Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 385

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- в сложных системах взаимодействует множе­ство элементов, между которыми существуют многочисленные связи разного рода. Поведение сложных систем в большей степе­ни подвержено случайным факторам. Их подсистемы могут иметь «собственные цели, не всегда и не во всем совпадающие с целями системы в целом»[ Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. 2-е изд. - М.: Логос, 2001].

Главная функциясистемного анализа — обеспечение исследовательской и практической деятельности универсальной методологией решения проблем.

Реализуя эту функцию, он выполняет роль каркаса, объединяющего все необходимые методы, знания и действия для решения проблемы. Именно этим определяется его методологи­ческая роль по отношению к таким областям, как исследование операций, теория статистических решений, теория организации и пр. Объясняется это тем, что функция решения проблем на основе принципов системного анализа по своей сущности близка к базовым уровням функционирования человеческой деятельнос­ти.

Решение проблем лежит в основе функционирования любой системы независимо от того, что является главным для нее в данный момент — собственное сохранение или развитие. Поэтому не удивительно, что и сама эта функция (решение проблем) и обслуживающая ее методология (системный анализ) являются в высшей степени интегративными, включающими в себя все частные функции, необходимые для ее выполнения.

К числу частных функцийсистемного анализа относятся:

  • идентификация симптомов проявления проблемы;

  • обоснование актуальности проблемы;

  • определение цели;

  • выявление структуры системы и ее дефектных элементов;

  • определение структуры возможностей;

  • нахождение альтернатив и их оценка по критериям опти­мальности;

  • выбор альтернативы;

  • разработка решения;

  • признание решения коллективом исполнителей и руково­дителей;

  • запуск процесса реализации решения;

  • управление процессом реализации решения;

  • оценка последствий реализации решения.

Для реализации этих функций могут быть использованы:

-методы теории поиска и обнаружения,

-методы теории распо­знавания образов,

-методы статистики, в частности факторного анализа, теории эксперимента,

-модели исследования операций и смежные модели (очереди, запасов, игровых ситуаций, сохра­нения и восстановления, роста и др.),


-модели поведения (статические, динамические, самоорганизации и др.),

-методы теории классификации и упорядочения,

-методы синтеза сложных динамических систем,

-теория потенци­альной достижимости,

-модели теории авторегулирования,

-методы прогнозирования,

-методы инженерной психологии и смежных с ней дисциплин,

-методы и модели различных областей теории организации, социальной психологии и социологии.

Выбирая какой-либо из перечисленных выше методов для решения конкретной проблемы, необходимо помнить, что любой метод эффективно «работает» только в рамках той аксиоматики, для которой он разрабатывался.

Универсальных, всегда и везде эффективных методов не существует. Поэтому всякий раз необхо­димо проверять степень выполнения требований соответствующей аксиоматики на той эмпирической фактуре, которой отображается решаемая проблема.

Совершенно недопустимо искажать форму и, тем более, содержание имеющихся эмпирических материалов в угоду требованиям по каким-либо причинам выбранного метода (например, в силу отсутствия специалистов, профессионально владеющих более приемлемым методом).

В качестве приоритетных критериев необходимо рассматривать:

I) специфику проблемы;

2) возможности имеющегося методического аппарата системного анализа;

3) ограничения потенциально привлекаемого метода.

Цели системного анализа определяются пониманием его сути и содержания, обусловлены его логическими основами и заклю­чаются в том, чтобы

1) выявить и изучить основные элементы ис­следуемого явления или процесса как определенной системы. Это достигается с помощью анализа данного явления, мысленного раз­деления его на элементы и их изучения. При этом учитывается, что данные элементы проявляют себя только в их связях и взаи­модействиях, заданных природой и характером данной системы. Отсюда другая цель:

2) исследовать содержание этих связей и взаимодействий и представить на уровне науки функционирование и развитие рассматриваемого явления как целостной системы. До­стигается это с помощью такого общенаучного метода исследова­

ния, как синтез. Благодаря ему, как уже упоминалось,

3) выявляют­ся эмерджентные свойства системы, отсутствующие у ее элемен­тов, но возникающие в процессе их взаимодействия, — тем самым достигается еще одна цель системного анализа явлений.

Понятие «анализ» толкуется в данном случает расширительно, ибо вклю­чает в себя и синтез.

Как правило, системное исследование различных явлений и процессов преследует и другие цели:

4) обнаружение внутренних источников их функционирования,

5) определение основной направленности раз­вития явлений и процессов,

6) выявление объективных и субъектив­ных сторон их существования и развития и др.

При этом какая-то цель является основной и поэтому будет определять основную направленность данного исследования.

В конечном счете, в процессе системного исследования форми­руется целая система его целей, принимающая вид так называе­мого «дерева целей».

Суть и главный принцип построения «дерева целей» — координация и субординация (отношение соподчинения) всех формулируемых целей данного исследования и их зависи­мость от основной его цели.

«Дерево целей» дает более четкое представление о содержании будущего системного исследования процесса (в нашем случае — экономического или политического), его направленности и ожидаемых результатах.


Метод «дерева целей»представляет собой способ построения целевой структуры какой-либо, как правило, крупномасштабной коллективной деятельности, особенность которой состоит в том, что общая цель делится на ряд подцелей, затем эти подцели де­лятся на еще более частные и т. д.

Практически реализация этого метода заключается в построении связанного графа, выражающего соподчинение и взаимосвязи целей и подцелей.

На верхнем ярусе располагается основная цель, которая последовательно разделяется на подцели и т. д. При этом главным условием разделения целей является полнота, означающая, что каждая цель верхнего уровня должна быть представлена исчер­пывающим образом в виде подцелей следующего уровня, обес­печивающим определение понятия исходной цели объединением понятия подцелей.

Построение «дерева» целей является эффективным методом структуризации проблемной ситуации и определения цели ре­шения. Его применение дает возможность системно предста­вить порядок движения к конечной цели, учесть необходимое и достаточное число задач, требующих решения на пути к их достижению.

Построение «дерева» целей для решения проблемной ситу­ации дает возможность определить меры, которые необходимо предусмотреть в решении при достижении его цели.

Уязвимым местом «дерева» целей являются «узлы деления», т. е. точки разложения общих целей на подцели, поскольку нередко бывает трудно обеспечить полноту деления и совместимость, единство основания для деления.

Для обеспечения реализации цели решения можно построить «дерево ресурсов». Можно также совместить в одном «дереве» цели и функции управления.

На основе метода «дерева» целей и функций управления реализуется структурно-функционально-целевой метод системного подхода к управлению. Этот метод используется для построения функционально-целевых моделей систем управления.

Несколько слов о путях и способах проведения системных исследований.

В начале исследования надо

1) составить более или менее полноепредварительное представление об изучаемом явлении или про­цессе
на основе имеющейся информации о них, прежде всего на­учной. Это позволит яснее сформулировать основные и вытекаю­щие из них иные цели исследования и при необходимости пост­роить «дерево целей». Затем необходимо

2) выделить основные элементы изучаемых яв­лений и процессов и исследовать их взаимосвязи, чтобы составить целостное представление об этих явлениях и процессах. Следую­щий этап —

3) выявление основополагающих факторов их функцио­нирования и обнаружение внутренних и внешних источников их развития. Наконец, необходимо

4) научно объяснить место и роль данного явления или процесса в функционировании и развитии той или иной сферы общественной жизни и общества в целом.

В основе алгоритма системного анализа находится определенный цикл, состоящий из различных этапов системного исследования систем управления на каждом из которых решаются оп­ределенные задачи. Приведем пример перечня таких этапов.

1. Формулировка основных целей и задач исследования.

2.Определение границ системы, отделение ее от внешней среды.

  1. Составление списка элементов системы (подсистем, факто­ров, переменных и т.д.).

  2. Выявление сути целостности системы.

  3. Анализ взаимосвязей элементов системы.

  4. Построение структуры системы (т.е. выявление порядка расположения связей ее элементов.).

  5. Установление функций системы и ее подсистем.

  6. Согласование целей системы и ее подсистем.

  7. Уточнение границ системы и каждой подсистемы.

10.Анализ явлений эмерджентности (появления свойств системы, отсутствующих у ее элементов.).

11. Конструирование системной модели [Плотинский Ю.М. Моделирование социальных процессов. 2-е изд. - М.: Логос].

Подобный цикл системного анализа не является раз и навсег­да установленным; без некоторых из названных этапов можно обойтись; возможен возврат к предыдущим этапам и т.д.

Представляется справедливым, что системный анализ сегодня чаще выступает как методология