Файл: Языки и образование. Программа трехъязычия в Казахстане.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 802

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Слова для справок: помогать — помочь, объяснять — объяснить, строить — построить, покупать — купить, повторять — повторить, получать — получить, писать — написать, учить — выучить, брать — взять, делать — сделать
Задание 6. Замените прямую речь косвенной речью.

1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!» 2) Учитель предупреждал: «Приходите заранее, потому что лекционный зал будет переполнен слушателями». 3) «В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки. 4) «К месту приземления межпланетных кораблей на Памире можно пройти только по горным тропам», — утверждали местные жители. 5) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».
Задание 7. Определите смысловые отношения в словосочетании:

Трудно представить, отвечал отрывисто, ласковое солнышко, белые от инея, в запахе ландыша, намерение уехать, сказание о Сибири, скакать галопом, парень в очках, по-стариковски подслеповато, умоляли не говорить, трех мушкетеров, кто-то из нас, степь зимой, читать монографию, много воды, довольно миловидная, ныли от усталости, бросился догонять, рад помочь, кофе по-турецки, работала до темноты, что-нибудь значительное, желание спорить, четыре бочки, всеми избалованный, нельзя отчаиваться, пронизывающий до костей, холодный ветер, город ночью, нужен обществу, под эту мелодию, садимся завтракать, защита диссертации, его интересы, просил помочь, начал волноваться, в пятом ряду, шум волн, способность учиться
Задание 8. Спишите пословицы, расставляя знаки препинания. Определите вид сложноподчинённых предложений.

1) Когда пьёшь воду помни об источнике. 2) Когда на небе солнце звёзд не видно. 3) Когда взбираешься на гору назад не делай ни шагу. 4) Когда дрова горят тогда и кашу варят. 5) Молодость и здоровье ценят тогда, когда они уходят. 6) Объясните, как вы понимаете смысл каждой пословицы. (А. Чехов)
Задание 9. Подберите к главным предложениям соответствующие придаточные предложения, определить их вид.

Мама закрыла шторы

что самолет улетел рано утром.

Первыми тронулись на юг болотные птицы 

так как было душно.

Мы решили упаковать вещи вечером из-за того 

потому что свет мешал малышу спать.

Я плохо спал этой ночью

так как болота уже начали замерзать



Задание 10. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, буквы и раскрывая скобки. Определите вид каждого сложноподчинённого предложения.

1) Меня лечил полковой ц..рюльник ибо в крепости другого лек..ря (не) было. (А.Пушкин) 2) (От) того я пр..смирел что я слышу топот дальний трубный звук и пенье стрел. (А. Пушкин) 3) Его не было дома (по) чему я и оставил записку. (А. Пушкин) 4) Снег становился всё белее и ярче так что ломило глаза. (М. Лермонтов) 5) Наташа в эту зиму начала серьёзно петь и в особе(н, нн)ости (от) того что Денисов восторгался её пением. (Л. Толстой) 6) Погода была холодная ветре(н, нн)ая так что сугробы нам..ло выше окон. (Л. Толстой) 7) Всякий труд важен ибо облагораживает человека. (Л. Толстой) 8) Родиной зовём мы нашу страну (по) тому что в ней р..дились. (К. Ушинский) 9) (Во) время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну (от) чего и образовалась яма. (А.Чехов) 10) Такая густая тр..ва р..ела только по берегам озера (по) тому что здесь было достаточно влаги. (Д. Мамин-Сибиряк) 11) Сразу же за рекой от самой воды поднимались скалистые горы так что взгляд н.. мог брать (в) даль и (в) ширь но только (в) верх. (В. Солоухин)
Контрольные вопросы

  1. На какие вопросы отвечают придаточные причины в сложноподчиненном предложении?

  2. КАкие вида сложноподчиненных предложений вы можете назвать?


Глоссарий
Институт — высшее учебное заведение.

Абитурие́нт — выпускник средней школы; человек, поступающий в высшее или специальное учебное заведение.
НЕДЕЛЯ 3


Тема: Факультет, на котором я учусь.

План:

  1. Изучение теоретического материала:

Вступать в коммуникацию и поддерживать ее: представлять свой факультет в разных коммуникативных ситуациях: иностранным гостям, студентам других факультетов и вузов, друзьям, родным и др. Выражать свое отношение.

Сочетание личной формы глагола с инфинитивом. Прямая, косвенная речь. Логико-смысловые отношения в предложении: атрибутивные, пространственные.

  1. Выполнение грамматических заданий

  2. Ответы на контрольные вопросы

  3. Работа с глоссарием


Теоретическая справка

Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитив): везти, выползти, сеять, сберечь.

Неопределенная форма (инфинитив) глагола рассматривается как исходная, начальная форма для всей системы глагола, она не показывает ни времени, ни рода, числа и лица. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? и имеют следующие окончания: - ть (возводить, строить); - ти (ползти, нести); - нулевое окончание (стеречь, беречь).

Инфинитив в сочетании с глаголом быть образует форму будущего сложного времени.

Я буду читать Мы будем читать

Ты будешь читать Вы будете читать

Он будет читать Они будут читать
Прямая речь – это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес (написал): «А у нас какой лучший город?» - спросил опять Манилов. (Г.)

Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи чужого лица и слов автора, которые сопровождают прямую речь.

Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего. Предложения с косвенной речью – это сложноподчиненное предложение. Ср.: Он сказал: «Я хочу пойти с вами». Он сказал, что хочет пойти с нами.

В косвенной речи слова говорящего претерпевают изменения: все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа; обращения, междометия, эмоциональные частицы опускаются, заменяясь другими лексическими средствами:

Брат сказал: «Я приду поздно». → Брат сказал, что он придёт поздно.

Она говорила мне: «Ах, дорогой, какой ты хороший!» → Она восторженно говорила мне, что я очень хороший.

Прямая речь может стоять после
, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон, например:

  1. прямая речь после слов автора: Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро» (А: «П».)

  2. прямая речь перед словами автора: «Давай лучше спать», - с досадой проговорил Аркадий. (Т.) («П», - а.)

  3. прямая речь внутри слов автора: И только когда он шептал: «Мама! Мама!» - ему становилось как будто легче. (А: «П!» - а.)

  4. слова автора внутри прямой речи: «Вы здесь? – сказала она. – А мы вас ищем». (Ч.) («П? – а. - П».)


Логико-смысловые отношения в предложении соблюдаются для того, чтобы компоненты предложения были наполнены логикой и смыслом. Связь определений с определяемым словом – существительным формирует их основную функцию – название признака предмета. Между предметами и признаками возникают атрибутивные отношения.

Атрибутивные отношения выражают зависимость от субъекта: согласованное: Из магазина вышла красивая девушка. Нас освятил яркий свет. несогласованное: Эта книга брата. Страница тетради.

Пространственные отношения выражают зависимость от расстояния.

Предложно-падежные (глагол+сущ.): Джон уже пять лет живёт в Америке. Кружки стоят на столе.

Наречия (глагол+нареч.): Магазин находится близко.Наташа живёт далеко.
Упражнения и задания

Задание 1. Работа с текстами

Текст 1.

К системе высших учебных заведений относятся университеты, академии, институты, консерватории. Наиболее распространенный тип высшего учебного заведения – это институт.

Структура вуза такова: во главе вуза стоит ректор, учебной и научной работой руководят проректоры.

Факультеты вузов осуществляют подготовку студентов по определенным образовательным программам. Работой факультета руководит декан.

Преподаватели учебных дисциплин относятся к какой-либо одной отрасли науки, объединяются для совместной работы при различных кафедрах. В состав кафедры входят профессора, доценты, старшие преподаватели, преподаватели. Работой коллектива кафедры руководит её заведующий.

В вузах проводятся следующие виды учебных занятий: лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторные и практические занятия, производственная, педагогическая и учебная практика.

Учебный год в вузе делится на два семестра. За семестр студенты сдают два рубежных контроля. В конце каждого семестра проводится экзамен. После каждой сессии у студента начинаются каникулы.


Большое внимание уделяется в вузах научно-исследовательской работе студентов (НИРС).

Задания к тексту

  1. Озаглавьте текст.

  2. Составьте вопросы к тексту.

  3. Выпишите из текста глаголы, поставьте их в неопределенную форму, образуйте сложную форму будущего времени.

  4. Найдите в предложениях атрибутивные и обстоятельственные отношения между членами предложения.


Текст 2.

Факультет, на котором я учусь

Филологиче­ский факультет – это основа основ. Сегодня мы замечаем, что по-настоящему­ культурных­ людей вокруг нас очень мало. Но все-таки надо развиватьс­я самому и стремиться­ к общению с умными, начитанным­и, интересным­и людьми.

Преподават­ель филологического факультета отдает всего себя, чтобы восполнить­ твои пробелы, оставшиеся­ со школы, и наполнить тебя новыми интересным­и знаниями. Он старается сделать студента грамотным, ­начитанным­... Конечно, без труда самого студента, без его стремления­ ничего не получится.

На факультете­ много талантливы­х людей – поющих, танцующих,­ пишущих, рисующих, – занимающих­ся культмассо­вой деятельнос­тью. Ежегодно устраивает­ся день факультета­. Каждый месяц студенты собираются на «Чаепитие с любимым писателем»­. Здесь обсуждаетс­я творчество писателей, поэтов, вопросы кинематогр­афии, современно­е состояние литературы­, проводится «Конкурс чтецов».­ На филфаке, конечно, кипит и научная жизнь: наши студенты участвуют в университе­тских, региональн­ых, международных конференци­ях. У многих из них имеются публикации­. Студенты часто посещают музеи и отправляют­ся в интересные­ поездки.

Мама очень рада, что я учусь на этом факультете.

Задания к тексту

  1. Сформулируйте вопросы к тексту.

  2. Расскажите о своем факультете. Какие интересные мероприятия проводятся у вас на факультете?

  3. Выпишите из текста глаголы, образуйте неопределенную форму. Выделите окончания.

  4. Предложение последнего абзаца преобразуйте в прямую речь.


Задание 2. Прочитайте стихотворение Д.Самойлова. Выпишите из текста глаголы в неопределенной форме и выделите окончание.

Перед снегом

И начинает уставать вода,

И это означает близость снега.

Вода устала быть ручьями, быть дождем,

По корню поднима (-ться, -тся), падать с неба.

Вода устала петь, устала теч...(ь?),

Сиять, струи (-ться, -тся) и перелива (-ться,- тся).