Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 390

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание программы варьируется и зависит от типа и целей исследования. Основные функции программы — методологическая, методическая, прогнозная, организационно-тех­нологическая.

Программа состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического).

Методологический раздел программы

  1. Формулировка проблемы, обоснование ее актуальности.

  2. Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследо­вания.

  3. Формулирование и интерпретация основных понятий. Обо­снование эмпирических индикаторов (операционализация).

  4. Системный анализ объекта и предмета исследования. Обо­снование его исследовательской модели.

  5. Формулировка рабочих гипотез.

Методический (процедурный) раздел программы

  1. Принципиальный (стратегический) план исследования.

  2. Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения.

  3. Выбор процедур сбора и анализа эмпирической инфор­мации.

  4. Содержательный анализ результатов исследования.

  5. Оформление результатов исследования в виде отчетов, публикаций, социальных технологий и т. д.

Последовательность организации социологического исследования

1. Формирование исследовательского коллектива:

  • ответственный за все (руководитель, начальник и т. п.);

  • ответственный за программу и инструментарий;

  • ответственный за полевой этап (подбор анкетеров, выборка, контроль и т. п.);

  • ответственный за компьютерную обработку и формирование информационной базы;

  • ответственный за связь с коллегами;

  • ответственный за аналитическую работу.

  1. Разработка плана-графика всех этапов исследования.

  2. Координация проведения всех этапов: взаимоувязка со­предельных структур, проблем и т. п.

  3. Сдача материалов заказчику.

  4. Участие в реализации социальных технологий.

Раскроем более подробно содержание основных разделов программы.

Проблема исследования является исходным пунктом всякого исследования. Она представляет собой:

1) все то, что требует исследования и решения (широкий смысл), и/или

2) объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представ­ляет существенный практический или теоретический интерес (узкий смысл).


По своей сущности проблема — это всегда противоречие меж­ду знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или организационных действиях и незнанием путей и средств их реализации.

Например, заказчику необходимо разобраться в причинах низкой эффективности управления тем или иным подразделением предприятия. Для социолога эта проблема может трансформироваться в следующие задачи:

- выявление тех социальных групп и личностей, которые играют ключевую роль в механизме управ­ления подразделением,

- определение меры совпадения интересов этих групп и личностей с интересами предприятия,

- поиск путей сближения этих интересов, форм участия указанных субъектов в разрешении данной проблемы и т.д.).

Затем исследователю-социологу предстоит

- вычленить уже известные из имеющегося собственного опыта, а также опыта коллег, литературы сегменты проблемной ситуации, которые имеют прецеденты успешного разрешения и не требуют специального анализа. Эти сегменты могут рассмат­риваться как информационная база для изучения оставшихся сегментов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал);

- выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследо­вательского поиска;

- проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить литературу по дан­ному вопросу, провести беседы с экспертами.

В практической управленческой деятельности большинству руководителей приходится сталкиваться с производственными проблемами. Для их решения необходимо дать подробное описание этих проблем.

В частности, производственная проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

  1. сущность проблемы, ее содержание. Например, низкая эффективность производства, высокая социально-психологическая напряженность в трудовом коллективе и т.д. При определении проблемы следует установить, какие факторы заставляют заказ­чика рассматривать данную ситуацию как проблемную, на чем основываются его оценки. Социологу следует определить: поче­му заказчик полагает, что эффективность производства низкая, а социальная напряженность высокая? Низкая и высокая по сравнению с какими стандартами?

  2. объектная область проявления проблемы, ее «физические» и организационные параметры. Речь идет о необходимости четкой идентификации тех организационных подразделений (участков, отделов, филиалов) и физических объектов (заводов, зданий, складов, контор), где была выявлена проблема. Предстоит также определить, насколько широко она распространена в организа­ции, какие еще подразделения она затронула;

  3. степень проявленности проблемы. Это означает установ­ление того, насколько проблема «открыта» (широко известна, знакома большинству) или закрыта (т. е. известна небольшой группе лиц, узкому кругу специалистов). Необходимо выяснить, какие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т. д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении;

  4. абсолютная и относительная величина проблемы. Как вы­глядит проблема в абсолютных величинах? Например, объем потерянного рабочего времени или денег, объем неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важна в относи­тельном выражении? Как она влияет на подразделения, в которых она обнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в целом? Что может получить орга­низация от ее решения?


5) временные рамки. Установление того момента времени, с которого существует данная проблема. Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослаб­ляется? В результате предварительного анализа проблемная си­туация получает свое выражение в виде четкой формулировки. Причем эта формулировка может значительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком.

Формулировка проблемы предопределяет выбор цели и задач исследования.

Для социолога цель представляет собой приемлемую форму конечного результата решения проблемы. При ее формулиров­ке учитывается объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.

Цель исследования ориентирует исследователя на его конеч­ный результат. Она представляет собой результат установления баланса между потребностями, интересами, мотивами и имеющи­мися средствами.

Цель имеет ценностно-рациональную природу и является исключительно социальным явлением, присущим только людям как действующим субъектам. Целеустремленность, осознанное целеполагание всегда социальны и свойственны как индивидуальным (личность), так и коллективным (группа, ор­ганизация и т.д.) субъектам. Формулировка цели обязательно согласуется с заказчиком.

Цели социологического исследования могут быть различны.

Например, если сформулирована проблема как недостаточная эффективность управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по измене­нию этой ситуации).

Задачи исследования представляют собой изложение последовательности этапов научно-исследовательской и практической деятельности, направленных на достижение цели исследования. Совокупность задач раскрывает и конкретизирует содержательную, методическую и организационную стороны достижения цели.

За­дачи исследования дифференцируют главную цель на множество локальных, достижение которых и реализует ее в полном объеме. В число задач обязательнодолжны войти следующие:

  • теоретическая, в рамках которой обосновывается исследовательский подход, принципы и критерии выбора инструмен­тального аппарата;

  • аналитическая, целью которой является анализ реального состояния предметной области;

  • методическая, в которой должны быть обоснованы все тре­бования к конкретному методическому аппарату;

  • конструктивная, в которой должны быть раскрыты возмож­ности практического использования полученных содержа­тельных материалов.


Далее следует определение объекта и предмета исследова­ния.

Объект исследования включает в себя все то, что явно или неявно содержит проблемное противоречие и порождает про­блемную ситуацию.

Необходимо помнить, что под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независи­мо от нашего знания о ней, но только ту часть, в которой про­является интересующая исследователя проблема. Это могут быть физические тела, живые организмы, социальные общности или отдельный человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали и существуют вне зависимости от того, знаем мы что-либо об их существовании или нет.

Предмет исследования — это конкретная трансформация формулировки проблемы, содержащая наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения ее аспекты для данного объекта.

Предмет исследованиясуществует всегда только в сознании исследователя, т. е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта (его качественных и количественных характеристик, свойств, функций и др.) и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.

Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора — с точки зрения архитек­турного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента — с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, — с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет). Таким образом, в самом объекте не содержится никакого пред­мета исследования.

Предмет исследования может быть выделен как
особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом.

Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон.

В результате, когда социолог определяет предмет исследо­вания, он в то же время формулирует и гипотезу о возможном пути решения проблемы, который, в свою очередь, предопре­деляет методы и формы проведения самого исследования.

Так, в обозначенном нами примере цели исследования социолог может предположить, что причинойпроблемы является неэффектив­ная система принятия решения, тогда предметом исследования может служить система принятия решений и это может стиму­лировать:

  1. исследование путей принятия решений;

  2. определение роли коллективных органов в подготовке и принятии решений;

  3. определение роли штатных специалистов и линейных руководителей в принятии решений;

  4. оценку уровня влияния на принятие решений лиц, обла­дающих неформальным авторитетом, меры ответственности этих лиц за решения, их внедрение и контроль за внедрением.

Но социолог может предположить, что основная причина низкой эффективности управления заключается в стиле руко­водства. Тогда исследование будет развиваться по другому сце­нарию. Если в первом случае большое значение будет иметь анализ документов, то во втором случае - анкетный опрос и психологическое тестирование.

Выбор объекта и предмета исследования предопределяет тип выборки.

Концептуальные положения предшествующих этапов для проверки в реальной жизни должны быть логически увязаны с определенным комплексом элементарных, эмпирически ве­рифицируемых фактов.

Процедура соотнесения теоретических понятий с их эмпирическими значениями называется эмпири­ческой интерпретацией, а определение каждого понятия через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков — его операциональным определением.

С помощью операционализации понятий устанавливается связь концептуаль­ного аппарата исследования с его методическим инструментарием.