенный кризис, они начали активно использовать японский опыт, европеиизируя его. Если японцы еще в 1951 г. организовали на государственном уровне премию В. Эдвардса Деминга (конкурсы), то в США только в 1987 г. была организована государственная премия Болдриджа, которую вручает лично президент (премия в области качества).

Основные особенности системы, которая также может быть названа как КС УКП:

  • Качество продукции и работы стало образом жизни американца – плохо работать считается неприличным;

  • Большое внимание уделяется жизненному циклу продукции с точки зрения формировании качества, в США на разных фирмах существуют системы КС УКП;

  • Наличие у предприятия нескольких субпоставщиков с тем, чтобы создавать конкуренцию между ними;

  • Руководство большое внимание уделяет проблемам качества. До 50% его рабочего времени занято вопросами качества.

  • До 5% суммы от реализованной продукции отчисляется в обязательном порядке на решение проблем качества.

  • Американцы считаются более рисковыми предпринимателями: “Хорошая идея, давай сделаем так”.



Европейский опыт управления качеством, система QMS.
В 80-х годах была организована международная организация по стандартизации (ИСО). Центр в городе Женева. Различные комитеты ИСО занимаются вопросами качества по отраслям или видам продукции, а комитет №176 занимается вопросами Системного Управления Качеством (СУК).

В 1987 году была разработана первая серия стандартов ИСО системы 9000, которая создала базу для построения систем качества уже на единых подходах и принципах.

В 1994 году вышла вторая версия стандартов ИСО, которая разрешала внедрять систему качества на производстве частично, на отдельных этапах ЖЦП: разработка, технология; технология и реализация.

В 2000 году вышла третья версия стандартов ИСО 9000.

В этой версии отменялась возможность частичной сертификации СМК по отдельным вопросам, и ИСО 9002 и 9003 утратили своё значение.

Сейчас необходимо сертифицировать предприятие целиком, по всем процессам возможно сертифицировать отдельные виды продукции.

Стандарты ИСО требуют выполнения деятельности на систематической основе, на основе документированных процедур, фиксировать результат. В СМК России сейчас работают 3 основные стандарта системы 9000, которые являются адаптированным переводом английской версии стандартов:

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «СМК. Общие положения и словарь».

Этот стандарт был разработан в связи с необходимостью гармонизации терминов и определений. Это нужно для того, чтобы специалисты разных стран и отраслей понимали друг друга. Например, верификация – процесс подтверждения того, что продукция соответствует требованиям. Она проводится, как правило, у изготовителя. Валидация – подтверждение того, что продукт соответствует условиям эксплуатации (температура, влажность, вибрация). Она проводится у потребителя в «натуральных» условиях эксплуатации. Нами уже указывалось, что стандарт имеет до 80 терминов и их определений.

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «СМК. Требования».

Это основополагающий стандарт для разработки, внедрения и сертифи­кации СМК. Он применим ко всем типам организаций. По пунктам этого стан­дарта разрабатывается документация, проверяется работа СМК контролирую­щими, сертифицирующими органами. Этот стандарт рекомендует процессный подход к УК и применение к каждому процессу цикла PDCA. Стандарты ИСО системы 9000 являются по своему содержанию рекомендательными, так как никакой стандарт не может охватить особенности всех отраслей и продукции. Требования стандарта определяют, что должно быть сделано. Стандарты ИСО носят общий характер рекомендаций. Но
каждое предприятие в зависимости от его особенностей решает для себя вопросы:


- структура и место службы УК в общей структуре предприятия;

- вид и содержание необходимой документации, перечень необходимых процессов, которые нужно задокументировать в СМК – работа с поставщиками, с покупателями, организациями контроля, технологические процессы и т.д. Число процессов в СМК могут колебаться от 10 до 30. Процессы объединяются в единую систему для данного предприятия.


Образно говоря, принципы СМК выглядят так: «Cкажи, что и как ты будешь делать; делай так, как сказал; представь доказательства того, что выполнил правильно».

Новая версия стандарта более ориентирована на потребителей (см. раздел Модель СМК). Концепция новых стандартов ИСО предусматривает реализацию многих преимуществ, но при условии, что система СМК будет работать не формально в документах, а на практике.

Преимущества разные авторы выделяют различные, но основными из них можно назвать:

- осведомленность всех работников о целях и задачах СМК;

- ясное видение будущего организации;

- побуждение сотрудников к проявлению энтузиазма и признание их вклада;

- активный поиск возможностей улучшений продукта/деятельности;

- структурирование системы с целью достижения наилучших результатов;

- обеспечение точности, надежности и доступности данных и информации;

- понимание ценности применения статистических методов и многое другое.


3. ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001. «СМК. Рекомендации по улучшению деятельности».

По объему этот стандарт как бы двойной: в нем даны врезки пунктов стандарта 9001, и затем дополняется этот пункт дополнительными рекоменда­циями по улучшению. Несмотря на высокий класс перевода, в периодике не утихают споры о правильности перевода, трудностях его понимания, и возмож­ностях применения в российских условиях.

Кроме рассмотренных систем в отдельных странах и отраслях существует около 100 разных систем качества:

- TQM - всеобщее управление качеством;

- КАЙЗЕН – система непрерывного постоянного эволюционного улучшения;

- КАЙРО – система революционного улучшения, перестройки, реинжениринга;

-Just in time, КАНАБАН – поставка продукции точно в срок в нужном количестве и качестве.

Каждая из систем определяет свои принципы УК, но они не уходят далеко от принципов Э. Деминга.


Особое место в системах качества занимает разработанная в автомобильной отрасли США система Total Quality Management – TQM. Основной ее перевод звучит как Всеобщее управление качеством.

TQM – это подход к организации, сконцентрированный на качестве, основанный на участии всего персонала и нацеленный на долговременный успех через удовлетворение потребителей, а также выгоды всех членов организации и общества.

В среде специалистов по TQM нет единого мнения о количестве принципов, на которых базируется эта концепция. Основными принципами признаны следующие восемь:

1. Фокус на определенного потребителя, а не на потребителя вообще;

2. Интегрированная стратегия компании, затрагивающая все аспекты деятельности предприятия – технические, технологические, экономические и финансовые, социальные и другие;

3. Фокус на философию качества на предприятии, на инструменты качества и ее методологию. Инструментами качества можно назвать: статистические методы, компьютерные средства и программы, системы анализа и управления информацией и другие. Философия качества включает в себя следующие направления:

- качество – обязанность каждого работника;

- обязательства руководящего состава существенны, практически выполнимы;

- непрерывное улучшение качества необходимо, улучшению качества нет предела;

- проектирование и изготовление продукции следует выполнять правильно с первого раза;

- ориентировка на учет и выполнение требований потребителя является основной.


4. Непрерывное улучшение и TQM являются синонимами;

5. Каждый сотрудник ответственен за качество и обучается качеству;

6. Структурирование всех подразделений, функций и уровней управления;

7. Создание своей внутрифирменной культуры производства с учетом опыта других фирм;

8. Острая необходимость вовлечения всех сотрудников в решение проблем качества, горизонтальный контроль на всех процессах ЖЦП со стороны сотрудников.

При создании TQM возникают многочисленные проблемы, хотя некоторые авторы трактуют ее как панацею от всех бед российских предприятий. Нужно учитывать, что TQM – это способ ведения бизнеса, а не одна программа. Ее внедрение требует большой длительной работы при участии всего персонала. Эта система требует перестройки всей деятельности организации, согласованной работы всех подразделений.