Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 3
Материал для проверки навыка чтения.
Текст.
Орёл (быль)
Орел свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать каменьями.
Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.
Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Орёл устал, он не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.
Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева.
Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.
Тогда орёл вдруг громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером, он летел тихо и низко над землёю, в когтях у него опять была большая рыба.
Когда он подлетел к дереву, он оглянулся - нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.
Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.
(186 слов)
(В. Осеева)
Вопросы и задания
. Для кого орёл добыл рыбу?
. Почему он её выронил?
. Какая сила вынудила птицу лететь за добычей во второй раз?
Приложение 4
Тест на выявление показателей читательской самостоятельности.
1.Чем Вы любите заниматься в свободное время?
А) читать книги;
Б) смотреть телевизор;
В) играть в компьютерные игры;
Г) гулять;
Д) другое.
2.Нравится ли Вам читать книги?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
3. Посещаете ли Вы библиотеку?
А) да
Б) нет
В) иногда
4. Отметьте галочками подходящие Вам ответы.
Вы читаете:
А) да
Б) нет
В) иногда
5.Расскажи кратко о книге, которую ты недавно прочитал, о ее авторе.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. С какой целью Вы обращаетесь к справочной литературе (справочники, энциклопедии)?
А) за дополнительной информацией по уроку
;
Б) чтобы узнать что-то новое;
В) другое: ___________________.
7.Назови несколько знакомых тебе художественных произведений о природе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что может содержать предисловие? (несколько правильных ответов)
А) Сведения об авторе и его произведениях;
Б) Отзывы читателей;
В) Объяснение того, как расположен материал в книге, какие части в ней выделяются;
Г) Иллюстрации, картинки;
Д) Рассказ об эпохе, показанной в данном произведении;
Е) Несколько небольших рассказов.
9.Для чего служит оглавление в книге? (несколько правильных ответов)
А) Помогает понять как построена книга;
Б) Кратко описывает содержание произведения;
В) Содержит перечень названий глав с номерами страниц;
Г) Содержит дополнительные сведения (Издательство, год издания…)
10.Аннотация в книге нужна для того, чтобы…
а) узнать, о чем эта книга, кто ее герои, кому она адресована;
б) разместить в ней иллюстрации к произведениям в) помочь читателю найти нужное произведение в книге.
Приложение 5
• «Моделирование»
Это введение системы “заменителей” (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги.
Таким образом, моделирование позволяет:
– включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства слова;
– дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;
– создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;
– поддержать интерес к художественной литературе;
– обогащать духовный мир ребенка;
– осознанно воспринимать художественные произведения.
• «Древо мудрости» - сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
Примеры используемых заданий для формирования читательской грамотности
В первую очередь данные приемы и технологии направлены на формирование навыков смыслового чтения. Предлагаю рассмотреть некоторые задания.
Проталинки. Ученику необходимо найти в тексте и вписать слова в предложенный отрывок.
Выбор.
Выбрать, подчеркнуть в тексте имена героев, олицетворение, сравнение, эпитеты.
Точное слово.
Найти слова, характеризующие героев, отражающие отношение автора.
Проверь себя.
Выполнить задания, составить список прочитанных произведений.
Соответствие. Задание на работу с незнакомыми, устаревшими словами. Ребенку необходимо прочитать устаревшие слова и словосочетания, определить их значение и закрасить смысловые пары соответствующим цветом.
Проба пера. Составление рассказа по предложению. На основе одного предложения, взятого из прочитанного ребенком произведения, нужно либо продолжить рассказ, либо восстановить события, которые были до. Здесь мы видим как работу с текстом, поскольку ребенку необходимо вспомнить, о чем шла речь в рассказе, так и развитие читательского воображения.
Диалог с автором текста. Ребенку предлагается ответить на поставленный вопрос, высказать свою точку зрения по смыслу текста, с которым он познакомился. Также он должен выбрать одну из пословиц, раскрывающих смысл рассказа, и доказать, почему подходит именно она. Еще одно интересное задание - палитра чувств. С помощью этого метода ребенок сможет проанализировать, как изменялось состояние героя, в какой последовательности и почему одно чувство сменялось другим.
В 1 классе: сначала учу обучающихся различать группы предложений и текст, затем развиваю у обучающихся умения находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. На начальном этапе обучения список вопросов прилагается. Постепенно обучающиеся овладевают умением задавать вопросы без опорных слов. Если дети будут понимать смысл вопросов, сами научатся их формулировать, то найти ответ на вопрос, заданный в явном виде не составит для них сложности.
Во 2 классе выделяю следующие ключевые умения читательской грамотности:
-определение темы текста; установление последовательности событий;
-понимание информации, представленной в неявном виде (например, нахождение в тексте примера, доказывающего приведённое утверждение).
Во 2-4 классах продолжается работа по формированию умения составлять вопросы. Но если в 1 классе составляются вопросы, ответ, на который легко можно найти в тексте, то со 2 класса поощряются проблемные вопросы, для ответа на которые необходимо рассуждать.
Часто использую в своей практике самостоятельное изучение детьми произведений. Вначале дети читают произведение в парах, объясняют друг другу непонятные слова, опираясь на контекст либо пользуясь толковым словарём. Затем в процессе проверки работы приходят к единому мнению о значении слов. Далее ведется работа над пониманием содержания текста, которая организуется таким же образом по заранее подготовленным учителем вопросам. Обучающиеся не только отвечают на вопросы, но и приводят доказательства с опорой на текст. Во 2 классе начинается работа по формированию умению устанавливать причинно-следственные связи. Первоначально предлагаются уже выделенные события, необходимо только установить причину и следствие. В дальнейшем обучающиеся самостоятельно выстраивают всю цепочку рассуждений.
В 3-4 классах ведётся работа над формированием следующих ключевых умений читательской грамотности: составление плана текста, понимание информации, представленной в виде таблицы, высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном произведении.
Работа над текстом проходит в четыре этапа.
I этап. Ученик выделяет главные ключевые слова в абзацах.
II этап. Определяет главную мысль («О чём говорится?») и второстепенные мысли («Что именно об этом говорится?»)
III этап. Взаимопроверка.
IV этап. Рефлексия.
Для работы детям выдаются: алгоритмы действий, карточки для индивидуальной работы и карточка для самопроверки главных слов (Приложение 16)
Приемы формирования читательской грамотности
Мною были изучены различные приёмы формирования читательской грамотности. Я представлю вашему вниманию только некоторые из них. Возможно, многие знакомы вам. Однако, считаю, что их применение позволяет достигать планируемых результатов.
1. текст не должен быть знаком учащимся;
2. текст заранее делится на части;
3. задания и вопросы к тексту формулируются с учётом иерархии уровней познавательной деятельности.
На стадии «вызова» проводится объяснение и прогнозирование возможного содержания рассказа по заглавию.
- Как вы понимаете название?
- По названию предположите, о чем будет произведение?
Стадия «осмысления содержания» предполагает чтение с остановками. Текст читается учителем или бегло читающими учениками вслух по частям, слушатели следуют за читающим, не забегая вперед, постепенно открывая строки рассказа.
-Как на ваш взгляд, будет развиваться сюжет дальше?
-Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
-Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Стадия «рефлексии» требует ответов на важные вопросы.
- Как вы понимаете финал рассказа?
- Почему рассказ так называется?
- Почему текст завершается многоточием?
- Как бы сложилась судьба героев, будь они реальны?
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Главное достоинство данного приема – развитие мышления, воображения и речи учащихся.
Материал для проверки навыка чтения.
Текст.
Орёл (быль)
Орел свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать каменьями.
Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.
Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Орёл устал, он не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.
Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева.
Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.
Тогда орёл вдруг громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером, он летел тихо и низко над землёю, в когтях у него опять была большая рыба.
Когда он подлетел к дереву, он оглянулся - нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.
Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.
(186 слов)
(В. Осеева)
Вопросы и задания
. Для кого орёл добыл рыбу?
. Почему он её выронил?
. Какая сила вынудила птицу лететь за добычей во второй раз?
Приложение 4
Тест на выявление показателей читательской самостоятельности.
1.Чем Вы любите заниматься в свободное время?
А) читать книги;
Б) смотреть телевизор;
В) играть в компьютерные игры;
Г) гулять;
Д) другое.
2.Нравится ли Вам читать книги?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
3. Посещаете ли Вы библиотеку?
А) да
Б) нет
В) иногда
4. Отметьте галочками подходящие Вам ответы.
Вы читаете:
А) да
Б) нет
В) иногда
5.Расскажи кратко о книге, которую ты недавно прочитал, о ее авторе.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. С какой целью Вы обращаетесь к справочной литературе (справочники, энциклопедии)?
А) за дополнительной информацией по уроку
;
Б) чтобы узнать что-то новое;
В) другое: ___________________.
7.Назови несколько знакомых тебе художественных произведений о природе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что может содержать предисловие? (несколько правильных ответов)
А) Сведения об авторе и его произведениях;
Б) Отзывы читателей;
В) Объяснение того, как расположен материал в книге, какие части в ней выделяются;
Г) Иллюстрации, картинки;
Д) Рассказ об эпохе, показанной в данном произведении;
Е) Несколько небольших рассказов.
9.Для чего служит оглавление в книге? (несколько правильных ответов)
А) Помогает понять как построена книга;
Б) Кратко описывает содержание произведения;
В) Содержит перечень названий глав с номерами страниц;
Г) Содержит дополнительные сведения (Издательство, год издания…)
10.Аннотация в книге нужна для того, чтобы…
а) узнать, о чем эта книга, кто ее герои, кому она адресована;
б) разместить в ней иллюстрации к произведениям в) помочь читателю найти нужное произведение в книге.
Приложение 5
• «Моделирование»
Это введение системы “заменителей” (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги.
Таким образом, моделирование позволяет:
– включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства слова;
– дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;
– создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;
– поддержать интерес к художественной литературе;
– обогащать духовный мир ребенка;
– осознанно воспринимать художественные произведения.
• «Древо мудрости» - сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
Примеры используемых заданий для формирования читательской грамотности
В первую очередь данные приемы и технологии направлены на формирование навыков смыслового чтения. Предлагаю рассмотреть некоторые задания.
Проталинки. Ученику необходимо найти в тексте и вписать слова в предложенный отрывок.
Выбор.
Выбрать, подчеркнуть в тексте имена героев, олицетворение, сравнение, эпитеты.
Точное слово.
Найти слова, характеризующие героев, отражающие отношение автора.
Проверь себя.
Выполнить задания, составить список прочитанных произведений.
Соответствие. Задание на работу с незнакомыми, устаревшими словами. Ребенку необходимо прочитать устаревшие слова и словосочетания, определить их значение и закрасить смысловые пары соответствующим цветом.
Проба пера. Составление рассказа по предложению. На основе одного предложения, взятого из прочитанного ребенком произведения, нужно либо продолжить рассказ, либо восстановить события, которые были до. Здесь мы видим как работу с текстом, поскольку ребенку необходимо вспомнить, о чем шла речь в рассказе, так и развитие читательского воображения.
Диалог с автором текста. Ребенку предлагается ответить на поставленный вопрос, высказать свою точку зрения по смыслу текста, с которым он познакомился. Также он должен выбрать одну из пословиц, раскрывающих смысл рассказа, и доказать, почему подходит именно она. Еще одно интересное задание - палитра чувств. С помощью этого метода ребенок сможет проанализировать, как изменялось состояние героя, в какой последовательности и почему одно чувство сменялось другим.
В 1 классе: сначала учу обучающихся различать группы предложений и текст, затем развиваю у обучающихся умения находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. На начальном этапе обучения список вопросов прилагается. Постепенно обучающиеся овладевают умением задавать вопросы без опорных слов. Если дети будут понимать смысл вопросов, сами научатся их формулировать, то найти ответ на вопрос, заданный в явном виде не составит для них сложности.
Во 2 классе выделяю следующие ключевые умения читательской грамотности:
-определение темы текста; установление последовательности событий;
-понимание информации, представленной в неявном виде (например, нахождение в тексте примера, доказывающего приведённое утверждение).
Во 2-4 классах продолжается работа по формированию умения составлять вопросы. Но если в 1 классе составляются вопросы, ответ, на который легко можно найти в тексте, то со 2 класса поощряются проблемные вопросы, для ответа на которые необходимо рассуждать.
Часто использую в своей практике самостоятельное изучение детьми произведений. Вначале дети читают произведение в парах, объясняют друг другу непонятные слова, опираясь на контекст либо пользуясь толковым словарём. Затем в процессе проверки работы приходят к единому мнению о значении слов. Далее ведется работа над пониманием содержания текста, которая организуется таким же образом по заранее подготовленным учителем вопросам. Обучающиеся не только отвечают на вопросы, но и приводят доказательства с опорой на текст. Во 2 классе начинается работа по формированию умению устанавливать причинно-следственные связи. Первоначально предлагаются уже выделенные события, необходимо только установить причину и следствие. В дальнейшем обучающиеся самостоятельно выстраивают всю цепочку рассуждений.
В 3-4 классах ведётся работа над формированием следующих ключевых умений читательской грамотности: составление плана текста, понимание информации, представленной в виде таблицы, высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном произведении.
Работа над текстом проходит в четыре этапа.
I этап. Ученик выделяет главные ключевые слова в абзацах.
II этап. Определяет главную мысль («О чём говорится?») и второстепенные мысли («Что именно об этом говорится?»)
III этап. Взаимопроверка.
IV этап. Рефлексия.
Для работы детям выдаются: алгоритмы действий, карточки для индивидуальной работы и карточка для самопроверки главных слов (Приложение 16)
Приемы формирования читательской грамотности
Мною были изучены различные приёмы формирования читательской грамотности. Я представлю вашему вниманию только некоторые из них. Возможно, многие знакомы вам. Однако, считаю, что их применение позволяет достигать планируемых результатов.
-
Приём — «Чтение с остановками». Одна из основных стратегий технологии критического мышления – чтение с остановками. Эта стратегия реализуется при следующих условиях:
1. текст не должен быть знаком учащимся;
2. текст заранее делится на части;
3. задания и вопросы к тексту формулируются с учётом иерархии уровней познавательной деятельности.
На стадии «вызова» проводится объяснение и прогнозирование возможного содержания рассказа по заглавию.
- Как вы понимаете название?
- По названию предположите, о чем будет произведение?
Стадия «осмысления содержания» предполагает чтение с остановками. Текст читается учителем или бегло читающими учениками вслух по частям, слушатели следуют за читающим, не забегая вперед, постепенно открывая строки рассказа.
-Как на ваш взгляд, будет развиваться сюжет дальше?
-Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
-Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Стадия «рефлексии» требует ответов на важные вопросы.
- Как вы понимаете финал рассказа?
- Почему рассказ так называется?
- Почему текст завершается многоточием?
- Как бы сложилась судьба героев, будь они реальны?
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Главное достоинство данного приема – развитие мышления, воображения и речи учащихся.