Файл: Отчет о прохождении практики научноисследовательская работа (производственная практика).docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 461
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для большей наглядности полученные результаты были представлены в виде диаграммы.
Рисунок 2
Уровень духовно-нравственной воспитанности дошкольников на контрольном этапе
Для выявления динамики нами была составлена таблица с результатами начальной и повторной диагностики экспериментальной группы.
Таблица 9
Динамика уровня духовно-нравственной воспитанности в экспериментальной группе
Ф.И. | Результаты | ||
1 срез | 2 срез | Наличие динамики | |
Матвей А. | С | С | 0 |
Настя Б. | С | С | 0 |
Влад Б. | В | В | 0 |
Слава Б. | С | В | + |
Яна Б. | С | В | + |
Али Г. | Н | С | + |
Данил Г. | С | С | 0 |
Виолета Г. | С | В | + |
Лидия И. | В | В | 0 |
Ангелина И. | С | С | 0 |
Варя И. | С | С | 0 |
Лера К. | С | В | + |
Вова К. | Н | С | + |
Ярик К. | С | С | 0 |
Захар К. | В | В | 0 |
София К. | С | С | 0 |
Матвей К. | С | С | 0 |
Аня К. | С | С | 0 |
Камила К. | Н | С | + |
Софья К. | В | В | 0 |
Глеб М. | С | В | + |
Женя М. | С | С | 0 |
Ева Н. | В | В | 0 |
Никита П. | Н | С | + |
Алина С. | В | В | 0 |
Виолета С. | В | В | 0 |
Алина У. | В | В | 0 |
Саша Ш. | С | В | + |
Для наглядности, динамику уровня духовно-нравственной воспитанности в экспериментальной группе, представляем в виде диаграммы.
Рисунок 3
Динамика уровня духовно-нравственной воспитанности у дошкольников в экспериментальной группе
По результатам повторной диагностики можно отметить, что количество детей с низким уровнем духовно-нравственного воспитания уменьшилось. Увеличилось количество детей с высоким уровнем. Например, Слава Б. стал ориентироваться в нравственных понятиях и может рассказать о них. Никита П. перестал обижать детей, которые меньшее и слабее его. Камила К. начала помогать своим одноклассникам, проявлять доброту по отношению к ним. Виолетта Г. Стала на занятиях по развитию речи понимать поведение литературных героев и может объяснить поведение героя с нравственной стороны. Вова К. стал не только понимать нравственные понятия, но и применять их в своём поведении. Множество детей стали лучше ориентироваться в нравственных понятиях, лучше научились понимать чувства друг друга, а так же начали применять свои знания в своём поведении. Могут оценить нравственное поведение своих одноклассников, а так же своё поведение. На занятиях по развитию речи стали выражать эмпатию к литературным героям. После эксперимента в группе в большей степени присутствует дружелюбие, доброта, сопереживание и взаимопомощь. Дети стали ближе друг к другу.
Для выявления динамики уровня духовно-нравственной воспитанности в контрольной группе мы составили таблицу с результатами начальной и контрольной диагностики.
Таблица 10
Динамика уровня духовно-нравственной воспитанности в контрольной группе
Ф.И. | Результаты | ||
1 срез | 2 срез | Наличие динамики | |
Алёна А. | С | С | 0 |
Настя А. | В | В | 0 |
Кирилл А. | В | В | 0 |
Ваня А. | Н | С | + |
София Б. | С | С | 0 |
Женя Б. | С | С | 0 |
Лена Б. | С | С | 0 |
Вова В. | В | В | 0 |
Инна Г. | Н | Н | 0 |
Дима Д. | Н | Н | 0 |
Яна Е. | Н | С | + |
Маша Ж. | В | В | 0 |
Ангелина З. | В | В | 0 |
Вика З. | С | С | 0 |
Маруся К. | Н | Н | 0 |
Ваня К. | С | С | 0 |
Марина К. | С | С | 0 |
Толя М. | Н | С | + |
Кирилл М. | С | С | 0 |
Ваня М. | В | В | 0 |
Дима М. | С | С | 0 |
Оля Н. | С | С | 0 |
Оля П. | В | В | 0 |
Максим С. | С | С | 0 |
Алина С. | С | С | 0 |
Лёша Т. | С | В | + |
Лера Т. | С | С | 0 |
Валера Х. | С | С | 0 |
Женя Ш. | Н | С | + |
Ксюша Ш. | С | С | 0 |
| | | |
Для наглядности динамики в контрольной группе, мы представили полученные данные в виде диаграммы
Рисунок 4
Динамика уровня духовно-нравственной воспитанности у дошкольников в контрольной группе
По результатам диагностики в контрольной группе мы видим, что больших изменений не произошло. Всего 5 детей перешли на более высокий уровень духовно-нравственного воспитания. Большинство детей остались на прежнем уровне, некоторые из них остались на низком уровне.
Таким образом, динамика в экспериментальной группе более выражена, чем в контрольной группе. Это дает основание сделать заключение, что условия гипотезы верны, а исследование можно считать завершенным.
В ходе эмпирического исследования были определены три группы детей с разной степенью сформированности нравственных представлений.
Для группы детей дошкольников с низким уровнем сформированности нравственных представлений в детском саду, необходимо использовать следующие методы и приемы:
Осуществление этических бесед с детьми в естественной обстановке, дадут вероятность детям высказывать собственные соображения, свободно делиться впечатлениями. С помощью воспитателя ребята смогут правильно оценивать действия литературных героев, собственных ровесников и взрослых, научатся понимать, что можно, а что недопустимо, что нормально, а что неудовлетворительно. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д. В процессе разговоров, с помощью вопросов, ярких примеров, убедительных замечаний, уточнения высказываний детей, обеспечится активность ребят и закрепление правильных соображений, оценок. Ребенок окунается в ситуацию, ощущает себя ее участником, выбирает выход, определённый позитивной оценке.
Результативным методом ознакомления детей с многообразием действий и оценкой их моральной важности представляет собой художественная литература, в которой описываются определённые обстоятельства, закадычные к опыту детей. В произведениях описываются не лишь негативные процесса персонажей и их последствия, но и процесса, которые направлены на поправки героями собственных недочетов. Например, по рассказу К.И.Чуковского «Федорино горе» дети осознают необходимость исправления неблаговидных поступков.
Для создания правильной оценки поведения детей актуален метод рассказа с использованием демонстрационного и дидактического материала: произведения живописи, художественные фотоснимки, иллюстрации, продукта народных умельцев. Усиливает его восприятие нормально которое было подобрано музыкальное сопровождение. Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное влияние окружающей среды должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа. Эмоциональное сопереживание ребенка позволит сохраниться детским впечатлениям как можно дольше.
Игра также представляет собой один из очень эффективных средств в формировании нравственных представлений. Сюжетно-ролевая игра формирует представление о взаимопомощи и дружелюбии, представление о добре и зле. Она, как способ познания окружающего мира, предоставляет ребенку в яркой, доступной и увлекательной форме представления о том, как принято себя осуществлять в той или иной обстоятельства, вынуждает задуматься над своим поведением.
Вторая группа детей со средним уровнем сформированности нравственных представлений. Для этой группы детей также нужны разговоры. В беседе обсуждаемым фактам, событиям даётся анализ. Положительная анализ закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана предотвращать нежелательные действия. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и сторониться того, что осуждается. Положительный образ становится трендом для ребёнка в выборе поступка.
Несколько сложнее предстают перед детьми ситуации, в которых отрицательный поступок лишь описан. Слушателям предстоит оценить их и самостоятельно найти способ исправления. Например, рассказ Н.Д. Калининой «Разве так играют?». При обсуждении действий ребенка, забравшего себе много игрушек, появляется возможность убедить детей в справедливости правила совместного пользования играми, книгами и т.д.
Представления, которые получены детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный эксперимент поэтапно, постоянно. Таким образом, разговоры по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных стимулов культурного поведения, которыми он в будущем руководствуется в собственных поступках. В произведениях описываются негативные процесса персонажей и последствия таких поступков. Детям стоит исследовать эти процесса, доказать свою оценку и рекомендовать, как бы следовало поступить героям. Например, при обсуждении стихотворения С.В. Михалкова «Два барана», которые не хотели уступать друг другу и потом упали в реку, в ненавязчивой форме обосновывается целесообразность морального правила: «Надо уметь уступать, договариваться друг с другом».