Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 242
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
39
Состав (перечень) субъектов территориального планирования на всех уровнях, до уровня муниципальных образований, определен в ГрК РФ, Статья 9. «Общие положения о документах территориального планирования» в ред. Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ.
Это уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Кроме этого, ГрК РФ, Статья 20. «Подготовка и утверждение схемы территориального планирования муниципального района» в ред.
Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ. В пунктах 5,7 и 8 перечисляет дополнительные субъекты территориального планирования. Это физические и юридические, заинтересованные лица и правообладатели земельных участков.
Согласно этим пунктам закона:
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования муниципального района.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района [4].
Итак, на уровне муниципального образования субъектами территориального планирования мы считаем:
Органы местного самоуправления в лице исполнительной и представительской власти.
40
Юридические и физические лица, интересы которых затрагивают территорию муниципального образования.
Следующим шагом в комплексном анализе и оценке территориального планирования будет изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей данный вид деятельности.
Определим перечень документов территориального планирования для уровня городского округа. В «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от
29.12.2004 г
№ 190-ФЗ (ред. от 07.03.2017), Статья 18. «Документы территориального планирования муниципальных образований» прописан перечень, порядок и правила подготовки документов ТП.
Итак, для городского округа основным документом территориального планирования будет являться Генеральный план. Кроме этого, органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают пакет дополнительных документов, регламентирующих застройку, землепользование, социально-экономическое развитие города.
Генеральный план разрабатывается специализированной организацией в соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 29 декабря 2004 года №190-
ФЗ., СНиП 11-04-2003 г. «Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации», Земельным кодексом РФ №136-ФЗ от 25.10.2001, Лесным кодексом РФ №200-ФЗ от
04.12.2006,
Методическими рекомендациями по разработке проектов
Генеральных планов поселений, городских округов, утвержденные Приказом
Министерства регионального развития РФ №244 от 26.05.2011, СНиП и СанПиН в области градостроительства.
Кроме того, он опирается на различные, ранее утвержденные документы прогнозного характера. Основные из них:
Генеральный план муниципального образования, ранее утвержденный.
Схема территориального планирования части территории области применительно к главному планировочному узлу, областному центру.
41
Местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования.
Непосредственной разработке документов территориального планирования предшествует этап обоснования принятия решения о подготовке документов, основанный на формировании соответствующей информационной системы, анализе и комплексной оценке условий развития территории. Комплексная оценка условий развития территории предусматривает проведение анализа:
макроэкономических условий на уровнях страны, округа, региона и муниципального образования с выделением основных тенденций, сценариев развития соответствующей экономической системы;
внутреннего потенциала территории в разрезе:
– природно-ресурсного потенциала,
– демографического потенциала,
– рынка труда,
– экономического потенциала,
– финансовой системы,
– инвестиционного климата,
– туристско-рекреационного потенциала,
– социальной сферы,
– инженерно-транспортной инфраструктуры,
– жилищно-коммунального хозяйства,
– экологической сферы.
Показатели территориального планирования делятся на два основных типа, пространственные и непространственные. Пространственные показатели в рамках данной работы будут недостаточно информативны и неудобны в обработке и анализе. Поэтому мы выберем социально-экономические непространственные показатели.
Перечень, непространственных социально-экономических показателей, рекомендуемый для использования при подготовке документов территориального
42 планирования муниципальных образований представлен в таблице 3 не полностью, ввиду очень большого размера таблицы. Нет необходимости приводить в рамках данной работы полностью все строки. Ознакомиться с таблицей полностью можно на электронном портале «Ассоциации компаний
ГРАД» по адресу https://itpgrad.ru/node/85 [38].
Таблица 3 – Непространственных социально-экономические показатели
№ п/п
Наименование показателя исходных данных/
Группа показателей исходных данных по направлениям планирования
Единица измерения показателя исходных данных
1
Показатели современного состояния экономики, получаемые на основе статистических данных
1.1
Демографические показатели
1.1.1
Численность населения тыс. чел.
1.1.2
Численность населения в малоэтажной жилой тыс. чел.
1.1.3
Численность населения в среднеэтажной жилой застройке тыс. чел.
1.1.4
Численность населения в многоэтажной жилой застройке тыс. чел.
……
………………………………………………..
……………….
1.7.1
Количество действующих библиотек шт.
……
…………………………………………………
…………………
2.8
Показатели промышленности
2.8.1
Планируемые темпы роста в каждой из основных отраслей промышленности по ключевым показателям (выпуск, численность занятых, фонд заработной платы и/или инвестиции в основной капитал)
%
…..
………………………………………………
………………..
2.9
Показатели сельского хозяйства
2.9.1
Планируемые темпы роста в каждой из основных отраслей сельского хозяйства по ключевым показателям (выпуск, численность занятых, фонд заработной платы и/или инвестиции в основной капитал)
%
43
Пункты таблицы в достаточно полной мере описывают все показатели, характеризующие социально-экономическую ситуацию в муниципальном образовании. Они охватывают все стороны, от демографической ситуации до состояния сельского хозяйства. Следует отметить, что таблица включает в себя не только данные статистики за истекший период, но и планируемые показатели.
Такая форма структуризации данных дает возможность анализировать не только динамику статистических показателей, но и результативность методик планирования. Дает возможность изучать и анализировать факторы, оказывающие влияние на социально-экономические показатели муниципального образования.
В первой главе выпускной квалификационной работы мы в должной мере рассмотрели теоретические основы территориального планирования в муниципальном образовании. Определились с терминологией. Прописали в работе основное направление деятельности по территориальному планированию.
Оно направлено на работу по определению в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований. Прописали основные этапы территориального планирования как процесса, включающего в себя зонирование, планировку, проектирование в совокупности со строительством (ремонтом, реконструкцией) зданий и сооружений.
Выявили задачи территориального планирования, цели и методы. Разобрали уровни территориального планирования.
Подробно изучили нормативно-правовую базу, документы и принципы территориального планирования. Был рассмотрен передовой отечественный и зарубежный опыт организации территориального планирования в муниципальном образовании. Выбрали и обосновали выбор методики комплексного анализа и оценки территориального планирования в муниципальном образовании. По итогам этой главы мы можем перейти к изучению и анализу территориального
44 планирования любого конкретного муниципального образования, применив информацию, методы, показатели, прописанные в первой главе.
45 2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ В КОПЕЙСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
2.1 Анализ состава и функционала субъектов территориального планирования
Комплексный анализ будет заключатся в сравнении реальной ситуации в
Копейском городском округе с требованиями нормативно-правовой базы.
Очевидно, что соответствующие пункты статей законов и постановлений, регламентирующих деятельность по территориальному планированию должны находить свое отражение в реальном положении дел. В первой главе мы уже указали, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Определились с уровнями планирования, их подразделением.
документы территориального планирования Российской Федерации;
документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
документы территориального планирования муниципальных образований.
Определились с перечнем необходимых документов. Документами территориального планирования муниципальных образований являются:
схемы территориального планирования муниципальных районов;
генеральные планы поселений;
генеральные планы городских округов.
Мы можем приступить непосредственно к анализу территориального планирования в Копейском городском округе.
46
Для третьего уровня территориального планирования
– уровня муниципального образования подробно пропишем субъекты и их функционал.
Перечислим документы территориального планирования.
Применительно к муниципальному образованию Копейский городской округ субъектами территориального планирования мы будем считать:
1. Глава Копейского городского округа
2. Администрация Копейского городского округа (далее – Администрация)
3. Собрания депутатов Копейского городского округа
4. Юридические лица – субъекты ТП это все юридические лица использующие или планирующие использовать территорию, инфраструктуру и ресурсы муниципального образования для реализации своих проектов.
5. Физические лица – субъекты ТП это все физические лица использующие или планирующие использовать территорию, инфраструктуру и ресурсы муниципального образования для реализации своих проектов.
Представим функционал субъектов Территориального Планирования, прописанный на официальных сайтах местного самоуправления.
1. Глава Копейского городского округа
Перечислим часть полномочий, касающихся территориального планирования и градостроительства, осуществляемых Главой Копейского городского округа в пределах своей компетенции.
подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим уставом, нормативные правовые акты, принятые Собранием депутатов;
издает в пределах своих полномочий правовые акты администрации городского округа;
организует комплексное экономическое и социальное развитие городского округа;
распоряжается средствами бюджета городского округа, за исключением средств, предусмотренных на обеспечение деятельности Собрания депутатов и
47 контрольно-счетной палаты, в соответствии с бюджетом городского округа и бюджетным законодательством Российской Федерации;
•полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области;
формирует администрацию городского округа и руководит ее деятельностью в соответствии с настоящим уставом и положением об администрации городского округа;
разрабатывает схему управления городским округом, определяет задачи и полномочия органов администрации городского округа;
принимает решения по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Собрания депутатов;
вносит на рассмотрение Собрания депутатов проекты правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Собрания депутатов;
от имени администрации городского округа заключает договоры и соглашения с органами государственной власти и общественными организациями, с юридическими и физическими лицами, в том числе с зарубежными;
организует исполнение вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, переданных в ведение органов местного самоуправления городского округа федеральными законами, законами
Челябинской области;
муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с установленным порядком;
определяет общие направления деятельности муниципальных предприятий и учреждений;
Администрация Копейского городского округа (далее – Администрация) является органом местного самоуправления, выполняющим исполнительно-
48 распорядительные функции на территории городского округа по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Челябинской области.
Перечислим часть полномочий в области территориального планирования и градостроительства, осуществляемых Администрацией в пределах своей компетенции:
формирует проект бюджета городского округа, разрабатывает проекты планов и программ экономического и социального развития городского округа, осуществляет материально-техническое обеспечение их выполнения, организует сбор статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы городского округа, и представляет указанные данные органам государственной власти в порядке, установленном действующим законодательством;
организует выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществляет земельный контроль за использованием земель городского округа;
учреждает печатное средство массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей городского округа официальной информации о социально – экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
49
организует в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом;
организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
организует обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
организует мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа;
организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организует предоставление дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организовывает отдых детей в каникулярное время;
организует оказание на территории городского округа первичной медико- санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно- поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;