Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 385
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- в сложных системах взаимодействует множество элементов, между которыми существуют многочисленные связи разного рода. Поведение сложных систем в большей степени подвержено случайным факторам. Их подсистемы могут иметь «собственные цели, не всегда и не во всем совпадающие с целями системы в целом»[ Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. 2-е изд. - М.: Логос, 2001].
Главная функциясистемного анализа — обеспечение исследовательской и практической деятельности универсальной методологией решения проблем.
Реализуя эту функцию, он выполняет роль каркаса, объединяющего все необходимые методы, знания и действия для решения проблемы. Именно этим определяется его методологическая роль по отношению к таким областям, как исследование операций, теория статистических решений, теория организации и пр. Объясняется это тем, что функция решения проблем на основе принципов системного анализа по своей сущности близка к базовым уровням функционирования человеческой деятельности.
Решение проблем лежит в основе функционирования любой системы независимо от того, что является главным для нее в данный момент — собственное сохранение или развитие. Поэтому не удивительно, что и сама эта функция (решение проблем) и обслуживающая ее методология (системный анализ) являются в высшей степени интегративными, включающими в себя все частные функции, необходимые для ее выполнения.
К числу частных функцийсистемного анализа относятся:
-
идентификация симптомов проявления проблемы; -
обоснование актуальности проблемы; -
определение цели; -
выявление структуры системы и ее дефектных элементов; -
определение структуры возможностей; -
нахождение альтернатив и их оценка по критериям оптимальности; -
выбор альтернативы; -
разработка решения; -
признание решения коллективом исполнителей и руководителей; -
запуск процесса реализации решения; -
управление процессом реализации решения; -
оценка последствий реализации решения.
Для реализации этих функций могут быть использованы:
-методы теории поиска и обнаружения,
-методы теории распознавания образов,
-методы статистики, в частности факторного анализа, теории эксперимента,
-модели исследования операций и смежные модели (очереди, запасов, игровых ситуаций, сохранения и восстановления, роста и др.),
-модели поведения (статические, динамические, самоорганизации и др.),
-методы теории классификации и упорядочения,
-методы синтеза сложных динамических систем,
-теория потенциальной достижимости,
-модели теории авторегулирования,
-методы прогнозирования,
-методы инженерной психологии и смежных с ней дисциплин,
-методы и модели различных областей теории организации, социальной психологии и социологии.
Выбирая какой-либо из перечисленных выше методов для решения конкретной проблемы, необходимо помнить, что любой метод эффективно «работает» только в рамках той аксиоматики, для которой он разрабатывался.
Универсальных, всегда и везде эффективных методов не существует. Поэтому всякий раз необходимо проверять степень выполнения требований соответствующей аксиоматики на той эмпирической фактуре, которой отображается решаемая проблема.
Совершенно недопустимо искажать форму и, тем более, содержание имеющихся эмпирических материалов в угоду требованиям по каким-либо причинам выбранного метода (например, в силу отсутствия специалистов, профессионально владеющих более приемлемым методом).
В качестве приоритетных критериев необходимо рассматривать:
I) специфику проблемы;
2) возможности имеющегося методического аппарата системного анализа;
3) ограничения потенциально привлекаемого метода.
Цели системного анализа определяются пониманием его сути и содержания, обусловлены его логическими основами и заключаются в том, чтобы
1) выявить и изучить основные элементы исследуемого явления или процесса как определенной системы. Это достигается с помощью анализа данного явления, мысленного разделения его на элементы и их изучения. При этом учитывается, что данные элементы проявляют себя только в их связях и взаимодействиях, заданных природой и характером данной системы. Отсюда другая цель:
2) исследовать содержание этих связей и взаимодействий и представить на уровне науки функционирование и развитие рассматриваемого явления как целостной системы. Достигается это с помощью такого общенаучного метода исследова
ния, как синтез. Благодаря ему, как уже упоминалось,
3) выявляются эмерджентные свойства системы, отсутствующие у ее элементов, но возникающие в процессе их взаимодействия, — тем самым достигается еще одна цель системного анализа явлений.
Понятие «анализ» толкуется в данном случает расширительно, ибо включает в себя и синтез.
Как правило, системное исследование различных явлений и процессов преследует и другие цели:
4) обнаружение внутренних источников их функционирования,
5) определение основной направленности развития явлений и процессов,
6) выявление объективных и субъективных сторон их существования и развития и др.
При этом какая-то цель является основной и поэтому будет определять основную направленность данного исследования.
В конечном счете, в процессе системного исследования формируется целая система его целей, принимающая вид так называемого «дерева целей».
Суть и главный принцип построения «дерева целей» — координация и субординация (отношение соподчинения) всех формулируемых целей данного исследования и их зависимость от основной его цели.
«Дерево целей» дает более четкое представление о содержании будущего системного исследования процесса (в нашем случае — экономического или политического), его направленности и ожидаемых результатах.
Метод «дерева целей»представляет собой способ построения целевой структуры какой-либо, как правило, крупномасштабной коллективной деятельности, особенность которой состоит в том, что общая цель делится на ряд подцелей, затем эти подцели делятся на еще более частные и т. д.
Практически реализация этого метода заключается в построении связанного графа, выражающего соподчинение и взаимосвязи целей и подцелей.
На верхнем ярусе располагается основная цель, которая последовательно разделяется на подцели и т. д. При этом главным условием разделения целей является полнота, означающая, что каждая цель верхнего уровня должна быть представлена исчерпывающим образом в виде подцелей следующего уровня, обеспечивающим определение понятия исходной цели объединением понятия подцелей.
Построение «дерева» целей является эффективным методом структуризации проблемной ситуации и определения цели решения. Его применение дает возможность системно представить порядок движения к конечной цели, учесть необходимое и достаточное число задач, требующих решения на пути к их достижению.
Построение «дерева» целей для решения проблемной ситуации дает возможность определить меры, которые необходимо предусмотреть в решении при достижении его цели.
Уязвимым местом «дерева» целей являются «узлы деления», т. е. точки разложения общих целей на подцели, поскольку нередко бывает трудно обеспечить полноту деления и совместимость, единство основания для деления.
Для обеспечения реализации цели решения можно построить «дерево ресурсов». Можно также совместить в одном «дереве» цели и функции управления.
На основе метода «дерева» целей и функций управления реализуется структурно-функционально-целевой метод системного подхода к управлению. Этот метод используется для построения функционально-целевых моделей систем управления.
Несколько слов о путях и способах проведения системных исследований.
В начале исследования надо
1) составить более или менее полноепредварительное представление об изучаемом явлении или процессе
на основе имеющейся информации о них, прежде всего научной. Это позволит яснее сформулировать основные и вытекающие из них иные цели исследования и при необходимости построить «дерево целей». Затем необходимо
2) выделить основные элементы изучаемых явлений и процессов и исследовать их взаимосвязи, чтобы составить целостное представление об этих явлениях и процессах. Следующий этап —
3) выявление основополагающих факторов их функционирования и обнаружение внутренних и внешних источников их развития. Наконец, необходимо
4) научно объяснить место и роль данного явления или процесса в функционировании и развитии той или иной сферы общественной жизни и общества в целом.
В основе алгоритма системного анализа находится определенный цикл, состоящий из различных этапов системного исследования систем управления на каждом из которых решаются определенные задачи. Приведем пример перечня таких этапов.
1. Формулировка основных целей и задач исследования.
2.Определение границ системы, отделение ее от внешней среды.
-
Составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т.д.). -
Выявление сути целостности системы. -
Анализ взаимосвязей элементов системы. -
Построение структуры системы (т.е. выявление порядка расположения связей ее элементов.). -
Установление функций системы и ее подсистем. -
Согласование целей системы и ее подсистем. -
Уточнение границ системы и каждой подсистемы.
10.Анализ явлений эмерджентности (появления свойств системы, отсутствующих у ее элементов.).
11. Конструирование системной модели [Плотинский Ю.М. Моделирование социальных процессов. 2-е изд. - М.: Логос].
Подобный цикл системного анализа не является раз и навсегда установленным; без некоторых из названных этапов можно обойтись; возможен возврат к предыдущим этапам и т.д.
Представляется справедливым, что системный анализ сегодня чаще выступает как методология