Файл: Психология образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП)»
Факультет психологии и педагогики

Кафедра педагогической

психологии и педагогики

Взаимодействие семьи и школы в развитии читательской функциональной грамотности младших школьников

Курсовая работа

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса

Направление подготовки «Психолого-педагогическое образование»

Профиль подготовки «Психология образования»


Выполнил:

Руководитель

Казань-2023
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Теоретические аспекты взаимодействие семьи и школы в развитии читательской функциональной грамотности младших школьников……………………………………………………………………... 9

1.1. Составляющие функциональной грамотности…………………………… 9

1.2. Составляющие читательской грамотности. Формирование читательской грамотности………………………………………………………………………. 9

1.3. Этапы работы с текстом в начальной школе. ……………………………..11

II. Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников ………………………………………….13
2.1. Сущность взаимодействия семейного и школьного воспитания………..13

2.2. Особенности взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников………………………………………………………………………22

2.3. Педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников…………………….28

III. Рекомендации по организации дифференцированной работы с разными группами учащихся в зависимости от их уровня чтения и работы с информацией………………………………………………………...33


Заключение…………………………………………………………………...…36

Список использованной литературы………………………………………..40

Приложения……………………………………………………………………..42
Введение

Современный мир отличается огромной скоростью изменений. Мы живем во времена стремительного развития информационных технологий. Относиться к этому можно по-разному, но суть от этого не изменится. На нас ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации. Раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ. Сегодня невозможно представить себе человека, который не пользовался бы Интернетом. Насколько сильно меняет жизнь интернет? Во всех смыслах, начиная от возможности удаленной работы, заканчивая тем, что мы больше не можем контролировать, что и когда узнает ребенок. В сети можно покупать товары, работать, получать образование, обращаться в государственные органы и за врачебной помощью.

И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию.

Есть такое выражение: генералы всегда готовятся к прошлой войне. К родителям и педагогам это относится еще больше. Родители воспитывают детей в сегодняшнем дне. Когда мы думаем о том, чтобы было хорошо нашим детям, мы анализируем окружающую действительность и из этого делаем выводы о том, чему их учить, куда направлять. Но при этом мы забываем, что к тому времени, когда наши дети вырастут, сегодняшний день будет для них позавчерашним. На самом деле в современном мире – все об этом говорят – гораздо эффективней ориентироваться в море информации, уметь ее добывать, уметь структурировать, уметь различать достоверную информацию.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Здесь идет активное обучение речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Функционально грамотная личность – это человек:

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;



– способный быть самостоятельным в выборе и принятии решений, умеющий отвечать за них;

– способный нести ответственность за себя и родных;

– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

 – обладающий набором ключевых компетенций по различным областям знаний;

– легко адаптирующийся в любом обществе и умеющий влиять на него;

– понимающий, что жизнь среди людей – это постоянный поиск компромиссов;

– хорошо владеющий устной и письменной речью;

– владеющий современными информационными технологиями.

Задача учителя - развить ребёнка:

 -Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое.

 -Развить речь, память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие.

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, и мелкую моторику.

 -Развить коммуникативные способности, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

      В примерной образовательной программе начальной школы прописано, что «В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно­-познавательных текстов, инструкций.

Актуальность исследования. Вопрос воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Особую актуальность данная проблема приобретает в настоящее время, когда наблюдается кризис духовной жизни, отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, резкие, не всегда продуманные изменения в образовательной системе, нивелирующие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Воспитание детей - важнейший фактор развития общества. Функция его состоит в передаче от поколения к поколению многостороннего опыта людей, выраженного в общей культуре, науке, искусстве, языке, нравственности, поведении, общественных отношениях.


Воспитание - чрезвычайно сложное явление, имеющее, как минимум, социальный, психологический, педагогический, философский, культурологический, естественно-научный аспекты. Воспитание, по определению Л.И. Новиковой — это целенаправленное управление процессом развития личности.

Особую актуальность вопросы воспитания приобретают в младшем школьном возрасте, так как именно этот период считается началом становления личности, формированием его духовности, внутреннего мира, обучения нормам общественной жизни.
Построение современных моделей эффективного взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников требует анализа сложившейся социально-педагогической ситуации, имеющегося опыта психолого-педагогической работы с родителями, накопления научно-исследовательских данных и их анализа.

Вопросы воспитания учащихся начальных классов в школе рассмотрены в работах Е.В. Брянцевой, Е. Н. Степанова, Л.М. Лузиной, А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова и др.

Проблемы воспитания детей в семье нашли отражение в работах психологов А.Я. Варги, А.С. Спиваковской, В.В. Столина и педагогов М.И. Буянова, Ю.П.Азарова, Т.А.Куликовой и др.

Проблема взаимодействия семьи и школы рассматривалась такими отечественными учеными-психологами как А.А. Бодалёв, М.О. Ермихина, В.И. Гарбузов, А.В. Петровский, Т.А. Маркова, Г.Г. Филиппова, Р.В. Овчарова и учеными-педагогами В.М. Минияровым, Н.Е.Щурковой, А.Г. Харчевым, О.А. Щекиной и др.

Между тем, в настоящее время, несмотря на определенную разработанность исследуемого вопроса, в теории и практике российского образования возникает объективная необходимость в преодолении противоречий между имеющимся опытом взаимодействия семьи и школы в
условиях современного начального образования, часто характеризующимся
отчуждением родителей от школы, и необходимым, заданным потребностью общества в построении эффективной модели взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.

Цель исследования – выявить и экспериментально подтвердить педагогические условия организации взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников.
Объект исследования: воспитание младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников будет эффективным при создании следующих педагогических условий:

  • согласованность целей семьи и школы в воспитании учащихся; единство требований всех субъектов воспитания;

  • формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятного эмоционального самочувствия;

  • личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (школы, родителей);

  • повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей;

  • организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей);

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были определены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

  2. Выявить педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников.

  3. Опытно – экспериментальным путем проверить эффективность условий взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников.



Методы исследования: анкета, беседа.
База исследования: МБО СОШ №5г.Альметьевск, 20 родителей, чьи дети учатся в 4 классе.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 
 

I.Теоретические аспекты взаимодействие семьи и школы в развитии читательской функциональной грамотности младших школьников.       

1.1. Составляющие функциональной грамотности

 

Функциональная грамотность простыми словами- это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. (Приложение 1)

 

Читательская грамотность

Функциональная

грамотность

Естественно- научная грамотность

Математическая грамотность

Компьютерная грамотность

Финансовая грамотность

Правовая (юридическая) грамотность

Грамотность в вопросах здоровья

Грамотность в семейно- бытовых вопросах

Творческое мышление