Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 441
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
59 деятельности. К ним можно отнести: пропускную способность вводимых в эксплуатацию автомобильных пунктов пропуска, количество принятых предварительных решений о классификации товаров в соответствии с единой
ТН ВЭД ЕАЭС.
В качестве решения указанной проблемы можно определить выявление главных аспектов, оказывающих влияние на продуктивность таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. К таким факторам можно отнести обособленность решения должностных лиц таможенных органов от обязанности выполнения плана
1 2) Некорректная попытка служить универсальным инструментом оценки на всех уровнях иерархии: если таможенный пост и таможня непосредственно привлечены в осуществление таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, то уровень регионального управления предполагает деятельность по организации и управлению работы всех подчиненных таможен соответствующего региона.
Уровень Центрального аппарата Федеральной таможенной службы
Российской Федерации, помимо задач, возложенных на региональные управления (но в масштабах всей России), предполагает также и законотворческую деятельность, а также воздействие на таможенную политику государства. По вышеуказанным причинам деятельность таможенных органов разного уровня управления не может оцениваться по идентичным показателям.
Деятельность таможенных органов на каждом уровне иерархии должна оцениваться обособленно, в соответствии с целями и задачами, разными для каждого уровня. Также следует видоизменить существующие критерии и выработать качественно новую систему оценки результативности таможенной деятельности, которая охватила бы все иерархические ступени
1
Хапилин С.А. Методические подходы к оценке эффективности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях реализации административной реформы // Вестник
Томского государственного университета. 2012. №361. С. 131.
60 подразделений таможенных органов в отдельности и дала бы истинную аналитическую информацию таможенной деятельности
1
Одним из способов решения данной проблемы это разграничение эффективности управления на системную и операционную.
Операционной эффективностью называется эффективность непосредственной деятельности по таможенному оформлению и контролю, другими словами, это эффективность таможен и таможенных постов
2
Системной эффективностью называется эффективность управленческого труда на уровне РТУ и ФТС, поскольку именно качеством
«человеческого материала» этих уровней иерархической структуры определяется организационно-штатная структура и материально-техническая оснащенность
3 3) Наиболее «паразитирующим» эффективность системы таможенных органов является такой фактор, как коррупция. Таможенную службу довольно часто приводят в качестве примера в качестве наиболее коррумпированной. Учитывая важнейшую роль, которую играет таможенная служба в сборе доходов, расширению торговли, обеспечении национальной безопасности и защите общества, факт коррупции в таможенных органах отрицательно влияет на темпы социального и экономического роста страны и перспективы национального развития.
В целях профилактики коррупции предлагаются следующие мероприятия:
Для должностных лиц:
- Необходимо представление сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера;
1
Пятов А. А. Направления совершенствования оценки эффективности деятельности органов таможенной службы // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2013. №2. С.
66.
2
Лобанов В.В. Модернизация государственного управления: проблемы и решения // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 2. С. 43.
3
Там же.
61
-
Сообщать начальнику таможенного органа (представителя нанимателя), обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц для склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
- Не нарушать Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов.
Для начальников структурных подразделений, таможенных постов:
-
Проверять своевременное представление подчиненными должностными лицами сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера;
- Создавать нетерпимость к коррупционному поведению в структурном подразделении (таможенном посте) (во время повседневной деятельности и профессиональной подготовки).
Кроме вышеуказанных недостатков, нужно отметить, что и сама система информационного обеспечения оценки результативности деятельности таможенных органов требует совершенствования.
В настоящее время одной из самых сложных проблем является квантификация и формализация показателей результативности
1
. Этот процесс важен как для планирования деятельности государственных служащих, так и проведения оценки эффективности для определения уровня вознаграждения.
Количественные показатели результативности легче оценивать при проведении мониторинга
2
, к тому же, они служат гарантией объективности и независимости оценок от субъективного отношения руководителей к подчиненным.
Таким образом, можно выявить расхождения между имеющимся и необходимым уровнем методического обеспечения оценки деятельности таможенных органов:
1
Трофимова И.М. Оценка эффективности управленческой деятельности начальника таможни //
Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. №18. С. 167.
