Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 393

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ным, чем приобретенный в профессиональной деятельности: де­ловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительно­сти, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения.

Игровые методы близко примыкают к теории ожидаемой по­лезности. При этом информация, доступная субъекту хозяйствен­ной деятельности, содержит полный набор не только собственных вариантов поведения, но и вариантов поведения соперника, а так­же дает возможность рассчитать степень риска и выбрать опти­мальное поведение в зависимости от своей целевой функции.

Итак, основными результатами качественного анализа рисков в игровом сценарии являются выявление параметра риска и порождающих его причин, анализ гипотетических последствий возможной реализации отмеченных рисков, предложение мероприятий по минимизации ущерба. К дополнительным, но также весьма значимым результатам качественного анализа следует отнести определение пограничных значений возможного изменения всех факторов (переменных), проверяемых на риск, с целью принятия оптимального решения.

Игра — это экономический эксперимент. Это не только про­верка выводов, но и положительная эвристика научного творче­ства, ключ к прогрессивным сдвигам в науке, которые возможны только благодаря более точным представлениям об объектах ис­следования и лучшему пониманию их внутреннего строения. Уни­кальное сочетание неустойчивых правил игры с формальными институтами развитой рыночной экономики создает множество вполне реальных ситуаций, позволяющих тестировать и формули­ровать предсказания теории.

МетодSWOT-анализа

При использовании системного подхода к исследованию СУ предприятиям с учетом его внутренней и внешней (оперативного и общего окружения) сред может широко применяться популярный и в определенной мере универсальный метод SWOT - анализа: Sstrength(сила), Wweakness(слабость), О — opportunity(возмож­ность), Т — threat(угроза), или метод ССВУ - анализа. По существу, это оперативный диагностический метод анализа стратегического
положения предприятия на основе оценки его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз ему. Условно данный метод можно отнести к разновидности экспертного.

В общем виде сущность этого метода можно отразить матрицей (табл. 5.1.). Табл.5.1.

Внутренняя среда

предприятия

Внешняя среда предприятия

Возможности В (O)

Угрозы У (T)

Сила С (S)

Поле СВ (SO)

Поле СУ (ST)

Слабость Сл (W)

Поле СлВ (WO)

Поле СлУ (WT)


Указанные состояния в квадрантах матрицы образуют четыре группы ситуаций, охарактеризованных далее.

1. СВ (сила — возможности), где приводятся пути развития предприятия, обеспеченные сильными сторонами потенциала пред­приятия и возможностями внешней среды. Это самый благоприят­ный для предприятия квадрант.

  1. СлВ (слабость — возможности), где указываются возможные решения о целесообразности использования указанных возможно­стей при наличии у предприятия слабых сторон или даются пред­ложения развития потенциала организации в этих условиях.

  2. СУ (сила — угрозы), где на основе имеющихся сильных сто­рон в условиях угроз со стороны внешней среды указываются воз­можные меры по нейтрализации имеющихся угроз.

  3. СлУ (слабость — угрозы), где при самом наихудшем сочета­нии факторов (чему должно быть уделено самое серьезное внимание) следует определиться с направлениями устранения слабостей потен­циала предприятия и снижения угроз со стороны внешней среды.

Сформированная матрица отражает реальное положение дел и состояния предприятия в условиях внутренней и внешней сред.

В конечном итоге набор выявленных факторов (сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), установленных на основе мнений экспертов, специалистов-аналитиков и менеджеров, позволяет получить новые знания о предприятии и СУ, выработать направления улучшения деятельности в области управления и производства. Метод ССВУ-анализа предполагает следующую последователь­

ность действий:

  1. установление цели анализа и использования метода;

  2. составление матрицы и ее формирование на основе анализа
    внутренней и внешних сред предприятия (заполнение), т.е. опреде­ление внутренних сильных и слабых сторон, возможностей и угроз со стороны внешней среды;

  3. оценка значимости для предприятия каждого из факторов, приведенных в матрице, и отбор наиболее приоритетных и значимых;

  4. проведение всестороннего сравнительного анализа отобран­ных факторов, результатом которого должна стать выработка на­правлений использования сильных сторон и возможностей, устра­нения слабых сторон и нейтрализации угроз.

Метод «дерева целей»

Результаты взаимодействия всех элементов в СУ прямо связаны с поставленными целями. Именно в системе целей многие ученые видят условия успешной деятельности всей системы.

Цели исследования тесно связаны с целеполаганием, т.е. с их ус­тановлением. Целеполагание — одна из важнейших, первостепен­ных и ответственных функций исследования СУ.

