Файл: Пенсионная реформа в Российской Федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 358

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные данные о работе


Версия шаблона

1.1

Вид работы

Комплексная электронная предзащита

Название дисциплины

Защита выпускной квалификационной работы (40.02.01 Право и организация социального обеспечения) – 2 недели

Тема

Пенсионная реформа в Российской Федерации

Фамилия выпускника

Рулина

Имя выпускника

Анастасия

Отчество выпускника

Евгеньевна

ID (№ контракта)

272440020119090002


Содержание


Введение

1. Общая характеристика пенсионной реформы в Российской Федерации

1.1 Историко–теоретические основы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации

1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации и негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения населения

2 Перспективы совершенствования пенсионной системы Российской Федерации

2.1 Основные направления пенсионной реформы 2018 года в России

2.2 Перспективные направления реформирования отечественной системы пенсионного обеспечения и пенсионного страхования населения

Заключение

Библиографический список

Приложение А. Структура существующих систем пенсионного страхования

Приложение Б. Структура системы пенсионного обеспечения России

Приложение В. Функции Пенсионного фонда Российской Федерации

Приложение Г. Направления использования средств Пенсионного фонда Российской Федерации

Введение


Актуальность темы. В современных усло­виях пенсионная система, основным элементом которой является обязательное пенсионное страхование, представляет собой важнейшую социальную гаран­тию любого общества. Она финансирует содержание нетрудоспособных граж­дан при наступлении старости и инвалидности и затрагивает интересы практи­чески всего работающего населения, за счет деятельности которого осуществ­ляется их материальное обеспечение.


Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социаль­ным государством, устанавливает гарантии социальной защиты се­мьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граж­дан, среди которых особое место занимают перечисленные в ст. 7 Конституции РФ государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началось воплощение в жизнь крупномасштабной пенсионной реформы, которая выступала структурным элементом преобразований в экономике и социальной политике страны. Реформирование было направлено на образование многоуровневой пенсионной системы, позволяющей создать условия для получения гражданами достойной пенсии после окончания трудовой деятельности, а соответственно повысить уровень жизни населения в целом.

Существенной проблемой является то, что на протяжении последних двадцати лет отечественная пенсионная система претерпе­ла существенные изменения, связанные с введением в действие принципов пен­сионного страхования. Была создана единая система регистрации застрахованных лиц, работающих по найму, и индивидуально занятого населения, а также отра­ботан механизм достижения финансовой сбалансированности доходов и обяза­тельств системы государственного пенсионного обеспечения.

Одной из проблем в данной сфере является слаженность функционирования системы пенсионного обеспечения, которая является залогом социальной стабильно­сти и согласия в обществе.

В настоящее время Россия столкнулась не только с финансовым кризисом, результатами которого стало резкое сокращение пенсионных взносов, но и с демографическими проблемами, в результате которых на­блюдается устойчивое сокращение численности трудоспособного насе­ления при росте количества пенсионеров. Данная ситуация обусловила необходимость дальнейшего проведе­ния пенсионной реформы органами государственной власти, основная задача которой состоит в том, чтобы стимулировать граждан принимать участие в финансировании своей будущей пенсии в системе обязательного пен­сионного страхования, а также выбирать государственный или негосу­дарственный пенсионный фонд для управления пенсионными накопле­ниями.

03 октября 2018 года принят Федеральный закон № 350–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», затронувший основные компоненты действующей пенсионной системы и вызвавший широкий резонанс в политической, научной и общественной среде.



На основании изложенного, значимость исследования пенсионных реформ Российской Федерации обосновывает актуальность избранной темы.

Степень разработанности темы. За последние годы интерес исследователей к проблемам пенсионной системы государства значительно вырос, это обуславливается кризисом современной российской пенсионной модели.

В работах таких авторов, как С.А. Агапцов, В.А. Антропов, С.В. Афанасьев, Ю.К. Воронин, Е.Д. Гурвич, М.В. Дмитриев, А.К. Жуков, М.В. Захаров, А.Т. Куртин, Т.А. Малева, О.В. Ломатидзе, Е.Н. Мачульская, В.В. Павлюченко, Л.А. Ржаницина, В.Д. Роик, О.А. Синявская, А.К. Соловьев, Д.Д. Шавишвили, Л.В. Якушев и других анализируется социальная сфера, проблемы отечественной системы социального страхования, отраслей пенсионного страхования, обосновываются методы повышения его эффективности и предлагаются перспективные модели реформирования.

Вопросы финансовой сбалансированности отечественной пенсионной системы исследованы А.Н. Бабошкиным, Н.В. Гришкевичем, А.Т. Куртиным, В.Д. Роиком, А.К. Соловьевым; Т.А. Малева и О.А. Синявская рассматривают проблемы повышения пенсионного возраста; Р.В. Бурнашов, М.В. Дмитриев, В.Д. Роик, Е.К. Сухорукова анализируют современное положение в системе досрочного пенсионного обеспечения, которое занимает значительную долю в отечественной пенсионной системе.

В то же время, анализ существующей специальной литературы позволяет нам сделать вывод о том, что исследования, посвященные функционированию механизма пенсионной системы, ограничиваются традиционными подходами, характеризуются недостатком аргументированного обоснования необходимости развития механизма реформирования пенсионной системы, который был бы адекватен изменениям социально–экономического положения страны.

Кроме того, пока недостаточно специальных исследований, посвященных реформированию пенсионной системы в результате принятия Федерального закона от 03 октября 2018 г. № 350–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», основные положения которого вступили в силу лишь с 01 января 2019 года.

Изложенные обстоятельства обусловили выбор темы исследования, формулирование его объекта, предмета, целей и задач.


Объект исследованиямеханизмы реализации пенсионной реформы в Российской Федерации.

Предмет исследованиясовершенствование механизмов реализации пенсионной реформы в Российской Федерации.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе исследования механизмов реализации пенсионной реформы в Российской Федерации предложить перспективные направления его совершенствования.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

1. Проследить становление и развитие отечественной системы пенсионного обеспечения и пенсионного страхования населения.

2. Дать характеристику основным моделям построения пенсионных систем в современных государствах.

3. Осуществить анализ деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в государственном механизме финансирования и выплаты пенсий.

4. Провести анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов России в реализации системы негосударственного пенсионного обеспечения граждан.

5. Обобщить основные направления пенсионной реформы 2018 года в России.

6. Представить перспективные направления реформирования отечественной системы пенсионного обеспечения и пенсионного страхования населения.

Методы исследования – общие, частные и специальные научные методы, выступающие в качестве элементов познания, решения научных задач и достижения цели проводимого исследования, в частности, анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический, статистический, сравнительный, системно–структурный и другие методы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что изложенные в бакалаврской работе положения могут быть использованы:

– в учебном процессе;

– для повышения квалификации практических работников и преподавательских кадров;

– при подготовке научных работ и учебно–методических материалов по изучаемой проблематике.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографического списка и приложений.


Основная часть

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




1.1 Историко–теоретические основы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации
Пенсия (от латинского pensio – платеж) – регулярная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства или иных субъектов в качестве основного источника средств существования, назначаемая в установленном законом случаях1. Пенсионная система является одним из важнейших показателей социаль­ной стабильности страны. Для обеспечения достойного проживания граждан пенсионного возраста практически во всех странах мира существуют пенсион­ные программы. Стабильность пенсионной системы выступает залогом спокойствия граждан, и в нашей стране она постоянно подвергается реформированию, которое следует определить как процесс реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, направленный на повышение их материального бла­госостояния, а также на обеспечение экономической безопасно­сти государства и приведения пенсионной системы граждан в соответствие с принципами правового и социального государства2.

Для понимания особенностей становления и развития отечественной пенсионной системы необходимо проследить, как она развивалась и функциониро­вала на различных этапах исторического пути нашей страны.

Пенсионное обеспечение в России появилось еще в Киевской Руси, когда князья и воеводы обеспечивали членов своих дружин в случае ранения и старости3.

Первоначальные формы пенсии в России также были тес­но связаны с благотворительностью, которой занимались монастыри. Они строили богадельни для стариков и увечных, временные приюты для бродячих нищих, больницы для бедняков. Благотво­рительную деятельность монастырей использовало в своих интересах государство4.

При Екатерине II сложилась сле­дующая пенсионная система. Выходящие в отставку чины, а также вдовы умерших чиновников подавали прошение на имя императрицы о назначении им пенсии. Пенсии назначались не всем чинам, а только имеющим недостаточное обеспечение. Для выплаты пенсии чинам разных ведомств назначались кон­кретные суммы и указывались их источники. Так как размеры пенсионного фонда были ограничены, а пенсии назначались в соответствии с размерами жалования чиновников, то многим просителям го­дами приходилось ожидать «вакации». Она могла образоваться в результате смерти пенсионера при отсутствии у него вдовы и несовершеннолетних детей или из–за неявки пенсионера за пенсией больше года.