Файл: Психология образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Соотнося роль школы в воспитании детей с аналогичной ролью семьи, Розанов В.В. окончательно определяет приоритеты: «Школа дает только посох человеку, которого формирует семья. Семья есть родная ребенку, здесь присутствует родовая интимная среда, близкая его сердцу интонация, в этой среде душа ребенка пребывает в уютном, готовом впитывать впечатления состоянии, и задушевная интонация или, как еще говорят, теплая атмосфера семьи предполагает отзывчивость маленького человека на все воспитательные импульсы» [15, с. 298].

В социально-педагогической литературе школа определяется как общеобразовательное или учебно-воспитательное учрежде­ние, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе, мире [10, с. 288].

Цель школы как социального института — всесторонняя подготовка человека к жизни в современном обществе, к осознанному самоопределению, самореализации в профессиональ­ной сфере. В школе осуществляется обучение и воспитание под­растающего поколения. Социальные функции школы определя­ются актуальностью образовательных потребностей населения.

Проблема воспитания детей в школе во все времена являлась предметом изучения многих педагогов и психологов. Несмотря на различие подходов к ее рассмотрению, основной принцип воспитания остается неизменным – стремление вырастить гармоничного, старательного, уравновешенного, справедливого и доброго человека.

Школа, являясь институтом воспитания, является действенной из-за того, что в ней ребенок проводит значительный отрезок времени от 6–7 до 16–17 лет и воспитательное воздействие на ребенка в школе оказывается сразу разными по статусу людьми – учителями и сверстниками. Любой человек, с которым ребенок общается в школе, вносит что-то новое в сознание ребенка, и в этом смысле школа обладает широкими возможностями для оказания различных воспитательных воздействия на детей.

В школе процесс воспитания осуществляется в неразрывной связи с обучением. Можно выделить, по меньшей мере, четыре типа взаимосвязи обучения и воспитания:

1) воспитание, неотрывное от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, методы, средства обучения);

2) воспитание в рамках образовательного процесса в определенном учреждении вне обучения, но параллельно ему в соответствии с его задачами (кружки, общественная работа, трудовое воспитание), подкрепляя его эффект;


3) воспитание вне образовательного процесса, но в соответствии с его целями и ценностями (семьей, общественными и религиозными организациями);

4) воспитание вне образовательного процесса и каких-либо учреждений (в неформальных компаниях, клубах), сопровождающееся стихийным обучением и научением.

У школьного воспитания есть и слабые стороны. В первую очередь это обезличенность и невысокие возможности индивидуального подхода. Для педагогов в отличие от членов семьи все дети находятся в равном положении, всем им уделяется (или не уделяется) примерно равное внимание. Данный недостаток корректируется хорошо продуманным сочетанием и взаимодополнением семейного и школьного воспитания.

Таким образом, от эффективности работы педагога как воспи­тателя зависит успешность развития и жизнедеятельности ребенка в пространстве школы, которая не возникает автоматически при встрече ребенка и воспитывающего взрослого; она предполагает специально разработанную программу педагогических действий.

Эффективность воспитания в педагогическом процессе началь­ной школы зависит от осознания педагогами смысла своей деятель­ности, ее целей, адекватного оценивания ее хода, конечного и про­межуточного результатов, своевременности конкретных действий.

К задачам воспитания младших школьников молено отнести:

  • становление активной нравственной позиции младших школьников;

  • развитие познавательных интересов, умения наблюдать, рассуждать, обобщать сведения об объектах и явлениях окружающего мира;

  • освоение знаний об окружающем мире, обществе, чело­веке;

  • воспитание патриотических чувств;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, обществу, человеку;

  • развитие потребности проявлять заботу о других;

  • развитие умения видеть красивое в природе, труде, ис­кусстве, поступках людей;

  • воспитание уважения к людям другой национальности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Семья и школа являются основными институтами воспитания ребенка и обладают большими воспитательными возможностями. Семья – первичный институт воспитания ребенка, которому принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. В качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала семьи можно выделить внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей и их личностные качества, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей. Воспитание детей в школе представляет собой продолжение воспитательного процесса в семье. Особенностями школьного воспитания является его разносторонность, педагогическая направленность, системность и связь с процессом обучения. Однако у семьи и школы как институтов воспитания имеются определенные недостатки – ограниченность семейного воспитания, обусловленная индивидуальными возможностями ее членов и обезличивание школьного воспитания, что противоречит индивидуальному подходу к каждому ребенку. Указанные недостатки устраняются благодаря удачного сочетания семейного и школьного воспитания, их взаимодополнения. Только в этом случаи процесс воспитательного воздействия на личность ребенка будет полным.





2.2 Особенности взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников
Важным условием воспитания младшего школьника является взаимодействие в системе «семья-ребенок-школа». На это указывал еще В.А. Сухомлинский, отмечая, что всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка без взаимосвязи семьи и школы невозможно [5, с. 387].


