Файл: Теория и устройство судна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 470

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
/30 диаметра трубы в свету.
Верхний конец цепной трубы проводится к отверстию в ста- нине якорного механизма, которое расположено под цепной звез- дочкой брашпиля, а нижний конец трубы, имеющий раструб, не- сколько не доводится до верха цепного ящика.
Рис. 72 Крепление коренного конца якорной цепи: а – крепление к переборке,
б – к крышке цепного ящика; 1 – тяга привода, 2 – рычаг, 3 – гак, 4 – концевое звено

109
Нормальное положение цепных труб – вертикальное, но ино- гда, по условиям расположения якорного устройства, их устанав- ливают с некоторым наклоном к вертикали, чтобы разместить ниж- ний конец цепных труб над центром цепного ящика. Длина трубы зависит от расположения цепного ящика по высоте судна. Внут- ренний диаметр трубы клюза принимают равным 7–8 калибрам якорной цепи.
4.2.7 Якорные механизмы
Якорные механизмы служат для отдачи и подъема становых якорей, а также для удержания судна при отданных становых яко- рях.
Основной деталью любого якорного механизма является цеп- ной кулачковый барабан (звездочка). В зависимости от направле- ния оси звездочки якорные механизмы делятся на две группы.
Брашпили
Горизонтальное направление оси звездочки является отличи- тельной чертой брашпилей. Брашпиль обслуживает обе якорные цепи и используется также в швартовых операциях. Он обеспечи- вает раздельную работу звездочек левого и правого бортов. Элек- тродвигатель посредством механической передачи приводит во вращение вал, на котором насажены две турачки. С помощью про- межуточных шестерен или муфтового соединения вал турачек мо- жет передавать вращение на звездочки брашпиля. Каждая звездоч- ка представляет собой массивный шкив, имеющий две рабочие по- верхности. Первая из них – фигурная, выполненная по форме зве- ньев якорной цепи так, что цепь плотно прилегает к звездочке и не может пробуксовывать. Вторая поверхность цилиндрическая. К ней прилегают тормозные пластины ленточного стопора, с помощью которого звездочка может быть заторможена или застопорена. При отдаче якоря или во время швартовых операций звездочки разоб- щены с валом турачек, при выбирании якоря – сообщены.
Брашпили не занимают внутренних помещений, так как все механизмы располагаются на палубе.
Два вспомогательных барабана – турачки – предназначены для швартовных операций.


110
Рис. 73 Якорные механизмы: а – брашпиль, б – шпиль; 1 – электродвигатель; 2,
3, 10 – цилиндрические шестерни; 4 - ленточный тормоз, 5 – цепная звездочка, 6 – швар- товый барабан (турачка), 7 – кулачковая муфта, 8 – храповое колесо, 9 – собачка храпо- вого колеса, 11 – вал ручного привода, 12 – вал цепных звездочек, 13 - червячная пере- дача, 14 – муфта соединительная, 15 – вертикальный вал, 16 – баллер шпиля, 17 – коло- дочный тормоз, 18 – привод тормоза

111
Шпили
У шпилей ось звездочки вертикальна. Шпили предназначены для работы только с одной цепью. Весь механизм обычно разделен на две части, из которых одна, состоящая из звездочки и швартов- ного барабана, располагается над палубой, а вторая, включающая редуктор и двигатель – в помещении под палубой. Электромотор вращает барабан. С помощью муфты барабан может сообщаться с расположенной под ним звездочкой. По удобству обслуживания самого якорного устройства брашпиль и шпиль практически рав- ноценны.
4.2.8 Основные термины и определения
Якорное устройство – механизмы и приспособления, предна- значенные для постановки и удержания судна ко дну при стоянке на рейде.
Якорь – основной элемент якорного устройства, создающий держащую силу при якорной стойнке.
Якорная цепь – осуществляет гибкую связь между якорем и судном.
Калибр якорной цепи – диаметр прутка, из которого изготовле- ны звенья цепи.
Смычка – часть цепи длиной 25–27,5 м с нечётным числом звеньев. Служит для изменения длины якорной цепи.
Якорный клюз – состоит из якорной (клюзовой) трубы, палуб- ного и бортового клюзов, предназначен для движения якорной це- пи.
Якорная (клюзовая) труба – служит для выбирания и травле- ния якорного каната; выполняется сварной из двух половин.
Цепная труба – служит для направления якорной цепи от па- лубы до цепного ящика.
Цепной ящик – служит для хранения якорного каната.
Якорный стопор – механизм для стопорения якорей по- походному.
Шпиль – палубный механизм с вертикальным валом вращения, служит для выборки швартовов и якорной цепи.
Брашпиль – носовой якорный механизм для выборки якорной цепи с горизонтальным расположением вала.

112
4.3 Швартовное устройство
Швартовное устройство предназначено для закрепления судна при стоянке его у причала или рядом с другими судами. С помо- щью швартовного устройства могут перемещаться и незначитель- ные перемещения судна вдоль причала при перешвартовках.
4.3.1 Швартовы
Швартовы – это гибкие эластичные связи, служащие для крепления судна к причалу. В качестве швартовов применяют рас- тительные, стальные или синтетические канаты, которые должны быть легкими, гибкими, прочными, эластичными и износоустойчи- выми.
Стальные швартовые тросы должны иметь не менее 144 про- волок и не менее 7 органических сердечников. Исключением явля- ются тросы на автоматических швартовых лебедках, которые могут иметь только один органический сердечник, однако число прово- лок в таких тросах должно быть не менее 216. Проволоки тросов должны иметь цинковое покрытие в соответствии с признанными стандартами. такие тросы не пригодны для автоматических лебедок потому, что при навивке на барабан они при больших тяговых уси- лиях вдавливаются и заклиниваются между нижележащими витка- ми и быстро приходят в негодность.
К растительным относится достаточно прочный, но не очень эластичный пеньковый канат, сизальский канат, обладающий прочностью, хорошей гибкостью и малым весом, но снижающий прочность при отрицательных температурах, а также лучший среди растительных манильский канат, который не только отличается хорошей гибкостью и износоустойчивостью, но и не тонет.
Растительные швартовые канаты применяются в основном на судах, занимающихся перевозкой нефтепродуктов и других взры- воопасных грузов, так как при работе с ними исключено искрооб- разование. Размеры растительных канатов по окружности от 50 до
350 мм.
Стальные тросы обладают высокой прочностью и износо- устойчивостью, но тяжелы и малоэластичны. Стальной трос свива- ется из оцинкованной проволоки, для увеличения гибкости имеет


113 один или несколько пеньковых сердечников. Наибольший диаметр стальных тросов – 35 мм.
Синтетические канаты, получившие широкое распространение в последнее время, изготавливают из капрона (нейлона). Они обла- дают высокой прочностью, эластичностью, малым весом, износо- устойчивостью и не гниют. К недостаткам синтетических канатов можно отнести большое удлинение при растяжении, некоторую потерю прочности под действием солнечных лучей и, в некоторых случаях, образование искр статического электричества при про- скальзывании натянутого каната через тумбы кнехтов. Канаты вы- пускают 8–64 мм.
Все швартовы имеют на забортном конце ОГОН, который при швартовке накидывают на мощную тумбу, находящуюся на берегу
– береговой пал.
4.3.2 Кнехты
Кнехты – это тумбы различной конструкции, предназначенные для закрепления швартовов. В конструктивном отношении разли- чают одиночные и парные кнехты. По способу изготовления кне- хты могут быть разделены на сварные и литые. Наиболее удобны для закрепления швартовов парные кнехты, позволяющие обнести трос восьмерками.
Кнехты могут быть стальными или чугунными. Для малых су- дов, имеющих на снабжении только растительные тросы или тросы из синтетического волокна, допускается изготовление кнехтов из легких сплавов.
Прямые литые парные кнехты (рис. 74) используются для швартовных канатов средних и больших размеров. На литой фун- даментной плите, имеющей отверстия для закрепления на палубе, расположены две тумбы. Выступ на основании, соединяющий две тумбы, служит для увеличения их изгибной жесткости. Тумба за- канчивается вверху буртиком, который предотвращает соскальзы- вание каната. С внешних сторон на тумбах имеются выступы, пре- пятствующие сползанию троса. Для швартовых малых диаметров
(до 20 мм) используются полные сварные кнехты; в отличие от ли- тых они имеют только ограничивающий буртик (рис. 75, в).

114
Рис. 74 Прямые парные кнехты: а – литой, б – сварной врезной, в – сварной
Для средних и больших швартовов все более широкое распро- странение получают прямые кнехты, врезанные в палубу.
(Рис.74,б). Палуба в районе их размещения утолщается (в этом ме- сте должна быть расположена какая-нибудь прочная связь палуб- ного набора). Разновидностью этого типа являются кнехты с наклоном тумб во внешнюю сторону. В этом случае трос стремится сместиться вниз, уменьшая изгиб тумбы. Однако вряд ли неизбеж- ное при этом технологическое усложнение может быть оправданно описанным преимуществом, тем более, что использование такого кнехта для вспомогательных целей, например для проводки тросов и т.д., ограничивается.


115
Рис. 75 Парные крестовые кнехты: а – литой, б – сварной
Парные крестовые кнехты (Рис. 75) могут быть литыми или сварными и используются для швартовов небольших диаметров. В технологическом отношении крестовые кнехты отличаются боль- шой сложностью, однако преимуществом их является разнообразие в закреплении тросов, вплоть до возможности одновременного крепления нескольких швартовов.
Крестовые одиночные литые и сварные кнехты сохранились только на малых судах или как средство закрепления ненагружен- ных связей.
На промысловых судах часто устанавливают кнехты с враща- ющимися тумбами (Рис. 76). Тумбы под действием натяжения тро- са свободно вращаются только в одном, прямом направлении, от

116 обратного вращения тумбы кнехта удерживаются стопорным устройством, состоящим из храповика и собачки. Принцип работы кнехта заключается в следующем. После подачи швартовного кон- ца на берег или другое судно накладывают два-три шлага на тумбы кнехта, свободный конец швартова заводят на шпиль или турачку брашпиля и выбирают его до тех пор, пока судно не подтянется к берегу или другому судну. При выполнении этой операции тумбы кнехта вращаются в сторону выборки швартова. Далее трос снима- ют с турачки или шпиля и добавляют на тумбы кнехта два-три шлага. Стопорное устройство удерживает тумбы кнехт от обратно- го вращения, не давая свободному концу слабины.
Кнехты с вращающимися тумбами повышают безопасность проводимых швартовных операций, делают удобной эксплуатацию швартовного устройства и сокращают время швартовок.
Рис. 76 Кнехт с вращающимися тумбами: 1 – основание; 2 – баллер; 3 – тумба вращающаяся правая; 4 – тумба вращающаяся левая; 5 – храповик; 6 – собачка; 7 – огра- ничитель; 8 – крышка

117
4.3.3 Швартовые клюзы, киповые планки и вьюшки
Киповые планки и клюзы необходимы для того, чтобы исклю- чить повреждения швартовных тросов при проходе их через ограж- дение палубы.
В зависимости от типа ограждения палубы используются два вида устройств для проводки швартовных тросов. При леерном или открытом ограждении используются Киповые планки. Если же швартовы должны проходить через фальшборт, то применяются клюзы.
Конструкция типовых планок и клюзов должна способствовать уменьшению трения при движении швартовов.
Киповые планки подразделяются на открытые и закрытые.
Простейшей является прямая открытая киповая планка (Рис. 77).
Такие планки допускаются для растительных тросов окружностью до 65 мм, так как из-за сравнительно алого радиуса закругления рабочей поверхности типовой планки швартовы быстро изнашива- ются.
Рис. 77 Прямая киповая планка
Срок эксплуатации тросов можно значительно продлить, если применить открытые киповые планки с роульсами, число которых варьируется от одного до трех (Рис. 78, а; б; в).


118
Рис. 78 Киповые планки с роульсами: а – обычные, б – с двумя роульсами,
в – с тремя роульсами
На судах нашли широкое применение упрощенные киповые планки, состоящие из нескольких отдельно стоящих роульсов. Они устанавливаются у фальшбортов с большими вырезами или просто на палубе у ширстрека на фундаментах сварной конструкции
(Рис.79).
Рис. 79 Киповая планка с тремя отдельными роульсами
Чтобы исключить возможность заклинивания тросов, следует обращать особое внимание на величину зазора между роульсами и фундаментом.
Открытые киповые планки позволяют принимать швартовы только снизу или в горизонтальном направлении
Рис. 80 Киповая планка с горизонтальным роульсом

119
В этом отношении удобнее закрытые киповые планки, у кото- рых наметка или откидной роульс закрывают проем в верхней ча- сти и позволяют варьировать направление швартовов в более ши- роких пределах (Рис. 79; 80).
Рис. 81 Киповая планка с наметкой: 1 – корпус, 2 – роульс, 3 – задержник, 4 – наметка
При закрытых планках швартовы могут под тем или иным уг- лом подниматься вверх при движении судна по каналу со шлюза- ми, имеющими значительный перепад высот, при швартовке к суд- ну с более высоким надводным бортом и во многих других случа- ях, когда открытые киповые планки не могут выполнять своих функция.
Киповые планки стандартной конструкции подбираются по диаметру швартовов.
Фальшборт для проводки швартовных тросов оборудуется бортовыми клюзами, которые имеют плавную кривизну рабочей поверхности для предотвращения излома швартова. Там, где фаль- шборт отсутствует, делают палубные клюзы.
К этой группе клюзов относятся панамские клюзы (Рис. 82), которыми обязательно должны быть оборудованы суда, следующие по Панамскому каналу. Радиус кривизны рабочей поверхности па- намского клюза больше, чем обычного, поэтому он лучше приспо- соблен для работы со швартовами большего диаметра. панамский клюз имеет большую прочность, поэтому на крупнотоннажных

120 промысловых судах панамские клюзы могут устанавливаться по всех верхней палубе, а не только там, где требуется Правилами прохождения судов по панамскому каналу.
Рис. 82 Панамские клюзы: а – литой чугунный, б – литой стальной
Простейшим в конструктивном отношении является литой бортовой клюз (Рис. 83, а). Обычно такие клюзы имеют круглую или овальную форму и соединяются с фальшбортом болтами или заклепками. Простая по форме стальная или чугунная отливка клю- за имеет плавное скругление рабочей поверхности, что исключает резкий изгиб швартова.
На крупных судах стали применять швартовные клюзы с пово- ротной обоймой и роульсами (Рис. 83, б). Клюзы такой конструк- ции обеспечивают лучшие условия работы швартовов.
Рис. 83 Швартовные клюзы: а – стальной литой, б – с поворотной обоймой и роульсами
На Рис. 84 показан универсальный клюз. Он прочен, прост и позволяет в широких пределах варьировать направление швартова.