Файл: Сборник задач по генетике с решениями Издательство "Лицей" Оглавление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 595

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава V. Взаимодействие неаллельных генов
Проявление одного признака может определяться двумя и более парами генов (комплементарность
и полимерное наследование) и, наоборот, одна пара генов может влиять на проявление нескольких признаков (множественное действие генов). Кроме того, одни гены могут подавлять действие дру- гих (эпистаз). Все эти явления получили общее название взаимодействие генов.
При взаимодействии двух пар генов вероятность появления организмов каждого фенотипа опреде- ляется различными сочетаниями двух пар генов, участвующих в развитии признака. Так же, как и в случае дигибридного скрещивания, эти сочетания можно оценивать с помощью решетки Пеннета. В большинстве случаев различные соотношения фенотипов при скрещивании дигетерозигот образова- ны из соотношения 9:3:3:1 путем сложения отдельных элементов, например, расщепление 9:7 при комплементарном наследовании может быть представлено как 9:(3+3+1).
При решении задач такого типа следует обращать внимание на то, сколько классов фенотипов и в каком количественном соотношении образуется при скрещивании особей с различными генотипами.
Темы главы V
1. Комплементарность
2. Полимерное действие генов
3. Эпистаз
Ответы и решения
1. Комплементарность
Развитие признака может определяться не одной, а двумя или более парами неаллельных генов, рас- полагающимися в разных хромосомах. Если хотя бы одна пара находится в гомозиготном рецессив- ном состоянии, то признак не развивается или отличен от доминантного.
С биохимической точки зрения зачастую это может быть связано с тем, что развитие признаков обычно представляет собой многостадийный процесс, каждый этап которого контролируется от- дельным ферментом (информация о ферменте находится в определенном гене). Если хотя бы один ген находится в рецессивном состоянии, то синтезируется измененный фермент, реакция не идет, и конечный продукт не образуется: ген
A
B
C
D фермент
E1
E2
E3
E4



↓ реакции S1 → S2 → S3 → S4 → P (признак)
Расщепление при скрещивании дигетерозигот при комплементарном наследовании обычно бывает в пропорции 9:7, 9:3:4, или 9:3:3:1, 9:6:1 (часть особей с минимальным выражением признака 7/16,
4/16 и 1/16).

Задача 5-1
У душистого горошка окраска цветов проявляется только при наличии двух доминантных генов А и
В. Если в генотипе имеется только один доминантный ген, то окраска не развивается. Какое потом- ство F
1
и F
2
получится от скрещивания растений с генотипами ААbb и ааВВ?
Решение
1. Генотип исходных растений известен по условию задачи. Они гомозиготны и будут давать один тип гамет, которые можно объединить единственным образом. Потомство F
1
будет еди- нообразно по генотипу (АаВb) и фенотипу (розовые цветы):
Схема скрещивания
Р
♀AAbb белый
×
♂aaBB белый
гаметы
Ab aB
F
1
AaBb розовый
100%
2. Дигетерозиготные потомки F
1
будут давать по 4 типа гамет, которые могут комбинироваться
16 способами. Построив решетку Пеннета, можно убедиться, что организмов, одновременно имеющих доминантные гены А и В (розовые цветы), будет примерно 9/16. То есть, в F
2
будет наблюдаться расщепление по цвету в пропорции 9:7.
Схема скрещивания
F
1
♀АаBb розовый
×
♂AаBb розовый гаметы
AB
Ab aB ab
AB
Ab aB ab
F
2
A*B* розовый
9/16
A*bb aaB* aabb белый
7/16
Ответ
В F
1
все потомство будет единообразным и будет иметь розовую окраску цветов. В F
2 9/16 растений будут иметь розовые, а 7/16 – белые цветы.
Задача 5-2
Окраска цветов душистого горошка в красный цвет обусловлена двумя парами генов. Если хотя бы одна пара находится в рецессивном состоянии, то окраска не развивается. Одновременное присут- ствие в генотипе обоих доминантных генов вызывает развитие окраски. Каков генотип растений с белыми цветами, если при их скрещивании друг с другом все растения получились красного цвета?
Решение
1. Поскольку потомство F
1
имело окрашенные цветки, то в его генотипе присутствуют оба до- минантных гена А и В.
2. Все потомство единообразно, следовательно, скрещивались гомозиготные особи.
3. Родители имели неокрашенные цветки, значит, они не могут нести оба доминантных гена.
4. Генотип родителей не может быть одинаковым (иначе потомство было бы таким же, то есть имело бы неокрашенные цветки).
5. Этим условиям удовлетворяет только тот вариант, когда у одного родителя генотип ААbb, а у другого – ааВВ.
Схема скрещивания
Р
♀АAbb белый
×
♂aаBB белый гаметы
Ab aB aB
F
1
AaBb красный
100%
Задача 5-3
При скрещивании двух растений тыквы со сферической формой плодов получено потомство, имею- щее только дисковидные плоды. При скрещивании этих гибридов между собой были получены рас- тения с тремя типами плодов:
9 частей – с дисковидными плодами,
6 частей – со сферической формой плодов,


1 часть – с удлиненными плодами.
Какая закономерность наблюдается в данном случае? Каковы генотипы родителей и потомства?
Решение
1. Потомство F
1
отличалось от родителей и было единообразным, следовательно, оно является гетерозиготным, а исходные особи были гомозиготными.
2. Исходные особи должны отличаться по генотипу друг от друга, так как при одинаковом гено- типе их потомство не отличалось бы от них. Это указывает на то, что в данном случае имеет место комплементарное взаимодействие генов. Генотип родительских особей – ААbb и ааВВ, а потомства F
1
– АаВb (см. решение задачи 5-2).
3. Таким образом, форма плодов определяется двумя парами генов. Если обе пары находятся в доминантном состоянии (генотипы ААВВ, АаВb, ААВb или АаВВ), то форма плодов диско- видная. Если в доминантном состоянии находится только одна пара генов (генотипы ААbb,
Ааbb, ааВВ или ааВb), – форма плодов сферическая.
4. Расщепление в потомстве F
2
(9:6:1) отличается от расщепления 9:7, обычно наблюдаемого при комплементарном взаимодействии. 1/16 часть растений имела плоды удлиненной формы.
Это может быть только в том случае, если генотип таких особей – ааbb, то есть оба гена нахо- дятся в рецессивном состоянии.
5. Анализ решетки Пеннета подтверждает полученные результаты.
Задача 5-4
Среди ферментов, участвующих в образовании хлорофилла у ячменя, имеется два фермента, отсут- ствие которых приводит к нарушению синтеза этого пигмента. Если нет одного из них, то растение становится белым, если нет другого – желтым. При отсутствии обоих ферментов растение также бе- лое. Синтез каждого фермента контролируется доминантным геном. Гены находятся в разных хро- мосомах. Какое потомство следует ожидать при самоопылении гетерозиготного по обоим генам яч- меня?
Задача 5-5
У кукурузы нормальный рост определяется двумя доминантными неаллельными генами. Гомозигот- ность по рецессивным аллелям даже одной пары генов приводит к возникновению карликовых форм.
При скрещивании двух карликовых растений кукурузы выросли гибриды нормальной высоты, а при скрещивании этих гибридов в их потомстве было получено 812 нормальных и 640 карликовых рас- тений. Определить генотипы родителей и потомков.
Задача 5-6
У норки известно два рецессивных гена – р и i, гомозиготность по каждому из которых, или по обо- им одновременно, обуславливает платиновую окраску меха. Дикая коричневая окраска получается при наличии обоих доминантных аллелей Р и I. При каком типе скрещивания двух платиновых норок все их потомство будет коричневым?
Задача 5-7
При скрещивании двух карликовых растений кукурузы получено потомство нормальной высоты. В
F
2
от скрещивания потомства первого поколения было 452 растения нормальной высоты и 352 – кар- ликовых. Предложите гипотезу, объясняющую эти результаты.
Задача 5-8
В двух цветоводческих хозяйствах, не связанных друг с другом, длительное время разводили чистые линии душистого горошка с белыми цветами. Какое потомство можно ожидать от скрещивания этих двух чистых линий?
Задача 5-9
Окраска шерсти у кроликов определяется двумя парами генов, расположенных в разных хромосомах.
При наличии доминантного гена С доминантный ген А другой пары обуславливает серую окраску

шерсти, рецессивный ген а – черную окраску. В отсутствии гена С окраска будет белая. Крольчата какого цвета получатся от скрещивания серых дигетерозиготных кроликов?
Задача 5-10
Окраска бобов может быть пурпурной, желтой и белой. Под действием гена А неокрашенное соеди- нение переводится в пурпурный пигмент. Ген В вызывает превращение пурпурного вещества в жел- тое. Какое потомство получится от скрещивания растений с генотипами АаВb и ааВВ?
Задача 5-11
Для получения окрашенных луковиц необходимо наличие у растений лука доминантного гена С.
При гомозиготности по рецессивному аллелю с получаются бесцветные луковицы. При наличии до- минантного гена С вторая пара аллелей определяет цвет луковицы – красный (R) или желтый (r).
Краснолуковичное растение было скрещено с белолуковичным. В потомстве были растения с крас- ными, желтыми и бесцветными луковицами. Определить генотипы скрещиваемых растений. Какое расщепление по фенотипу произошло в потомстве? Какое расщепление было бы в потомстве, если бы обе исходные особи были красного цвета?
Задача 5-12
У лука ген R определяет красную окраску чешуй, а ген r – желтую. Любая окраска проявляется толь- ко при наличии в генотипе доминантного гена С, при его отсутствии чешуи имеют белую окраску.
Определить генотипы исходных форм луковиц с белыми и красными чешуями, если все гибридные луковицы имели красную окраску чешуй.
Задача 5-13
От скрещивания белых и серых мышей в потомстве F
1
все особи были черными, а в F
2
было 77 чер- ных, 37 серых и 45 белых мышей. Как наследуется окраска у этих мышей? Определить генотипы ро- дителей и потомков.
Задача 5-14
Собаки породы кокер-спаниель при генотипе А*В* имеют черную масть, при генотипе А*bb – ры- жую, при генотипе ааВ* – коричневую, а при генотипе ааbb – светло-желтую. При скрещивании чер- ного кокер-спаниеля со светло-желтым родился светло-желтый щенок. Какое соотношение по масти следует ожидать от спаривания того же черного спаниеля с собакой одинакового с ним генотипа?
2. Полимерное действие генов
При полимерном наследовании развитие одного признака контролируется несколькими парами ге- нов, расположенных в разных хромосомах. Чем больше генов находится в доминантном состоянии, тем ярче выражен признак.
Полимерное действие лежит в основе наследования количественных признаков и играет важную роль в эволюции.
Например, степень пигментации кожи определяется двумя парами (на самом деле – большим коли- чеством) генов. В соответствии с этим по данному признаку людей можно условно разделить на 5 фенотипов: негры (ААВВ), темные мулаты (ААВb или АаВВ), средние мулаты (АаВb, ааВВ или
ААbb), светлые мулаты (Ааbb или ааВb) и белые (ааbb).
Задача 5-15
Сын белой женщины и негра женится на белой женщине. Может ли ребенок от этого брака быть темнее своего отца?
Задача 5-16
Какой фенотип потомства будет: а) от брака негра и светлой мулатки; б) от брака белого и темной мулатки?
Задача 5-17


Какое потомство получится от брака: а) двух средних гетерозиготных мулатов; б) двух средних гомозиготных мулатов?
Задача 5-18
Два средних мулата имеют двух детей-близнецов: черного и белого ребенка. Можно ли установить генотипы родителей?
Задача 5-19
От брака среднего мулата и светлой мулатки родилось много детей, среди которых оказалось по 3/8 средних и светлых мулатов и по 1/8 – темных мулатов и белых. Каковы возможные генотипы роди- телей?
Задача 5-20
Может ли у одной пары родителей родиться двое детей-близнецов, один из которых белый, а другой
– негр?
3. Эпистаз
Эпистазом, или противоположным действием генов, называется явление, при котором ген одной аллельной пары (супрессор) в доминантном состоянии может подавлять развитие признака, контро- лируемого другой парой генов.
В случае эпистаза при скрещивании дигетерозигот в потомстве наблюдается расщепление в соотно- шении 13:3 или 12:3:1.
Задача 5-21
При скрещивании растений одного из сортов тыквы с белыми и желтыми плодами все потомство F
1
имело белые плоды. При скрещивании этого потомства между собой в их потомстве F
2
было получе- но:
204 растения с белыми плодами,
53 растения с желтыми плодами,
17 растений с зелеными плодами.
Определить возможные генотипы родителей и потомства.
Решение
1. Потомство F
1
единообразно. Это указывает на то, что родители были гомозиготны, и признак белой окраски доминирует.
2. Гибриды первого поколения F
1
гетерозиготны (получены от родителей с разным генотипом и имеют расщепление в F
2
).
3. Во втором поколении имеется три класса фенотипов, но расщепление отличается от расщеп- ления при кодоминировании (1:2:1) или при комплементарном наследовании (9:6:1, 9:3:4, 9:7 или 9:3:3:1).
4. Предположим, что признак определяется противоположным действием двух пар генов, при- чем особи, у которых обе пары генов находятся в рецессивном состоянии (ccjj), отличаются по фенотипу от особей, у которых действие гена не подавляется. Расщепление в потомстве
12:3:1 подтверждает это предположение.
Ответ
Генотипы родителей – ССjj и ссJJ, потомства F
1
– СсJj.
Задача 5-22
У кур породы леггорн окраска перьев обусловлена наличием доминантного гена С. Если он находит- ся в рецессивном состоянии, то окраска не развивается. На действие этого гена оказывает влияние ген I, который в доминантном состоянии подавляет развитие признака, контролируемого геном С.
Какое потомство получится от скрещивания дигетерозиготных по этим генам кур породы леггорн?
Задача 5-23