Файл: Практическое занятие Изучение действий экипажа при оставлении судна с использованием мом (2 ч.) 2 ч. Тема Индивидуальные спасательные средства (2 ч.) 4 ч.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У спасающихся на плоту есть возможность охладить днище, временно выпустив из него воздух.

Зной лучше переносится, если тент плота смачивать забортной водой и днем находиться во влажной одежде (не забывая ее просушивать к ночи). При этом воротник одежды должен быть застегнут, а голова покрыта. Это притупляет неприятные ощущения от зноя и значительно понижает потерю воды организмом. Его обезвоживание — большая опасность для жизни человека в тропиках.

Для уменьшения дрейфа шлюпки и расположения ее поперек гребней волн (для уменьшения заливания и борто­вой качки) используется плавучий якорь. Плавучий якорь спускается с носа шлюпки. Для сглаживания гребней волн у борта шлюпки крепится мешок с растительным маслом, входящим в шлюпочное снабжение. Аналогичным образом рекомендуется использовать плавучий' якорь при подходе к берегу в условиях волнения.

Для указания местоположения терпящих бедствие и облегчения поисковых и спасательных операций задействуется аварийный радиобуй, рассчитанный, по крайней мере, на 48 часов непрерывной работы.

Кроме того, в распоряжении терпящих бедствие есть шлюпочная стационарная или переносная радиостанция, снабженная подробной инструкцией по использованию, а также комплект портативных УКВ-станций и радиолокаци­онный буй или радиолокационный маяк-ответчик (транспондер).

Для визуального обнаружения используются:

- парашютные ракеты и фальшфейеры,

- плавучие дымовые шашки,

- сигнальное зеркало для подачи сигнала судам и самолетам (гелиограф)

На всех перечисленных средствах имеются инструкции по их использованию. Для сигнализации по азбуке Морзе имеется специальный электрический фонарь, а для подачи звуковых сигналов — свисток.

Первыми вестниками помощи, могут быть самолеты. Они не только уточнят местоположение терпящих бедствие, но и сбросят контейнеры, в которых содержатся: медикаменты, теплая одежда, вода и продукты и другое снабжение.

Спасательные вертолеты оборудованы подъемными устройствами для подбора людей из воды, снятия с аварийного судна или спасательного средства.

Необходимо помнить, что во избежание опасного для жизни разряда статического электричества нельзя прикасаться к опускаемому с вертолета средству, пока оно не имело контакта с судовыми конструкциями или водой.

В течение первых двух суток пребывания в коллективном спасательном средстве рекомендуется принимать таблетки от укачивания («Аэрон»): 1 таблетку утром и по 1/2 таблетки в полдень и вечером: чтобы предупредить заболевание морской болезнью, приступы которой не щадят самых выдержанных моряков и влекут опасную потерю воды организмом. Принимать больше двух таблеток в сутки нельзя: «Аэрон» может вызвать ощущение сухости во рту.


Следует» исключить курение: оно вызывает жажду у курящих (а запасы воды ограничены) и раздражение у некурящих, а также необходимость в лишнем проветривании, что понижает температуру внутри спасательного средства. Кроме того, курение опасно в пожарном отношении

Все люди в спасательных средствах должны оставаться в спасательных жилетах.

Купание во время нахождения в спасательных средствах запрещено.

В спасательном средстве необходимо организовать круглосуточное наблюдение за окружающей обстановкой.

Командир должен установить суточный рацион пищи и воды, а также режим питания для спасающихся в соответ­ствии с вложенной в пакеты инструкцией или по уменьшен­ной норме (с учетом обстоятельств).

Нельзя пить морскую воду, усиливающую жажду и вызывающую нарушение нервной системы и даже смерть. Если позволят обстоятельства, допустимо выделять больше питьевой воды больным и раненым.

Пресную воду надо пить медленно небольшими порциями (4-8 порций в сутки), потому что большое количество воды выделяется через почки и не усваивается организмом.

Пищевой рацион спасательных шлюпки и плота рассчитан на 3 суток.

Морская болезнь опасна тем, что она часто сопровождается рвотой, которая приводит к обезвоживанию организма.

Следует принять все возможные меры для пополнения запасов пищи (организовать ловлю рыб и морских птиц с помощью снастей, находящихся в снабжении, спасательного средства). При этом необходимо знать, что рыбы, которые раздуваются и покрыты колючими иглами, ядовиты. К рыбам с колючками, шипами или острыми наростами вместо чешуек опасно даже прикасаться. Все морские птицы съедобны. При употреблении в пищу мяса рыб и птиц требуется дополни­тельное количество воды

Ответственным мероприятием на спасательном средстве является сбор дождевой воды. Для этого все имеющиеся куски водонепроницаемого материала используются в качестве водосборников Вода сливается в свободные емкости для общего потребления При наличии дистиллятора его нужно использовать незамедлительно.

Необходимо экономить энергию водоналивных электри­ческих батарей, рассчитанных приблизительно на 16 часов непрерывной работы. Днем следует отсоединить зажимы, оставляя батарею в воде Сигнальные лампочки с батарейками от спасательных жилетов можно использовать для внутреннего освещения и для целей обнаружения.

Предметом особой заботы в организации быта на спаса­тельном средстве является соблюдение всеми чистоты и лич­ной гигиены (для испражнений, мочи и при рвоте исполь­зуйте пластиковые кульки или свободные емкости; нарывы, пролежни, лопнувшие губы смазывайте борной мазью). Избе­гайте сидеть и лежать непосредственно на резине в плоту.



Старшему на борту спасательного средства нужно строго следить за ведением журнала дежурными. В журнал заносятся данные о состоянии здоровья людей, находящихся в плавсредстве, о запасах воды и продуктов, а также важные наблю­дения, происшествия, принимаемые решения и мероприятия

Смерть любого лица на спасательном средстве должна быть зафиксирована в журнале, а тело его предано морю (если смерть не наступила в результате непосредственных действий спасателей и когда имеется возможность доставить прах родственникам). Все личные вещи погибшего оставляются для передачи властям. Оставлять тело для сохранения в спасательном средстве нельзя ни в коем случае из-за угрозы здоровью и психическому состоянию людей, оставшихся в живых. Факт смерти человека устанавливается по следующим признакам:

- отсутствует дыхание (не запотевает зеркало или лезвие стального ножа, приставленное вплотную ко рту и носу на несколько минут);

- не прощупывается пульс на запястье и шее;

- зрачки расширены и не сокращаются под воздействием луча фонаря или при прямом солнечном освещении;

- температура тела постепенно сравнивается с температурой окружающей среды (охлаждение начинается с конечностей; тело коченеет через 2 часа после наступления смерти.
Тема 5. Выживание человека в воде (2 ч.)

Вопросы:

1) Почему спасательный нагрудник не находит сейчас широкого применения на судах и заменен спасательным жилетом?

- не поддерживает голову человека в бессознательном состоянии.

2) Существует ли опасность гипотермии (переохлаждения) в любом районе Мирового океана и в любом сезоне?

- да, такая опасность всегда существует.

3) Когда теплообмен человека в воде происходит медленнее, что снижает вероятность гипотермии (переохлаждения)?

- на человеке надето несколько слоев одежды.

4) Зачем при оставлении судна нужно обернуть шею шарфом, надеть теплую шапку, на руки надеть теплые перчатки?

- защита от теплопотери частей тела с наиболее интенсивной теплоотдачей.

5) Что необходимо делать человеку, который оказался в воде при низкой температуре, если он видит невдалеке спасательную шлюпку или спасательный плот?

- энергично плыть к спасательному средству.

6) Что необходимо делать человеку, который оказался в воде, если он не видит поблизости коллективных спасательных средств (шлюпку или плот)?


- оставаться на месте, сохраняя неподвижность.

7) Зачем в воде человеку надо поджать колени к животу, обхватив их руками (принять позу эмбриона)?

- для уменьшения теплоотдачи.

8) Что надо делать в воде для уменьшения теплопотери

организма?

- оставаться неподвижным.

9) Что должен сделать человек, которого подняли на борт коллективного спасательного средства из воды?

- сменить мокрую одежду на сухую или тщательно отжать свою мокрую одежду.

10) Какое индивидуальное спасательное средство лучше защитит человека, оказавшегося в воде, от гипотермии (переохлаждения)?

- спасательный костюм.

11) При низкой температуре воздуха возможно обморожение лица, шеи, кистей рук. Что надо делать для профилактики обморожения?

- смазывать указанные места жиром.

12) Какой фактор является важнейшим для сохранения жизни человека, оказавшегося в воде?

- продолжительность пребывания человека в воде.

13) Зачем необходимо сбросить спасательный круг с буем при обнаружении человека за бортом?

- обеспечение удержания человека на воде;

- облегчение поиска человека в море.

14) Что необходимо сделать человеку, оказавшемуся в воде?

- сбросить обувь;

- сбросить все, что не плавает.

15) Как должен держать голову человек в воде для уменьшения теплоотдачи?

- поднять голову над водой, т. к. голова – наиболее выделяющая тепло часть тела.

16) Что необходимо сделать если человек оказался за бортом не один?

- все люди должны собраться в плотную кучу.

17) Зачем необходимо всем людям, оказавшимся в воде, собраться в плотную кучу?

- для увеличения заметности на воде;

- для сохранения тепла.

18) Рекомендуется ли человеку, оказавшемуся в воде за бортом судна, пить морскую воду?

- нет, это приведет к нарушению обмена веществ.

Прыгать в воду при оставлении судна следует только в крайних случаях, когда нет возможности воспользоваться штормтрапами.

В этом случае перед прыжком необходимо надеть спасательный жилет (нагрудник). Прыжок осуществляется ногами вниз, при этом спасающийся охватывает свои плечи перекрещенными на груди руками поверх нагрудника, крепко прижимая и оттягивая его вниз. Спрыгнув в воду надо незамедлительно отплыть от судна в сторону носа или кормы, оправить одежду, спасательный нагрудник, нащупать свисток.

Пока послушны руки, следует оправить на себе одежду и жилет, а ночью задействовать сигнальную лампочку.

Для привлечения внимания нужно воспользоваться свистком, звук которого слышен над водой лучше крика.

Нельзя двигаться в воде для согревания, это приводит к более быстрому переохлаждению организма. Находясь в воде, следует подтянуть скрещенные ноги к животу, а руки прижать к бокам и груди. При такой позе вода в меньшей степени омывает самые чувствительные к охлаждению части тела.

Если в воде находится несколько человек, необходимо как можно теснее прижаться друг к другу, сохраняя вертикальное положение. Плыть в воде следует только для избегания непосредственной опасности и, если есть уверенность в способности достичь коллективного спасательного средства.

Необходимо избегать разлитого на водной поверхности топлива. Если это сделать невозможно, следует попытаться проплыть через него с высоко поднятой головой и закрытым ртом.

При случайном падении за борт не отчаивайтесь после первых безрезультатных попыток подать сигнал к обнаружению криками, свистком, всплесками. Постарайтесь сохранить самообладание и держитесь на плаву. Попытки достичь вплавь уходящее судно всегда безуспешны, и только ускоряют утомление и охлаждение организма. Будьте уверены, что ваше отсутствие на судне сразу обнаружат и примут немедленные, меры к спасению.
Предотвращение гипотермии на воде

Люди, терпящие бедствие в море, часто внезапно (иногда и с физическими травмами) оказываются за бортом судна в непривычной для человеческого организма среде. Одним из основных факторов, способствующих гибели человека в морской воде, является переохлаждение организма, в результате которого у человека слабеет воля, резко снижается мышечная деятельность; возможна потеря сознания.