Файл: Учебнометодическое пособие по курсу административное право Махачкала 2017 2 Печатается по решению учебнометодического совета СевероКавказского института (филиал) вгую (рпа минюста России).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 709
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
259 организует разработку и ведение мобилизационных документов Президента Российской
Федерации и Администрации Президента Российской Федерации; обеспечивает оперативную готовность, контроль за функционированием, совершенствование и развитие системы оповещения государственных органов, органов исполнительной власти и организаций, а также функционирование Центра оповещения
Администрации Президента Российской Федерации и системы оповещения Аппарата
Правительства Российской Федерации и т.д.
Лекция 19.
Организация управления в особых условиях
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 28
§ 1. Понятие и признаки специальных административно-правовых режимов
Под режимом принято понимать распорядок дел, действий (например, режим экономики, режим отдыха). Правовой режим — это система норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов. Учитывая совместное влияние таких важных признаков правового регулирования, как предмет, метод, правовые принципы, система субъектов и система источников, можно различать отраслевые режимы: административно-правовой, гражданско-правовой, финансово-правовой, гражданско- процессуальный и т.д. В то же время, когда требуются специальные, особые меры исполнительной деятельности, применяемые на строго определенной территории, в отношении определенного объекта или предмета, устанавливаются специальные административно- правовые режимы. В рамках отраслевого режима можно выделить его составляющие. Так, элементами общего административного режима является режим законности деятельности государственной администрации, паспортный режим, режим государственной службы, а наряду с ними существуют специальные административно-правовые режимы (государственной тайны, чрезвычайного положения и др.).
Основаниями для установления САПР выступают экстраординарные ситуации социального и природно-техногенного характера.
САПР устанавливается в том случае, когда иные меры административно-правового регулирования не могут обеспечить должный правовой порядок (безопасность, охрану, нормализовать обстановку), добиться необходимого правового состояния социального объекта.
Это достигается при помощи следующих средств:
• дополнительные запреты и связывания, причем режим не просто ограничивает какое-либо поведение, а предусматривает превентивный контроль за исполнением этого требования;
260
• специальные административные меры, направленные на установление и поддержание режимных правил — государственная экспертиза, государственный мониторинг, государственная регистрация, лицензирование;
• разрешительный способ и тип реализации прав и свобод, выполнения хозяйственной деятельности, предполагающий предварительное обращение с просьбой предоставить возможность осуществить те или иные права. Такой порядок зачастую связан с должностным усмотрением лица, который может отказать в выдаче разрешения, если посчитает это нецелесообразным;
• система контроля и надзора за выполнением режимных требований физическими, юридическими лицами, а также должностными лицами. К ним относятся «сплошная» и выборочная проверка соблюдения правил, оперативно-розыскные мероприятия, пресекательные меры и меры ответственности;
• организационно-техническое обеспечение установленных режимных правил, позволяющее эффективно предупреждать, выявлять и пресекать их нарушения. К таким мерам можно отнести использование транспортных средств, связи, специального оборудования, предназначенного для досмотра, осмотра местности, и т. д.
К признакам САПР относятся:
• сфера их применения — они устанавливаются в сфере деятельности публичной администрации, в связи с выполнением органами государственной власти и местного самоуправления своих обязанностей обеспечить безопасность, охрану, защиту;
• предписания, образующие режимные правила, как правило, состоят из запрещающих и обязывающих административно-правовых норм, ограничивающих общую правосубъектность физических и юридических лиц;
• обязательными субъектами особых правовых режимов являются исполнительные органы публичной власти;
• при регулировании правоотношений, возникающих между населением и публичной администрацией по поводу соблюдения режимных правил, применяется административно- правовой метод воздействия;
• нарушение правил режима влечет за собой меры дисциплинарного и административного принуждения.
Регулятивные свойства САПР проявляются в использовании специального административного инструментария, образующего режимные приемы регулирования. Во- первых, зонирование территории (объекта), означающее разграничение территории на определенные зоны, в которых действуют особые правила, но в целом они взаимосвязаны
261 между собой. Во-вторых, создание специальных постоянных или временных органов, наделенных компетенцией по поддержанию режима. В-третьих, особые режимные правила жизнедеятельности населения, пребывания и передвижения по режимной территории, пользования имуществом, земельными участками, пропускной режим; правила ведения хозяйственной деятельности, в том числе правила обращения с имуществом, запрещение отдельных видов предпринимательской деятельности, обязанности проведения охранных, защитных и спасательных мероприятий. В-четвертых, закрепление правового положения объекта (носителя режима) — особого статуса заповедника, ЗАТО, документа, содержащего сведения, составляющие государственную тайну.
§ 3. Виды специальных административно-правовых режимов
В зависимости от подведомственности САПР могут быть разделены на три группы — федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами государственной власти; региональные режимы, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Федерации; местные режимы, устанавливаемые органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Некоторые виды могут находиться во всех трех группах (режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий).
Если в качестве критерия разграничения выбрать объект-носитель режима, то выделяются:
• территориальные режимы — режим закрытого административно-территориального образования, военное положение, карантин, режимы исключительной экономической зоны, континентального шельфа, лечебно-оздоровительных местностей;
• объектные режимы — режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режимы ИВС, СИЗО, ИТУ;
• режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющие важное государственное значение — режимы оружия, наркотических веществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим;
• функционально-деятельностные режимы — режимы деятельности органов МЧС
РФ, противопожарный режим, эвакуационный режим, режимы контртеррористической операции, таможенные режимы.
САПР можно различать по предмету регулирования — природоохранные режимы
(заповедников, национальных и природных парков, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), режимы обеспечения государственной безопасности (государственной границы, защиты государственной тайны, военных объектов, порядка выезда из России и въезда в
Россию), режимы охраны общественного порядка (чрезвычайное положение).
262
По критерию юридических свойств режимы можно подразделить на ординарные и экстраординарные. Последние вводятся только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций социального или природно-техногенного характера, вызванных агрессией против Российской
Федерации, массовыми беспорядками, стихийными бедствиями и т. п.
Экстраординарные режимы — это особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории, где возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий.
Отличительными особенностями экстраординарных режимов являются:
• использование мер, ограничивающих конституционные права и свободы граждан и организаций;
• введение дополнительных административно-правовых обязанностей и запретов;
• предоставление чрезвычайных полномочий органам власти для поддержания режима;
• введение форм особого управления территорией, на которой установлен экстраординарный режим, включая создание временных специальных органов, перераспределение компетенции, приостановление деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления.
Экстраординарные режимы — это временные САПР, которые действуют только в период существования чрезвычайной ситуации. С одной стороны, в законодательстве установлены конкретные сроки, на которые могут вводиться эти режимы, а с другой, — уполномоченные органы обязаны отменить действие режимов, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для их установления.
Законодательство Российской Федерации предусматривает три типа экстраординарных режимов — чрезвычайное, военное и «особое» положение.
3
. Чрезвычайное положение
Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся
263 факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации.
Основанием для введения ЧП являются чрезвычайные ситуации (ЧС):
• социально-политического характера, выражающиеся в попытках насильственного изменения конституционного строя, межнациональных и региональных конфликтах, блокаде отдельных местностей, сопровождающиеся насилием, применением оружия;
• криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах;
• природного, техногенного, экологического характера, выражающиеся в стихийных бедствиях, катастрофах, эпидемиях, повлекших или могущих повлечь человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, нарушение жизнедеятельности людей и требующие масштабных аварийно-спасательных работ.
ЧП на всей территории Российской Федерации или в отдельных субъектах Федерации вводится указом Президента Российской Федерации. Указ Президента о введении ЧП в течении
72 часов должен быть утвержден Советом Федерации, а в случае неутверждения утрачивает свою силу.
В указе Президента Российской Федерации о введении ЧП должны быть определены:
• обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП и обоснование необходимости его введения;
• перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан;
• государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление чрезвычайных мер и их компетенция;
• границы территории, на которой вводится ЧП, время вступления указа в силу, а также точный срок, на который вводится ЧП. Названные положения являются обязательными в содержании указа, но кроме них в нем могут быть и другие сведения — о силах и средствах, привлекаемых для обеспечения ЧП, о поручениях Правительству и федеральным органам исполнительной власти принять необходимые меры к исполнению указа.
Срок действия ЧП, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток. По истечении этого срока ЧП считается прекращенным, если оно своевременно не продлевается указом Президента
Российской Федерации. Президент вправе отменить свой указ о введении ЧП досрочно, если в период действия режима отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения.
В качестве основного элемента режима ЧП выступает система чрезвычайных мер - совокупность норм и административно-организационных действий, осуществляемых органами