Файл: 2. 3 Анализ результатов опытноэкспериментальной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Я-сообщение предполагает выражение педагогом своих эмоциональных переживаний в словесной форме при выполнении ребенком определенных действий. В результате этого процесса ребенок способен к осознанию собственных поступков, проведению самоанализа собственной деятельности и ее коррекции в соответствии с нормами поведения.

Ты-сообщение подразумевает выражение педагогом собственной точки зрения и состоянии ребенка в определенной ситуации, то есть преподаватель как бы ставит себя на место учащегося. Учитель описывает чувства ребенка, переживания. При этом необходимо найти правильное объяснение этому поступку.

Позитивное объяснение представляет собой объяснение какой-либо ситуации с положительной точки зрения, подбором мотивирующих аспектов этой ситуации [7].

А.Г. Ковалев считает, что поддержка усилий ребенка выражается в создании ситуации успеха, подкреплении веры ребенка с свои силы и возможности, развитии умений проводить позитивный самоанализ деятельности, коррекцию недостатков в поведении. При этом необходимо сделать упор на положительные качества личности ребенка и провести подкрепление этих качеств. При позитивной поддержке используются такие приемы, как объяснение, что хорошо плохо; что важно [19].

По мнению Н.Н. Деменевой технология позитивной оценки предполагает оценивание действий, поступков ребенка, личностных качеств. При этом нельзя оценивать личность ребенка в целом, так как это может привести к завышению или занижению самооценки. Педагогическая оценка направлена, главным образом, на усвоение норм и правил принятых в обществе, ориентацию в какой-либо деятельности, развитие умений выходить из проблемных ситуаций и решать поставленные перед школьником задачи, предполагает коррекцию поведения в необходимом направлении [12].

Главной особенностью осуществления педагогической оценки является ее субъективность, то есть оценка деятельности и качеств личности ребенка дается исходя из ситуации.

Б.Г. Ананьев выделяет два вида педагогической оценки:

- открытая – педагог явно выражает свое мнение о поступке ребенка, указывая на недостатки и давая четкие указания на дальнейшее поведение (одобрение или неодобрение, похвала, порицание, награда, наказание, поощрение).

- скрытая оценка – педагог не дает прямых указаний на дальнейшие поступки, а дает ребенку право самостоятельно оценить свои действия и принять решение (объяснение «что хорошо, что плохо», минимум наказаний, минимум запретов и т.д.) [1].,


Зачастую в учебном взаимодействии возникают конфликтные ситуации. В словаре по конфликтологии под конфликтной ситуацией понимаются различного рода противоречия между субъектами, а также противоречие с самим собой [38].

П.В. Морозов подразделяет все конфликтные ситуации на две группы: пустые и содержательные.

Пустые конфликты предполагают наличие нарушенного эмоционального состояния одного субъекта и их игнорирование другими. Для решения данного конфликта от педагога нужна соответствующая реакция в виде понимания, сочувствия. Необходимо всего лишь дать возможность ребенку остаться наедине с собой, успокоиться.

Содержательные конфликты характеризуются эмоциональным напряжением между индивидами или группами, нарушением взаимодействия между ними, отстаиванием точек зрения зачастую переступив через нормы морали [31].

Разрешение такого конфликта требует от учителя специальных знаний методов и умений их использовать в конкретной конфликтной ситуации.

Н.В. Гришина выделяет современные методы разрешения конфликтных ситуаций в процессе учебного взаимодействия:

- компромисс – соглашение между субъектами конфликта, предполагающее взаимные уступки;

- третейский суд – задействование третьего лица для разрешения проблемы, своеобразный суд, построенный на выслушивании точек зрения конфликтующих сторон и принятии общего решения проблемы;

- юмор – переигрывание конфликта в юмористической форме, при котором проблема переводится в шутку (использует редко);

- признание право на несогласие – способ разрешать конфликта, при котором обе стороны остаются при своем мнении, но спор улаживается [11].

Таким образом, на основе теоретического анализа материала формирования системы позитивного отношения в младшем школьном возрасте как педагогической проблемы можно сделать вывод, что данная проблема является достаточно изученной: описано понятие позитивное отношение в учебном взаимодействии, факторы, признаки, условия и формы реализации. Вместе с тем, теоретический анализ проблемы формирования позитивного отношения в учебном взаимодействии у учащихся показал, что наиболее успешная реализация намеченных социальных требований возможна лишь в процессе инновационного обучения, предполагающего свободный выбор форм, видов учебной деятельности, сотрудничество, внутреннее раскрепощение для творческой совместной деятельности.


1.3. Педагогические условия, способствующие формированию у детей младшего школьного возраста позитивного отношения в учебном взаимодействии
На современном этапе развития образования большое внимание среди педагогов уделяется разработке педагогических условий формирования позитивного отношения в учебном взаимодействии среди школьников и студентов. Однако в педагогической литературе представлено небольшое количество информации по формированию у детей младшего школьного возраста позитивного отношения в учебном взаимодействии.

Тем не менее проанализировав научную литературу можно выделить три группы педагогических условий формирования у младших школьников позитивного отношения в учебном взаимодействии.

Первую группу условий составляют те, которые предполагают актуализацию знаний, умений и навыков, полученных в дошкольном возрасте. Соблюдение данных условий при формировании у младших школьников позитивного отношения в учебном взаимодействии предполагает опору на уже имеющийся субъективный опыт детей при построении коллективных взаимоотношений, особенностей регуляции собственной деятельности. Дошкольный возраст характеризуется становлением предпосылок к учебному взаимодействию, так как именно в этом возрасте вырабатываются навыки общения, этические нормы и правила, формируется произвольное поведение, чувство коллективизма [28].

Д.Б. Эльконин считает, что главную роль в формировании коллективных отношений в дошкольном возрасте выполняет игра, а в младшем школьном возрасте их использование способствует формированию позитивных отношений в учебном взаимодействии [44].

В начальной школе процесс обучения должен строиться на поддержке стремлений учащихся к самостоятельному выстраиванию положительных отношений с учителем и сверстниками на основании коммуникативных навыков, сформированных в дошкольном возрасте. Главным условием развития позитивного отношения в учебном взаимодействии является быстрая и полная адаптация к школе. Для этого учитель должен, прежде всего, быть ознакомлен с методами работы в дошкольном учреждении, чтобы на их основе выстроить учебное взаимодействие в школе, замотивировать учащихся на процесс обучения, сформировать интерес к школе и желание учиться и взаимодействовать с педагогами и одноклассниками.


Е.Ю. Аншукова считает, что процесс формирования позитивного отношения в учебном взаимодействии важно начинать формировать еще в дошкольном возрасте. Для этого важно выстраивать взаимодействие между школой и дошкольным образовательным учреждением при помощи использования таких форм работы, как экскурсии в школу, совместные выставки поделок и рисунков, участие в проектно-исследовательской деятельности, организация игровых программ и праздников для воспитанников ДОУ и младших школьников, проведение совместных спортивных мероприятий, посещение дошкольниками адаптационного курса занятий по подготовке к школе [2].

Вторая группа условий по формированию у младших школьников позитивного отношения в учебном взаимодействии связана с организацией учебного взаимодействия в процессе общения школьников. Выполнение данной группы условий предполагает организацию содержательного взаимодействия между школьниками, проведения рефлексии этой деятельности, обогащение опыта межличностного взаимодействия.

Е.В. Коротаева предлагает проводить работу по формированию позитивного отношения в учебном взаимодействии в следующих направлениях:

- этика вербального обращения, которая направлена на укрепление радостных ожиданий учеников при неприемлемости авторитарного стиля общения;

- стимулирующее общение предполагает выработку мотивации при помощи использования доброжелательных фраз, восхищения;

- доверие ученику подразумевает подачу просьбы ученикам, при этом выражается доверие всему классу и у учащихся формируется умение положительно взаимодействовать с другими людьми, строить эти взаимодействия на основе учета общих интересов, формирование умений слушать и слышать всех участников взаимодействия, строить связные высказывания, принимать трудные решения [21].

Для формирования у младших школьников позитивного отношения в учебном взаимодействии связанного с организацией учебного взаимодействия в процессе общения школьников целесообразно использовать следующие методы организации учебно-воспитательного процесса: метод «Учимся вместе», метод «Пила», метод «Сова».

Метод «Учимся вместе» предполагает деление большой темы на отдельные задания, которые выполняются по группам учащимися, а в дальнейшем проводится общее обсуждение [10].

Метод «Пила» подразумевает изучение в группе отдельных фрагментов общего задания индивидуально, то есть деление материала на части внутри группы. После этого школьники из разных групп
, изучающие один и тот же фрагмент учебного материала обсуждают его между собой, а в дальнейшем рассказывают свой фрагмент в своей группе по очереди. Плюсом этого метода является то, что каждый добросовестно изучает свой материал и доносит до сведения других участников группы, то есть итоговая оценка зависит от каждого члена группы [5].

Метод диалога в групповом учебном взаимодействии предполагает деление объемной темы на подтемы, излучающиеся отдельными группами. В группе подтема делится на отдельные задания для каждого участника. В дальнейшем происходит обсуждение тем в форме диалога внутри группы, а далее между всеми группами по воссозданию объемной темы. При этом обсуждение проходит в форме диалога, что формирует у младших школьников критическое мышление, умения анализировать информацию и выделять главное, развивает коммуникативные навыки, формирует умения принимать решения [8].

Метод «Сова» имеет исследовательский характер и предполагает работу нескольких групп над одним и тем же текстом, но при выполнении различного рода заданий. Данный метод чаще всего используется при закреплении изученного материала [22].

Третья группа условий формирования позитивного отношения в учебном взаимодействии у младших школьников связана с педагогической деятельностью и профессиональными качествами учителя. Единым мнением всех педагогов является то, что учитель выполняет главную роль в формировании положительного отношения в учебном взаимодействии. В процессе учебного взаимодействия деятельность учителя направлена на развитие мотивации, инициативности, внутренних сил ребенка.

Современное образование предъявляет к педагогическим умениям учителя повышенные требования не только в области формирования знаний , умений и навыков у учащихся, но и к умениям организации учебного взаимодействия в целом. Среди них можно выделить понимание учителем социокультурных условий учебного взаимодействия; знание и умение использовать позитивные формы взаимодействия; отношение к ученикам, как к субъектам образовательного процесса; умение выстраивать собственную стратегию учебного взаимодействия на основе индивидуальности каждого ребенка; принимать свою роль организатора учебного взаимодействия; способствование развитию коммуникативных навыков младших школьников. Следовательно, формирование у младших школьников позитивного отношения в учебном взаимодействии требует от педагога специальной подготовки [13].