Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 392

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отправными точками морфологического исследова­ния Ф. Цвикки считает:

- равный интерес ко всем объектам морфологиче­ского моделирования;

- ликвидацию всех ограничений и оценок до тех пор, пока не будет получена полная структура ис­следуемой области;

- максимально точную формулировку поставленной проблемы.
5.7. Социологические методы исследования
Главной целью социологии как науки является объяснение и про­гноз поведения социальных субъектов в определенных условиях, осо­бенности искусственного конструирования этих условий и диагно­стика характера взаимоотношений внутри социальной общности.

Социологические исследования призваны определить адекватность социальных условий устанавливаемым в рамках этих общностей целям.

Ключевыми направлениями практического применения социологи­ческих методов в исследовании СУ являются:

  1. Выявление факторов, влияющих на проявление и изменение параметров социального объекта. К примеру, управленческая зада­ча усиления трудовой мотивации должна сопровождаться опре­делением факторов, которые определенным образом влияют на мотивационную активность в данный момент, сдерживая или стимулируя эту активность.

  2. Определение факторов, формирующих структуру потребитель­ского спроса и учитываемых в практике маркетинговых исследо­ваний.

  3. Подготовка и реализация управленческих решений. В практике управления многое зависит от того, как принимаются решения в социальных группах и насколько ориентации социальной груп­пы способствуют поставленным перед ней задачам.

  4. Определение межличностных взаимоотношений в социальных группах в целях обеспечения эффективного взаимодействия членов рабочих коллективов при выполнении производственных задач.

  5. Выявление ценностных ориентаций личности и социальных групп, участвующих в достижении социально значимых целей, — дея­тельности, предполагающей наличие единого центра координа­ции и управленческого контроля. Общность ценностных ориен­тации людей обеспечивает наилучшие условия для организации их совместной деятельности и усиление эффективности управ­ленческой деятельности.

  6. Тестирование (зондаж) общественного мнения на предмет его политиче­ских и социальных ориентаций, состояния общественных настроений.

  7. Экспертная оценка проектов и программ, позволяющая сделать оптимальный выбор альтернативных способов реализации.

  8. Диагностика состояния и функционирования социальных систем.


Решение поставленных задач должно быть обеспечено при помощи трех основных разделов:

- подготовки программы социологического ис­следования;

- организации и проведения опросов, интервью и

- разработки схемы обобщения и обработки данных.

В зависимости от состояния имеющихся знаний о пробле­ме, которую предстоит изучить, социологические исследования группируются в три основных типа, каждый из которых имеет специфическую стратегию исследовательской деятельности.

1. Формулятивное (разведывательное)исследование применя­ется в случае, если об изучаемой проблеме имеется самое общее, смутное представление и никаких, кроме тривиальных, гипотез о подходах к ее решению социолог выдвинуть не может.

Наиболее типичная сфера применения формулятивного исследования — новая (либо сама по себе, либо для социолога) область знания (например, «факторы и формы проявления коррупции в управленческих структурах») или проблема (например, «условия и факторы ускорения инновационных процессов»).

Характерный признак такой ситуации — скудость или полное отсутствие литературы, материалов иссле­дований по этой или сопредельным проблемам.

Реализация исследования этого типа предполагает, в свою очередь, три этапа:

а) изучение имеющейся литературы (библиография, селек­ция, изучение);

б) встречи и беседы со специалистами (экспертами), для того чтобы убедиться в полноте библиографии, получить дополнитель­ные сведения о литературе и проблематике, разработать наброски первичных гипотез;

в) разведывательное наблюдение (непосредственное или по литературе, прессе, СМИ). Итогом такого исследования слу­жит четкая формулировка проблем, целей, задач, гипотез (если надо).


2) Описательное (дескриптивное) исследованиепреследует цель строгого описания качественно-количественных значений характеристик изучаемой проблемы в конкретной предметной области. Необходимым условием проведения дескриптивного исследования является наличие достаточных знаний об объекте и предмете исследования для выдвижения осмысленных гипо­тез.

Его главное отличие от формулятивного - возможность четкого описания предмета исследования в виде системы при­знаков – переменных - показателей.

Типичный пример дескриптив­ного исследования - анализ общественного мнения по поводу оценки положения дел и возможных путей развития организации. Результат дескриптивного исследования - классификация эмпирии, описание структуры предмета (например, свободного времени) с минимальной интерпретацией и аналитикой.

  1. Аналитико-экспериментальное исследование— наиболее сильный и распространенный тип социологического исследо­вания. Оно предполагает наличие достаточно глубоких знаний в изучаемой области. Его цель — выдвижение объяснительных аналитических концепций, выявление причинно-следственных связей и достаточно обоснованный выход на социально-техно­логические рекомендации и методики.

По степени годности методико - инструментального аппарата социологические исследования делятся на пилотажные и основ­ные.

Пилотажное исследованиенаправлено на проверку годности методов получения первичной информации, а также системы всех процедур в целом, в том числе и организационных, и об­щих подходов к отбору единиц наблюдения. Материалы пило­тажного исследования содержательной ценности, как правило, не имеют.

Пилотажное исследование проводится на небольшой (30—100) выборке, в которую необходимо включить представителей всех категорий обследуемых с различными социально-демографичес­кими характеристиками. При этом важно обеспечить включе­ние в выборку представителей социальных групп, обладающих какими-либо особенностями, которые (по предположению ис­следователя) могут быть источником систематических ошибок в основном исследовании.

К опросу привлекают не только авторов, но и других исполни­телей (анкетеров, интервьюеров), чтобы определить особенности работыинструмента чисто в технологическом плане, а также коллег для учета их мнения.


Пилотажные исследования могут проводиться в два этапа: 1 - предварительная проба и 2 - генеральный пилотаж. На первом проверяются отдельные элементы методики, на втором — вся процедура сбора информации. Это «разведка боем», цель кото­рой — проверка всей полевой процедуры.

В качестве основного исследования может быть описательное или аналитико-экспериментальное.

В зависимости от того, какая часть объекта исследования принята к рассмотрению и включена в исследование, различают сплошные и выборочные социологические исследования.

Сплошные исследования проводятся и социологами. Часто они используются при подготовке широко­масштабных перспективных решений по развитию предприятия или организации, проведении монографических исследований. Сплошные опросы проводятся при изучении причин текучести кадров (опрашиваются все увольняющиеся с предприятия и вновь принимаемые). Можно привести и ставшие уже хрестоматийными примеры крупных территориальных сплошных социологических исследований.

При всей внешней очевидности достоинств сплошных иссле­дований в подавляющем большинстве случаев социолог вынужден решать проблему ограничения числа единиц наблюдения, которые включаются в эмпирическую базу исследования. Дело в том, что в тех случаях, когда объект состоит из нескольких тысяч и более единиц наблюдения, сплошное исследование требует:

  • огромных финансовых и материально-технических ресур­сов;

  • создания громоздкого организационного механизма;

  • привлечения большого количества дополнительных сотруд­ников, как правило, неквалифицированных (для проведения интервью, анкетирования, наблюдения и т.д.);

  • длительного времени, необходимого для сбора, контроля, обработки и анализа собранного эмпирического материала.

Поэтому преобладающим видом исследований в социологии являются выборочные. Помимо дешевизны, оперативности, гиб­кости такие исследования обладают еще одним существенным достоинством: при тщательном соблюдении определенных правил и процедур они могут обеспечить получение более достоверных и глубоких результатов, чем сплошные. Связано это с тем, пре­жде всего, что провести тотальный контроль качества фиксации первичной эмпирии невозможно. В то же время привлекаемый непрофессиональный актив вольно или невольно привносит в по­левые материалы множество так называемого «информационного шума», полное выявление и устранение которого принципиально невозможно.


При выборочном исследовании практически всегда можно гарантировать приемлемую достоверность эмпирической фактуры. Однако при проведении выборочных исследований воз­никает другая, достаточно серьезная проблема - необходимость обеспечения репрезентативности первичных данных.

Под репрезентативностьюинформациипонимается такое ее свойство, при котором обеспечивается приемлемый (допустимый, заданный) уровень отклонения количественных значений наиболее важных характеристик (критериев) некоторой части множества изучаемых объектов (выборочной совокупности) от их значений во всей совокупности (генеральной).

Максимальная величина названного отклонения по какой-либо из критериальных характеристик образует ошибку репрезентации. Выборочная сово­купность, ошибка репрезентации которой не превышает некоторой заданной величины (в социологии это уровень, составляющий 5% номинала), называется репрезентативной.Репрезентативность первичной социологической фактуры позволяет исследователю распространять на всю генеральную совокупность выводы и за­кономерности, обнаруженные в выборочной совокупности.

Выборочную совокупность можно в определенном смысле рассматривать как своеобразную модель, воспроизводящую в миниатюре генеральную совокупность. Однако никогда нельзя забывать, что это достаточно сильное упрощение, идеализация, так как выборка воспроизводит генеральную совокупность только по значениям критериальных характеристик. Значения остальных характеристик выборки могут довольно сильно отличаться от их значений в генеральной совокупности.

Все социологические исследования проводятся по заранее разработанной программе. От тщательности ее обоснования и разработки в целом, а также отдельных положений и разделов в решающей степени зависит успех всего исследования и качество итоговых материалов.

Программа социологического исследования - документ, со­держащий развернутое изложение ее теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико - инструментального аппа­рата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ.