Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
общешкольные и классные родительские собрания; -
научно-практические конференции, выставки и обзор педагогической литературы; -
концерт детской художественной самодеятельности; -
информация руководителей школы; -
университет педагогических знаний; -
урок для родителей (в присутствии родителей); -
семинары для родителей, -
обсуждение статей из периодической печати; -
день открытых дверей или родительский день и др.
Из коллективных форм взаимодействия между школой и семьей наиболее эффективными являются родительские собрания.
К групповым относятся [11, с. 176]:
-
отчеты членов родительского комитета, -
конференция отцов, -
экскурсии, -
обмен опытом воспитания детей, -
деловые игры, -
психо-технические упражнения; -
педагогические дискуссии; -
семейные клубы и др.
Групповые формы работы с семьей зачастую носят практический характер и направлены на выработку и закрепление педагогических умений и навыков. Отсутствие связи между теоретическими представлениями родителей о методах и средствах воспитания и умениями применять их на практике является наиболее характерным недостатком родительской культуры. Для искоренения практических ошибок в воспитании используются различные тренинги, деловые игры.
Деловые игры в работе с родителями максимально приближают участников игры к реальной обстановке воспитания, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить педагогическую ошибку. Целями деловых игр являются выработка и закрепление определенных навыков, умений семейного взаимодействия, отработка методов контроля, поощрения и наказания и т.п. В играх могут принимать участие учителя, классные руководители, социальные педагоги, психологи, родители и др.
Индивидуальная работа зачастую носит характер педагогических консультаций родителей и предоставления им практических советов по улучшению семейного воспитания. К индивидуальным формам взаимодействия семьи и школы относятся [6, с. 220]:
-
посещение семьи ребенка, -
беседы; -
консультации на психолого-педагогические темы; -
участие родителей в воспитательных мероприятиях (беседы, утренники); -
индивидуальное педагогическое поручение; -
работа с неблагополучными семьями, -
переписка с родителями и др.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Основная задача школы в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Формы взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания младших школьников могут быть индивидуальные (посещение семьи ребенка, беседы, консультации на психолого-педагогические темы, индивидуальное педагогическое поручение, работа с неблагополучными семьями, переписка с родителями), групповые (конференции, экскурсии, деловые игры, психо-технические упражнения, педагогические дискуссии, семейные клубы) и коллективные (собрания, конференции, концерты, открытые уроки, семинары). В настоящее время в процесс взаимодействия семьи и школы все больше внедряются информационные технологии (сайт школы, электронный журнал, сотовая связь, электронная почта и т.п.), что позволяет включить в воспитательный процесс даже самых занятых родителей, делая его удобным, быстрым, непрерывным и психологически комфортным.
2.3. Педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников
Организация взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников предполагает выделение и обоснование ряда психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности.
Словарь С.И. Ожегова определяет «условие» как:
1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;
2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;
3) обстановка, в которой что-нибудь происходит.[19, с. 376]
Проблема условий приобретает «педагогическую» окраску в исследованиях В.И. Андреева, А.Я. Найна, Н.М. Яковлевой, Н.В. Ипполитовой, М.В. Зверевой, Б.В. Куприянова, С.А. Дыниной и др.
Первым условием является согласованность целей семьи и школы в воспитании учащихся; единство требований всех субъектов воспитания.
Успешное воспитание возможно при условии тесного сотрудничества семьи и школы, при условии абсолютного единства между ними, взаимной поддержки и согласованности в подходе к ребенку, в требованиях к нему, в способах и приемах воспитания.
Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и школы воспитании младших школьников является формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятного эмоционального самочувствия.
Следующим условием организации взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников является личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (школы, родителей)
К базовым воспитательным процессам, происходящим во взаимосвязанной педагогической деятельности всех ее субъектов, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, культуры, относятся [1, с. 199]:
жизнетворчество — включение детей в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни, создание среды жизни;
социализация — вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения;
культурная идентификация — востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры;
духовно-нравственное развитие личности — овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), формирование способностей делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;
индивидуализация — поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка.
Личностное развитие, становление личностного образа предполагает проектирование образа жизни ребенка в определенной социокультурной среде. Поэтому основная задача воспитателей — создание условий для развития ребенка и оказание ему помощи в самоопределении.
Формы и методы личностно ориентированного воспитания [5, с. 376]:
-
изучение узловых событий жизни ребенка; -
педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей; -
эмпатическое принятие ребенка — таким, какой он есть; -
совместное с ребенком проектирование этапов его дальнейшего развития; -
адаптация воспитательных средств к характеру ребенка; -
вовлечение его в педагогические и жизненные события; -
раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития.
Условие организации взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания младших школьников является повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей.
Следующее условие организации взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников является организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей).
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Для организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников необходимо выделение и обоснование ряда психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности. Под педагогическими условиями понимаются один из компонентов педагогической системы, который отражает комплекс возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил нам выделить ряд психолого-педагогических условий организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников:
-
согласованность целей семьи и школы в воспитании учащихся; единство требований всех субъектов воспитания; -
формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятного эмоционального самочувствия; -
личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (школы, родителей); -
повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей;
организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей).
III . Рекомендации по организации дифференцированной работы
с разными группами учащихся в зависимости от их уровня чтения
и работы с информацией
Группа учеников с низким уровнем чтения и работы с информацией
Со стороны педагогов ученику необходима поддержка как в понимании ключевых положений и логики изложенного материала, так и в развитии его читательских умений, в первую очередь, умения находить неявную информацию, выделять главное, делать выводы. Ему необходим опыт переформулирования учебных текстов, их небуквального пересказа.
Во многих случаях проблемы низкого уровня читательской грамотности коренятся в речевых дисфункциях. В таком случае может потребоваться специальная поддержка.
Группа учеников со средним уровнем чтения и работы с информацией
Для того чтобы ребенок разобрался в логике текста, уяснил причинно-следственные связи, верно интерпретировал язык текста, понял авторскую позицию, продвинулся в предмете за счет чтения дополнительной литературы (речь идет о чем-то большем, чем просто запоминание интересных фактов), – для всего этого ему нужна помощь учителя. Необходима регулярная практика работы с такими вопросами к тексту, ответ на которые нельзя найти и просто зачитать или выписать.
Группа учеников с повышенным уровнем чтения и работы с информацией
Необходимо поддерживать мотивацию для развития сложных читательских умений.
Группа учеников с высоким уровнем чтения и работы с информацией
Необходима поддержка интереса к чтению, постоянная практика работы со сложными вопросами к тексту, использования, прочитанного в новых контекстах.
В связи с этим становится понятным, что учебные задания, обеспечивающие формирование читательской грамотности, должны быть связаны с данными группами умений.
Хорошим подспорьем служат рабочие тетради и тетради для проверочных работ на печатной основе по программе «Школа России». Такие как:
« Литературное чтение. Рабочая тетрадь» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),
« Литературное чтение. Работа с тестом» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),
« Литературное чтение. Смысловое чтение» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),
« Литературное чтение. Тетрадь по развитию речи» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),
« Литературное чтение. Предварительный контроль. Текущий контроль. Итоговый контроль» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),
« Литературное чтение. Тестовые контрольные задания» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),
« Литературное чтение. Дневник читателя» М.В.Бойкина ( с 1 по 4 класс),
« Литературное чтение. Читаем летом» Серия «Школа России». ( с 1 по 4 класс),
« Литературное чтение. Учимся писать сочинение» А.В Птухина ( с 1 по 4 класс),
« Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности» О..Б.Панкова ( с 1 по 4 класс),
« Проверочные работы по литературному чтению.» Л.В.Дьячкова ( с 1 по 4 класс),