Файл: ВОПРОСЫ РУССКИЙ.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 4348

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Словообразовательный тип (способ), который не дает новообразований в современном русском языке, называется непродуктивным.

Например, тип прилагательных на -ат- (рога — рог-ат-ый, крыло — крыл-ат-ый) не может считаться продуктивным, несмотря на сравнительно большое количество слов такого образования в русском языке, так как он ограничен в производящих основах кругом существительных — названий частей тела человека и животного и не может давать новообразований.



Словообразовательный тип — одно из центральных понятий словообразования.

Таким образом, в словообразовательной системе русского языка наблюдается определенная иерархия единиц классификации производных слов:

  • морфонологическая модель — самая мелкая единица классификации производных слов;

  • словообразовательный тип — более крупная единица: тип может включать несколько морфонологических моделей;

  • словообразовательные типы, в свою очередь, объединяются в самую крупную единицу — словообразовательный способ.

  1. Понятие словообразовательного способа. Способы с точки зрения синхронии и диахронии.

Более крупную, чем словообразовательный тип, единицу классификации представляет собой способ словообразования, объединяющий ряд типов с тождественным видом форманта (префикс, суффикс и т.п.).

По академической грамматике (РГ-80, Гр.-70), способ словообразования — это единица классификации, объединяющая ряд словообразовательных типов, характеризующихся одним и тем же видом формантов.



Синхронным является морфологический способ словообразования - такой, при котором словообразовательным оператором (формантом) является морфема или морфемоид (интерфикс), а также любые их комбинации.

Для современного русского языка характерны следующие основные [п. синхронические] способы словообразования:

  • Аффиксальные:

    • суффиксация (суффиксальный способ) – присоединение суффикса к производящей основе, словообразовательный суффикс может быть не только материально выраженным, но и нулевым (выходить – выход-0, задирать – задир-0-а, синий – синь-0).

    • префиксация (префиксальный способ) – присоединение префикса к производящему слову: послезавтра, собрат, никто, невысокий, развеселый.

    • постфиксация (постфиксальный способ) – присоединение постфикса к производящему слову: учиться, какой-либо и т.п.

  • Смешанно-аффиксальные (конфиксальные):

    • префиксация в сочетании с суффиксацией (префиксально-суффиксальный способ) – одновременное присоединение префикса и суффикса к производящей основе: настенный, по-прежнему, посматривать и т.п.

    • префиксация в сочетании с постфиксацией (префиксально-постфиксальный способ) – одновременное присоединение префикса и постфикса к производящему слову: накричаться, расшуметься, завраться.

    • суффиксация в сочетании с постфиксацией (суффиксально-постфиксальный способ) – одновременное присоединение суффикса и постфикса к производящей основе: петушиться, гордиться.

    • префиксация в сочетании с суффиксацией и постфиксацией (префиксально-суффиксально-постфиксальный способ) - одновременное присоединение префикса, суффикса и постфикса к производящей основе: прибедниться, перешёптываться.

  • Способы образования слов, имеющих более чем одну мотивирующую основу:

    • сложение:

      • сложение производящей основы и производящего слова, или чистое сложение (последний компонент равен целому слову): овцебык, лесостепь, лесотундра, водостойкий, черно-белый. В состав форманта входят интерфикс, закреплённый порядок компонентов, единое ударение;

      • сложение производящих слов: плащ-палатка, диван-кровать, генерал-лейтенант;

    • сложение в сочетании с суффиксацией (материально выраженной или нулевой): ясновидец, головоломка, общегородской, лесопильня.

    • сращение: компоненты словосочетания «срастаются», сливаются в одно слово (отличается от сложения сохранением в структуре мотивированного слова синтаксической связи компонентов, входящих в мотивирующее словосочетание): близ/лежащий, ума/лишённый, долго/играющий, выше/указанный, быстро/растворимый, с/ума/сшедший, азот/содержащий и т.п. В этих словах нет интерфикса.

    • аббревиация (от лат. abbrevio – сокращаю) – образование сложносокращённых слов. Аббревиатура – существительное, образованное из усечённых слов, входящих в исходное словосочетание, или из названий начальных букв этих слов (реже из усечённых компонентов, названий начальных букв компонентов исходного сложного слова). Последний компонент аббревиатуры может быть также целым (неусечённым) словом.

  • Субстантивация

  • Адъективация


Вне аффиксальных и безаффиксных разновидностей морфологического способа находится конверсия – такой вид транспозиции, при котором в разряд существительных переходят прилагательные и причастия: душевая, мороженое, отдыхающие – то есть субстантивация, а также адъективация – переход в разряд прилагательных причастий.

Формантом при конверсии является парадигма словоизменения производящего слова, специфическое изменение ее функции, напр., в прилагательном мороженое окончание -ое, и все падежные окончания этого слова указывают на то, что это прилагательное, которое может изменяться по родам (в данном случае реализует значение ср.р.). Грамматическая пластичность позволяет такому прилагательному определять существительное любого рода: мороженое мясо, мороженая клюква, мороженый картофель. Существительное мороженое может быть только среднего рода.



В русском словообразовании несколько способов словопроизводства объединяются термином универбация.

Универбация (от лат. unus – один и verbum – слово), компрессивное словообразование, —образование слова на базе словосочетания, которому оно синонимично.

Универбация – одна из основных функций словообразовательных средств языка. В отличие от собственно номинации (называния, наименования), универбация используется не для обозначения словом нового понятия, а для однословного обозначения понятия, уже имеющего в языке устойчивое наименование, но составное, неоднословное. В явлении универбации обнаруживается общеязыковая тенденция к экономии средств выражения. Универбация в русском языке осуществляется с помощью различных способов словообразования – аббревиации, сложения (нефтескважина), субстантивации (см. примеры выше), суффиксации (Орловская область – Орловщина, сторожевой корабль – сторожевик, товарный состав – товарняк, передовая статья – передовица, азбука Морзе - Морзянка), в том числе с помощью нулевого суффикса (ультрафиолетовые лучи – ультрафиолет, синхронный перевод – синхрон).

Суффиксальная универбация характерна для разговорной речи, причём наиболее употребителен в этой функции суффикс –к(а): Третьяковская галерея – Третьяковка, зачётная книжка – зачётка, нержавеющая сталь – нержавейка и т.п. Основной объект суффиксальной универбации – определительные словосочетания, в которых определяемое слово опускается, а к основе (полной или усечённой) определяющего слова присоединяется тот или иной суффикс. От универбации следует отличать образование (также преимущественно в разговорной речи, средствами аббревиации, суффиксации) коротких слов – синонимов более длинных: заместитель – зам, телевизор – телик.



Главное отличие способа словообразования в диахроническом плане от синхронического словообразования в том, что в диахроническом словообразовании это понятие служит для ответа на вопрос, с помощью какого средства образовано производное слово, а в синхронии оно показывает, с помощью какого средства выражается словообразовательное значение.




Классификация диахронических способов по В. В. Виноградову (1951):

  • Лексико-семантический способ — это образование нового слова в результате распада многозначности до омонимии:

    • Лазящий —

      • лазящий (зоол). Способный лазить (о птицах);

      • лазящий (бот). Способный при росте цепляться за ч.-л. (о растениях).

    • Негатив —

      • негатив. Изображение, на котором светлым частям объекта соответствуют темные и наоборот.

      • негатив (разг.) Информация отрицательного свойства.

    • Марш —

      • 1марш. Способ ритмической мерной ходьбы в строю.

      • марш. Команда для начала движения в строю.

  • Лексико-синтаксический способ — создание нового слова из словосочетания в результате объединения двух или более слов без изменения их форм. Этот способ иногда называют слиянием: сумасшедший, сегодня, наверх.

  • Морфолого-синтаксический способ, или транспозиция — переход слов из одной части речи в другую без изменения звуко-буквенного состава, но с изменением значения: летом – существительное и наречие, благодаря – деепричастие и предлог, пора – существительное и категория состояния, один – числительное, частица и краткое прилагательное (Один карандаш; Один ты меня понимаешь; Я дома один).

При транспозиции относятся к синхроническим способам субстантивация и адъективация.



Разные способы словообразования играют при образовании слов разных частей речи неодинаковую роль. Так, префиксация и постфиксация наиболее развиты в глагольном словообразовании, а суффиксация и особенно сложение более характерны для именного словообразования. Наибольшее многообразие наблюдается в русском языке в сфере суффиксации.

  1. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепь. Словообразовательное гнездо. Его структура. Синтагматические и парадигматические отношения слов в гнезде.

Словообразовательная пара — комплексная единица системы словообразования, объединяющая мотивирующее и мотивированное слово (дериват) по бинарному принципу: олень – олененок.

Мотивированным является то слово, которое формально и семантически сложнее однокоренного мотивирующего (олененок семантически сложнее мотивирующего олень: оно включает компонент детеныш; формально оно тоже сложнее: включает суффикс -енок-).

Словообразовательная цепь — комплексная единица синхронного словообразования, представляющая собой ряд слов, находящихся в отношениях последовательной производности: каждое предшествующее слово является производящим для последующего: красный - краснеть - покраснеть - покраснение.

Выделяются:

  • полные словообразовательные цепи: характеризуются наличием всех необходимых элементов: зеленый - зеленеть - позеленеть;

  • неполные словообразовательные цепи: характеризуются череступенчатым словообразованием: одно из звеньев цепи пропущено, в результате чего в производном используется протяженный формант, восполняющий недостающее звено: глобальный - глобализация.


Словообразовательная парадигма — комплексная единица системы словообразования , представляющая собой объединение производных слов, имеющих одну и ту же производящую базу и находящихся на одной и той же ступени деривации.

Члены парадигмы объединены общим семантическим компонентом, но различаются:

  • формантами

  • словообразовательными значениями

Например:

синева

синь

синюха

синий синенький

синеватый

синеть

синить

синяк

От одного производящего слова образуется пучок дериватов, объединенных радиальными отношениями

В парадигму не входит производящее слово.

Наряду с конкретными, выделяются типовые словообразовательные парадигмы. Например, русские дериваты, мотивированные зоонимами, образуют парадигмы, состоящие из следующих компонентов:

  • наименование самки;

  • наименование детеныша;

  • название мяса животного;

  • название помещения или пространства, связанного с животным;

  • наименование лиц по отношению к животным;

  • уменьшительные образования;

  • уменьшительно-оценочные образования;

  • увеличительные образования;

  • притяжательные прилагательные;

  • относительные прилагательные;

  • глаголы со значением "производить на свет";

  • глаголы со значением "вести себя подобно тому, кто назван мотивирующим словом"

олениха

олененок

Олень оленина

оленевод

оленище

олений

Не все конкретные парадигмы обладают типовым набором компонентов, но использование типовой парадигмы позволяет:

  • выявить языковые лакуны – "пустые места" в словообразовательной и лексической системах;

  • определить словообразовательный потенциал различных частей речи, лексико-грамматических разрядов и лексико-семантических групп;

  • выявить дефектные парадигмы;

  • спрогнозировать появление нового слова.

Самая сложная комплексная единица словообразовательной системы — словообразовательное гнездо, в синтагматическом плане представляющее собой совокупность словообразовательных цепей, а в парадигматическом — совокупность словообразовательных парадигм. [ CITATION Шеп13 \l 1049 ]

Словообразовательное гнездо — комплексная единица системы словообразования , представляющая собой объединение производных, включающее в свой состав:

  • словообразовательные цепи;

  • словообразовательные парадигмы.

Приведем фрагмент гнезда с вершиной петь: петь → (певец, запеть – запевать – запевала, допеть, пропеть). Здесь представлены и словообразовательная цепь, и словообразовательная парадигма. В основе гнезда – вершина, представленная непроизводной единицей, которая служит базой для образования производных.

Данная единица выявляет ступенчатый характер словообразования и демонстрирует синтагматические и парадигматические отношения между однокорневыми словами для данного состояния языка.

Словообразовательные гнезда отличаются по объему:


  • нулевое гнездо, представленное одним словом: пальто.

  • слаборазвернутое гнездо, включающее вершину и одно производное: майонез – майонезный;

  • сильноразвернутое гнездо, включающее три и более слов.

  1. Словообразовательный (двухтомный) и морфемно-орфографический словари русского языка А.Н. Тихонова. Их структура, назначение и техника пользования.

Словообразовательный словарь относится к специальным лингвистическим словарям.

Задача этих словарей – выявить словообразовательную структуру наличных в языке слов, показать членение слова на морфемы.

Основной словообразовательный словарь — «Словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова в двух томах (М., 1984). (ок. 145 000 слов)

В этих словарях по алфавиту расположены непроизводные слова, к которым приведены все производные. В каждом производном слове при помощи дефисов отделен тот аффикс, посредством которого это слово образовано (обратите внимание на способ оформления слова веселье, образованного не выраженным на буквенном уровне суффиксом -у-), например:

Слова в нем расположены по гнездам, которые возглавляются исходными (непроизводными) словами разных частей речи. Слова в гнезде размещены в порядке, обусловленном ступенчатым характером русского словообразования.

Авторитетным словарем морфемного членения русских слов является «Морфемно-орфографический словарь русского языка» А.Н.Тихонова (М., 1996).

В словаре впервые интерпретируется морфемное строение значительного массива русской лексики – около 95 000 слов. Словник Словаря построен на базе словника 29-го издания "Орфографического словаря русского языка" (М., 1991).

Слова приведены в алфавитном порядке. Словарная статья содержит обычно только слово, разбитое на морфы (авто/по/груз/чик/ - вертикальная черта после слова указывает на нулевую флексию).

Однако нередко словарная статья включает и дополнительную информацию (ср.: прав/о/наруш/ени/е [й/э]).

При членении слов со связанными корнями словарная статья содержит отсылки к однокоренным словам (за/мк/ну/ть - ср. ото/мк/ну/ть).

В ряде случаев указываются варианты морфемного членения, причем в этих случаях всякий раз дается соответствующее обоснование членения (ср.: ат- лет/ическ/ий 1 - от атлет/ и атлет/ич/еск/ий 2 от атлет/ик/а).

  1. Морфология как грамматическое учение о слове. Разграничение понятий слово, лексема, словоформа. Морфологическая парадигма.

Морфология — грамматическое учение о слове (В.В. Виноградов)

— это раздел языкознания, изучающий части речи, их грамматические формы и грамматические значения.

  • Самостоятельные части речи

    • имя существительное

    • имя прилагательное

    • глагол

    • имя числительное

    • наречие

    • местоимение

    • категория состояния

    • причастие и деепричастие

  • Служебные части речи

    • предлог

    • союз

    • частица

  • Междометие

  • Модальные слова