Файл: Практическое занятие Изучение действий экипажа при оставлении судна с использованием мом (2 ч.) 2 ч. Тема Индивидуальные спасательные средства (2 ч.) 4 ч.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У спасающихся на плоту есть возможность охладить днище, временно выпустив из него воздух.
Зной лучше переносится, если тент плота смачивать забортной водой и днем находиться во влажной одежде (не забывая ее просушивать к ночи). При этом воротник одежды должен быть застегнут, а голова покрыта. Это притупляет неприятные ощущения от зноя и значительно понижает потерю воды организмом. Его обезвоживание — большая опасность для жизни человека в тропиках.
Для уменьшения дрейфа шлюпки и расположения ее поперек гребней волн (для уменьшения заливания и бортовой качки) используется плавучий якорь. Плавучий якорь спускается с носа шлюпки. Для сглаживания гребней волн у борта шлюпки крепится мешок с растительным маслом, входящим в шлюпочное снабжение. Аналогичным образом рекомендуется использовать плавучий' якорь при подходе к берегу в условиях волнения.
Для указания местоположения терпящих бедствие и облегчения поисковых и спасательных операций задействуется аварийный радиобуй, рассчитанный, по крайней мере, на 48 часов непрерывной работы.
Кроме того, в распоряжении терпящих бедствие есть шлюпочная стационарная или переносная радиостанция, снабженная подробной инструкцией по использованию, а также комплект портативных УКВ-станций и радиолокационный буй или радиолокационный маяк-ответчик (транспондер).
Для визуального обнаружения используются:
- парашютные ракеты и фальшфейеры,
- плавучие дымовые шашки,
- сигнальное зеркало для подачи сигнала судам и самолетам (гелиограф)
На всех перечисленных средствах имеются инструкции по их использованию. Для сигнализации по азбуке Морзе имеется специальный электрический фонарь, а для подачи звуковых сигналов — свисток.
Первыми вестниками помощи, могут быть самолеты. Они не только уточнят местоположение терпящих бедствие, но и сбросят контейнеры, в которых содержатся: медикаменты, теплая одежда, вода и продукты и другое снабжение.
Спасательные вертолеты оборудованы подъемными устройствами для подбора людей из воды, снятия с аварийного судна или спасательного средства.
Необходимо помнить, что во избежание опасного для жизни разряда статического электричества нельзя прикасаться к опускаемому с вертолета средству, пока оно не имело контакта с судовыми конструкциями или водой.
В течение первых двух суток пребывания в коллективном спасательном средстве рекомендуется принимать таблетки от укачивания («Аэрон»): 1 таблетку утром и по 1/2 таблетки в полдень и вечером: чтобы предупредить заболевание морской болезнью, приступы которой не щадят самых выдержанных моряков и влекут опасную потерю воды организмом. Принимать больше двух таблеток в сутки нельзя: «Аэрон» может вызвать ощущение сухости во рту.
Следует» исключить курение: оно вызывает жажду у курящих (а запасы воды ограничены) и раздражение у некурящих, а также необходимость в лишнем проветривании, что понижает температуру внутри спасательного средства. Кроме того, курение опасно в пожарном отношении
Все люди в спасательных средствах должны оставаться в спасательных жилетах.
Купание во время нахождения в спасательных средствах запрещено.
В спасательном средстве необходимо организовать круглосуточное наблюдение за окружающей обстановкой.
Командир должен установить суточный рацион пищи и воды, а также режим питания для спасающихся в соответствии с вложенной в пакеты инструкцией или по уменьшенной норме (с учетом обстоятельств).
Нельзя пить морскую воду, усиливающую жажду и вызывающую нарушение нервной системы и даже смерть. Если позволят обстоятельства, допустимо выделять больше питьевой воды больным и раненым.
Пресную воду надо пить медленно небольшими порциями (4-8 порций в сутки), потому что большое количество воды выделяется через почки и не усваивается организмом.
Пищевой рацион спасательных шлюпки и плота рассчитан на 3 суток.
Морская болезнь опасна тем, что она часто сопровождается рвотой, которая приводит к обезвоживанию организма.
Следует принять все возможные меры для пополнения запасов пищи (организовать ловлю рыб и морских птиц с помощью снастей, находящихся в снабжении, спасательного средства). При этом необходимо знать, что рыбы, которые раздуваются и покрыты колючими иглами, ядовиты. К рыбам с колючками, шипами или острыми наростами вместо чешуек опасно даже прикасаться. Все морские птицы съедобны. При употреблении в пищу мяса рыб и птиц требуется дополнительное количество воды
Ответственным мероприятием на спасательном средстве является сбор дождевой воды. Для этого все имеющиеся куски водонепроницаемого материала используются в качестве водосборников Вода сливается в свободные емкости для общего потребления При наличии дистиллятора его нужно использовать незамедлительно.
Необходимо экономить энергию водоналивных электрических батарей, рассчитанных приблизительно на 16 часов непрерывной работы. Днем следует отсоединить зажимы, оставляя батарею в воде Сигнальные лампочки с батарейками от спасательных жилетов можно использовать для внутреннего освещения и для целей обнаружения.
Предметом особой заботы в организации быта на спасательном средстве является соблюдение всеми чистоты и личной гигиены (для испражнений, мочи и при рвоте используйте пластиковые кульки или свободные емкости; нарывы, пролежни, лопнувшие губы смазывайте борной мазью). Избегайте сидеть и лежать непосредственно на резине в плоту.
Старшему на борту спасательного средства нужно строго следить за ведением журнала дежурными. В журнал заносятся данные о состоянии здоровья людей, находящихся в плавсредстве, о запасах воды и продуктов, а также важные наблюдения, происшествия, принимаемые решения и мероприятия
Смерть любого лица на спасательном средстве должна быть зафиксирована в журнале, а тело его предано морю (если смерть не наступила в результате непосредственных действий спасателей и когда имеется возможность доставить прах родственникам). Все личные вещи погибшего оставляются для передачи властям. Оставлять тело для сохранения в спасательном средстве нельзя ни в коем случае из-за угрозы здоровью и психическому состоянию людей, оставшихся в живых. Факт смерти человека устанавливается по следующим признакам:
- отсутствует дыхание (не запотевает зеркало или лезвие стального ножа, приставленное вплотную ко рту и носу на несколько минут);
- не прощупывается пульс на запястье и шее;
- зрачки расширены и не сокращаются под воздействием луча фонаря или при прямом солнечном освещении;
- температура тела постепенно сравнивается с температурой окружающей среды (охлаждение начинается с конечностей; тело коченеет через 2 часа после наступления смерти.
Тема 5. Выживание человека в воде (2 ч.)
Вопросы:
1) Почему спасательный нагрудник не находит сейчас широкого применения на судах и заменен спасательным жилетом?
- не поддерживает голову человека в бессознательном состоянии.
2) Существует ли опасность гипотермии (переохлаждения) в любом районе Мирового океана и в любом сезоне?
- да, такая опасность всегда существует.
3) Когда теплообмен человека в воде происходит медленнее, что снижает вероятность гипотермии (переохлаждения)?
- на человеке надето несколько слоев одежды.
4) Зачем при оставлении судна нужно обернуть шею шарфом, надеть теплую шапку, на руки надеть теплые перчатки?
- защита от теплопотери частей тела с наиболее интенсивной теплоотдачей.
5) Что необходимо делать человеку, который оказался в воде при низкой температуре, если он видит невдалеке спасательную шлюпку или спасательный плот?
- энергично плыть к спасательному средству.
6) Что необходимо делать человеку, который оказался в воде, если он не видит поблизости коллективных спасательных средств (шлюпку или плот)?
- оставаться на месте, сохраняя неподвижность.
7) Зачем в воде человеку надо поджать колени к животу, обхватив их руками (принять позу эмбриона)?
- для уменьшения теплоотдачи.
8) Что надо делать в воде для уменьшения теплопотери
организма?
- оставаться неподвижным.
9) Что должен сделать человек, которого подняли на борт коллективного спасательного средства из воды?
- сменить мокрую одежду на сухую или тщательно отжать свою мокрую одежду.
10) Какое индивидуальное спасательное средство лучше защитит человека, оказавшегося в воде, от гипотермии (переохлаждения)?
- спасательный костюм.
11) При низкой температуре воздуха возможно обморожение лица, шеи, кистей рук. Что надо делать для профилактики обморожения?
- смазывать указанные места жиром.
12) Какой фактор является важнейшим для сохранения жизни человека, оказавшегося в воде?
- продолжительность пребывания человека в воде.
13) Зачем необходимо сбросить спасательный круг с буем при обнаружении человека за бортом?
- обеспечение удержания человека на воде;
- облегчение поиска человека в море.
14) Что необходимо сделать человеку, оказавшемуся в воде?
- сбросить обувь;
- сбросить все, что не плавает.
15) Как должен держать голову человек в воде для уменьшения теплоотдачи?
- поднять голову над водой, т. к. голова – наиболее выделяющая тепло часть тела.
16) Что необходимо сделать если человек оказался за бортом не один?
- все люди должны собраться в плотную кучу.
17) Зачем необходимо всем людям, оказавшимся в воде, собраться в плотную кучу?
- для увеличения заметности на воде;
- для сохранения тепла.
18) Рекомендуется ли человеку, оказавшемуся в воде за бортом судна, пить морскую воду?
- нет, это приведет к нарушению обмена веществ.
Прыгать в воду при оставлении судна следует только в крайних случаях, когда нет возможности воспользоваться штормтрапами.
В этом случае перед прыжком необходимо надеть спасательный жилет (нагрудник). Прыжок осуществляется ногами вниз, при этом спасающийся охватывает свои плечи перекрещенными на груди руками поверх нагрудника, крепко прижимая и оттягивая его вниз. Спрыгнув в воду надо незамедлительно отплыть от судна в сторону носа или кормы, оправить одежду, спасательный нагрудник, нащупать свисток.
Пока послушны руки, следует оправить на себе одежду и жилет, а ночью задействовать сигнальную лампочку.
Для привлечения внимания нужно воспользоваться свистком, звук которого слышен над водой лучше крика.
Нельзя двигаться в воде для согревания, это приводит к более быстрому переохлаждению организма. Находясь в воде, следует подтянуть скрещенные ноги к животу, а руки прижать к бокам и груди. При такой позе вода в меньшей степени омывает самые чувствительные к охлаждению части тела.
Если в воде находится несколько человек, необходимо как можно теснее прижаться друг к другу, сохраняя вертикальное положение. Плыть в воде следует только для избегания непосредственной опасности и, если есть уверенность в способности достичь коллективного спасательного средства.
Необходимо избегать разлитого на водной поверхности топлива. Если это сделать невозможно, следует попытаться проплыть через него с высоко поднятой головой и закрытым ртом.
При случайном падении за борт не отчаивайтесь после первых безрезультатных попыток подать сигнал к обнаружению криками, свистком, всплесками. Постарайтесь сохранить самообладание и держитесь на плаву. Попытки достичь вплавь уходящее судно всегда безуспешны, и только ускоряют утомление и охлаждение организма. Будьте уверены, что ваше отсутствие на судне сразу обнаружат и примут немедленные, меры к спасению.
Предотвращение гипотермии на воде
Люди, терпящие бедствие в море, часто внезапно (иногда и с физическими травмами) оказываются за бортом судна в непривычной для человеческого организма среде. Одним из основных факторов, способствующих гибели человека в морской воде, является переохлаждение организма, в результате которого у человека слабеет воля, резко снижается мышечная деятельность; возможна потеря сознания.
