Файл: Закон об утверждении стратегии социальноэкономического развития алтайского края до 2035 года статья 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 447

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Занятия физической культурой и спортом стали неотъемлемой частью жизни и потребностью для большинства населения, в общественном сознании утвердилась ценность здорового образа жизни. Развитие системы подготовки спортивного резерва, спорта высших достижений позволяет алтайским спортсменам достойно участвовать в российских и международных соревнованиях. Успехи спортсменов-земляков - яркая пропаганда занятий спортом среди подрастающего поколения.

Образование к 2035 году - сформированная система непрерывного доступного образования, посредством которого обеспечивается образовательный потенциал личности на протяжении жизни, предоставляются качественные услуги данной сферы на всех этапах. Платформы массовых открытых онлайн-курсов, являясь интеграторами услуг и потребностей классических образовательных учреждений, стремительно захватывают глобальный рынок образования. Индивидуализация образования представляет собой персонализацию образовательных траекторий, то есть формирование индивидуальных программ обучения в соответствии с запросами потенциальных заказчиков. Система образования готовит конкурентоспособных на мировом рынке в целом, способных работать в мультикультурных и мультиязычных средах, а также владеть языком междисциплинарного общения специалистов.

Стратегические приоритеты культурного развития к 2035 году Алтайского края предполагают:

продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности, широкую пропаганду лучших образцов народного творчества в сфере духовной и материальной традиционной культуры, в том числе посредством реализации проекта "школьная афиша", мероприятий по эстетическому воспитанию детей и молодежи средствами искусства, учреждения новых фестивальных проектов ("Сибирские Афины" на базе симфонического оркестра, молодежный литературный фестиваль), развития пространства "Города мастеров";

внедрение цифровых технологий в сферу услуг, предоставляемых учреждениями культуры, распространение новых информационных продуктов, в том числе формирование виртуального пространства, обеспечивающего массовое вовлечение населения всех муниципальных районов в культурную жизнь Алтайского края;

интеграцию культуры региона в общероссийское культурное пространство посредством подключения к сети "Интернет" всех библиотечных учреждений и увеличения числа виртуальных музеев;


развитие инфраструктуры отрасли и обеспечение инфраструктурного развития ключевых учреждений культуры, в том числе за счет создания модельных библиотечных и культурно-досуговых учреждений в городских округах и муниципальных районах Алтайского края, строительства новых многофункциональных центров в малых городах и сельских поселениях региона, создания Дома искусств для творческих союзов.

Обеспечение общественной безопасности к 2035 году: Алтайский край - регион с низким уровнем преступности, аварийности и наркомании. В регионе действует высокоэффективная система мер антиэкстремистской направленности и противодействия терроризму. Высокий уровень межведомственного взаимодействия позволяет оперативно противодействовать экстремизму и идеологии терроризма, незаконному обороту наркотиков, реагировать на возникшие чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.


3.2. Приоритет "Экономические основы роста благосостояния"
Рост материального благосостояния граждан является одним из основных направлений региональной политики, которое реализуется за счет:

проведения ежегодной индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы;

совершенствования условий для развития МСП;

сокращения неформальной занятости посредством развития рынка труда, системы профессионального обучения и переобучения;

содействия занятости отдельных категорий граждан (женщин, воспитывающих детей, инвалидов, лиц старшего поколения);

развития форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам в целях поддержки их потребительского спроса.

К 2035 году ожидается снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2,1 раза к уровню 2020 года. Этому будет способствовать рост к уровню 2020 года реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7 раза, реальной заработной платы не менее чем в 2,1 раза.

Основой роста благосостояния населения региона, социально-экономических преобразований и увеличения бюджетной обеспеченности является развитие реального сектора экономики.
3.2.1. Агропромышленный комплекс
Ключевые проблемы:

регион входит в зону рискованного земледелия. Более 60 процентов пашни в Алтайском крае находятся в зоне недостаточного увлажнения, где количество осадков за вегетационный период составляет от 120 до 170 мм. Одним из важнейших факторов развития сельскохозяйственного производства здесь является оросительная мелиорация, уровень развития которой в настоящее время не везде позволяет вести расширенное воспроизводство и становится ограничителем, в том числе для развития животноводства;

недостаточная инвестиционная активность в сельском хозяйстве, дефицит финансовых ресурсов для развития. Инвестиционная активность в сельском хозяйстве должна соответствовать темпам инвестиционной активности в других сферах АПК. Объем инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве за период 2015 - 2019 годов снизился в сопоставимых ценах на 9,7 процента. В результате в 2019 году износ основных фондов в сельском хозяйстве составил более 50 процентов. Нехватка финансовых ресурсов у предприятий АПК в значительной степени обусловлена нарастанием проблемы диспаритета цен в АПК, волатильностью цен на сельскохозяйственную продукцию и низкой доступностью кредитных продуктов ввиду недостаточной ликвидности залоговой базы у предприятий;


невысокая степень глубины переработки сельскохозяйственной продукции. Для АПК Алтайского края (как и России в целом) характерна сравнительно низкая доля сельскохозяйственной продукции глубокой степени переработки в общем объеме производства;

недостаточный уровень внедрения и применения прорывных технологий в АПК. Серьезной угрозой долгосрочной конкурентоспособности АПК является недостаточная инновационная активность на фоне слабого взаимодействия между бизнесом, образованием и наукой. В настоящее время инновационное развитие сельского хозяйства носит инерционный характер, что не позволяет говорить о технологических прорывах, интенсивном освоении результатов исследований и разработок, характерных для экономики инновационного типа. Недостаточный потенциал внедрения современных технологий в малых и средних хозяйствах выступает значимым барьером на пути модернизации АПК в Алтайском крае;

угроза дестабилизации карантинной фитосанитарной и эпизоотической обстановки. Значительные ежегодные потери в растениеводстве связаны с заболеванием растений, что, в свою очередь, обусловлено неблагоприятными климатическими и почвенными условиями, отсутствием эффективной системы защиты растений. Определенные риски представляет трансграничный перенос возбудителей заболеваний растений и вредителей со стороны Китая, Монголии и Казахстана. Кроме того, в сфере животноводства Алтайский край также находится в зоне риска вследствие большого количества подверженных вирусам сельскохозяйственных животных (в первую очередь свиней, которых в регионе насчитывается 401,3 тыс. голов). Дополнительным фактором риска являются вспышки африканской чумы свиней, которые чаще всего возникают в личных подсобных хозяйствах. В Алтайском крае около 60 процентов свиней содержатся именно в личных подсобных хозяйствах;

недостаточный уровень развития сельскохозяйственной потребительской кооперации и интеграционных связей между субъектами хозяйствующей деятельности агропромышленной экономики. Основными проблемами на пути к развитию обозначенных интеграционных связей выступают отсутствие мотивации, высокая предпринимательская активность торгово-посреднических структур на рынке сельскохозяйственной продукции, монопольные действия заготовительных, перерабатывающих, торговых предприятий и организаций, поставщиков и подрядчиков. Как результат, отмечаются низкий уровень экономической защиты товаропроизводителей и усиление проблемы диспаритета цен в АПК;


транспортно-логистические ограничения. Транспортная удаленность Алтайского края от основных отечественных и зарубежных рынков значительно снижает конкурентоспособность производимой в регионе продукции из-за высоких транспортно-логистических затрат (по оценке 2020 года до 30 процентов в конечной цене, продукции) и является сдерживающим фактором развития экономики, реализации экспортного потенциала, в особенности для АПК;

отток населения из сельской местности, дефицит квалифицированных рабочих кадров, что обусловлено низкой привлекательностью жизни и работы в сельской местности вследствие низкого уровня заработной платы и социальной инфраструктуры. Это ведет к снижению рентабельности и конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий, снижает производительность труда работников и качество выполняемых работ, замедляет освоение новой сельскохозяйственной техники и передовых технологий производства.

Цель: формирование конкурентоспособного высокотоварного производства, обеспечивающего продовольственную независимость региона, выпуск качественных (экологически чистых) продуктов питания, увеличение объема их экспорта и создание условий для повышения уровня жизни сельского населения.

Целевые индикаторы:

темп роста объемов производства сельхозпродукции (в сопоставимых ценах) к уровню 2020 года:

2024 год - 111 процентов;

2035 год - в 1,4 раза;

индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) к уровню 2020 года:

2024 год - 111,3 процента;

2035 год - в 1,7 раза.

Стратегические задачи:

1. Сохранение, восстановление и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов, экологизация и биологизация сельского хозяйства.

Комплекс мероприятий по биологизации земледелия в Алтайском крае (в первую очередь развитие систем мелиорации и внедрение ландшафтно-адаптивной системы земледелия) будет способствовать предотвращению водной и ветровой эрозии, повысит воспроизводство земельных ресурсов и таким образом приведет к восстановлению естественного плодородия почв и повышению урожайности сельскохозяйственных культур.

На основании зональных особенностей в регионе будет продолжена работа по оптимизации структуры посевных площадей с учетом адаптивности сельскохозяйственного производства. В засушливой зоне северо-западной Кулунды ставка будет сделана на расширение посевов подсолнечника