2
Староверова К.О. Управление эффективностью таможенной деятельности // 2015. №3. С. 13.
62
- Необходимая нормативно-правовая база оценки деятельности таможенных органов должна быть пластичной, чтобы реагировать на современные тенденции. Но, имеющаяся нормативно-правовая база не учитывает изменений в таможенном деле. Например, при подготовке
Доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России на 2015 и плановые 2016-2018 гг. практически не были учтены принципиальные изменения, которые происходят в связи с началом функционирования ЕАЭС России, Белоруссии, Казахстана, Армении и
Киргизии
1
;
- Необходимые стратегические приоритеты развития таможенной системы должны предполагать создание благоприятных институциональных условий для развития внешнеторговой деятельности, сокращение издержек участников ВЭД. Но анализ, проведенный для установления показателей результативности деятельности таможенных органов, позволяет сделать вывод о том, что реальными приоритетами деятельности таможенных органов являются полное и своевременное взимание таможенных платежей, а также точность и охват импортно-экспортных операций процедурами таможенного контроля
2
Но в итоге выбранные приоритеты таможенного регулирования приводят к таким негативным последствиям, как
3
:
1) уменьшение числа участников ВЭД;
2) нарастание фискального бремени для субъектов ВЭД;
3) модернизация путей уклонения от уплаты таможенных платежей и их широкое распространение.
- Система оценки эффективности деятельности таможенных органов должна быть основана на целях улучшения качества совершения
1
Староверова К.О. Управление эффективностью таможенной деятельности // 2015. №3. С. 13.
2
Рудакова Е.Н. Анализ системы показателей эффективности таможенной деятельности // Вестник
Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2015. № 2. С. 110.
3
Рудакова Е.Н. Система показателей эффективности таможенного дела: особенности формирования и совершенствования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика.
2014. № 1. С. 93.
63 таможенных операций таможенными органами
1
. Но на самом деле, акцент системы оценки эффективности деятельности таможенных органов смещен в сторону выполнения плановых показателей, что находится в прямой зависимости от материального поощрения должностных лиц таможенных органов. Результатом является повсеместная практика применения санкций в отношении структурных подразделений, не обеспечивших достижение показателей.
Проведя анализ системы оценки эффективности деятельности таможенных органов, можно сделать вывод о том, что ключевым аспектом повышения эффективности таможенной деятельности становится создание непредвзятой и комплексной системы показателей, которые будут отражать выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, которые позволят сконцентрировать внимание государственных служащих на основных приоритетах таможенной службы.
Модернизация системы показателей и самой методологии оценки эффективности работы таможенных органов – один из самых верных путей повышения уровня контрольных функций, улучшения управления таможенным делом и подъёма экономики страны.
Таким образом, в заключение данной главы можно сформулировать следующие основные выводы:
1) Показатели оценки эффективности деятельности таможен, в том числе и Владимирской, утверждаются ФТС России и ЦТУ, и делятся на контрольные и аналитические.
Данные показатели охватывают широкую область таможенной деятельности и характеризуют эффективность деятельности таможни в рамках финансовой деятельности, соблюдения сроков передачи электронных копий зарегистрированных деклараций на товары, равномерного расходования бюджетных средств, правоприменительной практики,
1
Рубинштейн Е.Д. Подходы к анализу эффективности реализации основных функций таможенных органов [Электронный ресурс]. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala /2015/4/ economics/ rubinshtein-blinova.pdf (дата обращения: 03.03.2016).
64 законности принимаемых сотрудниками Владимирской таможни решений, классификации и кодирования товаров, соблюдения торговых ограничений, валютного и экспортного контроля, результативности организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров и применение системы управления рисками и осуществления оперативного контроля.
2) В целом, за 2015 год Владимирской таможней выполнены практически все контрольные показатели на оценку «хорошо». За исключением объективно обусловленных отставаний, видна проблема деятельности Владимирской таможни в рамках таможенной классификации товаров, в том числе с применением СУР.
