Файл: Психология образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим одно из составляющих функциональной грамотности.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность. 

Читательская грамотность

- способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

1.2. Составляющие читательской грамотности

1) Речевые умения:

– конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные);

– использовать в речи изученные синтаксические конструкции;

 – различать однозначные и многозначные слова;

– видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

– употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости;

– совместно с учителем узнавать незнакомые слова.

2) Интеллектуально-речевые умения.

а) Рецептивные (умения слушать, читать):

– использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее);

– делить текст на структурно-смысловые части;

– самостоятельно ставить вопросы к тексту;

– вести диалог с автором текста;

– отвечать на вопросы учителя по тексту;

– выделять в тексте главное;

– составлять простой план текста;

 – составлять таблицу, схему по содержанию текста;

– находить ключевые слова;

– соотносить заглавие с содержанием текста;

б) продуктивные (умения говорить, писать):

– подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу);

– создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно);

– создавать текст-повествование в учебно-научном стиле;

– озаглавливать текст;

– подробно излагать текст-повествование (письменное изложение);

 – исправлять тексты по условным обозначениям учителя.

3) Коммуникативные умения:

– вступать в диалог с учителем и сверстниками;


– высказывать и аргументировать свою точку зрения и воспринимать аргументы собеседника;

– обсуждать проблему в группе (в паре);

– договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре).

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, умение подобрать произведение на заданную тему умение оценить работу товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

Формирование читательской грамотности

Возникла необходимость в переосмыслении своего опыта работы по формированию читательской грамотности. Изучив учебники дополнительную литературу, я пришла к выводу, что в основу организации работы с читательской грамотностью должны быть положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста. Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, необходимо было научиться не только классифицировать учебные задания по основным группам читательских умений, но и видеть место каждого задания в программе основных учебных предметов, а также в структуре урока.

1.3. Этапы работы с текстом в начальной школе.

1 класс. Учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

2 класс. Учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы. Учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

 

        

II. Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников

2.1. Сущность взаимодействия семейного и школьного воспитания



Согласно общепринятому определению, воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования личности с помощью педагогичес-ких воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом[1,с.56].
Воспитание также может пониматься как специально организованное, управляемое и кон­тролируемое взаимодействие воспитателей и воспитан-ников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу[2,с.79].
Воспитание человека начинается с первых дней его жизни и продолжается всю жизнь. Первыми и наиболее важными институтами воспитания ребенка являются семья и школа.
Воспитательные возможности семьи были предметом изучения клас-сиков отечественной педагогики (Л. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.). Позднее в педагогической науке этой проблемой занимались А. М. Низова, И. В. Гребенников, С. Э. Карклина, Е. В. Бондаревская, К. Л. Биктамирова, Г. В. Мухаметзянова, Н.Е.Щуркова и др.
Семья — первая педагогическая система, в которую попадает ребенок и в которой постоянно находится. Воспитательный процесс в семье внешне лишен той организованности и четкости, какой обладают другие социальные институты с их воспитательными функциями, однако он осуществляется в рамках ежеднев­ного и систематического быта, реализуемого совместно детьми и родителями.
В семье переплетаются естественные биологические и социаль­ные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, так как опреде­ляют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития [3, с. 123].

В.Г. Харчева отмечает, что семья как первичная социальная груп­па, осуществляющая социализацию ребенка, — это своеобразное связующее звено между ребенком и другими социальными микро- и макроструктурами. Она является до определенного времени почти единственным интерпретатором ценностей, господствующих в раз­личных социальных структурах, с которыми в будущем столкнется растущий человек. Влияние семьи, межличностные отношения в ней определяют уровень доверия ребенка к информации, исходящей от членов семьи, которая служит для него основным каналом коммуни­кации, подражания, ориентации и т. д.

В основе семейной социализации лежит одна из важнейших задач воспитания — формирование ролевого поведения человека, которое определяется в значительной степени поведением матери, отца, бабушки, дедушки и т. д. Отношения ребенка и членов семьи могут характеризоваться различными типами межличностных взаи­модействий, которые отразятся на отношениях ребенка с другими людьми.


Следовательно, можно говорить о том, что именно семья за­кладывает в сознание ребенка первоначальные представления о взаимоотношениях людей, нравственных нормах, об окружающем мире в целом.

Значимость семейного воспитания объясняется следующими факторами [4, с. 89]:

1. глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания; которое строится на кровном родстве, a его проводниками являются родительская любовь и ответные чувства.

2. постоянство и длительность воспитательного воздействия матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью.

3. наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.

4. семья является не однородной, дифференцированной социальной группой (разные по возрасту, полу, профессии).

С.Н. Дубинин выделяет следующие основные задачи семейного воспитания [9, с. 156]:

  • создать максимальные условия для духовного и нравствен­ного роста ребенка;

  • обеспечить социально-экономическую и психологическую защищенность ребенка в семье;

  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей;

  • научить детей необходимым прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

  • воспитать чувство собственного достоинства;

  • сформировать социальную активность ребенка и социаль­ную устойчивость к негативным влияниям среды.
    В.Я. Титаренко отмечает, что воспитательный потенциал семьи можно представить, как обу­словленную общественными отношениями и социальной средой степень развития ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную [5, с. 256].



Воспитательный потенциал семьи, определяя её педагогические возможности, реализуется посредством ряда педагогических и социально-психологических механизмов. К таким механизмам относятся [6, с. 243]: 

  • импринтинг - запечатление, фиксирование ребенком преимущественно в младенческом возрасте, на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей, воздействующих на него объектов прежде всего родителей; 

  • подражание - следование какому-либо предмету, образу, посредством чего происходит чаще всего непроизвольное усвоение ребёнком социального опыта; 

  • экзистенциальный нажим - овладение языком и усвоение поведенческих норм в процессе взаимодействия со значимым лицом; 

  • идентификация - процесс отождествления ребёнком себя с родителями или одним из них; 

  • рефлексия - внутренний диалог, в котором подросток оценивает, принимает или отвергает те или иные семейные ценности, нормы, традиции. 


Данные механизмы имеют разные степени интенсивности в разные периоды жизни ребёнка в семье. Объединяет эти механизмы то, что реализуются они во время межличностных взаимодействий детей и родителей, их общении, взаимопомощи в различных видах деятельности, таких как бытовая, игровая, познавательная и прочие её виды. Результатом проведения этих действий формируется определённый вид взаимодействий, определяющий семейный воспитательный эффект, который создаётся из взаимного влияния детей и родителей друг на друга.

Под воспитательным потенциалом семьи понимают различные условия и средства, определяющие пе­дагогические возможности семьи: материаль­ные и бытовые условия, численность и состав семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Воспитательный потенциал семьи зависит от ее идейно-нравственного, эмоционально-психологического и трудового настроя, жизненного опыта, образования и профессиональных качеств родителей [14, с. 341].

Воспитательный потенциал семьи обладает многокомпонентной структурой, составляющие которой выступают предметом исследований социологов, психологов, педагогов. Воспитательные возможности семьи связывают с такими показателями, как [9, с. 265]: социокультурный статус членов семьи; степень освоения родителями своих социально-педагогических ролей; образ жизни семьи и ее общая духовная атмосфера; стиль отношений в семье, в том числе характер отношений родителей и ребенка; родительская позиция; ценностные ориентации родителей и общесемейные ценности.

Е. В. Бондаревская в числе важных составляющих воспитательно­го потенциала семьи называет: личный пример родителей, их «обще­ственное лицо», авторитет, основанный на активной гражданской позиции; образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный микроклимат, разумную организацию свободного времени и досуга семьи [6, с. 49].

Несмотря на огромное воздействие семьи на ребенка, необходимо отметить, что воспитательные возможности семьи ограничены, так как они обычно не выходят за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности, условий жизни. Компенсировать данные недостатки помогают другие институты воспитания, к которым относится школа. Воспитание в рамках школы предстает как целе­направленное формирование и развитие сознания и самосознания ребенка.