Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 387

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Системный анализв узком смысле представляет собой сово­купность научных методов и практических приемов, которые могут быть использованы при исследовании и/или разработке сложных и сверхсложных объектов, а также при решении раз­нообразных проблем, возникающих во всех сферах управления социальными и организационно-технологическими системами.

В широком смысле системный анализ понимается как синоним системного подхода.

Системный анализ основывается на неукоснительном со­блюдении следующих принципов:

  • процесс принятия решения должен начинаться с обоснования и четкой формулировки конечных целей;

  • любая проблема должна быть представлена как целостная единая система с указанием взаимосвязей и последствий каждого частного решения;

  • решение проблемы должно быть представлено совокупностью возможных альтернативных путей достижения цели;

  • цели отдельных подразделений не должны противоречить целям всей системы в целом.

В основу алгоритма системного анализа заложено постро­ение обобщенной модели, отображающей все факторы и вза­имосвязи проблемной ситуации, которые могут проявиться в процессе решения.

Процедура системного анализа заключается в проверке последствий каждого из возможных альтернативных решений для выбора оптимального по какому-либо критерию или их совокупности.

Специфика системного анализа — ориентация на поиск оптимальных решений при ограниченных ресурсах (кадров, финансов, времени, техники и т. п.). Он начинается на стадии управленческого цикла, когда определяются и упорядочиваются цели управления при нахождении соответствия между целями, возможными путями их достижения, необходимыми и распола­гаемыми для этого ресурсами.

В центре методологии системного анализанаходится операция количественного сравнения альтернатив, выполняемая с целью выбораоптимальной(по определенным критериям)альтерна­тивы,
которую и предполагается реализовывать. Достичь этого можно, если учтены все элементы альтернативы и даны правиль­ные оценки каждому из них.

Таким образом, возникает идея выделения всех элементов, связанных с данной альтернативой, т. е. «всесторонний учет всех обстоятельств». Выделяемая в ре­зультате целостность и называется в системном анализе пол­ной системой или просто системой.

Единственным критерием, позволяющим выделить эту систему, может быть только факт участия данного элемента в процессе, приводящем к появлению данного (целевого, желаемого) выходного результата для дан­ной альтернативы.

Таким образом, понятие процессаоказывается центральным в методологии системного анализа. Не может быть системного мышления без ясного понимания процесса.

Определить систему — это значит задать системные объекты, их свойства и связи. Важнейшие из них — вход, процесс, выход, обратная связь и ограничение.

Входом системыназывается то, что изменяется при протекании данного процесса. Или иначе — это то, к чему надо приложить такой процесс, чтобы получить необходимый результат. Во многих случаях компонентами входа являются «рабочий вход» (то, что «обрабатывается») и процессор (то, что «обрабатывает»).

Выходом системыназывается результат или конечное состояние процесса.

Процесс переводит вход в выход. Способность преобразовывать вход в определенный выход называется свойством данного процесса или передаточной функцией (W).

Здесь необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в социальном мире процессы далеко не всегда переводят «вход» в определенный «выход» в силу того, что социальные структуры совсем не похожи на те «устройства», которые рассматриваются в классических системных моделях.

В отличие от последних, кото­рые отрабатываютвходные сигналы по жестким (или нежестким, но вполне предсказуемым, вероятностным) алгоритмам, социаль­ные структуры, будучи преимущественно самоорганизующимися системами, лишь воспринимают управленческие воздействия. Но далеко не пассивно и весьма субъективно. По этой причине их невозможно отобразить в формальных конструкциях с помощью фиксированных передаточных функций, обозначающих характер преобразования «входа» в «выход».



Социальные объекты непре­рывно меняются, самым причудливым образом воспринимая и ассоциируя все сколько-нибудь значимые явления внутреннего и внешнего порядка.

Во всякой функционирующей системе существуют три раз­личных по своей роли подпроцесса: основной процесс, обрат­ная связь и ограничение.

Основной процесс преобразует вход в выход.

Обратная связьвыполняет ряд операций: сравнива­ет реальное состояние выхода с заданной (целевой) моделью и выделяет различие (А). Последующий анализ содержания и смысла различия позволяет выработать в случае необходимости управленческое решение.

Необходимость в решении возникает тогда, когда различие в состоянии входа и выхода превосходит некоторый установленный или принятый уровень, т. е. тогда, когда возникает проблема, для устранения которой должно быть принято решение. Смысл этого решения состоит в такой коррек­ции процесса системы, реализация которой могла бы сблизить реальное состояние выхода системы с его моделью или довести их различие до приемлемого уровня.

Ограничениеесть сумма правил, установлений и выдвинутых лично или извне руководящих принципов, определяющих границу проблемы. Оно формируется потребителем (покупателем) выхода системы.

В обобщенном виде ограничение может рассматриваться как внешняя средав целом. Ограничение системы учитывается при принятии управленческого решения, обеспечивая соответствие выхода системы целям потребителя. Таким образом, ограничение системы отражается в скорректированной модели выхода.

Основы системного анализа заложили труды австрийского биолога-теоретика Л. фон Берталанфи и английского психиатра и специалиста в области кибернети­ки У.Р. Эшби по общей теории систем, а также работы в области математического моделирования американских ученых Н. Винера и А. Рапопорта. Все они в той или иной степени опирались на тектологию («Всеобщую организационную науку») рус­ского ученого и философа А.А. Богданова (Малиновского). При этом исходят из того, что при взаимодействии элементов системы как целостного явления возникают ее новые свойства, отсутствующие у ее элементов и называемые эмерджентными (от англ. emergence— появление).

Само явление эмерджентности вы­ражает
несводимость свойств системы к свойствам ее элементов.

Из сказанного следует, что любая система представляет собой внутренне расчлененную структурную целостность.

Структура си­стемы есть совокупность прямых и обратных связей ее элементов, поэтому исследование любой социальной системы, в том числе системы управления, направлено на изучение взаимосвязей и взаимозависимостей ее элементов.

Целостностьже системызаключается, с одной сто­роны, в устойчивом взаимодействии ее основных элементов, с другой — в ее относительной самодостаточности, способности воспроизводить свои свойства, а также в наличии внутреннего источ­ника развития.

В то же время любая система функционирует и развивается в тесном взаимодействии с другими системами.

Важнейшими из принципов систем­ного исследования являются

1) фиксирование целост­ности изучаемой системы.

Единицами системы признаются ее элементы, свойства и функции которых определяются их местом в данной системе. В свою очередь, тот или иной элемент системы сам может рассматриваться как нечто сложное — например, как подсистема... Но и система как целое обычно может рассматри­ваться в качестве подсистемы более широкой системы.

Элементы системы, находясь между собой в разного рода пря­мых и обратных связях и отношениях — пространственных, времен­ных, функциональных, причинно-следственных, закономерных и других, образуют структурную целостность системы.

Отсюда сле­дует вывод: чтобы изучить систему, надо изучить свойства ее эле­ментов и их взаимосвязи, которые в определяющей степени зада­ются характером самой системы.

Следующий логический принцип системного исследования

2) выявление источников развития изучаемой системы(внутренних и внешних), что, в частности, предполагает исследование механиз­ма воспроизводства данной системы, ее структуры и функций, а также
механизма ее развития, появления у нее новых свойств и соответствующих способов адаптации к внешней среде — природ­ной и социальной.

Эти и другие логические принципы системного исследования носят методологический характер, ибо выражают теоретико-ме­тодологические подходы к изучению систем и направления их дальнейшего изучения. Поэтому логические основысистемного анализа можно характеризовать и как методологические принципыанализа систем.

Наконец, важным логическим основанием и в то же время методологическим принципом системного анализа является

3) учет многообразия систем, в том числе социальных, выделение основ­ных их видов по разным основаниям.

В современной науке вы­деляются следующие виды систем:

материальные и идеальные, т.е. системы явлений и процес­сов материального мира (природного и социального) и системы знаний о них;

  • открытые и закрытые: первые открыты для взаимодействии с внешней средой, обмениваются с ней веществом, энергией и информацией; в закрытых системах этого не происходит, однако полностью изолированных от внешнего мира систем не существу­ет: имеются только «частично закрытые системы»;

  • детерминистические и стохастические системы: первые функционируют на основе устойчивых причинно-следственных и за­кономерных связей; вторые «управляются законами случая», ко­торые предопределяют появление отдельного события «лишь в зависимости от его принадлежности к определенному стохасти­ческому коллективу с той или иной степенью вероятности»;

  • телеологические, или целенаправленные, и ненаправленные: пер­вые — это «целесообразные действия живых систем» и «целеориентированные действия социальных коллективов»; вторые «не имеют строгой направленности» и действуют больше в неоргани­ческой природе» [Рузавин Г.И. Методология научного исследования. - М.: ЮНИТИ, 1999. ].

  • существуют также простые и сложные системы:

- в простых си­стемах взаимодействует небольшое число элементов, однако их взаимосвязи «хорошо организованы и управляемы», они «почти не зависят от окружающей среды, детерминированы и мало изменя­ются во времени»;