Касаясь аналитических показателей, видно стабильное невыполнение показателя «Уровень эффективности деятельности таможенных органов при осуществлении контроля таможенной стоимости».
3) Действующая система оценки эффективности деятельности таможенных органов характеризуется чрезмерно широким охватом направлений деятельности таможенных органов, высокой степенью субъективизма при определении итоговой оценки, что обусловлено взаимоувязанностью системы контрольных показателей эффективности деятельности с механизмом материального стимулирования должностных лиц таможенных органов, закрытостью системы оценки для непосредственных участников процесса таможенного оформления товаров. В данных условиях необходима кардинальная трансформация как самой системы показателей, так и процедуры оценки эффективности деятельности таможенных органов.
65
1 2 3 4 5 6
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
§ 1. Направления совершенствования показателей эффективности
деятельности таможен и их структурных подразделений
При условии достижения соответствующими таможенными органами показателей эффективности их деятельности, утвержденных приказами ФТС
России, осуществляется ежеквартальное материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов
1
Однако не всегда контрольные показатели деятельности таможенных органов находят полное выполнение, в частности и в рамках Владимирской таможни. Например, согласно ежеквартальным отчетам Владимирской таможни о выполнении контрольных показателей эффективности деятельности таможен и их структурных подразделений, практически в каждом квартале 2015 года не был выполнен на оценку «хорошо» показатель
№1 «Доходы, администрируемые таможенными органами».
Напомним, что выполнение данного показателя складывается из выполнения последнего структурными подразделениями Владимирской таможни, т.е. таможенными постами: Александровским, Владимирским,
Киржачским, Ковровским, Кольчугинским, Муромским, Владимирским
ЦЭД, Московским, Рязанским и Рязанским ЦЭД. В настоящий момент, вследствие соединения Владимирской и Ивановской таможен, к этому списку можно присоединить еще Ивановский, Кинешемский и Шуйский таможенные посты. Однако по состоянию на второй квартал, рассмотрим результаты лишь перечисленных таможенных постов (Таблица 6).
1
Приказ ФТС России от 11.10.2007 N 1258 «Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов
Федеральной таможенной службы».
66
Таблица 6 - Сведения о выполнении контрольного показателя № 1 в разрезе таможенных постов за второй квартал 2015 года
Таможенный орган
Контрольное задание на 2 квартал
2015 г.,
млн. руб.
Фактическое значение показателя,
млн. руб.
Выполнение контрольного задания,
%
Оценка выполнения
Александровский таможенный пост
356,00 333,39 93,65
неудовлетворительно
Владимирский таможенный пост
839,00 831,11 99,06
удовлетворительно
Гусь-Хрустальный таможенный пост
242,73 263,68 108,63
Хорошо
Киржачский таможенный пост
617,00 610,35 98,92
удовлетворительно
Ковровский таможенный пост
394,00 236,14 59,93
неудовлетворительно
Кольчугинский таможенный пост
268,00 256,04 95,54
удовлетворительно
Муромский таможенный пост
36,88 33,47 90,75
неудовлетворительно
Владимирский таможенный пост (ЦЭД)
876,00 768,62 87,74
неудовлетворительно
Московский таможенный пост
1 045,00 850,30 81,37
неудовлетворительно
Рязанский таможенный пост
930,00 771,81 82,99
неудовлетворительно
Рязанский таможенный пост (ЦЭД)
223,00 157,95 70,83
неудовлетворительно
Всего
5 827,61
5 150,03
88,37
неудовлетворительно
Анализируя данные таблицы, можно заключить что Гусь-Хрустальным таможенным постом контрольный показатель № 1 выполнен (оценка
«хорошо»).
Александровским,
Владимирским,
Киржачским,
Ковровским,
Кольчугинским, Муромским таможенным постом, Московским, Рязанским,
Рязанским (центром электронного декларирования) таможенными постами контрольный показатель № 1 не выполнен (оценка «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно») на основании следующего:
Александровский таможенный пост:
1)
Снижение деловой активности со стороны участников ВЭД;
2)
Динамика курсов валют.
Владимирский таможенный пост: