Файл: Языки и образование. Программа трехъязычия в Казахстане.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 796

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В библиотеке


Полюбил я тишину читален.
Прихожу, сажусь себе за книгу
И тихонько изучаю Таллин,
Чтоб затем по очереди Ригу.

Абажур зеленый предо мною,
Мягкие протравленные тени.
Девушка самою тишиною
Подошла и принялась за чтенье.

У Карьеры есть такие лица:
Всё в них как-то призрачно и тонко,
Таллин же — эстонская столица…
Кстати: может быть, она эстонка?

Может, Юкка, белобрысый лыжник,
Пишет ей и называет милой?
Отрываюсь от видений книжных,
А в груди легонько затомило…

Каждый шорох, каждая страница,
Штрих ее зеленой авторучки
Шелестами в грудь мою струится,
Тормошит нахмуренные тучки.

Наконец не выдержал! Бледнея,
Наклоняюсь (но не очень близко)
И сипяще говорю над нею:
«Извините: это вы — английский?»

Пусть сипят голосовые нити,
Да и фраза не совсем толкова,
Про себя я думаю: «Скажите —
Вы могли бы полюбить такого?»

«Да»,— она шепнула мне на это.
Именно шепнула!— вы заметьте…
До чего же хороша планета,
Если девушки живут на свете!

(Илья Сельвинский)

Задания к тексту

  1. Прочитайте текст. Определите стиль текста.

  2. О чем говорится в тексте? Определите тему текста.

  3. Какие впечатления вызывает у вас прочитанный текст? Можете ли вы сказать, какую картину рисует перед нами автор? Что это за место?

  4. Часто ли вам приходилось посещать библиотеки? Как принято себя в них вести?

  5. Опишите свои впечатления от посещения библиотек.

  6. Выпишите из текста собственные существительные. Что они собой представляют? С помощью справочника найдите им определения.

  7. Выпишите прилагательные, определите род, число, падеж.

  8. Выпишите глаголы, обозначьте вид, время, число, лицо.

  9. Выпишите наречия. Определите их значение.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

Шагнуть влев..., справ... обгоняет грузовик, уйти засветл..., задолг... до приказа, добраться затемн..., вытереть досух..., изредк... интересоваться, начать занов..., засидеться допоздн..., вылизать дочист..., наскор... перекусить, надолг... запомнить.

Задание 4. Допишите наречия. Перепишите.

Запрост..., досыт..., начист..., набел..., затемн..., насух..., искос..., надолг..., дотемн..., намертв..., изредк..., воедин..., сызнов..., добел..., докрасн..., сдур..., сгоряч..., направ..., слев... Степь выжидающ... молчала. В палисаднике стало свеж... и пахуч.... Горяч... билось сердце. Докладчик говорил слишком общ.... Угрожающ... надвигалась огромная лохматая туча. Ослепляющ... сияло солнце. Учиться блестящ.... Войскам становится невмоч.... Двери открыты настеж.... Он ушел проч.... Уснули далеко за полноч....


 

Задание 5. Спишите. Определите лексическое значение наречий и объясните способ их образования.

1. Русский мещанин издревле воспитывался в недоверии к разуму и даже во вражде к нему (Г.). 2. Меня не худо бы спроситься, ведь я ей все-таки сродни; по крайней мере искони отцом недаром называли (Гр.). 3. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начало Кириллу Петровичу Троекурову, потому что мы, дескать, ихние, а мы искони ваши - и отроду того не слыхивали (П.). 4. И дедушке иногда казалось, что время повернуло вспять, что ему, дедушке, снова сорок лет (Кат.). 5. Герасиму и Андрею посчастливилось не только встретиться в Холмогорах, но и жить в одной избе и, как встарь, по-дружески беседовать, вспоминая далекие годы детства, побеги из вотчины Колычева и Ливонские походы (Костыл.). 6. А вижу я - винюсь перед вами, что уж и так мой бедный слог пестреть гораздо меньше б мог иноплеменными словами, хоть и заглядывал я встарь в Академический Словарь (П.). 7. Между собеседниками по большей части царствует глубокое молчание: все видятся ежедневно друг с другом, а новостей извне получается мало (Гонч.). 8. Два окна были занавешены кисеей цвета чайной розы, извне их затеняла зелень деревьев (M.Г.).

Задание 6. От данных слов образуйте все возможные наречия. Составьте предложения с полученными словами.

Верх, высь, век, глубь, даль, конец, начало, низ; вечный, давний, долгий, косой, новый, правый, простой, редкий, светлый, скорый.

Задание 7. Перепишите, раскрывая скобки. Составьте предложения с полученными словами.

Смеялся (до)упаду, шли (по)двое, взял (в)рассрочку, согласился (по)неволе, встал (с)(по)(за)ранку, это было (в)диковинку, работа не(по)плечу, переваливался (с)боку (на)бок, шел(в)слепую, (в)обход зверя, (по) тихоньку скрылся, (с)места (в)карьер, шли след (в)след, отдохнули (на)славу, вопрос поставил меня (в)тупик, не (к)стати это, явился (на) дом, шли (по)одному, (в)меру погулял,(без)вести пропал, (без)толку говорил.

Задание 8. Вставьте в правильной форме следующие глаголы движения «идти/ходить», «бежать/бегать», «ехать/ездить»,  «лететь/летать», «плыть/плавать»:

  1. Я… в университет каждый день.

  2. Куда ты … сейчас?

  3. Мой друг … в парке каждый день по утрам.

  4. Осторожно, за тобой … собака.

  5. Ты … на работу на машине или … пешком?

  6. Завтра мы… в лес.

  7. Посмотри, самолёт … очень низко.

  8. Завтра я … в Вашингтон на конференцию.

  9. Ты умеешь… ?

  10. Вчера мы … на лодке.


Задание 9. Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится — встретиться, освободится — освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится — чиститься, беспокоится — беспокоиться, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться.

Задание 10. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон...шься — ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать — скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся — догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение наречию, предикативному наречию.

  2. Дайте определение глаголу.


Глоссарий

Аббревиатура - условное сокращение названия по первым буквам (МГУ, МВД, КПРФ)
Библиотечный абонемент - форма библиотечного обслуживанияпредусматривающая 

выдачу документов для использования вне библиотеки

НЕДЕЛЯ 9

Тема: В студенческой столовой.

План:

  1. Изучение теоретического материала.

Вступать в коммуникацию с работниками столовой, обращаться, сообщать о намерении, наличии или отсутствии блюда в меню, спрашивать о качестве, давать свою оценку предмету.

Родительный падеж со значениями «часть целого», «количества, меры с количественными числительными и словами несколько, мало, много.

Классы и группы глаголов (хотеть – хотят, есть – едят, пить пьют, брать – берут, взять)

  1. Выполнение грамматических заданий.

  2. Ответы на контрольные вопросы.

  3. Работа с глоссарием.



Теоретическая справка

Родительный падеж – это косвенный падеж, выражающий значение определения предмета (в сочетании с другим существительным), также субъектные и объектные отношения (в сочетании с глаголами и отглагольными существительными). Отвечает на вопросы
Кого? Чего? Сочетается с предлогами: без, от, около из, с, у, возле. В зависимости от употребления различают: родительный приимённый и родительный приглагольный.

Родительный приглагольный падеж со значением часть целого – используется, когда действие распространяется не на весь предмет, а лишь на его часть (купить хлеба, выпить воды) и когда при глаголеесть отрицание (не видеть смысла).

Родительный приимённый падеж со значением меры, количества обозначает предмет счета (стакан воды, корзина ягод, два метра).

Родительный падеж со значением количества употребляется с числительным и словами несколько, много, мало.

  1. если числительное в именительном падеже заканчивается словами два, три, четыре, то у прилагательного будет форма множественного числа, а у существительного родительного падежа будет форма единственного числа: Два (И.п.) зеленых яблока (Р.п.), двадцать три тонких тетради, четыре верных друга; слово два (И.п.) с существительными женского рода меняет форму на две. Две (И.п) девушки (ж.р.), двадцать две тетради.

  2. Во всех остальных случаях существительное в родительном падеже будет иметь форму множественного числа. Пять деревьев, сто рублей, триста шестьдесят шесть дней.

  3. Со словами сколько, много (немного), мало (немало), несколько также используется родительный падеж множественного числа: Сколько саженцев посадили? Осталось мало дней. Много интересных фильмов. Немало дорог прошли. Взял немного земли.

Классы глагола – это группы глаголов, которые определяются по соотношению основ инфинитива и основ прошедшего, настоящего, простого будущего времени: чита-ть – чита(j)-ю, хоте-ть – хотя-т.

В русском языке различают продуктивные и непродуктивныеклассы.

Продуктивные классы – это относительно большие группы глаголов, по модели которых образуются новые глаголы. Большинство русских глаголов относится к продуктивным классам.

Соотношение основ продуктивных классов глагола:

1 класс (большинство русских глаголов относится к 1 классу) - -а- в инфинитиве - -а[j]- в настоящем времени. Например: прыга-ть – прыгa[j]-ю, дела-ть – делa[j]-ю.

2 класс – в инфинитиве -е- - в настоящем времени –e[j]- Например: боле-ть – боле[j]-ю, худе-ть – худе[j]-ю.

3 класс – в инфинитиве
–ова-, -ева-, -ирова- - в настоящем времени –у[j] . Например: радова-ть – раду[j]-ю, цитирова-ть – цитиру[j]-ю.

4 класс – в инфинитиве –ну- - в настоящем (будущем простом) времени - -н-. Например: крикну-ть – крикн-ет, вздохну-ть – вздохн-ет.

5 класс – в инфинитиве –и- - в настоящем времени – нет –и-. Например: люби-ть – любл-ю, носи-ть – нош-у, чини-ть – чин-ю.

Непродуктивныеклассы – это группы, в которые входит ограниченное количество слов (глаголов) и новые глаголы по данной модели не образуются. Выделяют пять продуктивных классов и разное количество (от8 до 17) непродуктивных классов. К непродуктивным классам относится около 400 глаголов, издавна существующих в языке и часто употребляющихся. Например: хотеть-хотят, есть-едят, пить-пьют, брать-берут, взять-возьмут.

Упражнения и задания

Задание 1. Прочитайте текст. Расскажите о своей студенческой столовой.

Студенческая столовая.

В нашем общежитии есть хорошая столовая самообслуживания. Я всегда хожу туда обедать. У нас хороший выбор холодных закусок, первых и вторых блюд. Можно купить и полуфабрикаты, чтобы приготовить на ужин что-либо по своему вкусу. Но студенты обычно ужинают и завтракают в буфетах. В каждом корпусе нашего студенческого городка есть один – два буфета. Там почти не бывает очередей. Мы идем вдоль стойки. На ней выставлены бутерброды с маслом, с колбасой, с сыром, винегрет, разные салаты, варёные яйца, пирожные; кефир, молоко, компот, кисель. Мы сами наливаем себе чай или кофе. Потом подходим к кассиру, который быстро подсчитывает всё и получает деньги.

Завтракаю довольно плотно, потому что обедаю не раньше двух часов. Обычно я ем на завтрак бутерброд с маслом и сыром или с колбасой, пару яиц и пью чай с булочкой. Например, сегодня я позавтракал очень быстро, прочитав меню, выбрал винегрет, котлету с капустой и стакан кефиру с булочкой. На кассе заплатил деньги, сел на свободное место и съел все с аппетитом. После завтрака пошел на занятия.

Запомните словосочетания: Есть с аппети́̒том; заня́ть о́чередь; Прия́тного аппети́та; встать в о́чередь; стоя́ть в о́череди.

Задание 2. Прочитайте пословицы на казахском языке. Найдите соответствующие переводы на русском языке. Укажите существительные в Р.п.