ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Такие страны, как США, Великобритания, Канада, имеют крайне децентрализованные системы образования, хотя степень их децентрализации различна.
· В США решения по созданию учебных планов и программ принимаются на уровне штатов и школьных округов, несмотря на то, что в стране существует Министерство (Департамент) образования.
· Канаде отсутствует федеральное министерство образования, существуют только министерства провинций, которые и руководят развитием содержания образования в них.
· Великобритании разработка учебных планов и программ долгое время проводилась в самих школах, однако в последнее время положение изменилась.
· В Австралии определяются следующие цели разработки стандартов:
— определение содержания образования, которым должны овладеть все учащиеся, главным образом учащиеся обязательной ступени обучения;
— совершенствование и повышение уровня образования в стране;
— создание основы для оценки и измерения достижений учащихся;
— информирование учителей, учащихся, их родителей и общественности об ожиданиях в отношении достижений учащихся.
· В централизованных странах — Франции, Италии, Японии и ряде других — стандартизация проходит на уровне учебного плана. Распределение учебного времени по предметам или предметным областям является в этих странах прерогативой государства. В последнее время в этой группе стран, которые часто называют энциклопедическими по причине стремления включить в содержание образования как можно большее количество учебного материала, наблюдается тенденция к снижению нагрузки учащихся.
· Созданная во Франции комиссия по пересмотру школьных программ в докладе 1989 года особо подчеркнула необходимость сокращения и дифференциации содержания образования: Постоянное увеличение объема знаний делает бессмысленным амбициозное стремление к энциклопедизму. В содержании образования необходимо выделить обязательную часть, представляющую собой сумму знаний, абсолютно необходимых каждому человеку, дополнительную часть программ, позволяющую учитывать индивидуальные способности учащихся, а также факультативную, подлежащую усвоению самостоятельно, но находящуюся в сфере профессиональной компетенции учителя.
Почти во всех ведущих странах мира образование – приоритетный объект финансирования. Школьные ассигнования в этих странах во 2-ой половине XX в., утвердившись как одна из основных статей бюджета, росли быстрее, чем национальный доход в целом. Важные тенденции проявляются при реформировании управления образованием. Обозначились стремления создать компромисс между жесткой централизацией и широкой автономией при управлении школьным делом.
Во 2-ой половине XX в. мировая общеобразовательная школа приступила к реформам учебных программ . При сохранении известного консерватизма в вопросах содержания образования реформы направлены на то, чтобы сделать обучение более гибким, способным к обновлению, придать ему иной баланс обязательности и элективности, общего и дифференцированного.
К исходу XX столетия в ведущих странах мира произошло становление неполного среднего учебного заведения, в стенах которого приступили к дифференцированному образованию: младшей средней школы (США и Япония), объединенной школы (Англия), общей школы (Германия), единого коллежа (Франция).
11. Воспитание и обучение в Киевской Руси (X – XIII вв.) и Московском государстве (XIV – XVII вв.)
В Киевский период (X-XIII вв.) произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло изменения в воспитание и обучение.
Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего, от православия, которое сделалось с 988 г. официальной религией Киевской Руси.
Модель воспитания на Руси основывалась на патриархальном семейном укладе с непререкаемым авторитетом отца, строгой домашней дисциплине, подчиненном положении женщины и детей. Воспитательный идеал сводился к формированию добродетельного христианина. Главной почитаемой книгой русского народа стала ветхозаветная Псалтырь.
В 988 г. князем Владимиром Святославичем (980-1015 гг.) была открыта первая школа «учения книжного». Школа была явлением новым и воспринималась с опаской, поэтому образование на первых порах насаждалось сверху. В школах «ученья книжного» особое внимание отводилось изучению грамматики, риторики и диалектики, что было характерно для школ этого типа в Западной Европе того времени.
Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще всего «мастерами грамоты». Мастер мог иметь сразу нескольких учеников, которые и составляли «училище».
В XIII в. школы «ученья книжного» приходят в упадок. Одной из причин явилось обучение священниками грамоте у себя на дому детей из других семей и традиции семейного воспитания и обучения (передача профессии и связанных с ней знаний по наследству).
Постепенно чтение церковных книг стало единственной возможностью удовлетворить стремление к знанию.
Семейное воспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе народных традиций. Методы и приемы семейного воспитания были достаточно разнообразны, что нашло отражение в народных песнях, сказках,
притчах, былинах, загадках, считалках, скороговорках, обрядах, календарных праздниках и играх.
Школьное обучение в народе постепенно осознавалось как важное дело.
12. Школа и педагогическая мысль России в XVIII веке
XVIII в. – это время становления научной педагогической мысли России и развития теоретического православного педагогического сознания.
