Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
« Чтение . Работа с текстом» О.Н.Крылова ( с 1 по 4 класс)
Заключение
Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг, не видят пример родителей с книгой и т.д.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.
Задача моя как учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки.
Анализ результатов выполнения обучающимися 2 класса итоговой контрольной работы по читательской грамотности в конце 2019 года показал, что у обучающихся только на 25% сформированы все три группы читательских умений: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации.
Анализ результатов выполнения обучающимися 3 класса контрольной работы по читательской грамотности в конце 3 –ей четверти 2020 года показал уровень сформированности всех трех групп читательских умений: общее понимание и ориентация в тексте, глубокое и детальное понимание содержания и формы текста, использование информации из текста для различных целей.
В таблице представлены результаты 3 класса 2021-202 учебного года по всем трём группам читательских умений.
Группы умений | Значение по классу от общего числа обучающихся |
Общее понимание и ориентация в тексте | 45% |
Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста | 30 % |
Использование информации из текста для различных целей | 25% |
Анализ результатов выполнения обучающимися 4 класса контрольной работы по читательской грамотности за 1-ое полугодие 2020-2021 учебного года показал, что у обучающихся вырос уровень сформированности всех трех групп читательских умений: общее понимание и ориентация в тексте, глубокое и детальное понимание содержания и формы текста, использование информации из текста для различных целей.
В таблице представлены результаты этого 4 класса 2022-23 учебного года по всем трём группам читательских умений.
Группы умений | Значение по классу от общего числа обучающихся |
Общее понимание и ориентация в тексте | 60% |
Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста | 40 % |
Использование информации из текста для различных целей | 45% |
Уровни достижений | Значение по классу |
Достигли базового уровня | 45 % |
Достигли повышенного и высокого уровня | 55 % |
Анализ проблем младших школьников в диагностической работе по читательской грамотности говорит о том, что детей нужно учить:
-
различать свой личный опыт и реальность текста; -
отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации; -
перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту; -
работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно; -
собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях; -
переформулировать вопрос и сообщения текста; -
использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах; -
выражать свои мысли письменно.
Результатом работы считаю – повышение качества знаний, стремление к чтению, умение применять приемы анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать.
При проверке техники чтения у детей в 4 классе за 1 полугодие были выявлены результаты:
Справляются – 85 % учащихся
Правильно читают -65% учащихся
Эмоционально читают – 56 % учащихся
Со 2 класса учащиеся заводят читательские дневники, в которые записывают названия прочитанных книг в домашних условиях.
Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения: по результатам анкетирования 55% учащихся класса самым любимым школьным предметом назвали литературное чтение.
Из практики работы следует понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над формированием этих действий существенно повышает результаты учеников.
Продуманная и целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Разнообразные и увлекательные задания помогают детям освоить эффективную работу с текстами, научиться не только быстро читать, но также понимать, запоминать и анализировать прочитанное. Таким образом, выпускники начальных классов подготовятся к освоению программы средней школы. Они получат качественную базу для дальнейшего обучения и смогут успешно пройти все необходимые испытания.
Желаю вам интересной и плодотворной работы, вашим ученикам - успехов!
Список литературы
1. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2010.
2. Кузнецова М.И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006 // Вопросы образования. – 2009. – № 1 – с. 107-136.
3. Лутошкина В.Н., Плеханова Е.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Красноярск. – 2012.
4. Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И.Д. Фрумина. – М.: Изд. дом. Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 284 с.
5. Пинская М.А. Анализ учебных пособий для начальной школы // Вопросы образования. – 2009. – №1. – с. 137-162.
6. Пинская М.А., Тимкова Т.В., Обухова О.Л. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников? По материалам анализа результатов PIRLS-2006 // Вопросы образования. – 2009. – №2 – с. 87-108.
7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
8. Результаты мониторинга качества начального образования в образовательных организациях Саратовской области в 2014-2015 учебном году: Сборник аналитических материалов/ Отв. редактор А.А. Иванов, – Саратов: ГАУ СО «РЦОКО», 2015. – 88 с.
9. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – № 4. – с. 240-267.
10. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15 летних школьников // Вопросы образования. – 2011. – № 2. – с. 123-150.
11.«Яndex»-полифункциональный поисковый Интернет-ресурс -http://www.yandex.ru/
12. «Google»- многоязычная поисковая система-http://www.google.ru/
Приложение 1
Чтение с остановками
В. Астафьев «Приёмыш».
Данный текст разделила на три части и к каждой из них приготовила вопросы.
1.Стадия вызова
- Как вы понимаете название?
- По названию предположите, о чем будет рассказ?
2.Стадия «осмысления содержания»
Чтение первой части рассказа.
-Какие события могут произойти в описанной обстановке?
Второй смысловой отрывок предполагает вопросы:
-Как на ваш взгляд, будет развиваться сюжет дальше?
-Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
-Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
После третьей заключительной части зададим вопрос:
- Что будет с героем после событий рассказа?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его?
Стадия «рефлексии»
- Как вы понимаете финал рассказа?
- Как бы сложилась судьба героев реальной жизни?
- Какие проблемы поднимает автор и какова его позиция?
Приложение2
П.Ершов « Конёк – горбунок»
1.Стадия вызова
- Как вы понимаете название?
- Как вы понимаете слово « гобрунок»?
- По названию предположите, о чем будет сказка?
2.Стадия «осмысления содержания»
Чтение начала сказки.
- Как начинается сказка?
- Докажи, что так начинаются многие русские сказки.
- Вспомни, как называется этот прием?
Чтение 1 части.
- Как будут развиваться события дальше?
- Кто сможет поймать вора?
Чтение 2 части.
- Сможет ли средний брат поймать вора?
Чтение 3 части.
-Действительно ли Иван оказался дураком?
- В каких сказках герой поступает так же?
Чтение 4 части.
- Предположи, что сделают с конями Данило и Гаврило?
Чтение 5 части.
- Как поступит главный герой?
Стадия «рефлексии»
- Чем закончилась сказка?
- Как вы относитесь к поступкам братьев?
- Что может происходить в реальной жизни?
-Расскажите эту историю от лица Ивана