Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Соотнося роль школы в воспитании детей с аналогичной ролью семьи, Розанов В.В. окончательно определяет приоритеты: «Школа дает только посох человеку, которого формирует семья. Семья есть родная ребенку, здесь присутствует родовая интимная среда, близкая его сердцу интонация, в этой среде душа ребенка пребывает в уютном, готовом впитывать впечатления состоянии, и задушевная интонация или, как еще говорят, теплая атмосфера семьи предполагает отзывчивость маленького человека на все воспитательные импульсы» [15, с. 298].
В социально-педагогической литературе школа определяется как общеобразовательное или учебно-воспитательное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе, мире [10, с. 288].
Цель школы как социального института — всесторонняя подготовка человека к жизни в современном обществе, к осознанному самоопределению, самореализации в профессиональной сфере. В школе осуществляется обучение и воспитание подрастающего поколения. Социальные функции школы определяются актуальностью образовательных потребностей населения.
Проблема воспитания детей в школе во все времена являлась предметом изучения многих педагогов и психологов. Несмотря на различие подходов к ее рассмотрению, основной принцип воспитания остается неизменным – стремление вырастить гармоничного, старательного, уравновешенного, справедливого и доброго человека.
Школа, являясь институтом воспитания, является действенной из-за того, что в ней ребенок проводит значительный отрезок времени от 6–7 до 16–17 лет и воспитательное воздействие на ребенка в школе оказывается сразу разными по статусу людьми – учителями и сверстниками. Любой человек, с которым ребенок общается в школе, вносит что-то новое в сознание ребенка, и в этом смысле школа обладает широкими возможностями для оказания различных воспитательных воздействия на детей.
В школе процесс воспитания осуществляется в неразрывной связи с обучением. Можно выделить, по меньшей мере, четыре типа взаимосвязи обучения и воспитания:
1) воспитание, неотрывное от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, методы, средства обучения);
2) воспитание в рамках образовательного процесса в определенном учреждении вне обучения, но параллельно ему в соответствии с его задачами (кружки, общественная работа, трудовое воспитание), подкрепляя его эффект;
3) воспитание вне образовательного процесса, но в соответствии с его целями и ценностями (семьей, общественными и религиозными организациями);
4) воспитание вне образовательного процесса и каких-либо учреждений (в неформальных компаниях, клубах), сопровождающееся стихийным обучением и научением.
У школьного воспитания есть и слабые стороны. В первую очередь это обезличенность и невысокие возможности индивидуального подхода. Для педагогов в отличие от членов семьи все дети находятся в равном положении, всем им уделяется (или не уделяется) примерно равное внимание. Данный недостаток корректируется хорошо продуманным сочетанием и взаимодополнением семейного и школьного воспитания.
Таким образом, от эффективности работы педагога как воспитателя зависит успешность развития и жизнедеятельности ребенка в пространстве школы, которая не возникает автоматически при встрече ребенка и воспитывающего взрослого; она предполагает специально разработанную программу педагогических действий.
Эффективность воспитания в педагогическом процессе начальной школы зависит от осознания педагогами смысла своей деятельности, ее целей, адекватного оценивания ее хода, конечного и промежуточного результатов, своевременности конкретных действий.
К задачам воспитания младших школьников молено отнести:
-
становление активной нравственной позиции младших школьников; -
развитие познавательных интересов, умения наблюдать, рассуждать, обобщать сведения об объектах и явлениях окружающего мира; -
освоение знаний об окружающем мире, обществе, человеке; -
воспитание патриотических чувств; -
воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, обществу, человеку; -
развитие потребности проявлять заботу о других; -
развитие умения видеть красивое в природе, труде, искусстве, поступках людей; -
воспитание уважения к людям другой национальности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Семья и школа являются основными институтами воспитания ребенка и обладают большими воспитательными возможностями. Семья – первичный институт воспитания ребенка, которому принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. В качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала семьи можно выделить внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей и их личностные качества, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей. Воспитание детей в школе представляет собой продолжение воспитательного процесса в семье. Особенностями школьного воспитания является его разносторонность, педагогическая направленность, системность и связь с процессом обучения. Однако у семьи и школы как институтов воспитания имеются определенные недостатки – ограниченность семейного воспитания, обусловленная индивидуальными возможностями ее членов и обезличивание школьного воспитания, что противоречит индивидуальному подходу к каждому ребенку. Указанные недостатки устраняются благодаря удачного сочетания семейного и школьного воспитания, их взаимодополнения. Только в этом случаи процесс воспитательного воздействия на личность ребенка будет полным.
2.2 Особенности взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников
Важным условием воспитания младшего школьника является взаимодействие в системе «семья-ребенок-школа». На это указывал еще В.А. Сухомлинский, отмечая, что всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка без взаимосвязи семьи и школы невозможно [5, с. 387].
В широком смысле «взаимодействие» является философской категорией, отражающей процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния, а также порождение одним объектом другого [9, с. 168].
В педагогике смысл понятия «взаимодействие» отражен в работах Н.Ф. Родионовой [4, с. 76], И.А. Хоменко [8, с. 148], В.А. Караковского [4, с. 131], Н.И. Крупиной [7, с. 153], Л.И. Маленковой [2, с. 101], П.И. Пидкасистого [4, с. 158], Н.В. Бордовской [8, с. 375]. На основе их изучения в обобщенном виде педагогическую характеристику «взаимодействия» можно представить как: согласование действий, целей, методов; взаимное влияние; интеграцию усилий в воспитании с целью благополучного бытия ребенка, его комфорта в семье, в школе, в социуме [5, с. 176].
Современным вопросам теории и практики развития взаимодействия семьи и школы посвящены работы В.М. Брюхова [9, с. 58], Л.Н. Давыдова [3, с. 225], В.А. Караковского [24, с. 98], М.И. Маленковой [2, с. 293], М.Н. Недвецкой [6, с. 217], Х.Т. Загладиной [21, с. 65], Н.Ф. Родионовой [14, с. 275], И.А. Хоменко [18, с. 112]. В них разрабатываются вопросы, связанные с системным подходом к организации взаимодействия семьи и школы, социально-педагогической поддержкой детей и их семей, с определением стратегии деятельности администрации, структурных подразделений и специалистов образовательного учреждения в осуществлении основных направлений взаимодействия с родителями. Основной идеей этих работ является то, что без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя и в итоге найти свое дело [1,с.342].
Взаимодействие семьи и школы является важнейшим условием в реализации воспитательных задач в контексте введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» [15, с. 189]. Н.Е. Продиблох отмечает, что важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой [13, с. 302].
Педагогическое взаимодействие школы и семьи выполняет следующие функции[11,с.197]:
-
просветительскую, обеспечивающую родителей и детей новейшей научной информацией о семье как педагогической системе; -
обучающую, способствующую развитию у родителей готовности и умения быть учителями своих детей, организовывать домашний образовательный процесс и обеспечивать его единство со школьным; -
воспитывающую, способствующую повышению воспитательного потенциала родителей; -
развивающую, оказывающую влияние на личностный рост родителей и детей; -
исследовательскую, проявляющуюся в умении диагностировать проблемы семьи, изучать ее воспитательный потенциал; -
информационную, обеспечивающую постоянный обмен информацией между педагогами и родителями о ситуации развития ребенка в каждый конкретный момент времени; -
корректирующую, проявляющуюся в умении разработать и осуществить программу коррекции семейных отношений в сотрудничестве с родителями и детьми (привлекая по необходимости других специалистов); -
прогностическую, проявляющуюся в способности понимать траекторию развития личности ребенка в семье и спланировать совместно с родителями перспективу этого развития; -
организационную, проявляющуюся в умении организовать разнообразные формы сотрудничества родителей и детей с образовательным учреждением в учебное и внеучебное время; -
координирующую, проявляющуюся в способности привлечь к проблемам семьи разных специалистов (психологов, социальных педагогов и др.) и направить их совместные усилия на гармонизацию семьи как открытой педагогической системы.
Цель взаимодействия педагогического коллектива с родителями — глубокая интеграция родителей в педагогический процесс образовательного учреждения путем создания социально-психологических и педагогических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения [9, с. 164].
Данная цель обусловливает постановку и решение задач взаимодействия, в числе которых [9, с. 178]:
-
активное включение всех участников образовательного процесса в обсуждение и выполнение действий при принятии решений на различных этапах организации взаимодействия; -
формирование исследовательской позиции всех субъектов взаимодействия; -
объективация поведения, что предполагает получение постоянной обратной связи; -
партнерское общение, что означает признание и принятие ценности личности каждого субъекта взаимодействия, его мнения, интересов, особенностей.
В условиях современной школы наиболее важно при создании воспитательной системы формировать целостное понимание родителями воспитательного процесса, привлекать их к организации воспитательного процесса в различных формах [17, с. 321].
Одной из форм установления контактов является общение родителей и школьников и педагогов в процессе выполнения первыми педагогических поручений. Можно указать несколько видов педагогических поручений [24, с. 371]:
1. поручения, предполагающие непосредственно работу с детьми (руководство кружком, индивидуальное шефство).
2. поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю: содействие в проведении экскурсий, в создании классной библиотеки и т.д.
3. поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы: изготовление оборудования, помощь в ремонтных работах и т.д.
Формы работы педагога с семьями учащихся очень разнообразны и зависят от структуры воспитательной системы и возникших проблем.
К коллективным формам относятся [11, с. 43]: