Файл: История доктринального исследования уголовной политики в России и за рубежом. Понятие и значение уголовной политики. Впервые понятие уголовная политика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 382

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


До 2013 года была установлена ответственность лишь за незаконную охоту на зверей и птиц, охота на которых полностью запрещена (п. «в» ч. 1 ст. 258 УК), т.е. на особо ценных птиц и зверей, занесенных в Красную книгу. В отношении же добычи водных биологических ресурсов (ст. 256 УК) подобного криминообразующего признака не было. Соответственно, за совершенные деяния лица привлекались к ответственности по указанным статьям, поэтому в этом смысле криминализации осуществлено не было, а было лишь особо обращено внимание на общественную опасность таких преступлений, высокую значимость охраняемых общественных отношений.

Законодатель, устраняя возникший пробел в охране редких, исчезающих животных, не только сконструировал самостоятельную уголовно-правовую норму, но и усилил уголовную ответственность за подобные деяния, включив в санкцию новой статьи такой вид наказания как лишение свободы до 3-х лет (а впоследствии в 2019 году увеличил этот срок на лишение свободы до 4-х лет). Такую практику следует признать позитивной.

ПОЧЕМУ УСИЛИЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

- самое распространенное преступление

- ущерб причиняется

- чтобы усилить профилактический потенциал уголовного закона в сфере борьбы с рыбным браконьерством

+ важное изменение – в 256 наказывают только за вылов, а здесь в 258.1 объективная сторона гораздо шире (добыча, содержание, приобретение, хранение и т.д.)


  1. Уголовная политика в отношении транспортных преступлений.


Глава 27 УК РФ Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств содержит 12 статей и объединяет в себе все составы транспортных преступлений. Как правило, транспортные преступления совершаются по неосторожности. Они занимают в уголовной статистике около половины всех неосторожных деяний и от 5 до 7 % зарегистрированных преступлений в целом.

Преступления, предусмотренные гл. 27 УК, можно классифицировать следующим образом:

а) преступления, связанные с движением транспорта (ст.ст. 263, 263.1, 264, 264.1, 265, 268, 271, 271.1);

б) иные транспортные преступления (ст.ст. 266, 267,267.1, 269, 270)

Глава 27 Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств содержит 12 статей закрепляющих ответственность за транспортные преступления.

Анализ состояния преступности показывает, что одним из наиболее распространенных транспортных преступлений является нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ), влекущее неосторожную гибель людей, причинение тяжкого вреда здоровью и значительный объем нанесенного материального ущерба. Так, по данным официальной статистики МВД РФ, за период с января по август 2022 года регистрации подлежало 6039 преступления данного вида. За такой же период в 2021 году было совершено 6132 преступления и относительный показатель указанных преступлений по сравнению с предыдущим годом уменьшился на 1,5%.

Криминализации подлежали случаи нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, морского и внутреннего водного транспорта

Стоит подчеркнуть, что совершенствование норм Особенной части предопределило модернизацию санкций ст. 263, 264 УК РФ в части установления и усиления уголовной ответственности за неосторожные транспортные преступления. Подтверждением служит пенализация ч. 1.1, 1.2, 2.1, 4 ст. 263 УК РФ и установление максимальной ответственности виновных соответственно до двух, семи, двенадцати и пятнадцати лет лишения свободы.

Также в части 1 ст. 263 к последствию добавилось причинение крупного ущерба, а что является крупным ущербом отметается в примечании к статье— ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

В ч. 2 ст. 264 УК РФ увеличению подлежали максимальные пределы наказаний в виде принудительных работ – до пяти лет, лишения свободы – до семи лет. Более строгими стали размеры наказания в виде лишения свободы в частях 4 и 6 ст. 264 УК РФ – от пяти до двенадцати и от восьми до пятнадцати лет соответственно.



Статья 263.1 была введена в 2010 году и по сравнению с первой редакцией, последняя ввела часть 2 предусматривающую ответственность для конкретного лица: ответственного за обеспечение транспортной безопасности. То есть произошла индивидуализация уголовной ответственности. Также в частях 3,4 добавилось совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и организованной группой.

31 декабря 2014 г. был принят ФЗ №528-ФЗ, в соответствии с которым в УК РФ добавлена ст. 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию». В последней редакции статья уже называется: «Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость». Часть 2 служит подтверждением пенализации — установление максимальной ответсвенности виновных до 3 лет лишения свободы. Включение данной статьи в УК законодатель обусловил ростом количества ДТП, а также тем фактором, что эти ДТП уносят большее количество жизней, чем убийства. Законодатель видит смысл нововведений в УК РФ в усилении наказуемости тех лиц, в отношении которых не помогают ранее примененные к ним административные меры.

О криминализации свидетельствует введение ФЗ от 30.12.2021 N 458-ФЗ статьи 264.2 «нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами» — лишение свободы до 2 лет (часть 1) и до 3 лет (часть 2); ФЗ от 14.07.2022 N 258-ФЗ статьи 264.3 «Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость»— лишение свободы до 1 года (часть 1) и до 2 лет (часть 2); ФЗ от 03.04.2017 № 60 статьи 267.1 УК РФ, предусматривающей наказуемость действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств— лишение свободы до 2 лет; ФЗ от 07.11.2011 №304 статьи 271.1 Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации— лишение свободы до 5 лет (часть 1) и до 7 лет (часть 2).
Из диспозиции части 1 статьи 266 была исключена ответственность за причинение средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба — депенализация.

Части 2,3,4 статьи 267 являются примером пенализации, а именно установление ответсвенности за причинение по неосторожности легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью либо крупного ущерба и установление максимальной ответственности виновных соответственно до двух, трёх, и четырёх лет лишения свободы.


Статья 268 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта: в части 1 была исключена ответственность за причинение средней тяжести вреда здоровью человека — депенализация.

В санкции всех 3 частей данной статьи был добавлен такой вид ответсвенности как принудительные работы — в ч. 1 до 2 лет, в ч. 2 до 4 лет и в ч. 3 до 5 лет соответсвенно.
Статьи 270 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и 271 Нарушение правил международных полетов с момента введения из в УК РФ претерпели ряд изменений в санкциях в фз от 2003, 2009 и 2011 годов:

— изменился способ исчисления штрафа — в обоих статьях вместо МРОТ была введена твёрдо установленная денежная суммы: двести тысяч рублей, а заработная плата или иной доход осужденного теперь исчисляется в статьях за период до восемнадцати месяцев;

— в статье 270 введены принудительные работы, а в статье 271 было исключено ограничение свободы

Статьи 265 и 269 утратили силу.


  1. Уголовная политика в отношении информационных преступлений.

Документом, содержащим, в том числе основные положения уголовно-правовой политики государства в борьбе с компьютерными преступлениями, является Стратегия развития информационного общества в РФ, которой к числу основных задач отнесено, в том числе противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Компьютерные преступления тем опаснее, что могут причинить ущерб практически любым правоохраняемым интересам, начиная от частных неимущественных интересов отдельных граждан и заканчивая интересами государственной безопасности. В УК РФ на сегодняшний день практически все преступления могут быть совершены при помощи компьютера (кроме некоторых составов преступлений против жизни и здоровья).

В Доктрине выделяются четыре основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере. Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных ПИСЧИГ в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества. Вторая составляющая включает в себя информационное обеспечение государственной политики РФ. Третья составляющая включает в себя развитие современных информационных технологий. Четвертая составляющая включает в себя защиту информационных ресурсов.


К источникам угроз информационной безопасности России относятся: неблагоприятная криминогенная обстановка; получение криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации; усиление влияния организованной преступности на жизнь общества; снижение степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.

В свою очередь, к организационно-техническим методам обеспечения информационной безопасности РФ относится усиление правоприменительной деятельности ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере, а также выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере. Таким образом, основные направления уголовно-правовой политики в сфере борьбы с компьютерными преступлениями нашли свое закрепление в Доктрине информационной безопасности.

Возвращаясь к терминологии компьютерных преступлений, необходимо отметить, что теория и практика до сих пор не выработали единого определения. Под "компьютерными преступлениями" обычно понимаются совершаемые в сфере информационных процессов и посягающие на информационную безопасность деяния, предметом которых являются информация и компьютерные средства.

В 2002 году число интернет-пользователей в России было немногим больше 5 млн. В 2011 году – 70 млн. В 2017 году – 87,7 млн., в 2022 году – около 130 млн. (89% от населения в РФ).

Кроме того, статистика показывает, что с каждым годом происходит существенный рост преступлений в сфере информационных технологий, особенно резкий всплеск произошел в последнее десятилетие.

В 2008 г. в России выявлено более 14 тыс. преступлений в сфере ИТ, что на 2 тыс. больше по сравнению с показателями 2007 г.

В 2016 году было зафиксировано 66 тыс. IТ-преступлений. В 2013 году этот показатель составлял 11 тыс.

За 2019 год в России было зарегистрировано 294 тыс. киберпреступлений.

По данным Генпрокуратуры, в 2020 году на преступления, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, как и годом ранее, пришлось одно из четырех регистрируемых преступлений. Всего в 2020 году зарегистрировано более 510,4 тыс. киберпреступлений. Большинство из них происходит через интернет или при помощи телефонов.