Зной лучше переносится, если тент плота смачивать забортной водой и днем находиться во влажной одежде (не забывая ее просушивать к ночи). При этом воротник одежды должен быть застегнут, а голова покрыта. Это притупляет неприятные ощущения от зноя и значительно понижает потерю воды организмом. Его обезвоживание — большая опасность для жизни человека в тропиках.
Для уменьшения дрейфа шлюпки и расположения ее поперек гребней волн (для уменьшения заливания и бортовой качки) используется плавучий якорь. Плавучий якорь спускается с носа шлюпки. Для сглаживания гребней волн у борта шлюпки крепится мешок с растительным маслом, входящим в шлюпочное снабжение. Аналогичным образом рекомендуется использовать плавучий' якорь при подходе к берегу в условиях волнения.
Для указания местоположения терпящих бедствие и облегчения поисковых и спасательных операций задействуется аварийный радиобуй, рассчитанный, по крайней мере, на 48 часов непрерывной работы.
Кроме того, в распоряжении терпящих бедствие есть шлюпочная стационарная или переносная радиостанция, снабженная подробной инструкцией по использованию, а также комплект портативных УКВ-станций и радиолокационный буй или радиолокационный маяк-ответчик (транспондер).
Для визуального обнаружения используются:
- парашютные ракеты и фальшфейеры,
- плавучие дымовые шашки,
- сигнальное зеркало для подачи сигнала судам и самолетам (гелиограф)
На всех перечисленных средствах имеются инструкции по их использованию. Для сигнализации по азбуке Морзе имеется специальный электрический фонарь, а для подачи звуковых сигналов — свисток.
Первыми вестниками помощи, могут быть самолеты. Они не только уточнят местоположение терпящих бедствие, но и сбросят контейнеры, в которых содержатся: медикаменты, теплая одежда, вода и продукты и другое снабжение.
Спасательные вертолеты оборудованы подъемными устройствами для подбора людей из воды, снятия с аварийного судна или спасательного средства.
Необходимо помнить, что во избежание опасного для жизни разряда статического электричества нельзя прикасаться к опускаемому с вертолета средству, пока оно не имело контакта с судовыми конструкциями или водой.
В течение первых двух суток пребывания в коллективном спасательном средстве рекомендуется принимать таблетки от укачивания («Аэрон»): 1 таблетку утром и по 1/2 таблетки в полдень и вечером: чтобы предупредить заболевание морской болезнью, приступы которой не щадят самых выдержанных моряков и влекут опасную потерю воды организмом. Принимать больше двух таблеток в сутки нельзя: «Аэрон» может вызвать ощущение сухости во рту.
Следует» исключить курение: оно вызывает жажду у курящих (а запасы воды ограничены) и раздражение у некурящих, а также необходимость в лишнем проветривании, что понижает температуру внутри спасательного средства. Кроме того, курение опасно в пожарном отношении
Все люди в спасательных средствах должны оставаться в спасательных жилетах.
Купание во время нахождения в спасательных средствах запрещено.
В спасательном средстве необходимо организовать круглосуточное наблюдение за окружающей обстановкой.
Командир должен установить суточный рацион пищи и воды, а также режим питания для спасающихся в соответствии с вложенной в пакеты инструкцией или по уменьшенной норме (с учетом обстоятельств).
Нельзя пить морскую воду, усиливающую жажду и вызывающую нарушение нервной системы и даже смерть. Если позволят обстоятельства, допустимо выделять больше питьевой воды больным и раненым.
Пресную воду надо пить медленно небольшими порциями (4-8 порций в сутки), потому что большое количество воды выделяется через почки и не усваивается организмом.
Пищевой рацион спасательных шлюпки и плота рассчитан на 3 суток.
Морская болезнь опасна тем, что она часто сопровождается рвотой, которая приводит к обезвоживанию организма.
Следует принять все возможные меры для пополнения запасов пищи (организовать ловлю рыб и морских птиц с помощью снастей, находящихся в снабжении, спасательного средства). При этом необходимо знать, что рыбы, которые раздуваются и покрыты колючими иглами, ядовиты. К рыбам с колючками, шипами или острыми наростами вместо чешуек опасно даже прикасаться. Все морские птицы съедобны. При употреблении в пищу мяса рыб и птиц требуется дополнительное количество воды
Ответственным мероприятием на спасательном средстве является сбор дождевой воды. Для этого все имеющиеся куски водонепроницаемого материала используются в качестве водосборников Вода сливается в свободные емкости для общего потребления При наличии дистиллятора его нужно использовать незамедлительно.
Необходимо экономить энергию водоналивных электрических батарей, рассчитанных приблизительно на 16 часов непрерывной работы. Днем следует отсоединить зажимы, оставляя батарею в воде Сигнальные лампочки с батарейками от спасательных жилетов можно использовать для внутреннего освещения и для целей обнаружения.
Предметом особой заботы в организации быта на спасательном средстве является соблюдение всеми чистоты и личной гигиены (для испражнений, мочи и при рвоте используйте пластиковые кульки или свободные емкости; нарывы, пролежни, лопнувшие губы смазывайте борной мазью). Избегайте сидеть и лежать непосредственно на резине в плоту.
Старшему на борту спасательного средства нужно строго следить за ведением журнала дежурными. В журнал заносятся данные о состоянии здоровья людей, находящихся в плавсредстве, о запасах воды и продуктов, а также важные наблюдения, происшествия, принимаемые решения и мероприятия
Смерть любого лица на спасательном средстве должна быть зафиксирована в журнале, а тело его предано морю (если смерть не наступила в результате непосредственных действий спасателей и когда имеется возможность доставить прах родственникам). Все личные вещи погибшего оставляются для передачи властям. Оставлять тело для сохранения в спасательном средстве нельзя ни в коем случае из-за угрозы здоровью и психическому состоянию людей, оставшихся в живых. Факт смерти человека устанавливается по следующим признакам:
- отсутствует дыхание (не запотевает зеркало или лезвие стального ножа, приставленное вплотную ко рту и носу на несколько минут);
- не прощупывается пульс на запястье и шее;
- зрачки расширены и не сокращаются под воздействием луча фонаря или при прямом солнечном освещении;
- температура тела постепенно сравнивается с температурой окружающей среды (охлаждение начинается с конечностей; тело коченеет через 2 часа после наступления смерти.
Тема 5. Выживание человека в воде (2 ч.)
Вопросы:
1) Почему спасательный нагрудник не находит сейчас широкого применения на судах и заменен спасательным жилетом?
- не поддерживает голову человека в бессознательном состоянии.
2) Существует ли опасность гипотермии (переохлаждения) в любом районе Мирового океана и в любом сезоне?
- да, такая опасность всегда существует.
3) Когда теплообмен человека в воде происходит медленнее, что снижает вероятность гипотермии (переохлаждения)?
- на человеке надето несколько слоев одежды.
4) Зачем при оставлении судна нужно обернуть шею шарфом, надеть теплую шапку, на руки надеть теплые перчатки?
- защита от теплопотери частей тела с наиболее интенсивной теплоотдачей.
5) Что необходимо делать человеку, который оказался в воде при низкой температуре, если он видит невдалеке спасательную шлюпку или спасательный плот?
- энергично плыть к спасательному средству.
6) Что необходимо делать человеку, который оказался в воде, если он не видит поблизости коллективных спасательных средств (шлюпку или плот)?
- оставаться на месте, сохраняя неподвижность.
7) Зачем в воде человеку надо поджать колени к животу, обхватив их руками (принять позу эмбриона)?
- для уменьшения теплоотдачи.
8) Что надо делать в воде для уменьшения теплопотери
организма?
- оставаться неподвижным.
9) Что должен сделать человек, которого подняли на борт коллективного спасательного средства из воды?
- сменить мокрую одежду на сухую или тщательно отжать свою мокрую одежду.
10) Какое индивидуальное спасательное средство лучше защитит человека, оказавшегося в воде, от гипотермии (переохлаждения)?
- спасательный костюм.
11) При низкой температуре воздуха возможно обморожение лица, шеи, кистей рук. Что надо делать для профилактики обморожения?
- смазывать указанные места жиром.
12) Какой фактор является важнейшим для сохранения жизни человека, оказавшегося в воде?
- продолжительность пребывания человека в воде.
13) Зачем необходимо сбросить спасательный круг с буем при обнаружении человека за бортом?
- обеспечение удержания человека на воде;
- облегчение поиска человека в море.
14) Что необходимо сделать человеку, оказавшемуся в воде?
- сбросить обувь;
- сбросить все, что не плавает.
15) Как должен держать голову человек в воде для уменьшения теплоотдачи?
- поднять голову над водой, т. к. голова – наиболее выделяющая тепло часть тела.
16) Что необходимо сделать если человек оказался за бортом не один?
- все люди должны собраться в плотную кучу.
17) Зачем необходимо всем людям, оказавшимся в воде, собраться в плотную кучу?
- для увеличения заметности на воде;
- для сохранения тепла.
18) Рекомендуется ли человеку, оказавшемуся в воде за бортом судна, пить морскую воду?
- нет, это приведет к нарушению обмена веществ.
Прыгать в воду при оставлении судна следует только в крайних случаях, когда нет возможности воспользоваться штормтрапами.
В этом случае перед прыжком необходимо надеть спасательный жилет (нагрудник). Прыжок осуществляется ногами вниз, при этом спасающийся охватывает свои плечи перекрещенными на груди руками поверх нагрудника, крепко прижимая и оттягивая его вниз. Спрыгнув в воду надо незамедлительно отплыть от судна в сторону носа или кормы, оправить одежду, спасательный нагрудник, нащупать свисток.
Пока послушны руки, следует оправить на себе одежду и жилет, а ночью задействовать сигнальную лампочку.
Для привлечения внимания нужно воспользоваться свистком, звук которого слышен над водой лучше крика.
Нельзя двигаться в воде для согревания, это приводит к более быстрому переохлаждению организма. Находясь в воде, следует подтянуть скрещенные ноги к животу, а руки прижать к бокам и груди. При такой позе вода в меньшей степени омывает самые чувствительные к охлаждению части тела.
Если в воде находится несколько человек, необходимо как можно теснее прижаться друг к другу, сохраняя вертикальное положение. Плыть в воде следует только для избегания непосредственной опасности и, если есть уверенность в способности достичь коллективного спасательного средства.
Необходимо избегать разлитого на водной поверхности топлива. Если это сделать невозможно, следует попытаться проплыть через него с высоко поднятой головой и закрытым ртом.
При случайном падении за борт не отчаивайтесь после первых безрезультатных попыток подать сигнал к обнаружению криками, свистком, всплесками. Постарайтесь сохранить самообладание и держитесь на плаву. Попытки достичь вплавь уходящее судно всегда безуспешны, и только ускоряют утомление и охлаждение организма. Будьте уверены, что ваше отсутствие на судне сразу обнаружат и примут немедленные, меры к спасению.
Предотвращение гипотермии на воде
Люди, терпящие бедствие в море, часто внезапно (иногда и с физическими травмами) оказываются за бортом судна в непривычной для человеческого организма среде. Одним из основных факторов, способствующих гибели человека в морской воде, является переохлаждение организма, в результате которого у человека слабеет воля, резко снижается мышечная деятельность; возможна потеря сознания.