Файл: Закон об утверждении стратегии социальноэкономического развития алтайского края до 2035 года статья 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 457

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, возросла в 2,5 раза, достигнув в 2019 году 4 тыс. человек. В образовательных организациях высшего образования Алтайского края обучаются студенты из 39 стран. Наибольшее количество составляют граждане из Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Индии, Китайской Народной Республики, Киргизской Республики.

Дальнейшему продвижению региональных образовательных услуг на международный рынок будут способствовать реализация международных образовательных программ, в том числе совместно с зарубежными университетами, строительство современных объектов инфраструктуры для комфортного проживания и обучения иностранных граждан, проведение конференций и форумов с участием иностранных студентов и преподавателей, разработка образовательных туристических маршрутов и летних программ обучения для иностранцев, обеспечение условий для онлайн-образования и другие мероприятия.

Рис. 13. Перспективные рынки сбыта продукции Алтайского края
Наряду с отраслевыми приоритетами развития экспорта выделяются и страновые направления сбыта продукции и предоставления услуг. Рисунок 13, отражающий географию экспорта Алтайского края, сформирован с учетом уже имеющихся торгово-экономических связей региона, а также прогнозируемого спроса на товары (услуги), производство и реализация которых будут наращиваться регионом.

Исходя из географического положения региона как приграничной геостратегической территории, основным торговым партнером Алтайского края в перспективе останется по-прежнему Республика Казахстан. Вместе с тем его доля в торговом обороте будет постепенно сокращаться (в 2019 году она составляла 27,5 процента) на фоне прогнозируемых тенденций в мировой торговле, способствующих усилению внешнеторговых отношений в первую очередь со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Кроме того, в связи с ускоряющимся развитием промышленности и возрастающей потребностью в продукции химической, деревообрабатывающей отрасли и машиностроения перспективными рынками сбыта для края также могут стать страны Ближнего Востока, Северной Африки, Латинской Америки. Несмотря на насыщенность рынков Западной и Восточной Европы, в этих странах прогнозируется спрос на продукцию, произведенную из экологически чистого сырья, машины и оборудование, используемые в развитии сельского хозяйства и пищевой промышленности, а также минеральное сырье и изделия из металлов.


Таким образом, приоритетными рынками для экспорта товаров Алтайского края выступают такие страны, как Казахстан, Белоруссия, Китай, Монголия и Германия.

Стратегические задачи:

1. Совершенствование региональной системы поддержки экспорта.

В настоящее время в регионе основным институтом взаимодействия с экспортно ориентированными предприятиями является Центр поддержки экспорта, функционирующий в рамках Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Алтайского края. Его работа направлена на оказание информационно-аналитической, консультационной, организационной поддержки экспортной деятельности субъектов МСП.

Также отдельными полномочиями в сфере внешнеэкономической деятельности и межрегиональных отношений наделены органы исполнительной власти региона. Для повышения эффективности государственной поддержки экспортного направления и продвижения интересов алтайских компаний на внешних рынках требуется создание в регионе "единого экспортного окна", работа которого должна опираться на следующие принципы:

адресность - необходим индивидуальный, но при этом системный подход к работе с предприятиями-экспортерами по отраслевой принадлежности, масштабам производства, степени вовлеченности в экспортную деятельность;

комплексность - в соответствии с отраслевой принадлежностью предприятия должны получить консультацию и содействие в получении всех возможных мер поддержки экспортной деятельности, включая трансляцию федеральной составляющей (начиная от аналитических исследований до брендирования, организации бизнес-миссий и поиска конкретного контрагента);

эффективность - должна быть выстроена система ключевых показателей для оценки результатов деятельности по поддержке экспорта.

При получении государственной поддержки по экспортному направлению базовыми принципами должны быть наращивание вклада МСП в экспортный потенциал региона и стимулирование создания новых экспортно ориентированных производств. При этом приоритет в предоставлении различных форм поддержки должен отдаваться прежде всего предприятиям несырьевой направленности, производителям продукции высоких и средних переделов.

В целях увеличения в крае числа конкурентоспособных экспортно ориентированных предприятий необходимо расширять перечень инструментов поддержки экспорта путем более активной трансляции федеральных мер, реализуемых в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт", участия региона в проектах АО "Российский экспортный центр", диверсификации услуг на региональном уровне в соответствии с современными тенденциями и востребованностью экспортерами края.



При этом особое внимание будет уделяться поддержке экспортно ориентированных субъектов МСП, участвующих в несырьевом экспорте, которые занимают существенную долю в количестве экспортеров региона. Объем их несырьевого экспорта возрастет с 415 млн долларов США в 2020 году до 480 млн долларов США в 2024 году и 840 млн долларов США в 2035 году. Доля экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта к 2035 году составит 30,8 процента (таблица 7).
Таблица 7
Показатели экспортной деятельности субъектов малого

и среднего предпринимательства


Наименование показателя

2020 год

2024 год

2030 год

2035 год

Количество экспортеров, являющихся субъектами МСП, единиц

1090

1250

1600

2200

Объем несырьевого экспорта субъектов МСП, млн долларов США

415

480

660

840

Доля экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта, %

49

38,3

34,9

30,8


Помимо уже реализуемых мер для данного сегмента бизнеса актуальной является проработка таких инструментов, как поддержка поставки первой партии, реализация программ акселерации, организация экспортной кооперации в целях оптимизации затрат по транспортировке и продвижению товаров на зарубежные рынки.

Для организации комплексного сопровождения экспортеров региона по участию в международной торговле предлагается в органах исполнительной власти Алтайского края внедрить институт уполномоченных по развитию экспорта, где будут рассматриваться актуальные вопросы ведения экспортной деятельности с учетом отраслевых особенностей, а также осуществляться продвижение "экспортной культуры".

В рамках реализации проектного подхода и координации действий по поддержке экспорта будет продолжена работа межведомственного рабочего органа по реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт", экспертно-экономического совета при высшем должностном лице, в компетенцию которого также входят вопросы развития экспорта, реализации региональных проектов по направлению "Международная кооперация и экспорт". Активизации экспортной деятельности в регионе будет способствовать внедрение Регионального экспортного стандарта. Согласно вышеназванному документу рекомендовано сформировать управленческую команду, в
состав которой войдут должностные лица, ответственные за развитие экспорта, в том числе реализацию приоритетных проектов, и возложить персональную ответственность на членов команды по достижению запланированных результатов, показателей эффективности. Управленческую команду необходимо будет направлять на обучение по вопросам экспортной деятельности и прохождение аттестации с целью подтверждения компетенций. Для более эффективного взаимодействия между представителями органов исполнительной власти, институтов поддержки экспорта и предприятий-экспортеров необходимо создать единый информационный ресурс, посвященный развитию экспорта Алтайского края. В рамках специального интернет-портала будет аккумулирована информация о мерах поддержки экспорта, основных тенденциях его развития, планируемых деловых мероприятиях, включая их онлайн-трансляцию и многое другое. Портал должен иметь возможность ведения личного кабинета экспортера, где компания может отразить запросы на необходимую поддержку для оперативного взаимодействия с региональным "единым окном" по развитию экспорта, а также максимально представить информацию об экспортной деятельности, что послужит базой для формирования единого реестра экспортеров, аналитических материалов о развитии внешнеэкономической деятельности региона. В целях популяризации экспортной деятельности в регионе планируется проведение ежегодного конкурса "Лучший экспортер года".

1. Содействие экспортерам в устранении барьеров при выходе на зарубежные рынки.

На уровне Правительства Алтайского края необходима эффективная система мониторинга экспортной деятельности алтайских компаний на предмет выявления и систематизации проблем, с которыми они сталкиваются при осуществлении экспортных операций и получении различных мер государственной поддержки. Такая система должна включать возможность прямого обращения экспортеров в "единое экспортное окно", проведение социологических опросов, организацию дискуссионных площадок, работу горячей линии и т.п. Решение вопросов должно носить оперативный характер с максимальной проработкой на всех уровнях и вынесением наиболее проблемных вопросов на рассмотрение на федеральном и межправительственном уровнях.

2. Расширение и укрепление внешнеэкономических связей за рубежом и внутри страны.

Правительством Алтайского края заключено 15 соглашений с иностранными государствами и 35 соглашений с субъектами Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве. В связи с планами по расширению географии поставок и усилению сотрудничества с отдельными территориями необходимо продолжить поиск внешнеторговых партнеров, заключение соглашений с новыми субъектами взаимодействия, а также актуализацию и конкретизацию существующих документов. Соглашения должны быть направлены на взаимовыгодное сотрудничество и создание благоприятных условий для реализации продукции на внешних рынках. Отдельным направлением в формировании внешнеэкономических связей является встраивание предприятий в глобальные цепочки добавленной стоимости. Это может быть как осуществление поставок товаров, используемых для производства продукции на внешних рынках с последующим потреблением или экспортом в третьи страны, так и максимальная локализация в крае производств товаров, ориентированных на экспорт.


3. Формирование и реализация активной региональной маркетинговой стратегии.

С целью большей узнаваемости и увеличения продаж региональных товаров и услуг на внешних рынках необходимо организовать работу по продвижению продукции Алтайского края по следующим направлениям:

брендирование региональной продукции и ее адаптация к специфике зарубежных рынков. В первую очередь это создание единого бренда "Сделано в Алтайском крае" и развитие имеющихся суббрендов товаров ("Алтайские продукты +100 к здоровью", "Алтайский мед", "Алтайская мука", "Алтайский сыр" и др.). Грамотная разработка и позиционирование бренда позволят объединить интересы предпринимательского сообщества, органов власти в продвижении производимой продукции, повышении уровня узнаваемости товаров на внешних рынках. Немаловажной является адаптация продукции к специфике зарубежных рынков, особенностям потребительской культуры: разработка определенного дизайна упаковки, ее перевод на иностранные языки, подбор определенной цветовой гаммы, возможное изменение вкусовых характеристик продукции;

повышение эффективности участия предприятий в конгрессно-выставочных мероприятиях. Предполагаются ежегодная разработка и постоянная актуализация календаря наиболее значимых для региона мероприятий (со сроком как минимум на 2 года), заблаговременное информирование предприятий об их проведении, усиление взаимодействия с организаторами выставок, проработка вопроса проведения встреч с потенциальными партнерами, представителями органов власти иностранных государств в рамках мероприятий и т.д.;

организация дней международного бизнеса в регионе. Данное направление включает в себя прием иностранных делегаций на территории Алтайского края, организацию выставочно-ярмарочных мероприятий, гастрономических туров для иностранных делегаций с целью продвижения продукции пищевой промышленности, площадок для проведения деловых переговоров;

продвижение региональных товаров через электронные торговые площадки. Обозначенный инструмент открывает алтайским производителям еще больше возможностей в выходе на зарубежные рынки, где иностранным потребителям можно предложить широкий ассортимент товаров с минимальными временными и материальными затратами. Вследствие этого необходима популяризация электронной торговли на региональном уровне, консультационная поддержка, организация всевозможных обучающих семинаров и деловых мероприятий по данному вопросу, а также расширение взаимодействия с ведущими международными торговыми площадками, формирование системы подготовки кадров для сферы электронной коммерции;