В широком смысле «взаимодействие» является философской категорией, отражающей процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния, а также порождение одним объектом другого [9, с. 168].

В педагогике смысл понятия «взаимодействие» отражен в работах Н.Ф. Родионовой [4, с. 76], И.А. Хоменко [8, с. 148], В.А. Караковского [4, с. 131], Н.И. Крупиной [7, с. 153], Л.И. Маленковой [2, с. 101], П.И. Пид­касистого [4, с. 158], Н.В. Бордовской [8, с. 375]. На основе их изучения в обобщен­ном виде педагогическую характеристику «взаимодействия» можно представить как: согласование действий, целей, методов; взаимное влияние; интеграцию усилий в воспитании с целью благополуч­ного бытия ребенка, его комфорта в семье, в школе, в социуме [5, с. 176].

Современным вопросам теории и практики развития взаимо­действия семьи и школы посвящены работы В.М. Брюхова [9, с. 58], Л.Н. Давыдова [3, с. 225], В.А. Караковского [24, с. 98], М.И. Маленковой [2, с. 293], М.Н. Не­двецкой [6, с. 217], Х.Т. Загладиной [21, с. 65], Н.Ф. Родионовой [14, с. 275], И.А. Хоменко [18, с. 112]. В них разрабатываются вопросы, связанные с системным подходом к организации взаимодействия семьи и школы, социально-педа­гогической поддержкой детей и их семей, с определением стра­тегии деятельности администрации, структурных подразделений и специалистов образовательного учреждения в осуществлении основных направлений взаимодействия с родителями. Основной идеей этих работ является то, что без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя и в итоге найти свое дело [1,с.342].

Взаимодействие семьи и школы является важнейшим условием в реализации воспитательных задач в контексте введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» [15, с. 189]. Н.Е. Продиблох отмечает, что важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой [13, с. 302].

Педагогическое взаимодействие школы и семьи вы­полняет следующие функции[11,с.197]:

  • просветительскую, обеспечивающую родителей и детей новей­шей научной информацией о семье как педагогической системе;

  • обучающую, способствующую развитию у родителей готовности и умения быть учителями своих детей, организовывать домашний об­разовательный процесс и обеспечивать его единство со школьным;

  • воспитывающую, способствующую повышению воспитательного потенциала родителей;

  • развивающую, оказывающую влияние на личностный рост ро­дителей и детей;

  • исследовательскую, проявляющуюся в умении диагностировать проблемы семьи, изучать ее воспитательный потенциал;

  • информационную, обеспечивающую постоянный обмен информа­цией между педагогами и родителями о ситуации развития ребенка в каждый конкретный момент времени;

  • корректирующую, проявляющуюся в умении разработать и осу­ществить программу коррекции семейных отношений в сотрудни­честве с родителями и детьми (привлекая по необходимости других специалистов);

  • прогностическую, проявляющуюся в способности понимать траекторию развития личности ребенка в семье и спланировать со­вместно с родителями перспективу этого развития;

  • организационную, проявляющуюся в умении организовать раз­нообразные формы сотрудничества родителей и детей с образова­тельным учреждением в учебное и внеучебное время;

  • координирующую, проявляющуюся в способности привлечь к проблемам семьи разных специалистов (психологов, социальных педагогов и др.) и направить их совместные усилия на гармонизацию семьи как открытой педагогической системы.

Цель взаимодействия педагогического коллек­тива с родителями — глубокая интеграция родителей в педа­гогический процесс образовательного учреждения путем создания социально-психологических и педагогических условий для при­влечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения [9, с. 164].

Данная цель обусловливает постановку и решение задач взаимодействия, в числе которых [9, с. 178]:

  • активное включение всех участников образовательного процесса в обсуждение и выполнение действий при при­нятии решений на различных этапах организации взаи­модействия;

  • формирование исследовательской позиции всех субъектов взаимодействия;

  • объективация поведения, что предполагает получение по­стоянной обратной связи;

  • партнерское общение, что означает признание и принятие ценности личности каждого субъекта взаимодействия, его мнения, интересов, особенностей.
    В условиях современной школы наиболее важно при создании воспитательной системы формировать целостное понимание родителями воспитательного процесса, привлекать их к организации воспитательного процесса в различных формах [17, с. 321].

    Одной из форм установления контактов является общение родителей и школьников и педагогов в процессе выполнения первыми педагогических поручений. Можно указать несколько видов педагогических поручений [24, с. 371]:
    1. поручения, предполагающие непосредственно работу с детьми (руководство кружком, индивидуальное шефство).
    2. поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю: содействие в проведении экскурсий, в создании классной библиотеки и т.д.

    3. поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы: изготовление оборудования, помощь в ремонтных работах и т.д.
    Формы работы педагога с семьями учащихся очень разнообразны и зависят от структуры воспитательной системы и возникших проблем.
    К коллективным формам относятся [11, с. 43]: