Файл: Теория и устройство судна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 465

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

121
Чтобы облегчить проводку огона (петли в конце троса), вертикаль- ные ролики расставлены широко. образуя вытянутый зазор. Учи- тывая, что при проходе шлюзов палуба судна чаще всего находится ниже уровня берега, конструкторы сместили горизонтальные роли- ки вниз; это позволяет швартову иметь больший наклон вверх. Од- нако и в этой конструкции не исключается заклинивание троса между горизонтальными роликами.
Рис. 84 Универсальный клюз
Швартовные вьюшки используются для хранение стальных швартовов по-походному. Швартов наматывается на барабан вьюшки, который должен иметь диаметр не менее 20 диаметров швартова. Стравливание швартова с вьюшки производится с при- тормаживанием барабана ножным тормозом. Все швартовные тро- сы хранятся вблизи швартовных кнехтов так, чтобы не загромож- дать приходы на палубе.
4.3.4 Механизмы швартовного устройства
На большинстве судов в качестве швартовных механизмов ис- пользуют шпили или брашпили, оборудованные швартовными ба- рабанами (турачками). Турачки сидят на грузовом или промежу- точном валу жестко и всегда вращаются при включенном двигате- ле. Обычно этого достаточно, чтобы полностью обеспечить работу со швартовами на баке. Иногда для швартовных операций приме- няют грузовые лебедки.

122
На кормовой палубе для работы со швартовами устанавливают специальные швартовные механизмы – швартовные шпили. От якорных шпилей они отличаются тем, что не имеют звездочек, лен- точного тормоза и механизма разобщения. Иными словами, швар- товный шпиль представляет собой барабан, приводимый во враще- ние электромотором через редуктор. Обычно на судах устанавли- вают. Один или два швартовных шпиля на корме. Помимо этого, на очень больших судах швартовные шпили размещают еще и на баке.
На некоторых приемно-транспортных судах имеются дополнитель- ные шпили в средней части судна.
Наиболее современным швартовным механизмом является ав- томатическая швартовная лебедка. На ее барабане швартов хранит- ся постоянно, и, таким образом, она выполняет одновременно функции швартовного механизма, вьюшки и кнехта. Работать такая лебедка может в режиме ручного и автоматического управления. В режиме автоматического управления на барабане поддерживается постоянное тяговое усилие, вследствие чего чрезмерно набитый трос потравится, а имеющий слабину – выберется. Как правило, на судне устанавливают две автоматические швартовные лебедки: в носу и корме. Иногда их снабжают переносным спаренным пуль- том управления. Автоматические швартовные лебедки намного облегчают труд матросов, несколько упрощают швартовку, увели- чивают надежность стоянки судна на швартовах, и поэтому полу- чают все большее распространение.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16

4.3.5 Основные термины и определения
Швартовое устройство – совокупность механизмов, предна- значенных для крепления судна к причалу или другому судну.
Швартовы – канаты, служащие для крепления судна к прича- лу или другому судну.
Кнехты – металлические тумбы, на которых крепится конец швартова.
Киповая планка – изделие, предназначено для направления швартовых канатов на кнехты и граничивающее их боковые пере- мещения.
Клюз – вырез в фальшборте, предназначен для направления канатов, тросов, цепей.

123
Вьюшка – барабан на фундаменте с высокими бортишками, предназначен для хранения тросов, канатов.
Шпиль – палубный механизм с вертикальным валом вращения, служит для выборки швартовов и якорной цепи.
Брашпиль – носовой якорный механизм для выборки якорной цепи с горизонтальным расположением вале.
Кранцы – устройства, размещаемые на наружной части корпу- са судна или причала, предназначенные для смягчения ударов при швартовке и стоянке.
4.4 Грузовое устройство
Грузовые устройства промысловых судов предназначены для перегрузочных операций в море и порту, выполнения вспомога- тельных работ с орудиями лова, постановки и снятия кранцевой защиты и пересадки людей с судна на судно. Перегрузочные опе- рации в открытом море характеризуются высокой интенсивностью, поэтому их вынуждены проводить на волнении, при ветре и качке судна. Для этих условий наиболее приемлемыми оказываются устройства с грузовыми стрелами, которые получили широкое рас- пространение на промысловых судах. Для выполнения грузовых операций такие устройства оснащены системой блоков и тросов, закрепленных вне стрелы на неподвижных судовых конструкциях – мачтах, колоннах, палубах и т.д. Чтобы сократить время на пере- грузочные работы в море, из стреловых грузовых устройств судов создаются специальные перегрузочные комплексы, состав и оснастка которых зависят от размеров и общего расположения от- швартованных друг к другу судов, массы передаваемых грузов, волнения, ветра и т.п.
4.4.1 Основные элементы грузовых устройств со
стрелами
Прочные размеры грузовых устройств выбирают по расчету.
Запасы прочности различных элементов устройства регламентиро- ваны Российским морским Регистром судоходства. Многие эле- менты устройства стандартизированы и выбираются по соответ-


