Файл: Психология образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • общешкольные и классные родительские собрания;

  • научно-практические конференции, выставки и обзор педагогической литературы;

  • концерт детской художественной самодеятельности;

  • информация руководителей школы;

  • университет педагогических знаний;

  • урок для родителей (в присутствии родителей);

  • семинары для родителей,

  • обсуждение статей из периодической печати;

  • день открытых дверей или родительский день и др.
    Из коллективных форм взаимодействия между школой и семьей наиболее эффективными являются родительские собрания.
    К групповым относятся [11, с. 176]:

  • отчеты членов родительского комитета,

  • конференция отцов,

  • экскурсии,

  • обмен опытом воспитания детей,

  • деловые игры,

  • психо-технические упражнения;

  • педагогические дискуссии;

  • семейные клубы и др.


Групповые формы работы с семьей зачастую носят практический характер и направлены на выработку и закрепление педа­гогических умений и навыков. Отсутствие связи между теоретически­ми представлениями родителей о методах и средствах воспитания и умениями применять их на практике является наиболее характерным недостатком родительской культуры. Для искоренения практических ошибок в воспитании используются различные тренинги, деловые игры.

Деловые игры в работе с родителями максимально приближают участников игры к реальной обстановке воспитания, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить педагогическую ошибку. Целями деловых игр являются выработка и закрепление опреде­ленных навыков, умений семейного взаимодействия, отработка методов контроля, поощрения и наказания и т.п. В играх могут принимать участие учителя, классные руководители, социальные педагоги, психологи, родители и др.

Индивидуальная работа зачастую носит характер педагогических консультаций родителей и предоставления им практических советов по улучшению семейного воспитания. К индивидуальным формам взаимодействия семьи и школы относятся [6, с. 220]:

  • посещение семьи ребенка,

  • беседы;

  • консультации на психолого-педагогические темы;

  • участие родителей в воспитательных мероприятиях (беседы, утренники);

  • индивидуальное педагогическое поручение;

  • работа с неблагополучными семьями,

  • переписка с родителями и др.



Таким образом, можно сделать следующий вывод. Основная задача школы в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Формы взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания младших школьников могут быть индивидуальные (посещение семьи ребенка, беседы, консультации на психолого-педагогические темы, индивидуальное педагогическое поручение, работа с неблагополучными семьями, переписка с родителями), групповые (конференции, экскурсии, деловые игры, психо-технические упражнения, педагогические дискуссии, семейные клубы) и коллективные (собрания, конференции, концерты, открытые уроки, семинары). В настоящее время в процесс взаимодействия семьи и школы все больше внедряются информационные технологии (сайт школы, электронный журнал, сотовая связь, электронная почта и т.п.), что позволяет включить в воспитательный процесс даже самых занятых родителей, делая его удобным, быстрым, непрерывным и психологически комфортным.

2.3. Педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников
Организация взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников предполагает выделение и обоснование ряда психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности.

Словарь С.И. Ожегова определяет «условие» как:
1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;
2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;
3) обстановка, в которой что-нибудь происходит.[19, с. 376]

Проблема условий приобретает «педагогическую» окраску в исследованиях В.И. Андреева, А.Я. Найна, Н.М. Яковлевой, Н.В. Ипполитовой, М.В. Зверевой, Б.В. Куприянова, С.А. Дыниной и др.

Первым условием является согласованность целей семьи и школы в воспитании учащихся; единство требований всех субъектов воспитания.

Успешное воспитание возможно при условии тесного сотрудничества семьи и школы, при условии абсолютного единства между ними, взаимной поддержки и согласованности в подходе к ребенку, в требованиях к нему, в способах и приемах воспитания.

Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и школы воспитании младших школьников является формирование положительного отношения к взаимодей­ствию участников на фоне благоприятного эмоциональ­ного самочувствия.



Следующим условием организации взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников является личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (школы, родителей)

К базовым воспитательным процессам, проис­ходящим во взаимосвязанной педагогической деятельности всех ее субъектов, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, культуры, относятся [1, с. 199]:

жизнетворчество — включение детей в решение реальных про­блем собственной жизни, обучение технологиям изменения соб­ственной жизни, создание среды жизни;

социализация — вхождение ребенка в жизнь общества, его взрос­ление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических потребностей, осуществление жизнен­ного самоопределения;

культурная идентификация — востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлеж­ности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры;

духовно-нравственное развитие личности — овладение общече­ловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, соб­ственного достоинства, долга и др.), формирование способностей делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;

индивидуализация — поддержка индивидуальности, самобыт­ности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка.

Личностное развитие, становление личностного образа пред­полагает проектирование образа жизни ребенка в определенной социокультурной среде. Поэтому основная задача воспитателей — создание условий для развития ребенка и оказание ему помощи в самоопределении.

Формы и методы личностно ориентированного воспитания [5, с. 376]:

  • изучение узловых событий жизни ребенка;

  • педагогическая интерпретация его индивидуальных осо­бенностей;

  • эмпатическое принятие ребенка — таким, какой он есть;

  • совместное с ребенком проектирование этапов его даль­нейшего развития;

  • адаптация воспитательных средств к характеру ребенка;

  • вовлечение его в педагогические и жизненные события;

  • раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития.


Условие организации взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания младших школьников является повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей.

Следующее условие организации взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников является организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей).

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Для организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников необходимо выделение и обоснование ряда психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности. Под педагогическими условиями понимаются один из компонентов педагогической системы, который отражает комплекс возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил нам выделить ряд психолого-педагогических условий организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников:

  • согласованность целей семьи и школы в воспитании учащихся; единство требований всех субъектов воспитания;

  • формирование положительного отношения к взаимодей­ствию участников на фоне благоприятного эмоциональ­ного самочувствия;

  • личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (школы, родителей);

  • повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей;

организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей).

III . Рекомендации по организации дифференцированной работы

с разными группами учащихся в зависимости от их уровня чтения

и работы с информацией

 

     Группа учеников с низким уровнем чтения и работы с информацией

Со стороны педагогов ученику необходима поддержка как в понимании ключевых положений и логики изложенного материала, так и в развитии его читательских умений, в первую очередь, умения находить неявную информацию, выделять главное, делать выводы. Ему необходим опыт переформулирования учебных текстов, их небуквального пересказа.


Во многих случаях проблемы низкого уровня читательской грамотности коренятся в речевых дисфункциях. В таком случае может потребоваться специальная поддержка.

     Группа учеников со средним уровнем чтения и работы с информацией

Для того чтобы ребенок разобрался в логике текста, уяснил причинно-следственные связи, верно интерпретировал язык текста, понял авторскую позицию, продвинулся в предмете за счет чтения дополнительной литературы (речь идет о чем-то большем, чем просто запоминание интересных фактов), – для всего этого ему нужна помощь учителя. Необходима регулярная практика работы с такими вопросами к тексту, ответ на которые нельзя найти и просто зачитать или выписать.

     Группа учеников с повышенным уровнем чтения и работы с информацией

Необходимо поддерживать мотивацию для развития сложных читательских умений.

     Группа учеников с высоким уровнем чтения и работы с информацией

Необходима поддержка интереса к чтению, постоянная практика работы со сложными вопросами к тексту, использования, прочитанного в новых контекстах.

 

    В связи с этим становится понятным, что учебные задания, обеспечивающие формирование читательской грамотности, должны быть связаны с данными группами умений.

    Хорошим подспорьем служат рабочие тетради и тетради для проверочных работ на печатной основе по программе «Школа России». Такие как: 

« Литературное чтение. Рабочая тетрадь» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),

« Литературное чтение. Работа с тестом» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),

« Литературное чтение. Смысловое чтение» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),

« Литературное чтение. Тетрадь по развитию речи» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),

« Литературное чтение. Предварительный контроль. Текущий контроль. Итоговый контроль» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),

« Литературное чтение. Тестовые контрольные задания» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),

« Литературное чтение. Дневник читателя» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),

« Литературное чтение. Читаем летом» Серия «Школа России». ( с 1 по 4 класс),

« Литературное чтение. Учимся писать сочинение» А.В Птухина ( с 1 по 4 класс),

« Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности» О..Б.Панкова ( с 1 по 4 класс),

« Проверочные работы по литературному чтению.» Л.В.Дьячкова ( с 1 по 4 класс),