Файл: Языки и образование. Программа трехъязычия в Казахстане.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 797

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 8. Игра «Кто быстрее». Соберите предложения из разбросанных слов.

  1. Получить, нужно, школу, чтобы, образование, окончить, или, или, лицей, гимназию, среднее.

  2. Уроки, в, я, чтобы, сходил, библиотеку, готовить.

  3. Чтобы, в , я, поеду, город, учиться.


Задание 9. Дифференцированное задание

І – уровень. Вставьте в сложноподчинённые предложения союзы, союзные слова и определите вид придаточного предложения.

а) Все молчали, ... расслышать шорох цветов

б) Я пришел, ... попросить извинения за свои поступки.

II- уровень. Составьте предложения по схеме

[ ], (чтобы).

(Для того чтобы), [ ]
Задание 10. Спишите пословицы, расставляя знаки препинания. Определите вид сложноподчинённых предложений. Составьте схемы этих предложений.

1) Когда пьёшь воду помни об источнике.

2) Когда на небе солнце звёзд не видно.

3) Когда взбираешься на гору назад не делай ни шагу.

4) Когда дрова горят тогда и кашу варят.

5) Молодость и здоровье ценят тогда когда они уходят.
Контрольные вопросы

  1. Что обозначает краткая форма прилагательного?

  2. Сколько времен глагола существует в русском языке?

  3. На какие вопросы отвечают придаточные времени?

  4. На какие вопросы отвечают придаточные цели?

  5. На какие вопросы отвечают придаточные условия?


Глоссарий

Билингвизм – двуязычие

Мультилингвизм – многоязычие

Миграция населения – переселение людей из одного региона (государства, страны) в другой

Инфинитив – неопределенная форма глагола – это исходная форма глагольной парадигмы, называющая процесс, но не обозначающая отнесенности глагола к лицу, числу, времени и наклонению.

Сложное предложение – имеющее две или более грамматических основ и представляющее собой смысловое единство, оформленное интонационно.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Язык – система знаков и символов, отражающая цивилизационный опыт человечества.
НЕДЕЛЯ 2

Тема: Мой университет

План:

  1. Изучение теоретического материала:

Сложноподчиненное предложение с придаточным причины.

Прямая, косвенная речь.

Логико-смысловые отношения в предложении: атрибутивные, пространственные.


  1. Выполнение грамматических заданий

  2. Ответы на контрольные вопросы

  3. Работа с глоссарием


Теоретическая справка

Сложноподчиненное предложение с придаточным причины.

Придаточные причины содержат указания на причину того, о чём говорится в главном предложении; отвечают на вопросы «Почему?», «Отчего?», «Из-за чего?», «По какой причине?»

Пример: Такая густая трава росла только по берегам озера, (Почему?) потому что здесь достаточно было влаги. (Д. Мамин-Сибиряк).

Придаточные причины прикрепляются к главному предложению союзами: так как, поскольку, ибо, потому что, оттого что, из-за того, что, вследствие того, что, благодаря тому что, в связи с тем, что, тем более что, затем что.

Прямая, косвенная речь.

Прямая речь — это чужая речь, воспроизведённая без каких-либо изменений, переданная от лица того, кто её произнёс, написал или подумал: Ваня сказал мне: «Я хочу поиграть с тобой». «Какое красивое платье!» – подумала Маша.

Прямая речь состоит из двух частей: прямой речи (П) и слов автора (А). Прямая речь — это слова какого-либо лица, слова автора — слова, сопровождающие прямую речь:

А П

Я сказал: «Идём со мной».

Косвенная речь – это пересказ чужого высказывания. Для ее оформления используется один из типов придаточного предложения – конструкция с придаточным изъяснительным. Главная часть таких предложений строится от имени автора текста и соответствует словам автора при прямой речи, а придаточная часть передает содержание высказывания и соответствует прямой речи: Ваня сказал мне, что он хочет поиграть со мной.

Логико-смысловые отношения в предложении: атрибутивные, пространственные.

Компоненты словосочетания могут быть соединены следующими типами синтаксических отношений:

1) Атрибутивные – это тип синтаксических отношений, при котором от главного слова к зависимому задается вопрос какой? чей? который?

Главное слово обозначает предмет, зависимое – признак (качество, форма, материал и т. д.). Чаще всего эти отношения возникают, когда главное слово – существительное, а зависимое слово:

  1. полное прилагательное - красивая девушка, медвежья берлога;

  2. местоимение - моя книга, наш ребенок, все дети, какая-то незнакомка;

  3. существительное - брошка из серебра, трубка телефона.

2) Обстоятельственные – эти отношения свойственны глагольным словосочетаниям. Зависимое слово обозначает качество, образ и способ действия, степень, меру действия или признака, место, время, причину, цель, условие уступку.



  • Временные: приехать вечером, возвратиться через год.

  • Пространственные: идти лесом, жить в гостинице.

  • Причинные: сказать по ошибке, обрадоваться сдуру.

  • Целевые: поехать отдыхать, копить про запас.




  • Упражнения и задания

Задание 1. Работа с текстом.

Мухтар Галиевич Арынов

В июле 1983 года ректором Актюбинского педагогического института был назначен начальник отдела высшего образования Министерства образования Казахской ССР Мухтар Арынов. Событие, прямо скажем, обыденное, но для нас, актюбинцев, оно оказалось знаковым. Он руководил этим вузом до конца своих дней. И для самого Мухтара Галиевича это были самые плодотворные годы. Именно здесь он смог реализовать себя, раскрыть свой талант руководителя и педагога. Примечательно, что он оказался в Актобе в годы перестройки, когда общество меняло свои ценности, и наша страна шла к своей независимости. Мухтар Арынов - специалист немецкого языка, почетный профессор Берлинского и Венского университетов, ученый, свободно читавший лекции на немецком языке в Стамбуле, Александрии, Каире, признанный германист. Мы, актюбинцы, запомнили Мухтара Галиевича и потому, что он помог нам воздать должное нашим великим предкам – батырам Есету Кокиулы, Есету Котибару, композитору Казангапу, поэту Абубакиру Кердери, лингвисту Кудайбергену Жубанову и многим другим именитым землякам. Благодаря ему нынешний Актюбинский региональный университет носит имя Кудайбергена Жубанова… 

«20 мая 2019 года в день рождения общественного деятеля Мухтара Арынова его имя было присвоено главному корпусу актюбинского регионального госуниверситета имени Кудайбергена Жубанова», - передает корреспондент МИА «Казинформ». В мероприятии приняли участие современники ученого, представители интеллигенции, студенты и преподаватели. «В те годы духовно-культурное развитие области, национальное самосознание не были на должном уровне. С приездом Мухтара Арынова в регион мы все по-настоящему узнали, кто такой Абай. Для нашей области Мухтар Арынов стал Абаем. Сегодня его имя присваивается корпусу университета, это малая толика благодарности, которую мы можем выразить ему», - сказал на церемонии почетный гражданин Актобе, профессор Константин Цхай. По словам ректора вуза Бауржана Ердембекова, решение о присвоении имени М.Арынова главному корпусу было принято на Ученом совете.


Мухтар Арынов с 1983 года и до конца жизни был ректором Актюбинского пединститута. Будучи депутатом Верховного совета РК участвовал в обсуждении и принятии первой Конституции страны. Он - автор учебников по грамматике немецкого языка, инициатор создания общества «Қазақ тілі», где был первым председателем. Внес вклад в создание школ по обучению на национальном языке. Одна из открытых им школ в селе Каргалинское в городе Актобе названа его именем.

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст и выделите его основную мысль.

  2. Докажите, что это текст.

  3. Определите тему и стиль текста.

  4. Что вы узнали о жизни и творчестве М.Г.Арынова?

  5. Какой вклад внес Мухтар Галиевич в возрождение родного языка?

  6. Назовите произведения Мухтара Арынова?

  7. Выделите в тексте предложения с прямой и косвенной речью. Запишите их.


Задание 2. Работа с текстом.

Мой университет

Актюбинский региональный университет имени Кудайбергена Жубанова является ведущим в Западном Казахстане и занимает четвертое место среди 20 лучших вузов республики согласно рейтингу НААР (Независимое агентство аккредитации и рейтинга).За 85-летнюю историю в АРУ им. К. Жубанова сформировались научные направления и школы в таких отраслях знаний, как физика, математика, филология, история, педагогика и мн. др. Плодотворные опыты местных профессоров достойно оценены как в отечественных, так и в зарубежных научных кругах. Но основной миссией высшего учебного заведения является подготовка специалистов, воспитанных в духе казахстанского патриотизма, а главная привлекательность заключена в возможности получения двудипломного и дуального образования.

С каждым годом количество обучающихся увеличивается. К примеру, в 2017 году в вузе получали знания 10 664 студента, но уже сегодня их количество составляет 13 332. Главной привлекательностью университета можно назвать возможности двудипломного и дуального образования, появление смежных и новых образовательных программ, а также востребованность на рынке труда. Около 50 процентов студентов получают образование бесплатно. Среди них обладатели образовательного гранта МОН РК, именных грантов университета, гранта акима области и грантов различных производственных предприятий. В рамках проекта «Серпін» из Южного Казахстана, Жамбыла, Кызылорды, Мангистау и Алматы проходят обучение 134 студента. Ряды студентов пополнила 1000 студентов из дальнего и ближнего зарубежья (Россия, Китай, Узбекистан, Кыргызстан и Монголия). Стоит отметить, что в 2018 году в университете стартовал проект «Ата Қоныс – Ақтөбе», в рамках которого вуз предоставляет стипендии студентам из ближнего и дальнего зарубежья для получения образования на родном языке.


Наш университет является базовым вузом в регионе по принятию документов от абитуриентов на ЕНТ, на конкурс государственного образовательного гранта. В текущем учебном году на базе нашего вуза был вновь открыт Высший колледж, в котором сегодня получают средне специальное образование около 400 студентов. Количество учащихся увеличивается также за счет открытия новых специальностей. В университете продумана возможность для поступления своих же преподавателей в докторантуру, на определенных условиях предлагается 50-процентная скидка. Общежитиями обеспечено 100 процентов студентов.

Не стоит забывать о рейтингах вузов, которые стали важным атрибутом глобального рынка образовательных услуг. Если говорить о конкретных цифрах и направлениях последнего рейтинга НААР, по результатам аккредитации в тройку лучших вошли 16 специальностей бакалавриата, семь специальностей магистратуры и одна специальность докторантуры. Только за два года количество специальностей магистратуры увеличилось с 15 до 30, а специальности докторантуры увеличились с одного до шести. В настоящее время вуз планирует войти в мировой рейтинг QS-500 лучших вузов.

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст. Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте каждую из частей.

  2. Определите стиль текста.

  3. Выпишите из текста все числительные и запишите их прописью (словами)

  4. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, определите вид придаточных предложений.

  5. Выделите в тексте определительные местоимения и частицы.

  6. Поразмышляйте: Мой университет через 50 лет. Каким он будет?



Задание 3. Представьте свой университет в разных коммуникативных ситуациях: иностранным гостям, студентам других вузов, друзьям, родным и др.
Задание 4. Используя начало текста, составьте текст-рассуждение:

Я учусь в АРУ им. К.Жубанова - одном из передовых вузов Западного Казахстана. Я выбрал этот университет потому, что я знаю, что здесь получу достойное образование. В университете предоставляются возможности для самореализации и саморазвития. Я учусь по образовательной программе … На кафедре очень сильные преподаватели, я смогу у них многому научиться. Я уверен, что закончив университет, …
Задание 5. Используя слова для справок, вставьте в предложения подходящие по смыслу глаголы в нужной форме.

1.Виктор … домашнее задание каждый день. Вчера Виктор быстро и правильно … домашнее задание. 2. Студенты всегда … книги в университетской библиотеке. Фатима … в библиотеке русско-персидский словарь сегодня утром. 3. Каждый день мы … трудные глаголы. Когда мы … трудные глаголы, мы начали читать текст. 4. Сегодня Хамед хорошо … биологические термины. Он всегда с удовольствием … биологию. 5. Вчера Акбар … письмо. Он часто … письма из дома. 6. Каждый день мой друг … свежие газеты. Сегодня он … газету «Вечерний Минск». 7. Он всегда хорошо … изложения. Вчера он прекрасно … изложение. 8. Рабочие … новую станцию метро. Они уже … много станций. 9. Старший брат всегда … Ахмеду. Вчера он … ему решить задачу. 10. Сегодня на уроке преподаватель … новую грамматику. Он … грамматику, и студенты начали выполнять разные задания.