124 ствующим стандартам, в зависимости от рабочей нагрузки, испы- тываемой данным элементом. Конфигурация и конструкция боль- шинства элементов грузового устройства определилась в процессе многолетней практики эксплуатации этих устройств. Ниже приво- дится перечень основных элементов устройства с их краткой ха- рактеристикой.
4.4.2 Мачты грузовые
Эти мачты несут на себе стрелы и обладают достаточной прочностью, чтобы обеспечить нормальные и безопасные условия работы при соответствующей грузоподъемности устройства. На
Рис. 85 показаны различные типы грузовых мачт, применяемых на современных судах.

125
Рис. 85 Схемы грузовых мачт и колонок: а – одиночная без салинга, б – оди- ночная с салингом и краспицей, в – одиночная с салингом и краспицей, опертой на две колонки, г – одиночная с опорной рубкой, д – П-образная мачта, е – Л-образная мачта, ж
– грузовая колонка; 1 – мачта, 2 – стеньга, 3 – стрела, 4 – башмаки стрел, 5 – салинг, 6 – обухи топенантов, 7 – краспица, 8 – вентиляционные колонки, 9 – рубка, 10 – полумачта,
11 – грузовая колонна, 12 – укосины

126 а) Одиночная грузовая мачта (Рис. 85, а) представляет собой стальную трубчатую конструкцию, сваренную из отдельных сталь- ных обечаек. Такие мачты устанавливают в диаметральной плоско- сти судна и применяют на широких судах, так как иначе при оди- ночной мачте трудно обеспечить большой вылет стрелы за борт, который в зависимости от грузоподъемности устройства должен быть от 2 до 8 м. б) Одиночные мачты с салингом и краспицей (Рис. 85, б) уста- навливают в диаметральной плоскости судна. Если мачта установ- лена между двумя грузовыми люками, то к ней крепится четыре стрелы. Салинг и краспица, вынося места крепления стрелы ближе к борту, увеличивают вылет стрелы за борт. в) Одиночная мачта с салингом и краспицей, опертой на две
колонки (Рис. 85, в), позволяет избавиться от консольного конца краспицы и тем самым снизить величину изгибающего момента в краспице и в опорном сечении мачты. г) Одиночная мачта с опорной рубкой (Рис. 85, г). При такой конструкции мачту можно не пропускать через палубу для лучшего закрепления ее в корпусе судна: крыша рубки является надежной второй опорой мачты. д) П-образная мачта (Рис. 85, д) состоит из двух полумачт, соединенных в верхней части длинным салингом ферменной кон- струкции. В диаметральной плоскости, на салинге, устанавливают стеньгу для несения ходовых огней и флага. е) Л-образная мачта (Рис. 85, е) позволяет отказаться от вант и штагов, которые мешают работе стрел. ж) Грузовую колонну (Рис. 85, ж), которая также является раз- новидностью мачт, устанавливают обычно у бортов судна.


127
4.4.3 Грузовые стрелы
Грузовые стрелы служат для подвески грузового блока или грузовых талей и для перемещения груза в горизонтальной плоско- сти.
Грузоподъемность стрелы – это наибольшая масса безопасно поднимаемого груза, включая массу вспомогательных приспособ- лений, применяемых для крепления груза: стопоров, платформ, се- ток и т.п., а также грейферов, грузоподъемных электромагнитов, кабелей и бадей.
Стрелы подразделяются на легкие, грузоподъемностью до 10 т, и тяжеловесные, грузоподъемностью более 10 т. Грузоподъемность тяжеловесных стрел может достигать 300 т. а) Легкая грузовая стрела (Рис. 86) представляет собой круг- лую полую стальную трубу с утолщением в средней части. Верхняя часть трубы называется ноком, средняя веретеном, нижняя – шпо- ром.
Шпор снабжен вилкой 7, шарнирно соединенной с вертлюгом
2, который вставлен в подшипник башмака, приваренного к мачте 1 от выскакивания из подшипника вертлюг предохраняется стопо- ром. Конструкция опоры стрелы обеспечивает ее поворот в верти- кальной и горизонтальной плоскостях.
Шпоры для получения наибольшего вылета легких стрел уста- навливают на некотором расстоянии от диаметральной плоскости судна.
Вылет стрелы – это максимальное расстояние между центром тяжести поднятого груза и вертикальной осью вращения вертлюга шпора стрелы.
К верхней части стрелы – ноку – крепится бугель или обухи для топенанта 5, оттяжек 6 или грузового блока.
Для изменения угла наклона (вылета) стрелы служит топенант, который крепится к обуху на ноке стрелы и пропускается через направляющий блок топенанта 25. На современных промысловых судах топенанты обслуживаются вьюшками, имеющими собствен- ный привод и стопорное устройство для удержания нагруженной стрелы. Такие вьюшки предназначены для крепления ходового конца топенанта легких стрел и изменения угла их наклона без гру- за на гаке.

128
Рис. 86 Вариант оснастки лёгкой грузовой стрелы: 1 – грузовая мачта, 2 – вертлюг шпора, 3 – вертлюг топенанта, 4 – стрела, 5 – врезной обух, 6 – обух оттяжки, 7
– вилка шпора стрелы, 8 – ось вертлюга, 9 – обойма направляющего блока грузового шкентеля, 10 – обух топенанта, 11 – грузовая лебедка, 12 – грузовой шкентель, 13 – направляющий (грузовой) блок грузового шкентеля, 14 – направляющая грузового шкентеля, 15 – грузовой блок, 16 – коуш; 17 – скоба, 18 – вертлюг, 19 – грузовой гак, 20
– цепной стопор топенанта, 21 - треугольная планка, 22 – турачка лебедки, 23 – лопарь топенанта, 24 – топенант, 25 – направляющий блок топенанта, 26 – канифас-блок, 27 – таль оттяжки, 28 – лебедка оттяжки, 29 – ходовой конец троса талей оттяжки, 30 – ниж- ний блок оттяжки, 31 – верхний блок оттяжки, 32 – ушко, 33 – мантыль оттяжки, 34 – коуш, 35 – обух с круглой проушиной


129
Грузовой шкентель 12 предназначен для подъема и опускания груза. На ходовом конце шкентеля закреплен грузовой гак 19, к которому подвешивается груз. За гаком установлены вертлюг 18 и противовес. Вертлюг исключает вращение груза при раскручива- нии шкентеля во время его прохождения через грузовой блок.
Противовес необходим для натяжения ненагруженного троса.
Шкентель, проходя через грузовой блок 15, подходит под стрелой к направляющему блоку 13, который в любом положении стрелы направляет шкентель на турачку грузовой лебедки 22.
Оттяжки служат для фиксирования стрелы в положении «над люком» или «за бортом», а также для перевода ее из одного поло- жения в другое при выполнении грузовых операций. Каждая стрела имеет две оттяжки – одну левого, другую правого борта. Оттяжки изготовляют из стального троса (мантыля) 33, верхний конец кото- рого крепится к обуху оттяжки 6, а нижний – к талям оттяжек 27.
Тали легких стрел могут иметь лопарь из растительного троса.
Нижний блок талей оттяжек 30 крепится к обуху 35, приваренному к палубе или фальшборту. б) Тяжеловесная грузовая стрела (Рис. 87) располагается в диаметральной плоскости для обслуживания обоих бортов.
Стрела закрепляется шарнирно на специальном фундаменте 6; этим исключается передача действующих на стрелу сил на мачту и неизбежное усложнение ее конструкции.
Очень часто для обслуживания стрел-тяжеловесов используют лебедки легких стрел, поэтому подъем груза и изменение наклона стрелы могут быть обеспечены только при использовании многош- кивных талей.
Для оснастки перекидного тяжеловеса используется сдвоенный топенант 24, поэтому необходимость оттяжек отпадает. Изменение вылета достигается одновременным изменением длины обоих то- пенантов; при увеличении длины одного и уменьшении длины дру- гого топенанта стрела поворачивается. Таким образом, сдвоенный топенант выполняет функции топенанта и оттяжек. Грузовой шкен- тель 13 оснащается сдвоенными талями.
Все блоки крепятся с помощью специальных вращающихся обойм, поэтому отпадает необходимость переоснащать стрелу при обслуживании другого трюма.

130
Рис. 87 Типовая оснастка тяжелой двухтопенантной механизированной стре-
лы: 1 – портальная мачта, 2 – салинг, 3 – вертлюг шкентеля, 4 – вертлюг топенанта, 5 – вертлюг направляющего блока, 6 – фундамент вертлюга шпора, 7 – стрела, 8 – обух топенанта, 9 – обух шкентеля, 10 – вилка шпора стрелы, 11 – вертлюг шпора стрелы, 12
– грузовая лебедка, 13 –грузовой шкентель, 14 – направляющий блок грузового шкенте- ля, 15 – обух шкентеля, 16 – врезной шкив, 17 – скоба, 18 – верхний грузовой блок талей,
19 – нижний грузовой блок талей, 20 – ушко, 21 – грузовой гак, 22 – грузовая таль, 23 – лебедка топенантная, 24 – топенант, 25 – направляющий блок топенанта, 26 – обух направляющего блока топенанта, 27 – подвижный блок топенант-тали, 28 – треугольная планка, 29 – вертлюг, 30 – обух блока топенант-талей, 31 – двойная вилка, 32 – непо- движный блок топенант тали, 33 – топенант тали