Большую роль в развитии российского образования в этот период сыграли ближайшие сподвижники Петра I - Прокопович Ф. и Татищев В.Н. Первый реформировал систему церковного образования, им же была открыта школа для бедных детей и сирот, написана азбука, а второй открывал горнозаводские школы на Урале. В своих трудах он выступал активным сторонником развития просвещения в России, доказывая его большую роль в судьбе России и каждого человека.
Ломоносов М.В. вёл непримиримую борьбу с теми реакционными учёными, которые тормозили развитие русской науки и подготовку «учёных россиян», пользуясь поддержкой придворных невежд, действовавших в корыстных целях. Он с возмущением говорил о том, что крестьянам закрывают доступ в учебные заведения, всемерно добивался организации в России бессословной школы.
И.И. Бецкой многое сделал для развития российского образования, и для развития педагогики. Он укоренил западно-европейскую педагогическую науку в России. Большая заслуга И.И. Бецкого состоит и в том, что он заставил задуматься общество не только об обучении, но и воспитании подрастающего поколения. В духе идей Просвещения Бецкой сформулировал новую идеологию русского Просвещения – воспитание «новой породы людей», согласно которой для преобразования несовершенного общества необходимо организовать правильное воспитание детей, которые затем смогут правильно воспитывать своих детей.
Большую роль в развитии общественно-педагогического движения в этот период сыграл Новиков Н.И., который попытался организовать народное просвещение независимо от государства, избрав основным средством для этого печать. Он издавал детские журналы, газеты (благодаря его стараниям резко возросла роль газеты в общественной жизни России), просветительскую литературу, учебники для народных школ.
Радищев А.И. выступал с критикой существующей системы образования, особенно таких её недостатков, как оторванность ребёнка от семьи в закрытых учебных заведениях, бюрократизм в образовании и т.д. Радищев основной задачей воспитания считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего своё отечество. Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Он указывал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное, а глубоко общественное дело. Он считал, что отношения родителей к детям должны быть основаны на взаимном уважении, любви, разумной требовательности; в этом одинаково заинтересованы все общество и каждый отдельный гражданин. Главное в формировании человека, по Радищеву, не его природные данные, а обстоятельства жизни, все те социальные факторы, которые окружают человека.
В этот период разрабатываются новые формы и методы обучения для всех школ. В области начального образования важнейшие перемены в содержании и технологиях обучения связаны с именем Янковича Ф.И.. Он многое сделал для введения в России классно-урочной системы.
Таким образом, в XVIII веке в России сформировалась идеология нового образования; в широком общественном сознании утвердилось понимание важности научного образования в судьбе государства и каждого человека; по существу, сложилась в определённой мере целостная система образования, состоящая из разных, хотя и не связанных друг с другом учреждений, начиная с малых народных училищ и заканчивая университетами (Московским и Санкт-Петербургским) и Санкт-Петербургской академией наук. Сложилась система церковных школ: училища, семинарии, с 1755 г. Московская духовная академия. Вместе с тем, новое светское образование (и воспитание) во многом оказалось отчужденным от традиционной российской, прежде всего православной, культуры, что вело к пренебрежению отечественной культурой, отчуждению образованных и необразованных людей; расколу светского и духовного образования и как следствие – к перекосам во всем строе русской жизни, особенно в нравственной и духовной областях .
13. Развитие системы образования и педагогической мысли в России в первой половине XIX века)
По данным 1797 года, процент грамотного населения был очень низким: 9,2% в городе и всего 2,7% в селе. И этот показатель становится еще более удручающим, если учитывать, что только 4% жителей страны было городским. При этом следует помнить, что в начале XIX века грамотными считались те, кто мог начертать свою подпись (вместо обозначения крестиком). Это очень низкий критерий грамотности. Ясно, что идея просвещения в этот период должна была стоять очень остро.
В связи с этим в 1802 г. создается Министерство народного просвещения. Его задачей становится полная реорганизация всего учебного процесса. В 1804 г. были опубликованы результаты работы Министерства: «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственным университетам». Согласно этим уставам, создавалась система администрирования учебными заведениями. Народное образование делилось на 4 ступени: — приходские училища; — уездные училища; — гимназии; — университеты.
Все эти этапы обучения были взаимосвязаны. Кроме того, вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, Петербургский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своем лице контроль Министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа. Попечителю непосредственно подчинялся и ректор университета. Ректор и профессора университета курировали гимназии, которые входили в округ, контролировали работу директора и преподавателей. Соответственно, директор гимназии курировал работу уездных училищ своего округа, а смотритель уездных училищ – деятельность приходских училищ. Эта система действовала не только в области контроля, но и содержала преемственность учебных программ всех ступеней.
14. Школа и педагогика России во второй половине XIX века
В ходе отмены крепостной зависимости крестьянства. настала расцвета национальной русской педагогики. Правительство всерьез занялось перестройкой школьной системы.
В ноябре 1855 г. были приняты новые правила поступления и обучения в университетах. Правилами отменялись ограничения числа поступающих в университеты.