При этом следует иметь в виду, что основные функции целеполагания обусловливают необходимость:

  • определять и формулировать цели, что позволяет представить желаемые конечные результаты исследования;

  • концентрировать усилия по поиску путей проведения иссле­довательских работ;

  • определять критерии оценки достижения целей;

  • обеспечивать возможность оценки достижения целей и слу­жить базой для сравнения желаемых результатов с достигнутыми.

Выполнение этих функций во многом зависит не только от опыта и знаний исследователей и заказчиков, но и от инструмента, с помощью которого осуществляется установление целей.

Эффективным инструментом установления целей СУ, как пока­зывает опыт, выступает метод структуризации, более известный как метод «дерева». В процессе развития системного анализа этот метод получил название метод «дерева целей». Он позволяет выявить ко­личественные и качественные взаимосвязи и отношения между це­
лями, увязать их разные уровни с конкретными средствами и сро­ками достижения.

«Дерево» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель, цели 1-го уровня (главные цели), цели 2-го уровня, цели 3-го уровня и так до необходимого уровня декомпозиции. Достижение генеральной цели предполагает реализацию главных целей, а реали­зация каждой из главных целей — достижение соответственно сво­их конкретных целей 2-го уровня и т.д.

Вместе с тем этот метод может использоваться при решении ря­де других задач в области управления (например, при структуриза­ции и проектировании СУ и процессов, проходящих в них), а также в других областях, в том числе при прогнозировании в науке и тех­нике, разработке сложных программ создания крупных сложных проектов и т.п.

Понятие «дерева целей» имеет ряд определений:

  • граф, схема, показывающая деление общих (генеральных) це­лей плана или программы на подцели, последний — на подцели следующего уровня и т.д.;

  • граф, т.е. схема, выражающая соподчинение и взаимосвязи элементов;

  • графы, показывающие, как генеральная цель проекта разбива­ется на подцели следующего уровня и т.д. («дерево» — это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязь, элементов — це­лей и подцелей) и др.

Мы будем рассматривать «дерево целей» исследования СУ как структурированную по иерархическому принципу совокупность глав­ной цели и ее подчиненных подцелей системы 1-го, 2-го и после­дующих уровней («вершины» цели), соединенных между собой свя­зями (ребрами, ветвями «дерева» целей). В таком случае «дерево целей» позволяет описать количественные и качественные парамет­ры, сроки достижения определенных результатов и провести анализ иерархически распределенных взаимосвязанных и взаимообуслов­ленных целей СУ.

Структурированные цели системы чаще представляют графиче­ски в виде «дерева целей», отображающего связи между ними и средства их достижения. Построенное на основе дедуктивной логи­ки с использованием эвристических процедур «дерева» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель — главная цель нуле­вого уровня, цели 1-го уровня, подцели 2-го уровня, субподцели 3-го уровня и так до требуемого уровня. При этом в понятие целей на различных уровнях «дерева» вкладывается различное содержание.


Для достижения генеральной цели необходимо реализовать главные цели (эти цели выступают по отношению вышележащей цели как средства); для достижения каждой из главных целей необ­ходимо реализовать более конкретные цели 2-го уровня и т.д. Обычно для построения «дерева» целей используют процедуры классификации, декомпозиции и ранжирования.

Подцели и связи между ними характеризуются количественно — коэффициентом относительной важности (КОВ) и коэффициентом взаимной полезности (КВП). Каждый уровень целей (подцелей) сле­дует формировать по определенному признаку декомпозиции про­цесса их достижения, а любую цель (подцель) желательно относить к организационно обособленному подразделению или исполнителю.

По своему виду «деревья» могут быть простыми и циклическими. В последних ветви взаимно переплетаются и сращиваются.

По существу, данный метод представляет собой инструмент ор­ганизации работы исполнителей исследования.

Метод морфологического анализа

Термином «морфология» в биологии и языкознании определяется учение о внутренней структуре исследуе­мых систем (организмов, языков) или сама внутренняя структура этих систем. Идея морфологического опроса мышления восходит к Аристотелю и Платону, к извест­ной средневековой модели механизации мышления Р. Луллия. Однако в систематизированном виде методы морфологического анализа сложных проблем были раз­работаны швейцарским астрономом Ф. Цвикки, и долгое время морфологический подход к исследованию и проектированию сложных систем был известен под назва­нием метода Цвикки.

Основная идея морфологического подходасистема­тически находить наибольшее число, а в пределе — все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основ­ных (выделенных исследователем) структурных элемен­тов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способа­ми и рассматриваться в различных аспектах.