Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 396

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
циалистам соответствующих областей знаний

- выявить общие закономерности системы;

- проанализировать внеш­ние и внутренние факторы, влияющие на ее развитие и формирование целей;

- определить источники этих факто­ров;

- проанализировать высказывания ведущих специали­стов в периодической печати, научных публикациях и других источниках научно-технической информации;

- соз­дать вспомогательные информационные фонды (лучше автоматизированные), способствующие решению соответ­ствующей проблемы.

В последнее время понятие сценария все больше расширяется в направлении как областей применения, так и форм представления и методов их разработки: в сценарий вводятся количественные параметры и уста­навливаются их взаимозависимости, предлагаются мето­дики подготовки сценария с использованием ЭВМ (ма­шинных сценариев), методики целевого управления подготовкой сценария.

Сценарий позволяет создать предварительное пред­ставление о проблеме (системе) в ситуациях, когда не удается сразу отобразить ее формальной моделью. Но все же сценарий — это текст со всеми вытекающими по­следствиями (синонимия, омонимия, парадоксы), свя­занными с возможностью неоднозначного его толкова­ния разными специалистами. Поэтому такой текст сле­дует рассматривать как основу для разработки более формализованного представления о будущей системе или решаемой проблеме.
5.6. Логико-интуитивные методы исследования
Метод тестирования

В последнее время в различных сферах деятельности широкое распространение получил метод тестирования. Первоначально в зарубежной практике с помощью тестов, т.е. комплекса определенных заданий стандартной формы, проводились испытания психического состояния, умственного развития, способностей, волевых и других свойств личности отдельного человека или социальной группы лю­дей. Затем сфера метода тестирования расширилась, его начали применять для определения не только психофизических состояний и особенностей людей, но и при проведении исследований СУ, различного рода экспериментов. Особенно популярным тестирова­ние стало в образовании. В управлении при помощи тестов иссле­дуют, например, проблемы, связанные с определением квалифика­
ции и аттестации персонала, распределением функций управления и ресурсов, выбором стиля управления и т.п.

Тест в переводе с английского языка (test) — испытание, мери­ло, критерий, в медицине — исследование, проба, анализ, в химии — реакция, реактив. В зависимости от сферы деятельности человека тест представляет собой:

  • удовлетворяющую критериям исследования эмпирико-аналитическую процедуру;

  • комплекс высказываний, позволяющий объективно отразить реально существующие отношения между людьми, их свойства, при­знаки и количественные параметры;

  • метод изучения глубинных процессов деятельности человека, основывающийся на его высказываниях или оценках факторов функционирования СУ;

  • искусственное строго дозированное воздействие, направлен­ное на объект в процессе проводимого эксперимента и позволяющее по ответной реакции исследовать его состояние и (или) всей СУ.

Очевидно, что два последних определения относится к прило­жению тестов непосредственно для исследования СУ. Причем со­держание последнего понятия отражает более широкую сферу ис­пользования метода тестирования и объективнее раскрывает сущ­ность тестов.

Исходя из приведенных определений тест — это искусственно созданное воздействие испытательного характера; может воздейство­вать на изучаемый элемент и (или) СУ в целом в процессе прово­димого эксперимента (в натурных или специально создаваемых имитируемых условиях); вызывает ответную реакцию элемента и (или) СУ в виде высказываний и других «откликов» на их «выходе».

Дополнительно необходимо признать, что в динамике такое ис­пытательное воздействие, т.е. тестирование, в любом случае может рассматриваться как метод, использование которого образует экс­периментальный процесс исследования какого-либо элемента и (или) СУ в целом и позволяет установить взаимосвязи между «входными» воздействиями и «выходными» параметрами изучаемого объекта. Тестирование требует соответствующей подготовки, планиро­вания и создания условий для его осуществления.



Натурное тестирование проводится в реальных условиях. При­мерами натурного тестирования служат:

  • широкомасштабный эксперимент, который проводился в 80-е гг.XX в. промышленности СССР, по созданию СУ на основе стандартиза­ции;

  • апробация опытных нормативов по труду на рабочих местах;

  • специально организованная дозированная «утечка» управлен­ческой информации, позволяющая прозондировать ответную реак­цию, например, определенного слоя общества и соответственно выявить его вектор, активность и т.п.

