Файл: ВОПРОСЫ РУССКИЙ.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 4267

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Морфемный анализ должен опираться на результаты словообразовательного: только поняв, как образовано слово, можно правильно расчленить его на морфы. (Очевидно, слова членимые, но непроизводные словообразовательному анализу подвергать не следует.)



План морфемного разбора

  1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).

  2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.

  3. Указать основу слова.

  4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.

  5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

Единицами морфологического анализа являются слова и морфемы.

При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме.

  1. Понятие о морфонологии. Морфонологические явления в словообразовании.

Морфонология — раздел языкознания, изучающий фонологическую структуру морфем и использование фонологических средств в морфологических целях.

Морфонология рассматривается либо как связующее звено между фонологией и морфологией и как самостоятельный, но не базисный уровень системы языка, либо как часть грамматики «предморфология», либо как область морфологии.

Другими словами, морфонология — это раздел языкознания, изучающий использование фонологических средств в словоизменении и словообразовании.

Основными единицами морфонологии считаются морфонема и субморф.

Морфонема — это совокупность фонем, которые чередуются во всех морфах одной морфемы.

Обратите внимание на морфы корневой морфемы брос- слова бросок. В словоформах брос-ок. брос ’-и(ть), брош-у, вы-брас-ыва(ть) корневая морфема выступает в морфах брос-, брос'-, брош-, брас-, где представлены две морфонемы: 1 - {с - с' - ш}; 2 - {о - а}.

Субморф — часть корня, внешне похожая на аффикс, но не имеющая своего значения и поэтому не вычленяемая в качестве самостоятельного элемента морфемной структуры слова: -ак в колпак, табак (ср.: рыбак, резак), -ец в венец, огурец (ср.: зубец, резец), -ок в кубок, чулок (ср.: грибок, дубок) и др. Субморфы представляют интерес для морфонологии, поскольку в них наблюдаются те же чередования, что и в омонимичных им аффиксах; ср.: венец — венца — венчик и зубец — зубца — зубчик.

Семантически субморф неотделим от морфа, составляет его часть, участвует в выражении значения, свойственного морфу в целом, однако в плане морфонологическом субморф отделяется от «материнского» морфа и приобретает самостоятельность. Субморф - единица более низкого, чем морф, уровня. Субморфы выделяются лишь потому, что существуют общие с ними по формальному составу морфы, с которыми их роднят одинаковые чередования.


Итак, основная задача морфонологии - приспособление морфем друг к другу. Приспосабливаться друг к другу морфемы могут благодаря:

  • морфонологическим чередованиям;

  • интерфиксальным вставкам (сея-(л)-ка (т.к. -к(а) не может присоединяться к основе на гласный), пе-(в)-ец, лес-(о)-степь);

  • наложению морфем ([при- + -иду] = приду);

  • усечению морфем (пальто + -ишк(о) = пальтишко, бегать + -ун = бег-ун).

В производном слове на границе стыка производящей основы и словообразовательного(ых) аффикса (ов) может происходить в основном четыре вида взаимоприспособлений (морфонологических явления) этих двух соединяющихся частей:

  • чередование фонем;

  • наложение морфов;

  • усечение производящей основы;

  • интерфиксация.

(буквально то же и самое, что и выше)

  1. Словообразование синхронное и диахроническое. Изменения в морфологической структуре слова.

Различают синхронное и диахроническое словообразование.

Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без учёта этимологической ситуации.

При синхронном словообразовании для того чтобы установить производную и производящую основы, нужно ответить на вопрос: какая из двух однокоренных основ более простая по форме и по смыслу (производящая), а какая более сложная (производная).

Диахроническое (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами.

При диахроническом словообразовании для того чтобы установить производность слова и, следовательно, определить, какое из сравниваемых родственных слов послужило базой для образования другого, то есть какое имеет производящую основу, а какое — производную, надо изучить конкретную историю этих слов и выяснить, какое из них более раннее, а какое более позднее, какое из слов исторически образовано от другого.

Все изменения, наблюдающиеся в словообразовательной структуре слова, можно разбить на классы в соответствии с языковыми процессами, вызвавшими эти изменения — это процессы

  • опрощения,

Опрощение (или интеграция) — языковой процесс, в результате которого слово с производной основой изменяется в слово с непроизводной основой.

Иначе говоря, потеря основой способности члениться.

Этот словообразовательный процесс неразрывно связан с утратой словом прежних смысловых связей, в результате чего слово из мотивированного названия того или иного объекта действительности становится немотивированным. Так, слово щетка исторически образовано от щеть 'щетина', но в современном русском языке слово щетка является непроизводным.

Причины:

  • потеря производящей основы в современном русском языке. Ср.: перстень (исторически выделялось слово перст - палец), говядина (от ист. говядо - крупный рогатый скот).

  • нарушение семантических и словообразовательных связей между производящей и производной основами. Ср.: сорочка (от сорок - мешок), кольцо (от коло - круг).

  • различные фонетические изменения: обоняние (от обвоняние).


Чаще всего процесс опрощения происходит в трех позициях:

  • между корнем и приставкой: переполох (от полохъ 'испуг, тревога');

  • между корнем и суффиксом: дворец (от дворъ - дом);

  • между корнем и окончанием: дотла (путем слияния предлога до с формой род. п. ед.ч. от тьло - «почва, пол, основание»).

В процессе опрощения можно наметить две основные ступени, резко противопоставленные друг другу: опрощение полное и неполное.

Полное опрощение — это потеря основами слов способности члениться на морфемы, в результате чего основа предстает как основа с чистым корнем.

Разложить такого рода основы на значимые части можно только с помощью глубокого и всестороннего этимологического анализа, привлекая сравнительно-исторические данные.

При неполном опрощении новые непроизводные основы сохраняют прежнюю членимость (ср. ведьма от въдь 'знание'). Вместе с тем попутно отметим, что на практике при установлении членимости в этих случаях часто смешиваются словообразовательная и этимологическая точки зрения.

  • переразложения,

Переразложение (переинтеграция) — это перераспределение морфем внутри слова при сохранении его членимости.

В отличие от опрощения переразложение не меняет характера основы, это только перераспределение словообразовательных аффиксов в структуре слова.

Рассмотрим слово крохотный. В современном языке в его составе выделяются свободный корень крох, нерегулярный суффикс -отн-, флексия -ый. С исторической точки зрения прилагательное было образовано от вышедшего позднее из употребления в литературном языке существительного крохоть, соответственно в морфемной структуре слова крохотный выделялись два разных суффикса: -от- и -н-, которые позже слились в один.

Причины:

  • выход из употребления соответствующей данному слову производящей основы при сохранении в языке других родственных образований: мал-ютка (ср.: малют-ка от малюта - малыш).

  • аналогия: влияние морфемной структуры слов более продуктивных типов: так, существительное грешник, фактически образованное от прилагательного гръшьнъ, стало восприниматься как производное от глагола грешить (или существительного грех) под влиянием отглагольных (или отсубстантивных) образований, например: насмешник, шкодник, шутник.

В отдельных случаях в результате переразложения возникают не новые варианты существующих словообразующих морфем, а новые морфемы, харастеризующиеся своими особыми значениями, например некоторые глагольные префиксы: обес- на месте префиксов о- и бес- (ср. обессилеть), распре- на месте префиксов рас- и пре-(ср. распределить).

  • усложнения основы,

Усложнение (редеривация, рекомпозиция) — явление, противоположное опрощению, то есть ранее непроизводная основа становится производной.

Так, существительное ехидна, которое в современном русском языке имеет членимую основу (ср. ехид-н(ый), ехид-ств(о)), прежде было нечленимым.


Причины, приводящие к усложнению, таковы:

  • в большинстве случаев непроизводная основа оказывается производной при заимствовании слов из других языков. Ср. зонтик (от голландское zondek - покрышка от солнца).

  • народная этимология (стремление обычных, лингвистически не искушенных людей по-своему мотивировать неизвестное слово). Так, русское слово поль-ка 'вид танца' - от чешского polka соотносят со словами поляк, польский.

  • аналогия: фляж-ка (ср. польск. Flaszka - 'фляга') по аналогии с книжка - книга.

  • фонетические процессы (звуковые изменения): кол-о-ть от kolti / ko-loti.

Процесс усложнения чаще всего наблюдается не в исконно русских, а в иноязычных словах и протекает в них в результате установления между словами семантико-словообразовательных отношений.

Благодаря усложнению русский язык обогащается иноязычными суффиксами и приставками, что также способствует развитию языка.

  • декорреляции,

Декорреляция (от лат. decorrelatio - несоотношение, потеря связи)— изменение характера или значения морфемы при том же числе и порядке следования морфем.

Этот процесс не внешний, а внутренний, то есть количество морфем и их границы в слове не меняются, изменение происходит внутри самой морфемы.

Причины, приводящие к декорреляции:

  • внутренние морфологические и словообразовательные: ночью (окончание превратилось в суффикс в результате перехода имени существительного в наречие).

  • аналогия: полицай (немецкое polizei - полиция), суффикс «учреждения -ай выделяется по аналогии со словом «негодяй». Суф. -яй приобрел значение «лицо»; суффикс -ш(а), имевший раньше лишь значение «жена» (в генеральша, султанша), развил значение женского пола (призерша, лифтерша и др.).

  • диффузии

Диффузия (наложение, аппликация, интерференция) — взаимопроникновение морфем при одновременном сохранении ими четкой самостоятельности и особенности значимых частей слова. Явление диффузии часто затрудняет разбор слова по составу.

Причиной диффузии являются различные звуковые изменения (прежде всего стяжение одинаковых гласных или согласных): приду (диффузия возникла в результате стяжения в один звук двух и (ср. в др. русском языке при- иде). Ср.: разевать (наложение приставки на корень), пнуть (наложение суффикса на корень), лесосибирский (наложение суффикса со значением «относящийся» на суффикс с предметным значением, лиловатый (наложение суффикса на корень).

  • замещения морфем.

В результате данного процесса морфемный состав производной основы в количественном отношении остается прежним, меняется лишь одно из звеньев словообразовательной цепочки, но тем самым и словообразовательная структура слова в целом.

Причины, приводящие к замещению:

  • народная этимология: бесталанный, образованное при помощи суффикса -н- от предложно-падежного сочетания без талана - без счастья. Под влиянием прилагательного бесталантный слово бесталанный получило значение «не имеющий таланта, бездарный». Ошибочное с генетической точки зрения употребление этого слова превратилось уже в нормативное: основа - талан- в бесталанный оказывается фонетическим вариантом основы - талант-.

  • аналогия: наблюдается процесс падения гласных: рва, льда вместо рова, леда.


Для изучения современного словообразования знание перечисленных явлений чрезвычайно важно. Их рассмотрение убеждает в том, что при установлении морфемной структуры слова необходимо опираться только на реально существующие в настоящее время формально-смысловые отношения между родственными словами, а не на данные предшествующих эпох в развитии языка.

  1. Понятие словообразовательного типа. Признаки, объединяющие производные слова в единый СТ. Бинарность структуры любого производного слова. Тип – важнейшая классификационная единица словообразовательной системы.

Словообразовательный тип — совокупность производных слов, объединяемых тождеством части речи, к которой они принадлежат, и части речи их производящих, единством словообразовательного средства (форманта) и словообразовательного значения.

— класс производных основ (слов), образованных по одной схеме.

Эта схема учитывает: [п. «признаки, определяющие СТ»]

  • частеречную принадлежность производящей и производной основы,

  • способ и средство словообразования,

  • словообразовательное (деривационное) значение.

Так, С. Т., к к-рому относятся слова учитель, водитель, строитель, м. б. определен следующим образом: отглагольные существительные, образованные суффиксальным способом при помощи суффикса -тель с деривационным значением "производитель действия, названного мотивирующим глаголом".

Производное слово имеет бинарную структуру.

Рассмотрим, например, слово рассказывание. С точки зрения морфемного состава в нем выделяются 5 морфов. Со словообразовательной же точки зрения в структуре этого слова различаются два составляющих его компонента: основа слова, от которой образован данный дериват {рассказывает^, и средство, при помощи которого он образован (суффикс -ни/). Структура производного, таким образом, всегда бинарна (двухкомпонентна). В ней выделяется производящая база и словообразовательный формант, или дериватор.

Производящая база — это основа мотивирующего слова или все мотивирующее слово в целом, ср.:

сеять -> сеятель; реять, —> засеять;

терпеть —> терпение; радовать, —> радоваться.

Производящая база может быть представлена и основами нескольких слов: голый лёд —> гололёд



Словообразовательный формант (дериватор) — наименьшее в формальном и семантическом отношении средство, которым производное слово отличается от производящего.



Продуктивным является тот тип (способ) словообразования, который служит образцом для образования новых слов в современном русском языке.

Например, большой степенью продуктивности обладает тип существительных на -ость-у образованных от качественных прилагательных (стойкость, вдумчивость), так что даже возможно образование таких существительных от относительных прилагательных, ср.' русскость (В.‘ Солоухин). Продуктивны в современном русском языке образования существительных с нулевым суффиксом: интимныйинтим, изысканный — изыск.