Файл: Психология образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


« Чтение . Работа с текстом» О.Н.Крылова ( с 1 по 4 класс)

Заключение

Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг, не видят пример родителей с книгой и т.д.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Задача моя как учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки.

Анализ результатов выполнения обучающимися 2 класса итоговой контрольной работы по читательской грамотности в  конце 2019 года показал, что у обучающихся только на 25% сформированы все три группы читательских умений: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации.

Анализ результатов выполнения обучающимися 3 класса  контрольной работы по читательской грамотности в  конце  3 –ей четверти 2020 года показал уровень  сформированности всех трех групп читательских умений: общее понимание и ориентация в тексте, глубокое и детальное понимание содержания и формы текста, использование информации из текста для различных целей.

В таблице  представлены результаты  3 класса  2021-202 учебного года  по всем трём группам читательских умений.

Группы умений

Значение по классу

от общего числа обучающихся 

Общее понимание и ориентация в тексте

45%

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

30 %

Использование информации из текста для различных целей

25%


 

Анализ результатов выполнения обучающимися 4 класса контрольной работы по читательской грамотности за 1-ое полугодие  2020-2021 учебного года показал, что у обучающихся вырос уровень  сформированности всех трех групп читательских умений: общее понимание и ориентация в тексте, глубокое и детальное понимание содержания и формы текста, использование информации из текста для различных целей.

  В таблице  представлены результаты этого 4 класса  2022-23 учебного года  по всем трём группам читательских умений.

Группы умений

Значение по классу

от общего числа обучающихся  

Общее понимание и ориентация в тексте

60%

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

40 %

Использование информации из текста для различных целей

45%

 

Уровни достижений

Значение по классу

Достигли базового уровня

45 %

Достигли повышенного и высокого уровня

55 %

 

Анализ проблем младших школьников в диагностической работе по читательской грамотности говорит о том, что детей нужно учить:

  • различать свой личный опыт и реальность текста;

  • отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;

  • перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;

  • работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;

  • собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;

  • переформулировать вопрос и сообщения текста;

  • использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;

  • выражать свои мысли письменно.

Результатом работы считаю – повышение качества знаний, стремление к чтению, умение применять приемы анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать.



При проверке техники чтения у детей в 4 классе за 1 полугодие были выявлены результаты:

Справляются – 85 % учащихся

Правильно читают -65% учащихся

Эмоционально читают – 56 % учащихся

Со 2 класса учащиеся заводят читательские дневники, в которые записывают названия прочитанных книг в домашних условиях.

Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения: по результатам анкетирования 55% учащихся класса самым любимым школьным предметом назвали литературное чтение.

     Из практики работы следует понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над формированием этих действий существенно повышает результаты учеников.

Продуманная и целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Разнообразные и увлекательные задания помогают детям освоить эффективную работу с текстами, научиться не только быстро читать, но также понимать, запоминать и анализировать прочитанное. Таким образом, выпускники начальных классов подготовятся к освоению программы средней школы. Они получат качественную базу для дальнейшего обучения и смогут успешно пройти все необходимые испытания.

Желаю вам интересной и плодотворной работы, вашим ученикам - успехов!

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2010. 

2.     Кузнецова М.И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006 // Вопросы образования. – 2009. – № 1 – с. 107-136. 

3.     Лутошкина В.Н., Плеханова Е.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Красноярск. – 2012.

4.     Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И.Д. Фрумина. –  М.: Изд. дом. Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 284 с. 


5.     Пинская М.А. Анализ учебных пособий для начальной школы // Вопросы образования. – 2009. – №1. – с. 137-162. 

6.     Пинская М.А., Тимкова Т.В., Обухова О.Л. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников? По материалам анализа  результатов PIRLS-2006 // Вопросы образования. – 2009. – №2 – с. 87-108. 

7.     Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. 

8.     Результаты мониторинга качества начального образования в образовательных организациях Саратовской области в 2014-2015 учебном году: Сборник аналитических материалов/ Отв. редактор А.А. Иванов, – Саратов: ГАУ СО «РЦОКО», 2015. – 88 с.

9.     Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – № 4. – с. 240-267. 

10. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15 летних школьников // Вопросы образования. – 2011. – № 2. – с. 123-150.

11.«Яndex»-полифункциональный поисковый Интернет-ресурс -http://www.yandex.ru/

12. «Google»- многоязычная поисковая система-http://www.google.ru/

 Приложение 1

 Чтение с остановками

 В. Астафьев «Приёмыш».

 Данный текст разделила  на три части и к каждой из них приготовила вопросы.

1.Стадия вызова

- Как вы понимаете название?

- По названию предположите, о чем будет рассказ?

2.Стадия «осмысления содержания»

Чтение  первой части рассказа.

-Какие события могут произойти в описанной обстановке?

Второй смысловой отрывок предполагает вопросы:

-Как на ваш взгляд, будет развиваться сюжет дальше?

-Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

-Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

После третьей заключительной части зададим вопрос:

- Что будет с героем после событий рассказа?

- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его?

Стадия «рефлексии»

- Как вы понимаете финал рассказа?

- Как бы сложилась судьба героев реальной жизни?

- Какие проблемы поднимает автор и какова его позиция?

 

Приложение2

П.Ершов « Конёк – горбунок»

1.Стадия вызова


- Как вы понимаете название?

- Как вы понимаете слово « гобрунок»?

- По названию предположите, о чем будет сказка?

2.Стадия «осмысления содержания»

Чтение начала сказки.

-  Как начинается сказка?

- Докажи, что так начинаются многие русские сказки.

- Вспомни, как называется этот прием?

Чтение 1 части.

- Как будут развиваться события дальше?

- Кто сможет поймать вора?

Чтение 2  части.

- Сможет ли средний брат поймать вора?

Чтение 3 части.

-Действительно ли Иван оказался дураком?

- В каких сказках герой поступает так же?

Чтение 4 части.

- Предположи, что сделают с конями Данило и Гаврило?

Чтение 5 части.

- Как поступит главный герой?

Стадия «рефлексии»

- Чем закончилась сказка?

- Как вы относитесь к поступкам братьев?

- Что может  происходить в реальной жизни?

-Расскажите эту историю от лица Ивана