Особенно глубокой подготовки и проработки требует широкомасштабное натурное тестирование, когда необходимо предусмат­ривать ответственность организаторов, учитывать допустимость рисков, возможных негативных последствий, в частности социаль­ного, экологического и материального ущербов.

Нельзя недооценивать и тестирование в имитационных условиях. Так, в управлении при проведении исследований часто используются деловые игры, «мозговые» атаки и т.д. Метод тестирования может применяться на всех стадиях исследования, начиная от диагностики и заканчивая стадией внедрением результатов исследовательских ра­бот в практику управления. Отсюда вытекает ответственность всех участников организации и проведения рассматриваемого процесса.

Основное назначение теста — контроль и установление соответ­ствия между значениями входных и выходных параметров испытуе­мой системы при выполнении ею различных функций и на различ­ных режимах управления (ручной, автоматический и т.п.). Один из примеров социального теста — «утечка информации» из органов управления СУ для получения сведений об ответных реакциях объ­ектов исследования. Подобного рода тесты имеют целью, напри­мер, выяснить реакцию персонала СУ на то или иное воздействие, ее направленность и интенсивность. Другой пример натурного со­циально-экономического тестирования — установление опытных норм по труду, хронометраж выполняемых персоналом заданий и т.п.

Безусловно, тестирование является одним из самых эффектив­ных методов исследования СУ. Вместе с тем необходимо отметить, что использование методов тестирования в образовательных систе­мах может в дальнейшем, в процессе практической деятельности, привести к негативным последствиям. Это обусловлено возможным
воздействием альтернативных ложных суждений (ответов) на па­мять и сознание тестируемого индивидуума, что с некоторой долей вероятности может повлиять на правильность принятия управленческих решений на подсознательном уровне (например, в условиях дефицита времени).

Игровые методы

Игровые методы — одна из важнейших переменных, от кото­рой зависит успех организации, ее конкурентоспособность. По­средством игровых методов моделируются оценки экономической ситуации.

Деловая игра — это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.

Имитационная игра(разновидность деловой игры) — предна­значена для изучения процессов функционирования организаци­онно-экономических систем.

Роль деловой игры заключается в своеобразной системе воспро­изведения ситуации, моделирующей степень риска в управленчес­ких процессах, имеющих место в прошлом или возможных в бу­дущем. В результате устанавливаются связь и закономерности су­ществующих методов выработки решений на результаты производства в настоящее время и в перспективе, предупреждая отрицательный исход в ситуации риска.


Риск— потенциальная, численно измеримая возможность потери; неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий; при этом выделяются случаи объективных и субъективных вероятностей.

Анализ проектных рисковразделяется на качественный (описа­ние всех предполагаемых рисков проекта, а также стоимостная оценка их последствий и мер по снижению) и количественный (непосредственные расчеты изменений эффективности проекта в связи с рисками).

В число проектных рисков обычно включают­ся: технические, риски участников проекта, политические, юри­дические, финансовые, маркетинговые, экологические, военные, строительно-эксплуатационные риски.

Возможность каждого игрока принимать решения и обеспечить осознание этого участниками достигается при помощи пакета до­кументов. Для облегчения разработки и проведения игры, а так­же усвоения участниками правил лучше, чтобы каждый документ был ориентирован на определенного игрока.

В игре необходимо отражать только наиболее значимые факторы риска, действующие в реальной ситуации, — в этом случае она становится нагляднее, а участникам легче ее анализировать. Субъективная вероятность происходящих событий не должна быть ни слишком низкой, ни слишком высокой (в первом случае будут воспроизводиться част­ные схемы поведения, во втором — есть опасность принятия при­вычных тривиальных решений).

Чем большая свобода выбора ре­шений предоставлена, тем охотнее игроки включаются в игру. Важно продумать стимулы, обеспечивающие высокую вовлечен­ность участников, последовательность действий и взаимосвязи участников. Игра будет эффективной, если недостаточна драма­тизация происходящих событий, они не развиваются во времени, задан список решений, не автоматизированы рутинные операции, ход игры требует постоянного вмешательства ведущего.

Опыт, полученный в игре, может оказаться более продуктив­